Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 21 ноя 2024, 11:59
Керчь


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Автографы керченских корабелов
СообщениеСообщение добавлено...: 25 дек 2022, 20:44 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
ГРЯДУЩЕМУ ВЕКУ

ГЛАВА ВОСЬМАЯ


Когда выходишь из автобуса пятого маршрута на остановке «Дворец культуры корабелов», в глаза сразу бросается оригинальная скульптура. Динамичная, одухотворенная фигура красивого, сильного человека устремлена вперед. В гордо взметнувшейся вверх руке он держит свое творение — корабль.
Здесь жилой микрорайон керченских судостроителей. В центре — Дворец культуры и Дворец спорта. Расположенные рядом, они хорошо дополняют друг друга, как бы воплощая образ жизни корабелов, у которых есть все возможности для интересного отдыха, развития своих творческих способностей.
В одном из залов Дворца культуры звучит мелодия. Запевает высокий тенор, льется его песня, рассказывая о солнечном крае, о любви двух сердец, и вдруг широким всплеском подхватывает солиста волна многоголосья — вступает хоровая капелла. Обычная репетиция. Академический хор судостроителей завода, которым долгие годы руководил И. В. Зелик (сейчас его сменил Л. И. Гаврисевич), часто выступает на заводе, его слышали в городах Крыма и республики. Что же заставляет этих людей — мастера слесарно-корпусного цеха К. Г. Шумского, бригадира судосборщиков И. Д. Исаева, инженеров Л. И. Божовского, В. А. Хрулева и многих других приходить сюда вечерами? Спросите любого — ответ будет один: «Мы занимаемся любимым делом».
Во Дворце культуры работают 20 коллективов художественной самодеятельности. Далеко известен за пределами города-героя детский народный ансамбль песни и танца «Крымчанка», которым руководит А. Ф. Викулова. Недавно коллектив был награжден бесплатной путевкой ЦК ВЛКСМ во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» имени В. И. Ленина, где познакомил со своей концертной программой детей из Венгрии, Чехословакии, Югославии, Монголии.
Активно работают созданные при Дворце клубы молодых специалистов, «Корабелы», «Молодая семья», «Ты плюс я», «Чайка», «Южаночка», «Парус». Тематические вечера неизменно собирают многих участников. Растет тяга людей к общению, к новым формам содержательного досуга. Творческая выдумка, постоянный поиск работников Дворца культуры способствуют удовлетворению самых разнообразных запросов требовательной аудитории.
На первенство Европы по борьбе дзюдо Сергей Злобин ехал без особых надежд. В столь крупных соревнованиях молодой судостроитель участвовал впервые. Единственный человек, который очень верил в него,— его тренер Николай Петрович Алексахин. После первых же дней состязаний Алексахин твердо знал: его воспитанник в своей категории — один из сильнейших. Вот только опыта недостает, а он в таких встречах играет немаловажную роль. Не все шло гладко у Сергея, каждая победа на пути к финалу давалась очень трудно. В итоге — серебряная медаль. В том же 1986 году он выиграл первенство на IX Спартакиаде народов СССР. Не отстает от него и младший брат Андрей. В 1986 году на первенстве Украины по борьбе дзюдо он стал чемпионом.
Более 15 лет тренер ДЮСШ судостроительного завода «Залив» Н. П. Алексахин растит юных спортсменов. Ему присвоено звание «Заслуженный тренер республики».

В 1974 году заводчане получили прекрасный подарок — Дворец спорта «Судостроитель». В нем—игровой зал, специализированные залы для борьбы, бокса, художественной гимнастики, настольного тенниса. Здесь же шахматно-шашечный, туристический клубы, медпункт, буфет.
Во Дворце проходит множество соревнований — от заводских до всесоюзных чемпионатов. Керчане и гости города могли наблюдать спортивные баталии команд высшей лиги, в составе которых — именитые участники первенств страны, Европы, мира, Олимпийских игр.
Дворец спорта вырастил в своих стенах 25 мастеров спорта СССР, 110 кандидатов в мастера спорта СССР, около 500 спортсменов первого разряда. Почти каждый год на первенствах области, республики, страны поднимаются на высшие ступеньки спортивной славы спортсмены-судостроители.
На заводе ежегодно проходит спартакиада по 13 видам спорта, в которой принимает участие каждый третий корабел.
Большие перспективы в подготовке спортивной смены заложены в работе спортивно-оздоровительного лагеря «Атлет». Каждое лето мальчишки набираются здесь сил, учатся жить.
На протяжении многих лет ведущим в городе остается клуб туристов «Синильга». Судостроители во время отпусков измерили огромные расстояния от Крыма до Таймыра, от Карпат до Байкала. Популярностью пользуются у них походы выходного дня по богатой достопримечательностями крымской земле.
Заводской спортивный комплекс открыт для всех желающих, для всех, кто дружит с физкультурой, кто с пользой для здоровья желает проводить свой досуг.

Алексей Алексеевич Майоров, бригадир судосборщиков достроечного цеха, слушая в Москве выступления делегатов XVIII Съезда профсоюзов СССР, невольно вспоминал время двенадцатилетней давности, когда его, молодого рабочего, впервые избрали председателем цехкома. Какие перемены произошли за этот сравнительно небольшой срок! Как изменился завод, как много решено важных Социальных вопросов. Сегодня нет проблем с местами в заводских детских садах и яслях. Еще в 1980 году завод полностью обеспечил потребность в детских дошкольных учреждениях. Теперь, наоборот, воспитатели уговаривают родителей отдавать детей на их попечение, а не оставлять с бабушками. В цехах открыты столовые с поточными линиями «Эффект», обслуживающими людей без малейших заминок. В доковом цехе, например, работают залы с комплексными, диетическими обедами, есть кафе, чайная.
Вторым «Артеком» называют заводчане свой пионерский лагерь имени Героев Эльтигена, многоэтажные корпуса которого раскинулись на берегу Черного моря. Ежегодно в лагере отдыхает более тысячи детей судостроителей.
Если пройти по берегу дальше, то выйдешь прямо к заводской базе отдыха. Среди цветов и зелени деревьев расположились одноэтажные коттеджи. База отдыха за лето принимает около 3 тысяч человек, по желанию можно приобрести семейные путевки. Организовано трехразовое питание в столовой, более 700 заводчан получают здесь льготное диетическое питание. Кроме того, профсоюзный комитет выделяет путевки в различные санатории и дома отдыха страны, организует коллективные экскурсии по Крыму. Основные расходы на социальное обеспечение судостроительный завод берет на себя. За год они составляют более 100 тысяч рублей.

Скоро забудется дорога и к старому одноэтажному зданию медсанчасти. У проходной завода высится четырехэтажный корпус заводской поликлиники, рассчитанный на 380 посещений в день. Практически все работники «Залива» к услугам медицины прибегают не по месту жительства — по месту работы. Прием ведут 24 врача.
Заводские мастера оснастили поликлинику селекторной связью, изготовили специальные столы с рецептотекой, оборудовали диктофонный центр, позволяющий во время приема больного не отвлекаться на записи.
В новой поликлинике для физиотерапевтических процедур отведен целый этаж, предусмотрено грязелечение, водный массаж.
Если же потребуется более основательное лечение или появится желание отдых совместить с лечебными процедурами, к услугам судостроителей санаторий-профилакторий. Много лет он размещался в тесных домишках без удобств в Старом Карантине. Теперь построен новый профилакторий в курортной зоне, на берегу моря. Светлые жилые комнаты, просторные холлы. Но главное — это его лечебная база, медицинское обслуживание. Если раньше оно сводилось лишь к назначению инъекций, то сегодня профилакторий располагает кабинетами электролечения, высокочастотной терапии, ингаляторием. В комнате психологической разгрузки снимаются усталость, нервное перенапряжение. Лечебная физкультура и массаж ликвидируют последствия гиподинамии, различных профессиональных заболеваний.
Из самых разнообразных смесей лечебных трав готовятся кислородные коктейли, и в столовой их назначают перед обедом в зависимости от профиля заболевания. Запланировано строительство водо- и грязелечебного корпуса.
Разрастаются заводские жилые массивы на побережье Керченского пролива. Шагнул к городу от телецентра новый микрорайон «Солнечный». Теперь строятся только девятиэтажные дома с улучшенной планировкой квартир. Пока, конечно, жилищная проблема на заводе остается острой. В достроечном цехе, например, половина рабочих — молодежь. Да что там цех: средний возраст керченских судостроителей не превышает 30 лет. Молодым семьям нужны квартиры. Чтобы обеспечить каждую из них отдельным жильем до 2000 года, необходимо ежегодно строить более 300 квартир. Задача заводу вполне по плечу, но для ее выполнения необходимо значительно расширить производственно-техническую базу участка строительства хозспособом.
Совсем недавно состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция, на которой широко обсуждались вопросы углубления перестройки, были приняты важнейшие решения по реформе политической системы, дальнейшей демократизации партии и общества, которые стали основополагающими документами для дальнейшей деятельности всех советских людей. Конференция стала огромным событием в нашей жизни.
Делегатом на партийную конференцию от керченских корабелов был избран Н. М. Бублик.

Н. М. Бублик

Изображение


Слово Николая Михайловича Бублика, бригадира судосборщиков докового цеха, делегата XIX Всесоюзной конференции КПСС.
— Я человек рабочий, и верю не слову, каким бы громким и убедительным оно ни было, а делу. Никогда не был делегатом партийного форума такого уровня, но часто бывал на встречах с делегатами партийных съездов, внимательно слушал их рассказы, задавал им вопросы. Поэтому сейчас скажу с уверенностью, что такого открытого, откровенного, искреннего разговора, как на конференции, не было никогда. Люди говорили о наболевшем, выслушивались, обсуждались самые различные, порой противоположные мнения делегатов. Было столько неожиданного, непривычного, что я ежедневно звонил в Керчь, на завод, рассказывал, советовался со своими товарищами по многим вопросам.
Сейчас, после конференции у всех есть горячее желание всерьез заняться переустройством жизни. Засучив рукава, браться за воплощение выработанной программы действий в своей бригаде, своем заводском коллективе. Проблем, вопросов, которые не решались как следует годами, у нас на заводе много. И одна из самых первых и сложных, пожалуй, подготовка рабочих кадров, молодой смены, тех, кому завтра строить суда. Я вижу причину многих наших производственных бед, да и не только производственных, в том, что рабочий класс, о котором мы так красиво и много говорим, долгое время формировался по такому принципу: двоечник, недотепа — иди в ПТУ, в рабочие, там твое место. Остальных же «тянули» — правдами и неправдами, хотели они тогда или нет,— в высшие учебные заведения. И вот они вскоре встречались: горе-инженер и лентяй-рабочий. О какой производительности труда, культуре производства, ускорении технического прогресса можно тут говорить? А ведь сегодня, как никогда, нужны рабочие высокой квалификации, образованные, грамотные, способные и мыслить и действовать смело, нестандартно.
Подготовка кадров для судостроительного производства — дело чрезвычайно ответственное. Сегодня мы его начали решать всерьез. Главные наши помощники здесь — хозяйственный расчет, самофинансирование предприятия. Каждый человек, его работа теперь будет на счету и на виду.
В центре внимания конференции стоял вопрос о всемерном повышении роли партии как политического авангарда общества. Эта ее «старая» новая роль необходима на всех ступеньках партийной работы, в том числе и на самой низовой. В нашей партгруппе четыре коммуниста. Трое с большим стажем и опытом, один — молодой, только год как получил партийный билет. Личный пример каждого коммуниста партгруппы — это и есть самая высокая действенность в работе цеха, участка, бригады. А вот уже повыше — в партбюро цеха, партийном комитете завода—там сложнее. Там зачастую работу с людьми заслоняют обязательные, навязанные свыше мероприятия, бумаготворчество. Вот где прежде всего требуется перестройка — в нашей партийной работе, в каждом звене. В ней столько накопилось формализма, столько серого, ненужного — очищаться от него и очищаться. Как и от не такого уж малочисленного отряда случайных людей в партии — карьеристов, бюрократов, равнодушных ко всему — и к своему напарнику по работе, и к жизни завода, и к судьбе всей перестройки. Место коммуниста — на самых трудных позициях, а не на самых выгодных. Перед людьми ничего не скроешь. Они отлично видят, кто из коммунистов работает, а кто отрабатывает, а то и просто норовит увильнуть. О партии же думают, судят и по этому человеку. Авторитет партия может укрепить только честной работой во имя человека, ни приказом, ни постановлением его не приобретешь.
Есть у меня еще одно партийное поручение — я член Орджоникидзевского райкома партии. Вся моя деятельность сводится к одному — присутствовать на пленумах райкома. Практической же работы никакой. Хотя каждый член райкома обязательно состоит в какой-либо комиссии. Так для чего их создают? Кому они нужны эти бесчисленные бездеятельные комиссии? Будет каждый коммунист честно трудиться в своем коллективе, вести за собой товарищей — не нужны нам будут эти «безработные» комиссии, всевозможные совещания, горы невыполненных постановлений и приказов. Так что здесь нужна серьезная перестройка.
Конференция позади. Решения приняты, курс выверен. Каждый коммунист призван стать борцом за перестройку. Борцом не на словах, а на деле. Это самый главный наказ, который мы получили на конференции,
Наша бригада сегодня занята на строительстве танкера «Карл Маркс». По плану мы должны сдать его заказчику в 1989 году, но если постараться по-настоящему, сможем передать судно мореходам значительно раньше намеченного срока. Выполним задачу — сделаем шаг вперед по практическому претворению в жизнь решений XIX Всесоюзной партийной конференции».

В одном из павильонов ВДНХ СССР около раздела выставки «Быт-86» собралось много посетителей. Их внимание привлекла мебель фирменного торгово-бытового предприятия «Наш дом» судостроительного завода «Залив» имени Б. Е. Бутомы. Интерес был не случайным: опыт «Нашего дома» пока единственный в стране. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за достижение больших успехов в развитии производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в 1986 году завод занял первое место. Секрет такого успеха прост. Внимание выпуску товаров народного потребления мы уделяем ничуть не меньшее, чем основной продукции.
Это мы сегодня свободно оперируем словами о перестройке, о новых формах хозяйствования, заключении прямых договоров с заказчиком, потребителем. А сколько усилий потребовалось инициаторам создания при заводе торгово-бытового предприятия, чтобы самостоятельно, без посредничества заключить союз с покупателем на совместное творчество и выполнять его пожелания. Почти пять лет шла борьба за новое слово в этом нужном и важном деле. Поразительно то, что вели ее судостроители. Они делали шаг вперед, а мебельщики и торговля стояли до конца на своих консервативных позициях. А теперь — успех, признание, награды...
Возможно ли из щитовых элементов собирать самые разнообразные жилые интерьеры? Фирма «Наш дом» отвечает: «Да, возможно! Наша универсально-сборная мебель поможет вам создать индивидуальный интерьер, избежать серийности. Взаимозаменяемость деталей мебели — это можно сравнить с детским конструктором — позволяет получать несколько вариантов гостиных, спален, детских, кабинетов, прихожих, кухонь».

Рассказывает директор торгово-бытового предприятия «Наш дом» Святослав Иванович Вишневский:
«Форму деятельности нашего предприятия определили ориентация на реальное жилищное строительство, реального потребителя, конкретные требования каждого заказчика. Ведь универсально-сборная мебель открывает широкие возможности адаптации к различным житейским ситуациям. Например, далеко не всегда семья, особенно молодая, может выделить отдельную комнату ребенку или главе семьи под рабочий кабинет. С помощью сборной мебели легко разделить комнату на своеобразные пространственные ячейки, функциональные зоны, сохранив в то же время стилистическое единство всего помещения. Если же заказчика не устраивают представленные в магазинах фирмы образцы интерьеров, то в этом случае дизайнеры помогают посетителю самому спроектировать интерьер жилища, выбрать вариант декора, фурнитуры. Выезжают они и на дом, чтобы на месте дать более точную консультацию.
Для тех, кто хочет воспользоваться услугами «Нашего дома», все начинается с экскурсии. В магазинах демонстрируются несколько видов гостиной, спальни, детской, прихожей, ванной, кухни. Устраиваются и специализированные выставки. Особенно много посетителей собирают интерьеры кухни. Здесь действительно можно увидеть немало интересных дизайнерских решений. Вам хочется выращивать дома зелень, овощи? Пожалуйста — под потолком размещают секции, в которых легко устроить домашний огород. У вас тесная кухня? Сэкономить место помогут подоконные секции с выдвижным столом. Раздражают идущие по стене трубы? Их можно «зашить» с помощью специального ограждения или декорировать цветами, полками под керамическую посуду.
Когда выбор сделан, продавец-консультант определяет комплектность заказа и его стоимость. Заказы обобщаются и затем поступают на завод. Примерно через два-три месяца покупатель получает извещение о том, что все готово. В удобное для него время бригада столяров приедет на дом и соберет мебель. Все это позволяет заводу избегать затоваривания — ведь он изготавливает лишь те изделия, которые имеют своего адресата.
Выбранный набор можно укомплёктовать мягкой мебелью, портьерными тканями, ковровыми изделиями, обоями, холодильником, радиоаппаратурой, осветительными приборами. Все это также доставляется на дом.
Планируется фирмой «Наш дом» и дальнейшее расширение услуг населению. Скоро здесь начнут шить портьеры, стелить полы, можно будет заказать двери, наличники, карнизы. В перспективе — выпуск резной и трансформируемой мебели. Предприятие готово к тому, чтобы заниматься проблемами быта в самом широком плане».

Мебельный цех на заводе «Залив» возглавляет инженер А. С. Ревякин. Конечно, нелегко было настроить производство на постоянно меняющуюся номенклатуру щитовой мебели. Заказчик привередлив, сегодня ему нравится одно, завтра — другое. А у краснодеревщиков «чубы трещат» от их прихотей. Терпят. Мало того, сами еще многое изобретают, дополняют, серьезно думают о перспективах роста своего цеха.
Завод приступил к обновлению всего мебельного производства. Установлены три станка для подклейки кромок мебельных щитов, заработала новая автоматическая линия по фонированию кромок. Заводскими умельцами сделан и смонтирован автоматический присадочный станок. Монтируется оборудование для сушки шпона, пресс для поклейки шпона и пластика. Создан специализированный участок для монтирования и крашения деталей, что значительно улучшило условия труда в цехе. Все это позволит в 1988 году увеличить объем выпуска мебели на 22 процента. Уместно будет сказать, что завод выпускает к своей мебели фурнитуру, колесные опоры, весь крепежный материал. Из мягкой мебели — подростковые диванчики, которым присвоен знак качества. В 1987 году освоено производство туристических палаток.
В нашем городе открыл свои двери магазин «Сделай сам». Это новая услуга, удобная и выгодная как для потребителя, так и для завода. По невысоким ценам здесь продают некондиционные детали. Из них умельцы смогут сами мастерить различные необходимые для дома поделки.

О многих ветеранах труда рассказывали мы в нашей книге. Рядом с ними плечом к плечу идет молодежь — их достойная смена. Хочется вновь подчеркнуть неоспоримый факт: создавая совершенные суда, мы создаем и крепкие рабочие судьбы.
Трудовая биография молодого судосборщика Н. В. Марговцева уместится на тетрадном листке бумаги. Но, как говорится, лиха беда — начало. Школу становления Николай прошел в доковом цехе в комсомольско-молодежной бригаде А. И. Кириллова. Выполнив интернациональный долг, вернулся в родной коллектив с медалью «За боевые заслуги». Комсомольцы цеха избрали его своим вожаком. Марговцев — делегат XXV съезда ЛКСМУ, член ЦК комсомола Украины.
В решающей степени успешная работа комсомольской организации зависит от личности ее руководителя, его энергичных поисков новых форм в организации трудового соперничества, досуга молодежи. Эту истину подтверждает умелое руководство Андрея Хотулева молодежью отдела метрологии. Портрет молодого коммуниста, наладчика контрольно-измерительных приборов и автоматики, секретаря комсомольского бюро отдела главного метролога — на заводской Доске почета.
Намного интереснее, содержательнее стала комсомольская работа в достроечном цехе, которую с недавнего времени возглавляет коммунист Евгений Кузнецов. Энергичный, умеющий работать с молодежью, вести ее за собой, он создал в цехе нетерпимую обстановку для нарушителей трудовой и производственной дисциплины, возглавил штаб заводского «Комсомольского прожектора».
Хорошо трудятся комсомольско-молодежные коллективы. Прочно удерживают лидирующие позиции бригады судосборщиков В. С. Сапожкова, токарей Н. П. Косенко. Бригада столяров Б. П. Просвирова известна крепкой дружбой сплоченных общими — и не только производственными — интересами людей. Не первый год они организуют свой досуг под девизом «Всей бригадой — на стадион».
Большое внимание комитет комсомола уделяет развитию научно-технического творчества молодежи, где главная роль принадлежит комплексным творческим молодежным коллективам (КТМК). Сегодня на заводе таких коллективов 17. Одним из них руководит лучший молодой рационализатор завода Александр Спицын.
Заводская комсомолия мобильна, у нее неисчерпаемые резервы. За молодежью — будущее. А каким они его представляют? Каким видят в этом будущем свой завод? Такой вопрос был задан молодым корабелам в одной из анкет. Когда прочитали несколько сотен ответов, суммировали наиболее интересные, проанализировали их — получился готовый рассказ. Поскольку писали его не фантасты, а молодые рабочие и специалисты, связавшие с судостроением свою судьбу, то полет их мысли в будущее исходит большей частью из реального.
Прежде всего завод «Залив» — это предприятие атомного судостроения, высокой культуры производства. Светлые, просторные, чистые цехи. Кругом цветники, кондиционеры поддерживают постоянную температуру, звучит легкая музыка. Люди в белых комбинезонах наблюдают за работой роботов-сборщиков, следят за режимом заданных программ ЭВМ.
Совершенно отсутствует электро- и газосварка. Соединение деталей, узлов, конструкций осуществляется специальными агрегатами — ни дыма, ни шума.
На судоверфи XXI века сохранен основной принцип крупноблочной постройки кораблей. Собираются секции, затем — блоки, в них сразу монтируются оборудование, механизмы, трубопроводы, приборы. Из таких насыщенных блоков вырастает уже готовое судно.
Кругом автоматизированные поточные линии, которые сами собирают в единые блоки многотонные конструкции, изготовленные с высокой точностью. Параллельно со сборкой идет испытание всех механизмов и оборудования.
Экскурсанта из прошлого может, конечно, удивить полное отсутствие в цехах и на территории завода подъемных кранов. Просто они оказались ненужными, поскольку малоэффективны. Ведь на одну тонну перемещаемого груза, как известно, приходится до пяти-шести тонн массы самого крана. Секции и агрегаты теперь подаются на нужные позиции специализированным напольным и конвейерным транспортом. Для мелких и точных работ при монтаже используются «механизированные руки» — элементы робототехники, сохранившиеся с прошлого века.
Что не претерпело особых изменений — так это стапель. Да и необходимости в этом не было никакой. Здесь, на стапеле, стыкуются готовые строительные блоки будущего судна. Несколько дней — и оно окажется на плаву.
А в целом вся верфь — как бы один главный пролет, вытянувшийся более чем на километр, к которому примыкают боковые сборочные корпуса. В конце пролет выходит в док, за которым — море.
На выведенном из дока судне останется закончить лишь мелкие наладочные работы и провести конечные испытания всех механизмов и приборов в комплексе — без выхода в открытое море. Здесь же судно передается заказчику.
Отдельное здание на верфи занимает ее «электронный мозг»: центральный пульт управления, автоматизированное конструкторское бюро, технологический комплекс. За мириадами мигающих огней, мнемосхемами, дисплеями наблюдает группа операторов — главных специалистов завода.
Вычислительная техника помогает осуществлять и планирование производства, начиная с ежесменного и кончая разработкой пяти- и десятилетних планов. За короткое время возможны многовариантные расчеты, позволяющие выбирать самый оптимальный и закладывать его в производственный процесс...
Впрочем, это уже возможно и сегодня. Да и как определить ее — эту границу между настоящим и будущим? Кто сегодня удивится работе в безлюдном помещении токарно-револьверных автоматов, то и дело отбрасывающих в бункер готовые детали? Привыкли мы и к причудливым манипуляциям «механических рук» станков с числовым программным управлением. Быстро и точно выбирают они нужный инструмент и устанавливают его на шпинделе, подчиняясь команде, записанной на перфоленте. А робототехнические комплексы, лазерные машины, ГАПСы?..
Да, будущее нашего завода начинается уже сегодня. И хотя ему только пятьдесят лет—срок для истории небольшой, есть главный критерий, которым определяется пройденный путь,— дела, свершения.
У колыбели нашей судостроительной верфи стояли люди, озаренные ярким светом Великого Октября. Мужественно сражались первые керченские корабелы с гитлеровскими захватчиками в годы их нашествия на нашу Родину. Вернувшись с победой, они не только заново отстроили завод, умножили трудовые победы, но и воспитали достойное поколение, которое продолжает сегодня дело своих отцов и дедов. И пусть не обо всех работавших и работающих на заводе рассказано в этой книге — разве обо всех и обо всем расскажешь? Но судьбы тех, чьи имена здесь названы, похожи на тысячи других, похожи на судьбы всех советских людей.
Керченские корабелы продолжают вести трудовую летопись родного завода, оставляя свои автографы для будущих поколений.

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: putnik, Диогения
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Автографы керченских корабелов
СообщениеСообщение добавлено...: 26 дек 2022, 19:46 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ


1934 Май. В Керчи начато строительство камыш-Бурунского судоремонтного завода Наркомата водного транспорта.
1937 На стройке развернулось стахановское движение на призаводской площадке построены магазин, поликлиника, баня, девять жилых бараков.
1938 Завод введен в строй действующих новостроек второй пятилетки.
Первый крупный судоремонтный заказ — пароход «Чапаев» водоизмещением 7 300 т..
14 июня Вышел первый номер многотиражной газеты«Сталинский путь».
Начато строительство жилых домов в Старом Карантине, соцгородке и на призаводской площадке.
1939 Построен цех № 1 (комбинат), предназначенный для выпуска спецкатеров.
1941 22 июня. Сдан первый построенный на заводе торпедный катер типа Г-5 водоизмещением 14,5 т.
Август. Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод Наркомата морского флота включен в число заводов Наркомата судостроительной промышленности (государственный союзный завод № 532).
1941 Ноябрь. Завод эвакуирован в Тюмень и Пермь.
1944 11 апреля. Освобождение Керчи от немецко-фашистских захватчиков.
Начало восстановления завода и рабочих поселков.
Для обеспечения завода квалифицированными рабочими кадрами открыто ремесленное училище № 7.
1945 Январь. Число работающих на заводе составляло около 100 человек, из них 12 коммунистов, 44 комсомольца.
Открыт первый детский сад на одну группу.
1947 Первыми послевоенными заказами судостроения были сухогрузные несамоходные баржи водоизмещением 250 т.. Впервые на заводе вспыхнула дуга автоматической сварки под слоем гранулированного флюса, получившая вскоре широкое распространение.
1950 Сдан первый базовый тральщик водоизмещением 500 т..
Комсомольцы и молодежь завода взяли шефство над строительством и сдачей этих заказов.
На заводе начал применяться поточно-позиционный метод постройки судов.
1955 Открыт судомеханический техникум.
1956 Завод приступил к постройке рыболовецких ботов. Началось строительство двухэтажных домов хозяйственным способом.
1957 20 лучших комсомольцев — победителей соревнования за право участвовать в республиканском слете молодых судостроителей награждены знаками ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ Украины «Отличник производства» и «Отличник социалистического соревнования судостроительной промышленности».
1958 Освоена аргонодуговая сварка при изготовлении изделий из легких сплавов, сварка винипласта и термопласта с применением терморегуляторов. Началась постройка несамоходных и самоходных понтонов.
1959 Освоена и внедрена полуавтоматическая сварка в среде углекислого газа, в дальнейшем получившая широкое применение и ставшая одним из ведущих видов сварки.
1960 360 участников заводского слета новаторов включились в социалистическое соревнование за право носить звание «Ударник коммунистического труда», 150 человек — за право работать по лицевым счетам семилетки.
1961 Организован участок фотопроекционной разметки лицевого металла в слесарно-корпусном цехе.
1963 Открыта столовая на 500 мест в призаводском поселке.
1964 Построен детский комбинат на 280 мест.
30 марта. Сдан головной нефтеналивной танкер «Баскунчак» водоизмещением 2 850 т., давший начало нефтеналивному танкеростроению. На заводе освоена масштабная разбивка теоретического чертежа корпуса судна на плазе.
1965 Начаты коренная реконструкция существующих мощностей завода и строительство большого судостроительного комплекса.
1966 Заводу присвоено наименование «Керченский судостроительный завод «Залив».
1967 Коллективу завода — победителю социалистического соревнования в честь достойной встречи 50-летия Великого Октября вручено на вечное хранение Красное знамя Крымского обкома Компартии Украины, облисполкома, облсовпрофа и обкома комсомола.
1968 Начато строительство сухого дока.
Начата постройка головного танкера «Керчь» водоизмещением 22 тыс. т из двух половин (кормовая и носовая) с последующей стыковкой и сваркой на плаву.
1970 785 передовиков производства награждены юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
В районе судостроителей по улице им С. Орджоникидзе вырос жилой массив из 5-этажных домов.
1971 Делегатом XXIV съезда КПСС избран директор завода И. Ф. Алексеев, делегатом XXIV съезда Компартии Украины — бригадир слесарей-монтажников механосдаточного цеха Герой Социалистического Труда С. Т. Бережной.
Введен в эксплуатацию сухой док, оборудованный шестью подъемно-транспортными кранами грузоподъемностью 30 т каждый, двумя 320-тонными козловыми кранами и преддоковой площадкой.
Началась постройка в доке супертанкера «Крым» водоизмещением 182 тыс. т..
1972 Сдано заказчику новое судно—последний из серии танкеров водоизмещением 1500 т. танкер «Ласпи».
1973 В числе 10 предприятий отрасли завод переведен на новый порядок планирования и оценки производственной деятельности по показателю нормативно-чистой продукции (НЧП).
1974 5 ноября. Супертанкер «Крым» вышел на ходовые испытания.
1975 Сдан морской дизель-электрический буксир-спасатель «Примерный».
1976 Внедрен новый способ модульной постройки судов в доке весом модуля до 600 т с максимальным насыщением секций, создан комплексно-механизированный корпусно-заготовительный цех (БКЦ-2).
Впервые в практике отечественного судостроения внедрен способ запрессовки крупногабаритных втулок рулевого устройства методом охлаждения в среде «сухого льда», внедрен оптический метод проверки с помощью теодолита при оконтуровке секций и блоков на стапеле и в сухом доке при формировании корпуса судов, внедрена беспостельная сборка и сварка секций строящихся судов в чистый размер.
Заводу присвоено имя Б. Е. Бутомы, бывшего министра судостроительной промышленности. Создан совет наставников
1 ноября. Открыт музей истории трудовой славы завода.
1977 Июнь. Более 30 работников завода первыми получили дипломы об окончании учебы в университете марксизма-ленинизма.
30 декабря. Вышел первый номер еженедельной заводской многотиражной газеты «Керченский судостроитель».
1978 Коллективу завода вручены Памятная грамота и Памятная медаль Президиума Верховного Совета Украины за успехи в выполнении производственных заданий и социалистических обязательств в честь 60-летия Великого Октября. Комсомольская организация завода награждена Памятной лентой ЦК ВЛКСМ к Красному знамени комсомольской организации за успехи в деле коммунистического воспитания комсомольцев и молодежи в ознаменование 60-летия ВЛКСМ.
Внедрена новая технология по испытанию главной силовой установки по программе швартовных и ходовых испытаний без выхода в море — у достроечной набережной — танкеров типа «Крым».
Сдан восьмой по счету танкер «Давид Гурамишвили» водоизмещением 22 тыс. т. для Грузинского морского пароходства.
Начато строительство 9-этажных домов с улучшенной планировкой квартир.
1979 Из дока выведен пятый по счету супертанкер «Кривбасс».
1980 47 производственных бригад, 343 рабочих выполнили свои социалистические обязательства в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина. Досрочно выполнили пятилетние задания 237 судостроителей. 127 передовиков производства награждены Всесоюзным знаком «Ударник X пятилетки».
24 апреля. В сухом доке заложен головной танкер «Победа» водоизмещением 84 500 т..
Август. Открыт Дворец культуры корабелов.
12 сентября. Покинул акваторию завода последний из супертанкеров танкер «Советская нефть».
Ноябрь. Построен деткомбинат «Ласточка». Практически решена проблема обеспечения детей заводчан местами в дошкольных учреждениях.
1981 Бригадир судосборщиков докового цеха Д. И. Забабуро избран делегатом XXVI съезда КПСС. Сдан головной танкер «Победа» — экологически чистое судно, отвечающее всем требованиям международных конвенций по охране окружающей среды.
Создан совет ветеранов войны.
1982 Судосборщик сварочно-сборочного цеха А. В. Диденко избран делегатом XIX съезда ВЛКСМ. Построен пионерский лагерь им. Героев Эльтигена.
1983 В честь 25-летия движения за коммунистический труд и коммунистическое отношение к труду на заводе развернулось соревнование под девизом «Рабочей минуте — строгий счет».
1984 Закладка первого отечественного ледокольнотранспортного лихтеровоза-контейнеровоза с атомной энергетической установкой.
Бригада судосборщиков слесарно-корпусного цеха А. Е. Бутенко первой на заводе выполнила план одиннадцатой пятилетки.
СПТУ № 9 исполнилось 30 лет. СПТУ № 11 им. Героя Советского Союза Н. И. Сипягина отметило свое 40-летие. За это время в стенах училищ подготовлено более 20 тыс. молодых рабочих.
1985 Учрежден переходящий кубок с силуэтом «Севморпути» для лидеров трудовой вахты под девизом «ХХVII съезду КПСС — 27 ударных декад». В честь 40-летия Победы 28 производственных бригад рапортовали о досрочном выполнении своих пятилетних заданий.
Впервые в отрасли внедрена новая форма услуг населению — изготовление и реализация щитовой мебели через фирменное торгово-бытовое предприятие «Наш дом».
1986 20 февраля. Вывод из дока ледокольно-транспортного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» в честь открытия XXVII съезда КПСС.
Все трудовые коллективы завода поддержали почин бригады судосборщиков докового цеха «Плановое задание двух лет пятилетки — к 70-й годовщине Великого Октября».
29 декабря. Досрочное завершение годовой программы по объему производства и выполнения социалистических обязательств коллектива завода.
В районе телецентра началось строительство нового жилого микрорайона «Солнечный».
1987 Март. Делегатом XVIII съезда профессиональных союзов СССР избран бригадир сборщиков-достройщиков А. А. Майоров. Судосборщик докового цеха Н. В. Марговцев избран делегатом XXV съезда ЛКСМ Украины.
По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за IV квартал 1986 г. коллективу завода присуждено II место с вручением Почетного диплома коллегии Министерства судостроительной промышленности и Президиума ЦК профсоюза работников отрасли.
По итогам социалистического соревнования за 1-е полугодие 1987 г. коллектив завода награжден Красным знаменем Министерства судостроительной промышленности и Президиума ЦК профсоюза отрасли за высокие показатели в производстве товаров народного потребления. Судостроители приступили к строительству второго атомного лихтеровоза.
30 сентября В состав Новороссийского морского пароходства вошел седьмой по счету танкер «Александр Покрышкин» из серии «Победа».
1988 Июнь. Делегатом ХІХ Всесоюзной партийной конференции избран бригадир судосборщиков докового цеха Н. М. Бублик.
Год 50-летия завода. За полвека построено около 900 судов по 23 различным проектам общим водоизмещением более 2 млн т..
Только за десятилетие — с 1964 по 1974 год — единичный тоннаж судов возрос в 100 раз. Сдан в эксплуатацию атомный исполин «Севморпуть».
380 работников завода удостоены государственных наград, 131 передовик производства носит звание «Почетный судостроитель», 185 участников Великой Отечественной войны награждены трудовыми орденами и медалями.
За 50 лет для судостроителей построено 5 микрорайонов, включающих около 180 зданий и жилых домов общей площадью 300 тыс. м2, 9 домов для малосемейных, 3 общежития, 8 дошкольных комбинатов, 3 школы, пионерский и спортивные лагеря, база отдыха, Дворец культуры и Дворец спорта, поликлиника и ряд других объектов социально-бытового и культурного назначения.

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: putnik, Диогения
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Автографы керченских корабелов
СообщениеСообщение добавлено...: 27 дек 2022, 19:56 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
Танкер «Крым». Вид сверху

Изображение


Уходит на испытания последний супертанкер

Изображение


У достроечной набережной завода

Изображение


Закладка первой секции танкера «Победа»

Изображение


В доке — нефтеналивной танкер типа «Победа»

Изображение


Винторулевой комплекс танкера «Победа»

Изображение


Изображение


На торжественные проводы танкера «Александр Покрышкин» приехали жена прославленного летчика Мария Кузьминична, дочь Светлана и внук Павлик

Изображение


В корпусообрабатывающем цехе

Изображение


Наладка оборудования линии ГАПС в механосборочном цехе

Изображение


Ледокольно-транспортный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с атомной энергетической установкой

Изображение


Герой Социалистического Труда, почетный судостроитель С. Т. Бережной

Изображение


Бригадир судосборщиков докового цеха, лауреат Государственной премии СССР, делегат XXVII съезда КПСС Н. Т. Чудной

Изображение

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: putnik, Диогения
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Автографы керченских корабелов
СообщениеСообщение добавлено...: 28 дек 2022, 20:18 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
Ветераны-судостроители

Изображение


Новый микрорайон «Солнечный». Здесь живут корабелы

Изображение


Один из вариантов интерьера кухни, который предлагает фирменное торгово-бытовое предприятие «Наш дом»

Изображение


На базе отдыха

Изображение


Дворец культуры корабелов

Изображение


На занятиях в кружке художественной гимнастики

Изображение


Хоровая капелла Дворца культуры корабелов выступает на открытии мемориала защитникам Огненной земли в пос. Героевское

Изображение

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: putnik, Диогения
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Автографы керченских корабелов
СообщениеСообщение добавлено...: 29 окт 2023, 17:52 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
phpBB [media]

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: putnik, Диогения
Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 64


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума
Top.Mail.Ru