Форум "В Керчи" https://xn--b1agjg5a5b.xn--p1ai/ |
|
Зарисовки из прошлого. https://xn--b1agjg5a5b.xn--p1ai/viewtopic.php?f=11&t=127 |
Страница 1 из 5 |
Автор: | Руслан [ 04 май 2010, 01:22 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
Картинки истории. Керчь конца XIX в. В 1970 г. керченскому Приморскому бульвару исполнилось 100 лет. До революции в самом начале бульвара стоял ресторан «Лизина роща». По вечерам здесь веселилась избранная публика, причислявшая себя к членам английского клуба. Простой же народ довольствовался тропинками горы Митридат, где не висели объявления: «Вход собакам и нижним чинам запрещен». Для простых смертных не было запрета общаться с природой в одних только разросшихся садах Дубенских, Абдуль-Керима, Эйзеля и Вагера. От рабочей Литвинки от Вагеровского пруда трудились они от рассвета до рассвета. Керчь конца XIX в. была городом контрастов. В одном месте здесь уживались частные купальни и свалка в конце бульвара (у агентства «Русское общество пароходства и торговли»). Рабочие и нижние воинские чины купались в воде, имевшей, как тогда говорили, цвет настойки из навоза. В то время бочки ассенизационного обоза выливались прямо в Керченскую бухту. Картину керченской набережной образно рисовал «Русский сезонный листок»: «Возле агентства, у берега, – старое тряпье. Тут попадаются кошки и собаки, старые сапоги, пыль и сор, собранные с улиц города…». Отдохнуть местные буржуа выезжали по воскресным дням в загородный казенный сад. Улицы, исключая главную – Воронцовскую и набережную, по обыкновению не поливались, и местные газеты советовали по дороге в загородный сад не раскрывать рта. Казенный сад с его качелями, велосипедами и ротондой казался землей «обетованной» в протухшей запахом рыбы и всегда пыльной Керчи. За огненными фейерверками и бравурными мелодиями оркестра, за таинственным светом фонариков у темных аллей не могла спрятаться мещанская убогость провинциального города. Порою между громами пугающих слух труб в репертуар военного оркестра вплеталась узорчатая украинская песня. И совсем другим был сад, когда стекались в него, прихватив самовар или чайник, рабочие на маевку. Тогда под застилавшими небо кронами деревьев звучали гневные слова агитаторов, призывавших к свержению царского строя. Источник: В. Случанко. «Вечерняя Керчь» N 20, 2003 г. Керчь вечерняя. 1893 г. Старая Керчь. Город степной скуки и звонкой морской низовки. Два места в городе предназначалось для развлечения по вечерам. То были Приморский бульвар, где в ресторане «Лизина роща» веселилась состоятельная публика, и Казенный сад. Вот как описывает набережную «Сезонный листок» от 6 августа 1893 г. «На бульваре сплошная давка. Вечер тихий, ни малейшего колебания воздуха, а тут «топчут ноги, шлейфы рвут», а из оркестра вы слышите партию геликона и барабана. По дороге в загородный сад не раскрывайте рта, рискуете откусить себе кончик языка, или не досчитаете пары зубов. Вы идете по неосвещенной аллее, а за поворотом начинают мигать фонарики. В ротонде военный оркестр откалывает «концертные вещи», как выражается маститый маэстро г. Тамплер, «… вроде «Галопа», «Железной дороги» или вальса «Клико», его солдаты, хотя и немного дерут, но зато уж в рот хмельного не берут». По вечерам Казенный сад преображался. На смену качелям и велосипедам являлось открытие ресторана. В ресторане всем заправлял мастер кулинарного искусства, некто Дюков, уверявший, что в Казенном саду имеется «аккуратная и расторопная прислуга». Так вы заказывали «шницель по-венски» или бутылку «хлеборади» подлетавшему к вашему столику человеку, ждали час, другой и, наконец, получали свой шницель. С ума сводили керчан дюковские деликатесы и пикантесы… Публику услаждал маленький, но недурно организованный оркестр г-на Живаго. Яркое (в кавычках) освещение аллей Казенного сада доставляло немалую практику глазным врачам… Таковы они были, «керченские вечера…». Источник: Б. Случанко. «Вечерняя Керчь», 2003 г. |
Автор: | Руслан [ 04 май 2010, 01:32 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
Быт керчан 20 – 30 годов В начале ХХ в. Керчь была городом частных домовладений. В 1920 – 1921 гг. началась муниципализация и передача городу частного жилья. Муниципализированный жилой фонд находился, в основном, в пользовании жактов, образованных в 1925 г. В 30-х гг. город не имел достаточно развитого городского хозяйства, испытывал недостаток в питьевой воде, многие улицы не имели мостовых и тротуаров, электрического освещения, зеленых насаждений, в городе имелся единственный сквер, 2 бульвара с жалкой растительностью и казенный сад. Сложным оставался вопрос с водоснабжением. До 1928 г. Керчь пользовалась водопроводом, построенным еще в 1895 г. на ул. Греческой (Театральной). Водой обеспечивалось несколько улиц путем постройки водоразборных будок (1934 г. – 14 шт.). Кроме того, имелось 200 артезианских скважин, по которым вода поступала с глубины 25 – 30 м. Город был многонациональным. Население расселено преимущественно по тем или иным национальным группам. Русские, украинцы и болгары жили, практически, во всех населенных пунктах вокруг города и в нем самом. Чисто городскими жителями являлись евреи, караимы, крымчаки, итальянцы, поляки, эстонцы, греки, немцы. Татары жили большей частью в Русско-Татарской слободе, в п. Джанкой и, отчасти, в городских кварталах вдоль речки Мелек-Чесме. К каким занятиям имели отношение жители многонациональной Керчи? Торговлей занимались преимущественно евреи, греки, крымчаки. Значительной была эта прослойка и среди ремесленников. Крымчаки также занимались медницким и жестяницким делами и являлись лучшими сапожниками. Были среди жестянщиков и греки. В морском деле преуспевали греки и итальянцы, среди них были известные водолазы, лоцманы, судоводители. Они же занимались виноградарством и садоводством. В важнейшем промысле данной местности – рыболовстве – были заняты и греки, и украинцы, и русские. Земледельческим трудом занималось восточно-славянское население, а также татары и греки. Итальянцы и армяне были известны в городе как хорошие огородники. Итальянцы выращивали лук, картофель и знаменитые помидоры, завезенные ими со своей родины. Армяне занимались поливным огородничеством в долине Мелек-Чесме, где имелись специальные бассейны, устройства для подъема воды. Бондарное производство очень характерно для Керчи, поскольку виноградарство и рыбное дело требуют бочкотары. Бондарями были русские и украинцы. Скотоводами (прежде всего овцеводами) были татары, болгары. Занимались этим и восточные славяне. В 20 – 30 гг. Керчь была провинциальным городом. Как в большом, так и в малом городе есть своя главная улица. В Керчи с 1921 г. ею является улица им. Ленина. До 1929 г. на этой улице помещались частные магазины Кушнарева, Деспотули, Малкина, Месаксуди, Ломовского, фотоателье Каменецкого, Ташлицкого, Сокольского и других. Эта улица была самой красивой и зеленой. Вдоль улицы росли акация и софора. Облик города дополняли церкви Иоанна Предтечи, Афанасьевская, Свято-Троицкий собор, церковь у Сенного рынка и др. Уличная толпа была разномастная, пестрая, в которой наблюдалось много контрастов. Здесь можно было встретить врача с кожаным саквояжем, инженера в фуражке, на которой были знаки профессии – молоток с разводным ключом, милиционера верхом на лошади, священника в рясе, разряженную даму в манто с муфтой, ридикюлем, в фетровых ботинках; татарина в тюбетейке, татарку в мароме. В Керчи осень обычно дождливая, поэтому носили макинтоши. Это прорезиненный плащ, серенький, непромокаемый. У всех на ногах блестели галоши. Их снимали в раздевалках, гардеробах и входили в дом без уличной грязи. Боты, галоши – глубокие, мелкие, дамские на каблуках – внутри были выложены малиновой байкой, к которой прикреплялись инициалы владельца. По мостовым, выложенным булыжником, шествовали ломовые и легковые извозчики. Ломовые были одеты в красную суконную жилетку, перепоясанную кушаком, легковые извозчики носили кафтаны. Поездки по любым маршрутам, в том числе и загородным, можно было совершить на «линейках». Стоянки таких «такси» располагались у «Нового» базара и на станции Керчь-1. Источник: З. Махова. «Вечерняя Керчь» N 15, 2003 г. |
Автор: | Руслан [ 04 май 2010, 01:35 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
Зарисовки из прошлого. Керчь 30-х В начале 30-х гг. в Керчи было 4 рынка. Они являлись отражением социально-экономических отношений. Здесь сталкивались представители всех социальных слоев: богатые и нищие, бродячие торговцы, бедняки, которые покупали подержанные вещи. Рынки были открытыми, товар лежал как на прилавках, так и на земле, на мешковине или рогожке. На «Новом» рынке в большом ассортименте всегда имелась рыба: хамса, бычок, сельдь, судак, камбала, кефаль, барабуля. Летом, когда созревали фрукты и овощи, можно было видеть среди местных продавцов и турок. Они прибывали в город на фелюгах, привозя ароматные дыни и арбузы. На «Сенном» рынке слышалось кудахтание кур, гоготание гусей, визг свиней и поросят. Возы стояли неподалеку. Лошадей обычно выпрягали, они ели сено, которое лежало на телеге, или жевали овес из торб. Здесь же существовала «толкучка», где продавали всякие поношенные и случайные вещи. Встречались на улицах молочницы – крепкие, краснощекие тетки, тащившие бидоны молока, корзины с творогом и яйцами. Они приезжали из окрестных деревень Маяк-Салынского и Ленинского районов. Женщины часто разносили продукты по квартирам. Вещи в ту пору носили подолгу. Их хранили в сундуках, комодах по несколько лет, пересыпая нафталином. С приходом тепла в коммунальных дворах можно было видеть вывешенные на просушку муфты, шали, шелковые платки, френчи, костюмы из бостона, чесучи, плюшки, шубы. Керченские дворы были интернациональными. Лишь иногда в них селились люди одной национальности. Дворы были чистыми, уютными, мощеные каменными плитами или булыжником. Они были зелеными и тенистыми. Почти в каждом дворе рос виноград. В 30-х гг. в Керчи действовало 47 школ I ступени (4-летние) и II ступени (7 – 9-летние), которые давали неполное и полное среднее образование. Школы были национальными: греческие итальянские, татарские, еврейские, русские. Школьную форму тогда не носили. Учащиеся старших классов щеголяли в полосатых футболках, в брюках клеш и тупоносых ботинках – «бульдогах». У молодых людей на пиджаках красовались значки обществ: МОПР, «Друг радио», «Друг детей», «Долой неграмотность», «Долой рукопожатие», общества смычки города с деревней, Осовиахима. Быть членом какого-либо общества считалось престижным, так как членство в них было неформальным. Рабочие факультеты в Керчи появились в начале 20-х гг.: Босфорский университет и филиал Московского института рыбной промышленности. Эти учреждения готовили молодежь для поступления в вуз. Рыбфаковцы ходили с учебниками в руках, связанными ремешком, в ботинках с обмотками. Такую одежду носили от бедности, однако бедность была пролетарской, потому не было стыдно. Праздники ждали и проводили весело. В витринах магазинов, парикмахерских, где стригли мужчин под «бокс», «полубокс», в домах электролампочки обертывали красной бумагой, вывешивали портреты вождей. Флаги появлялись на домах и центральных улицах города в даты Октябрьск5ой революции, 18 марта – День Парижской коммуны. Отдыхали керчане на набережной, посещали кинотеатры «Заря», «Колхозник», «Пионер», в которых демонстрировались фильмы «Чапаев», «Мать», «Веселые ребята», «Броненосец Потемкин», театр, где выступали артисты Большого театра Александр Батурин, певица Тамара Церетели, балерина Ирма Дункан и другие. Событием в городе стало появление в середине 30-х гг. первого советского автомобиля «НАМИ» (1927 г. вып.). Автомобиль выглядел хлипким по сравнению с «Фордом», но зато был советским. Также в городе была одна «Эмка» выпуска 1931 г., один трофейный длинный американский «Линкольн» с гончей собакой на радиаторе и еще несколько автомобилей иностранного производства, использовавшихся до конца 30-х гг. в качестве частных такси. Источник: З. Махова. «Вечерняя Керчь» N 16, 2003 г. |
Автор: | supermen [ 06 май 2010, 22:27 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
Еще!!! ;) |
Автор: | Руслан [ 06 май 2010, 23:42 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
Пантикапей во времена Спартокидов В эпоху расцвета Пантикапей украшало множество статуй. Они стояли на площадях, на акрополе, в храмах. Огромное количество обломков мраморной скульптуры, хранящихся в музеях, говорит о пристрастии пантикапейцев к этому виду искусства. В Керченском музее есть мраморный алтарь прекрасной работы с изображением шествия женщин. Мраморный рельеф, на котором изваяны фигуры Аполлона, Артемиды, Гермеса, еще в 1840 г. был отправлен из Керчи в Одесский музей, много обломков статуй находится в Эрмитаже. Все это, конечно, лишь остатки: большая часть произведений искусства безвозвратно утрачена. О высоком уровне боспорской архитектуры можно судить, в частности, по раскопкам курганов. Многие подкурганные склепы – подлинные шедевры архитектуры. Два из них сохранились и составляют достопримечательность современной Керчи. Это Царский курган, расположенный к северу от Керчи, и Мелек-Чесменский – на территории города. Боспорским зодчим удалось достичь в них удивительной гармонии, сочетая простоту форм и строгость пропорций с грандиозностью постройки. В Царском кургане, сооруженном во второй половине IV в. до н. э., был, по-видимому, погребен один из Спартокидов. Высота кургана – 17 м, окружность – 260 м. Дромос (коридор) протяженностью 36 м ведет в камеру, находящуюся в центре кургана. При сооружении склепа строители применили несколько особых приемов. По мнению В. Д. Блаватского, они сознательно допустили отклонения от симметрии, отчего входящему в дромос длина его кажется меньше, а смотрящему из склепа – гораздо больше, и поэтому бесконечно далекими представляются земля и небо, видимые через узкий вход. Этим как бы подчеркивалось, что к жизни нет возврата. Одновременно с Царским – в IV в. до н. э. – сооружен и Мелек-Чесменский курган, расположенный на берегу речки Мелек-Чесме, от которой он получил свое название. Курган этот, по размерам несколько уступающий Царскому (высота его 8 м, диаметр 60 м), сходен с ним в архитектурном отношении – устройстве склепа. Вообще, склепы с уступчатым перекрытием – не редкость. В окрестностях города, особенно на некрополе Юз-Оба, ограждающем дугой долину перед Пантикапеем, это, пожалуй, господствующий тип подкурганного сооружения. Известны склепы и иной конструкции. В Павловском кургане, например, в качестве перекрытия использованы каменные плиты. При раскопках одного из курганов группы Юз-Оба обнаружен двухкамерный склеп с уступчатым потолком, в другом (так называемом «Змеином») уступчатый свод дромоса сочетался с полуцилиндрическим перекрытием камеры. Раскопки, проведенные еще в прошлом столетии, показали, что боспорские подкурганные склепы – явление незаурядное. В одной лишь гряде Юз-Оба заключался как бы заповедник из сооружений различных типов, возведенных боспорскими зодчими и каменотесами. Уже в IV в. до н. э. (раньше, чем в других областях Греции) на Боспоре создана такая конструкция свода, которая могла выдержать огромную тяжесть насыпи кургана. С этой-то целью и применена система так называемого ложного свода: горизонтальные плиты укладывались одна над другой, причем верхние слегка нависали над нижними и вместе с такими же нависающими плитами других стен образовывали ступенчатое перекрытие. Но не только своей архитектурой примечательны боспорские склепы. В некоторых из них сохранилась многоцветная роспись. Так, в склепе конца IV в. до н. э., исследованном В. В. Шкорпилом, стены расписаны полосами – белой, красной и желтой. Вверху на белом фоне нарисованы как бы развешенные на гвоздях венки, повязки и сосуды для масла, обычно применяемые атлетами. Вся система чередующихся полос повторяет конструкцию стены обычного дома – ее цоколь, сырцовые стены и балку под потолком. Особо широкое распространение получила роспись скальных склепов в римское время. Боспорские каменные склепы сооружались для власть имущих. Простые смертные чаще всего хоронили умерших в грунтовых могилах, обложенных плитами или черепицами. Обряд погребения был греческий, в основном трупоположение, но отмечалась археологами и кремация, особенно в VI – IV вв. до н. э. Над могилами ставили каменную плиту с именем погребенного. В V в. до н. э. привозили дорогие мраморные стелы из Афин, украшенные рельефными розетками. С эпохи эллинизма для погребения стали употреблять местный известняк, вырезать на надгробиях пальметты (пальметта – орнамент, напоминающий пальмовые листья) и изображения умерших. «Портреты» эти варьировались: умершие запечатлены то в виде всадника, то воина, стоящего со щитом. В подавляющем большинстве рельефные надгробия носят ремесленный отпечаток, изредка встречаются более или менее художественные. Позднее, уже в римское время, на надгробиях появляются изображения загробной трапезы: мужчина показан возлежащим на ложе, а рядом сидит в высоком кресле его жена. В надписях, вырезанных на стелах, сообщали обычно имя умершего, указывали его родину, причину смерти. Благодаря этому удается выяснить этническую принадлежность пантикапейцев, проследить за изменениями в составе населения города. К эпохе эллинизма в Пантикапей проникает множество чужестранцев, выходцев из других греческих городов. Есть упоминания о прибывших из Феодосии, Нимфея, Кеп, Херсонеса. Наряду с этим надгробные и посвятительные надписи называют жителей Гераклеи, Амиса, Пафлагонии, Спарты, Родоса и других мест. Пантикапей был довольно крупным (по античным масштабам) и живописным городом. Он занимал все склоны горы, на севере границы его доходили до устья реки Мелек-Чесме. Площадь города в период расцвета составляла примерно 100 га. Приплывающие морем видели холм акрополя с белокаменными храмами на вершине. На склонах, превращенных подпорными стенами в широкие террасы, возвышались богатые дворцы Спартокидов и их приближенных, среди зелени деревьев ярко алели черепичные кровли домов с различными украшениями. Широкая лента стен акрополя опоясывала вершину горы. Внизу, у моря, поднимался лес мачт и доносился стук молотков. И всюду толпились, расхаживали, деловито сновали люди: на рыночной площади, у причалов – торговцы и рыбаки, близ мастерских, на верфях, у стен города – ремесленники, наемные воины, рабы... Так было две с лишним тысячи лет назад. Археологические памятники Крыма. Город Пантикапей. И. Марченко |
Автор: | supermen [ 07 май 2010, 09:57 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
Руська писал(а): ...Приплывающие морем видели холм акрополя с белокаменными храмами на вершине... Я вспомнил! Так воно и було!!! |
Автор: | Руслан [ 07 май 2010, 10:33 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
supermen писал(а): Я вспомнил! Так воно и було!!! В тебе сидит дух Митридата. |
Автор: | supermen [ 07 май 2010, 11:17 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
Руська писал(а): В тебе сидит дух Митридата. Можно даже допустить что Он - это Я.... |
Автор: | Селим [ 11 май 2010, 15:06 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
Спасибо, Руслан, очень яркие и образные тексты. Читая, ощущаешь себя частью этого многовекового города... |
Автор: | пух [ 14 июн 2011, 23:37 ] |
Заголовок сообщения: | Зарисовки из прошлого. |
........в домах электролампочки обертывали красной бумагой........ ---------------------------------------- И уже в то время велась беспощадная борьба с воровством электроэнергии ! А выглядело это так : электросчетчиков тогда не было,вернее они были но в ...Европе,США (для справки - первые Советские электросчетчики ,это Сименсы которые вывезли из Германии по репатриации вместе с заводом и ИТРом сначала в Вильнюс , а затем после освоения производства в Москве и Ленинграде продолжился выпуск и появились новые модели). Итак,сам процесс воровства - счетчика нет , значит приходил инспектор из энергонадзора и вписывал у себя в ведомость количество ламп и их мощность в свечах(позже в ваттах), рассчитывая для каждого домовладения сколько времени светит лампа и соотвественно кто сколько должен платить.Вот тут НАШ человек начинал мудрить - вписывали в ведомость лампы с меньшей мощность - зато вкручивали с большей,а для того что бы инспектор не засек такое кидалово - и вешали абажуры из газет,или на праздники из красной или разноцветной бумаги. Второй тип воровства - ЖУЧЕК --цоколь сгоревшей-разбитой лампы с самодельной розеткой и патроном для лампы(сейчас таких полно на всех раскладках торгующих китайческим ширпотребом с гордой надписью маде ин Раша).С помощью такой приспособы можно было сделать освещение в другой комнате или осветить соседа (электрическое освещение на тот момент было не дешевым,да и подавался свет ПО ГРАФИКУ,особенно в поселки при заводах,фабриках мануфактурах) Но и инспектора тогда то же внимательно следили за такими "умельцами".... Ну а потом,в годы бурного развития,строительства "хрущовок'',"панелек" когда счетчики ставили в каждую квартиру пошли первые попытки(как правило удачные - если руки росли правильно и мозги были)воровства - с помощью фотопленки,мостиков-перемычек,магнитов,перекосов навески,откручивания планки катушки напряжения и других довольно удивительных способов воровства электроэнергии..... |
Страница 1 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |