Глава 4 Печальный результат
До этого момента, мы с точки зрения современного "послезнания" пытались предсказать результат. А, теперь попробуем посмотреть, что же получилось в реальности.
25 декабря 1941г.
В этот день корабли и десантники еще не выполняли боевой задачи, но этот день во многом определил дальнейший ход десантной операции. Еще накануне (24.12.41г.) в 12 часов дня Азовской флотилией был получен приказ о начале операции. Приказ требовал произвести высадку в 5 утра 26 декабря. На самом деле, операция готовилась заранее, план был разработан, флот, и части должны были находиться в готовности. Приказ лишь уточнял дату.
Для высадки Азовской военной флотилией были намечены три соединения. 224-я стрелковая дивизия, 83-я и 12-я стрелковые бригады. "Флотские" командиры часто сетуют на то, что "... в последний момент 390-ю дивизию заменили на 224-ю, вследствие чего не удалось провести подготовку ...". На самом деле, "в последний момент", это 18 декабря 1941г., но за неделю были проведены всего две тренировки. Причина проста: не была обеспечена доставка угля для проведения выходов в море для проведения тренировок.
Полки перед десантной операцией "облегчили" (исключили тылы и вспомогательные подразделения) и их численность составила:
-185-й стрелковый полк 1829 человек
-143-й полк 1728 человек
-160-й полк 1875 человек
Кроме того, из состава 224СД в высадке должны были участвовать:
-111 АП (6х122мм гаубиц 20 -76мм горных орудий)
-80-й ОЗАД (4 зенитных 76мм орудия)
-275 саперный батальон. и.т.д.
Командовал дивизией полковник А.П. Дегтярев.
83-я стрелковая бригада, которую часто называют "морской стрелковой бригадой", в начальный период войны таковой не являлась. Изначально, это была 83-я бригада морской пехоты. Так было до 18.12.41г. После того, как она была откомандирована в состав 51-й армии, она стала "отдельной стрелковой бригадой", получив от армии значительное количество тяжелого вооружения. В это время в составе бригады появляется танковая рота (9 танков), рота ПТР и.т.д.
После того, как она потеряла большую часть тяжелого вооружения, она стала снова "бригадой морской пехоты" (с 3.01.42г.), и лишь на заключительном этапе войны, она получила наименование "83-й морской стрелковой", вместе с почетным наименованием "Новороссийско-Дунайская дважды Краснознаменная ордена Суворова II степени". Но все это будет потом.
Да, действительно, большую часть личного состава в ней составляли моряки. На должности командиров взводов и рот прибыли "ускоренники" севастопольских училищ ВМУБО и ЧВВМУ. Командовал ей бывший преподаватель севастопольского ВМУБО им.ЛКСМУ, а, затем преподаватель тактики Военно-Морского училища ПВО под Ленинградом, полковник Иван Павлович Леонтьев. Личный состав был сформирован из моряков- добровольцев с кораблей эскадры, моряков-азовцев и батумского укрепрайона. Но вооружали бригаду армейцы, и именовалась она тогда просто "отдельной стрелковой".
Бригада состояла из трех батальонов по 715 человек. Кроме этих частей, на период операции, в бригаду входили: отдельный батальон связи, отдельный артиллерийский дивизион - восемь 76-мм пушек, отдельный противотанковый артиллерийский дивизион - двенадцать 45-мм пушек, отдельная минометная батарея - 82- и 120-мм минометы. В бригаду также входили отдельные роты - автоматчиков, разведки, противотанковых ружей, саперная, танковая, автотранспортная и медико-санитарная, взвод противовоздушной обороны.
Всего, по штату, бригаде полагалось иметь: 4 334 человека личного состава, 20 орудий, 24 миномета, 149 ручных и 48 станковых пулеметов, 48 противотанковых ружей, 612 автоматов, 178 автомашин и 818 лошадей. Перед откомандированием в распоряжение 51-й армии, бригаду тоже "облегчили", забрав тылы, автороту, лошадей, поэтому под погрузку бригада прибыла в сокращенном составе 3127 человек.
Любопытно, но в личном деле командира бригады есть два документа, фиксирующие его смерть, по одному документу он умер 18-го декабря 1941г. (как раз в тот момент, когда бригада была передана для проведения операции). Второй говорит о том, что он пропал без вести в мае 1942г. (т.е. когда рухнул Крымский фронт). В личном деле командира 1-го батальона этой бригады ст. л-та А.Л.Капрана, командира 2-го батальона капитана В.Вдовина, третьего батальона капитана А.Панова, так же указана дата их гибели 18.12.41г.
На самом деле, эти люди продолжили службу, как ни в чем ни бывало. Т.е. секретность проведения операции была настолько высокой, что командиров подразделений бригады "засекретили".
На бумаге, они все умерли. Но, реально, они погибли намного позже. Так, например, Александр Ларионович (по документам, именно Ларионович) Капран, до войны командовавший ротой в школе морпогранохраны НКВД в Балаклаве, второй раз числится погибшим в мае 1942г.
12-я бригада участвовала в операции ограниченно. Из ее состава в операции участвовало 718 бойцов одного батальона.
Погрузка на суда для 4-х отрядов в порту Темрюк, была начата с наступлением темноты 24.12.41г. по мере подхода подразделений. Одновременно, корабли бункеровались. В отличие от бункеровки жидким топливом, погрузка угля занимает много времени, в связи с этим, многие корабли и суда задержались с погрузкой. Возникает вопрос: "А, заранее, загрузить уголь было невозможно?". Правда, у нас этот вопрос является риторическим.
Бойцы грузились на корабли, имея при себе цинк патронов, две гранаты, две дневных дачи продовольствия, флягу, лопатку, 12 кг груза и.т.д. всего, каждый боец нес на себе до 24 кг. Боезапас грузился из расчета 400 патронов на пулемет два боекомплекта на орудие или миномет. Правда, не совсем понятно, как на кораблях разместили такое количество боезапаса.
Корабли первого отряда залились топливом быстро, отряду не нужно было грузить тяжелую технику, 1-й батальон 83-й морской стрелковой бригады (командир к-н А.Л.Капран) прибыл в Темрюк вовремя, но, причал для погрузки был уже занят кораблями других отрядов. (Все, как обычно у нас, "...кто первый встал, того и валенки"). Первым встал под погрузку четвертый отряд, которому, в общем, было идти ближе всех. Правда, в "Отчете ..." написано, что "посадка войск и погрузка матчасти проходила хорошо и организованно", но это совершенно не подтверждается, ни армейскими документами, ни воспоминаниями. 1-й отряд вышел и порта Темрюк в 15ч.30 минут, 2-й в 16ч. 40 минут, 3-й в 13ч 30 минут, 4-й в 12ч. 30минут.
Порт Темрюк расположен в устье р.Кубань, и выход в море из него проходит по достаточно узкому каналу, длиной около 5 миль (до подходного буя).
Корабли, по мере загрузки, выходили в море. Движение отрядов осуществлялось следующим образом: отряды выходили к светящемуся бую при входе в Темрюкский канал, и сообщали о готовности. Отряды формировались на внешнем рейде Темрюка, по мере выхода кораблей из канала. Первый отряд начал движение в 18 часов, второй в 19 часов, третий в 17 часов, четвертый в 16.
Пятый отряд (батальон 12-й бригады) на кордоне Ильич и в Кучугурах грузился вечером, 25.12.41г. Войска распределились следующим образом:
1-й отряд: 1-й батальон 83-й МСБр,
2-й отряд 2-й батальон 83МСБр, рота 185 СП, зенитная батарея 80-го зенитного дивизиона 224-й СД
3-й отряд: 3-й батальон 83-й МСБр, батальон 160 СП
4-й отряд 1-й батальон 143-го стрелкового полка, 2-й батальон 160-го СП, отряд 83-й МСБр (батальон связи, разведрота, рота автоматчиков, батарея противотанкового дивизиона 83 МСБр)
5-й отряд части 12-й стрелковой бригады (2-й батальон, рота ПТР, разведрота и.т.д.)
А можно ли было, используя сложившийся походный строй и организацию выполнить поставленные задачи? Попробуем рассчитать. Это не сложно сделать, при наличии карты и линейки.
Расчетное подходное время (ЕТА) для 1-го отряда, в нормальных условиях, при движении со скоростью 6 узлов, составляет 9 часов утра 26.12.41г. Т.е. отряд гарантированно опаздывал к месту высадки. Для того, чтобы успеть к месту высадки вовремя, отряд должен был двигаться со скоростью 8,5 узлов, что физически, было невозможно. Нужно было либо менять корабельный состав (что крайне затруднительно, с точки зрения организации), либо нужно было менять маршрут (что и было сделано, но уже на ходу, без подготовки).
Из воспоминаний бывшего нач. штаба Азовской флотилии А.В.Свердлова: "Первый тревожный сигнал мы получили в 3 ч 20 мин 26 декабря от командира первого отряда. Он донес, что к намеченному месту высадки в Казантипском заливе сможет подойти только к 10 ч...". Фактическое подходное время не сильно отличается от расчетного.
Просчитаем подход и 2-го отряда к месту высадки, он вышел позже других. Если рассчитать его курс и скорость, то получится, что его подходное время тоже не вписывается в график. Пусть всего на час, но корабли отряда не имели запаса по времени (на подход, швартовку, непредвиденные обстоятельства и.т.д.).
В третьем отряде запаздывал "Ворошилов". Вообще-то, изначально, "Ворошилов" должен был войти в состав 1-го отряда, но из-за задержки, его перенаправили в 3-й отряд, но и к отходу 3-го отряда он не успел.. Имея всего 5 узловой ход, он задержался с погрузкой угля. Как следствие отошел от буя только в 20 часов, имея на борту батальон 160-го стрелкового полка 224-й СД. Если остальные корабли отошли от буя в 17 часов, то ожидаемое время прибытия основного состава отряда тоже составит 6 утра, а для "Ворошилова" 9 утра. Опоздание небольшое, но график высадки уже был под угрозой.
Четвертый отряд успевал вовремя, к 5 утра, и вроде бы проблем не было. Просчитать график движения мог даже штурман с минимальным образованием, и, самое интересное, что все отлично понимали, что отряды опаздывают. Сохранились расчеты времени движения отрядов, причем в них расчетная скорость даже не шесть, а пять узлов, и, как следствие, опоздание получается еще большим.
Видимо понадеялись на "русский авось". У нас, все как обычно, вовремя ничего не делается. Принципиально ли это? Да, принципиально, т.к. отряды в этом случае подходят в светлое время суток (и то, в идеале). Тихоходные корабля, стоящие под выгрузкой, без зенитного прикрытия-легкая добыча для авиации. Единственным подразделением, которое имело зенитное прикрытие с берега, был пятый отряд. Его корабли прикрывались тремя батареями 65-го зенитно-артиллерийского полка ЧФ, который был придан Азовской военной флотилии. Остальные отряды должен был прикрыть 80-й отдельный зенитный артдивизион 224-й стрелковой дивизии, но из этого замысла ничего не получилось.
Пятый отряд покинул Кучугуры в 22 часа, двигаясь своим маршрутом. Ему нужно было пройти 20 миль. Даже со скоростью 4 узла, это 5 часов. Т.е. отряд даже имел запас по времени. Небольшой, всего пару часов, но запас. Но...
Вскоре на флагманском командном пункте флотилий была получена радиограмма от командира пятого отряда: "Задачу выполнить не могу из-за шторма".
26 декабря 1941г.
Из воспоминаний А.В. Свердлова: "В ту ночь казалось, что все наши расчеты полетели кувырком. Уже начинало светать, а корабли продолжали искать разбросанные штормом баржи и лодки с людьми, еще до высадки измотанными донельзя, промокшими до нитки, окоченевшими на ледяном ветру. Вместо неожиданности нападения - высадка на глазах у противника, у которого есть время подтянуть силы к берегу, вызвать авиацию...". В своих расчетах, наши командиры, явно не учитывали человеческий фактор. Проведя ночь в тяжелейших условиях (без отдыха, стоя, при сильной качке и низкой температуре) отряды в значительной степени утратили боеспособность.
С.Г.Горшков пишет об этом так: " Низкая температура, высокий прибой и штормовой ветер угнетающе действовали на личный состав десантируемых частей, но моряки из экипажей десантных судов и из частей морской пехоты, входивших на каждом судне в состав первого броска, подбадривали бойцов, увлекали их личным примером, первыми бросаясь в ледяную воду прибоя, и, стоя в ней по грудь, помогали солдатам выходить на берег, переносить вооружение и боеприпасы". Стоило бы заметить, что командиры отрядов давали запрос на прекращение операции, но ответ из штаба 51-й армии, а конкретно, от генерала Львова, был однозначным: "Продолжать операцию". Но, вернемся к событиям дня.
Описать их достаточно сложно, т.к.данные по высадке ОЧЕНЬ противоречивые, проверить их уже невозможно, и описать множество событий, происходивших одновременно в нескольких местах, очень сложно. По официальной версии, все просто: три места высадки, три мыса: Зюк, Тархан, Хрони.
Реально, все было чуть сложнее. Начнем с мыса Зюк, высадка на нем связана с наибольшим количеством нерешенных вопросов.
1-й отряд. Как указано в "Отчете ...": "1-й отряд, из -за шторма двигался медленнее, и в 9 ч. 30 минут оказался на траверсе м.Зюк, потеряв на переходе 12 байд и 1 сейнер..." Сразу отвлекусь, и замечу, что найти потерянные плавсредства не удалось. Лишь 5 января 1942г. канлодка N4 обнаружила "... военно-морской ял с трупами восьми краснофлотцев, вмерзший в лед, в 15 милях от Ахтари". Следов "Братца", вообще, отыскать не удалось.
Из воспоминаний бывшего командующего АзВФ адмирала С.Г.Горшкова: "С 12 ч 30 мин и до 16 ч 40 мин 25 декабря из Темрюка вышли четыре десантных отряда, а в 22 ч из Кучугур -- пятый отряд с таким расчетом, чтобы к 5 ч утра 26 декабря, т. е. за 2 ч до рассвета, прибыть к назначенным пунктам высадки. Но к вечеру ветер достиг 5-6 баллов, временами усиливаясь до 9 баллов. Скорость самоходных барж и паровых шаланд упала до 1-2 уз. Из-за большой разницы в скорости, различной мореходности походный порядок разнотипных кораблей и судов был нарушен, многие из них отстали и вынуждены были следовать одиночно. Шедшие на буксире у десантных судов сейнеры, байды и шлюпки захлестывало водой, а порой отрывало и уносило в море. Буксирующим судам приходилось останавливаться и отыскивать их. Но спасти в темноте в штормовых условиях все высадочные средства с десантниками не удалось. Дело осложнялось и отсутствием радиостанций на многих из мобилизованных в гражданских ведомствах судах, что, естественно, затрудняло управление ими на переходе".
В "Отчете..." место высадки 1-го отряда указано следующим образом: "Учитывая значительное опоздание в подходе к Казантипскому заливу, Командующий АВФ, решил изменить ему место высадки к месту высадки, и приказал командиру 1-го отряда подойти к берегу в районе м. Зюк, где в это время высаживался десант 2-го отряда. Около 10:30 корабли вышли к берегу западнее м.Зюк, и начали высадку десанта с сейнеров "Декабрист", "Буревестник", КТЩ "Акула"...".
Все просто и понятно, но совершенно не сходится, ни со сводками оперативного отдела фронта за 20.12.41г., ни с "армейским" отчетом.
В оперативных сводках штаба фронта, место высадки 1-го отряда указано, как "Чегени"(т.е. современное с. Золотое).
В докладе "армейцев", место высадки 1-го отряда указано совсем иначе: "Десант, предназначенный к высадке мыс Зюк часть его высадилась у отм. 43,1 3 клм. западнее Нов. Свет. Высадился 1-й б. (193ч.) 83-й мор. бр., остальной состав остался на кораблях "Кр. Заря", не мог подойти к берегу" (правописание и орфография оригинала сохранены). Написано коряво, но дана более четкая точка высадки. отм. 43.1 на старых картах, действительно расположена в 2,8 км на запад от пос. Новый Свет Азовский. Но, это уже совсем не мыс Зюк. Указанная точка находится далеко за мысом Бога-Тобе.
Т.е. даны три разных точки высадки одной и той же группы. Точку высадки, указанную в сводке штаба фронта можно сразу отбросить, это информация явно ошибочная. Объяснить ее просто. Поскольку с борта "Зари" пошла шифровка (ТУСограмма) "К высадке приступил", в сводках за 26-е число прошла информация, что батальон высадился в районе Чегени (ныне с.Золотое), что не соответствовало факту, 1-й отряд до них не дошел.
Попробуем понять, что же скрывается под словами "...западнее м.Зюк", т.к. точка указанная в "армейском" отчете находится очень сильно западнее м. Зюк. Эта точка находится даже западнее соседнего мыса Бога-Тобе (почти на 3 км). Попробуем понять по тексту: " высадив 291 человек на мыс Зюк, командир 1-го отряда прекратил высадку, и к 13 часам перешел в б. Чокрак, рассчитывая, что в бухте накат будет меньше ...".
Час от часу не легче. Загадка в том, что "западнее м. Зюк", между ним и мысом Бога-Тобе, как раз и находится бухта Чокрак (современная бухта Морской пехоты). Возникает вопрос: "А где же высаживался 1-й отряд?".
С первым отрядом, вообще, сплошные загадки. По армейскому отчету высадились 193 человек. По "морскому" 291.
На сей раз оказались правы "армейцы". А.В. Свердлов об этом эпизоде пишет так: " ... Узнав об успехе Грозного-Афонина, начальник штаба высадки Загребин предложил направить к мысу Зюк и 1-й отряд под командой капитан-лейтенанта Ф. П. Шиповникова, который из-за шторма еще долго бы добирался до Казантипа - самой дальней точки высадки. Командующий флотилией согласился, и мы передали Шиповникову приказ изменить маршрут. Но его корабли подошли к новому месту высадки только в 10 часов 30 минут. К тому времени враг на мысе Зюк усилил сопротивление. Корабли в бухточку пройти не смогли. Сейнеры "Декабрист", "Буревестник" и катерный тральщик "Акула" приблизились к открытому берегу. Они высадили 291 человека, при этом все шлюпки, на которых шли десантники, выбросило на камни. Эта участь постигла и "Акулу", команда которой присоединилась к десанту".
Опять загадка. "КТ-587" (он же парусно-моторная шхуна "Акула") числится в строю с 22.01.42 по 11.07.42г. Других кораблей с этим названием в составе АзВФ и ЧФ нет.
Указанное в "армейском" отчете место представляет собой открытый скалистый берег, прерывающийся песчаными пляжами, которые условно можно назвать бухточками. Эта цепочка носит название "Генеральских пляжей". Скорее всего, 1-я группа высаживалась именно там. Если это так, тогда "Заря" действительно не могла подойти к берегу ближе, чем на 300м без риска посадки на мель. Поэтому-то и производили высадку имеющимися плавсредствами, до тех пор, пока не потеряли их все.
Действительно, на дне моря, на небольшой глубине, в указанной точке, всего в 150м от берега, лежат остовы трех небольших кораблей. Рядом с ними, на дне лежит паром "Зибель", потопленный авиацией ЧФ в 1943г., на борту которого перебрасывалась 6-я рота немецкого "спецназа", полка "Бранденбург 800".
Берег в этом районе, действительно почти не имеет закрытых бухт. Каменистый обрыв, лишь в нескольких местах уступает место небольшим пляжам. На один из таких пляжей и производилась высадка. К моменту высадки ветер, действительно достигал 10-15м/с, волнение до 5 баллов. Естественно высадиться в этих условиях на необорудованный берег- задача крайне сложная.
В процессе высадки шхуну "Акула" была выброшена на берег, попытка подойти ближе к берегу, привела к тому, что "Декабрист" получил пробоину и затонул. По документам "Декабрист" погиб 1.10.1941г., что факту не соответствует.
Сколько же всего десантников смогли высадить на пляж у высоты 43.1? "Декабрист" десант высадил (около 70 человек), но при подходе к берегу, он получил пробоину, и десант с него забрал ТЩ 61 ("Заря"). Высадил свой десант "Буревестник" (около 60 человек), "Акула" была выброшена на берег со своим экипажем, который присоединился к десантникам. Т.е. скорее всего, "армейская" цифра 193 человека является более правильной.
Есть и еще одна загадка у этой группы: непонятно, кто ей командовал. В "армейском" отчете, все просто и понятно: " ... командир батальона ст. л-т Капран занял оборону отрядом в 2 км от берега, для обеспечения высадки остальных кораблей, но корабли отошли в море ...".
По более поздней версии, у отряда появился другой командир, ставший за этот подвиг в 1943 году Героем Советского Союза. Из статьи, посвященной десанту: " Вспоминает участник героического десанта на мыс Зюк капитан 1 ранга в отставке А. Орлов (в далеком декабре 1941 г. 18-летний командир отделения разведки): "Превозмогая трудности, мы выбрались под ожесточенным огнем противника на керченский берег, сразу же услышали команду комиссара и командира батальона (в одном лице) старшего политрука Ильи Тесленко "Вперед на врага!". В той ситуации любое промедление -- смерти подобно"... ".
В документах, датированных декабрем 1941года, прописано четко: "...командир батальона А.Л.Капран, военком ст. политрук И.А.Тесленко".
Скорее всего, подвиг ст. л-та А.Л.Капран был вычеркнут из истории, в связи с тем, что он, (уже в звании капитана), после крушения Крымского фронта, числится пропавшим без вести (18 мая 1942г.)
Но, так или иначе, десант был высажен, и корабли отошли, имея часть личного состава на борту. Возможно, изменение планов связано с указаниями командира 2-го отряда, т.к. командир 1-го отряда к-н л-т Шиповников, в 13 часов получил приказ к-на 2-го ранга Грозного -Афонина перейти в его подчинение.
2-й отряд. Как и следовало ожидать, 2-й отряд опоздал на 2 часа, и вместо 5 утра прибыл к семи, причем не в полном составе. Из "Отчета...": " К 7:00 26.12.41г. корабли 2-го отряда КЛ "Дон", два СКА, с/ш "Гардипия", буксир "Никополь" с баржой "Хопер", п/х "Панай", три сейнера, пять байд, подошли к м. Зюк..." (написание оригинала сохранено). Место действия, вроде бы тот же мыс Зюк, но за три часа до подхода 1-го отряда. Проверим по "армейскому" отчету. Там две точки высадки, и обе они тоже далеки от мыса Зюк.
Первая: " ...3 км зап. Новый Свет- 2б/83мбр, б-н связи, разведрота, сан. рота, рота 185СП, батарея ОЗАД (часть с них высадилась)"
Вторая: "у Кошара /зап./ - 2б./83мбр, 3б/143СП (не высадился)". (написание документа сохранено)
3 километра западнее п. Новый Свет азовский, то же место, где спустя два часа высаживался 1-й отряд. Это та же цепочка пляжиков, за мысом Бога-Тобе, весьма далекая от мыса Зюк. Кошара на старой карте обозначена еще чуть дальше, у горы Скала. Возникает аналогичный вопрос: "А где же реально происходила высадка 2-го отряда?".
"Отчет..." моряков по этому вопросу говорит уклончиво: " 8:47 26.12.41г. 47мм батарея у бухты Чокрак открыла огонь по кораблям, ответным огнем канлодки "Дон" была подавлена. "СКА-123" поставил завесу, прикрывая подход кораблей к берегу" Т.е. батарея вела огонь не по десанту, а по кораблям, находящимся в море.
Есть одна деталь, которая позволила уточнить место высадки 2-го отряда. В рапорте в штаб АзВФ командир 1-го отряда доносил: "... при подходе к берегу, КТЩ "Декабрист" навалилился на затопленный при высадке второго отряда сейнер. Сейнер получил пробоину, но держится наплаву". Т.е. 1-й отряд высаживался там, где в 7 утра произвела высадку 1-я группа 2-го отряда.
Первая попытка высадить десант у 2-го отряда оказалась неудачной. Из 30 единиц высадочных средств (байд, ялов, шлюпок) осталось всего пять. Судьба остальных неизвестна. При подходе к берегу, из-за сильного наката, налетев на скальный риф, затонул один из сейнеров. Сильный юго-западный ветер, выбросил его на камни мыса, ограничивающего бухту.
Когда совсем рассвело (около 7ч. 30м.), командир 2-го отряда В.С.Грозный-Афонин обнаружил, что не только его отряд производит высадку в этом районе.
А.В.Свердлов пишет об этом так: "И все-таки высадка проходила медленно, под усиливающимся огнем противника. Уже совсем рассвело, когда Грозный-Афонин увидел неподалеку корабль, который высаживал десантников в небольшой бухточке, где волна была тише, и противник почти не оказывал сопротивления. Грозный-Афонин и Михайлов, на свой страх и риск, направили туда отряд. Корабль оказался тральщиком "Советская Россия", входившим в 4-й отряд. Встреча была очень полезной. Под прикрытием огня "Дона" малые охотники и сейнеры стали снимать десантников с транспортов и доставлять их прямо на берег бухточки, а некоторые швартовались к "Советской России", используя ее как причал...Восхищение в штабе вызвали подробности о действиях уже упоминавшегося тральщика "Советская Россия". Командовал им старший лейтенант Н. А. Шатаев. Когда корабль приблизился к берегу, несколько краснофлотцев во главе с военкомом политруком К. К. Козьминым бросились в воду, закрепили швартовы, а потом, оставаясь в ледяной воде, помогли 450 десантникам выбраться на сушу. Подтянувшись на швартовах ближе к берегу, тральщик послужил причалом, и через него сходили подразделения десанта с других кораблей. Тральщик сильно повредило вражескими снарядами, но экипаж довел свой корабль до Темрюка и принял на борт десантников второго эшелона".
С борта "Советской России" на берег были высажены 436 десантников 2-го батальона 83-й бригады.
Вторая попытка высадки 2-м отрядом была произведена около 10 часов, в районе Широкой бухты, расположенной еще западнее от места первой попытки.
Из "морского" отчета: "около 10:00 26.12.41г. батарея противника вновь открыла огонь по кораблям, и вновь была подавлена огнем канлодки "Дон". В это время к берегу подошли с/ш "Гардипия", буксир "Никополь" с баржой "Хопер" и начали высадку десанта...".
Высадочные средства почти все были потеряны, поэтому баржу подтянули как можно ближе к берегу в районе Широкой бухты, и опустили сходни прямо в воду. К сожалению, осадка баржи была почти 1,5 м и ближе чем на 100м к берегу подойти не удалось. Поэтому, десантники по сходням сходили с борта в воду по плечи, и шли вброд к берегу, держа оружие над головой. Напомню, что температура воды была около 3 градусов, температура воздуха около нуля. На берегу обмундирование просушить было негде. С баржи на берег сошли 345 десантников: рота 2-го батальона 83-й бригады, под командованием л-та А.Тарасяна, разведрота, часть роты ПТР, часть бойцов 80-го отдельного зенитного дивизиона, часть танковой роты.
В 10 часов к месту высадки основной группы подошел опоздавший пароход "Красный Флот", имея на борту 3-й батальон 143-го полка (904 человека), и встал на якорь, выгружать десант было нечем.
Пароход "Пенай" (из восточной группы 2-го отряда), не имея средств высадки, начал выгрузку личного состава (батальон 185 СП) с помощью морских охотников "ПК-123" и "ПК-128". К 10ч. 50м успели свезти на берег одну роту (97 человек).
Из состава отряда к этому времени не хватало нескольких кораблей: буксира "Фанагория" с минной баржой и двенадцати сейнеров (из пятнадцати, выделенных отряду).
Около 10:00 немецкая батарея снова открыла огонь по кораблям, и вторично была подавлена КЛ "Дон". Пока существовал эффект внезапности, все было хорошо. Но немцы всегда славились своей организацией. Им понадобилось меньше часа, чтобы развернуть артиллерийскую батарею (из состава 42-го пехотного полка 46-й пехотной дивизии), стоявшую в деревне Мама Русская (Курортное), и чуть больше трех часов, чтобы в небе появились немецкие самолеты.
10:50 начался налет немецкой авиации. Несмотря на погодные условия, помешавшие нашей авиации прикрыть десант, действия немецких пилотов оказались успешными. Первое звено "Ю-87" из III/StG77 прошло над пароходом "Пенай", проштурмовав его с бреющего полета, ушло в сторону моря. В результате штурмовки, были разбиты шлюпки и убито 4 человека. Но главное не это.
Жертвой этой группы немецких самолетов стала шаланда "Фанагория", на буксире тащившая минную баржу дореволюционной постройки. Весь личный состав был на шаланде, на барже перевозилась техника.
Две бомбы поразили "Фанагорию", начал рваться боезапас, Шаланда начала быстро тонуть, утягивая за собой за буксирный трос баржу. Спасти минную баржу и часть личного состава помогла находчивость коменданта "Фанагории" старшины первой статьи Н. Плотникова, который дал команду о пересадке личного состава с шаланды на баржу и обрубил буксирный трос, чтобы шаланда не утянула за собой баржу. По официальным данным, погибло около 100 человек. Реально - никто не знает.
Минную баржу с техникой и спасшимися бойцами, спустя час подхватила на буксир канлодка "Дон", подошедшая к месту гибели шаланды. Правда, если на барже и шаланде было в общей сложности 362 человека, то тогда непонятно, почему канлодка "Дон" сняла с баржи менее ста человек.
Обычно, описание дается так, как будто шаланда была потоплена у берега, но это не так. В 2011году дайверами был найден остов этого корабля. Его обломки лежат в 10 милях от берега, и в 15 милях от точки назначения. Т.е. шаланда с баржой шла без прикрытия, и находилась еще очень далеко от пункта назначения.
Второе звено пикировщиков атаковало корабли, стоявшие в ожидании разгрузки. Одна бомба упала далеко, а три бомбы, упав рядом с бортом, вырвали правый и левый лацпорты на пароходе "Красный флот" корпус парохода дал течь. Взорвался ящик с минами, осколками которых было убито 12 и ранено 6 бойцов. Двигатель остановился, во второй и третий трюмы стала поступать вода. Через полчаса удалось исправить машину. Пароход приблизился к берегу и стал на якорь. Экипаж продолжал непрерывно откачивать воду из трюмов.
К аварийному судну пытался подойти ТЩ "Советская Россия", но сильная зыбь помешала снять с него людей. Вечером погода еще более ухудшилась, и командование Азовской флотилии приняло решение вернуть "Красный флот" в Темрюк вместе с десантом (батальон 143-го полка 224-й СД). Первый налет удалось отбить зенитными пулеметами канлодки и 45мм пушками катеров-охотников, немецкие самолеты ушли.
Технику и тяжелое вооружение в таких условиях, естественно, выгрузить не удалось. К вечеру высадили свой личный состав:
1. ТЩ "Советская Россия" (4-й отряд) 436 человек
2. буксир "Никополь" и баржа 345 человек
3. морскими охотниками с п/х "Пенай" выгружено 97 человек.
Итого 878 человек
Какое-то количество (около 100 человек) выгрузилось в первом броске с сейнеров. Канонерская лодка "Дон" (150 человек) имея на буксире баржу "Минная", пароход "Красный флот" (904 человека), шаланда "Гордипия" (18 лошадей) не разгрузились. Т.е. более 1000 человек и вся техника находилась еще на судах.
Учитывая низкие темпы выгрузки, и сложность с выгрузкой техники, командир 224-й дивизии полковник Дегтярев потребовал начать обратную погрузку десанта.
Командир 2-го отряда Грозный-Афонин доложил "своему" командованию (контр-адмиралу С.Г.Горшкову) обстановку и получил указание "продолжать высадку", что позволило ему проигнорировать требование "сухопутного" командира. Но высаживать было нечем.
Около 24 часов остаткам 1-го отряда, крейсировавшим мористее, было дано указание перейти восточнее, в бухту Булганак, и высадить остаток десанта там. Была предпринята еще одна безуспешная попытка закончить высадку.
Баржу "Хопер" плотно посадили на мель. Лишь благодаря героическим усилиям саперов полуроты 275-го отдельного саперного батальона с помощью кольев и тросов удалось подтащить баржу "Хопер" ближе к берегу. В результате, нос баржи оказался на глубине всего 0,5м в 30м от берега. Опустив снова сходни, удалось обеспечить выгрузку материальной части.
Правда, в воспоминаниях все выглядит иначе: 37мм орудия моряки перенесли на плечах, а танки остались на барже, и были подбиты противником. Сложно сказать, где правда, но подобная ситуация повторится в ходе других десантов, (в том числе и в Южной Озерейке). Только там вместо отечественных танков Т-26 будут ленд-лизовские "Стюарты".
Перестановка баржи заняла достаточно много времени, а небольшая часть десанта по- прежнему осталась не высаженной. После этого сдался и командир 2-го отряда В.С.Грозный-Афонин, запросив разрешения остаток десанта высадить в другом месте.
Второй отряд, имея, изначально, в своем составе 2883 человека, плюс к этому 436 человек на "Советский России", смог высадить 878 человек (включая и бойцов с "Советской России"), три танка, два 37-мм, два 76-мм орудия и девять 120-мм минометов. Так по отчету.
В литературе встречается и другая цифра. Из воспоминаний С.Г.Горшкова: ". В этих тяжелых условиях первому (командир -- капитан-лейтенант Ф. П. Шиповников) и второму (командир -- капитан 2 ранга В. С. Грозный-Афонин) отрядам, а также тральщику "Советская Россия" из состава четвертого отряда удалось высадить около мыса Зюк 1378 человек, выгрузить три танка, два 37-мм, два 76-мм орудия и девять 120-мм минометов. Оставшиеся войска и боевую технику пришлось возвратить в Темрюк". Подтвердить эту цифру никакими подсчетами или документами пока не удалось, да и вряд ли удастся.
Данные по 2-му отряду противоречивые. Вызывает сомнение выгрузка минометов, т.к. они находились на минной барже, а баржу под разгрузку не поставили, отбуксировав обратно в Темрюк. Баржу "Хопер" тоже сняли с мели, и к 10 утра 27.12.41г. отбуксировали в Темрюк.
3 отряд. Третьему отряду повезло еще меньше. Корабли на переходе потеряли друг друга. КАТЩ "Ураган", на котором находился командир отряда к-н л-т Николаев, отстал и потерял все свои корабли из виду. Если верить "Отчету...", командир 3-го батальона 83-й бригады, капитан А.П.Панов, находившийся на борту шаланды "Танаис", на буксире которой шли два сейнера, потребовал возвращения в Темрюк. Сомнительно, что это так, но, ...В результате почти 400 человек 3-го батальона 83-й бригады вернулось назад.
Выйдя к месту высадки на КАТЩ "Ураган" командир отряда, к-н л-т Николаев, обнаружил в 11:50 землесос "Ворошилов", который, стоя на якоре в 1 км от мыса Тархан и в 1,5 км от пляжа, двумя имевшимися на нем шлюпками пытался высадить почти более 600 человек.
На борту землесоса находился батальон 160-го стрелкового полка 224-й СД. К этому моменту удалось выгрузить всего 18 человек, но уже в 12:15 землесос был потоплен немецкой авиацией. Повреждения землесоса были серьезными, но корабль мог продержаться еще какое-то время. Злую роль сыграла паника. По воспоминаниям, бойцы, находящиеся на борту судна, кинулись на правый борт, судно резко наклонилось и перевернулось.
Земснаряд "Ворошилов" был поднят после войны аварийно-спасательной службой ЧФ. Руководил подъемом талантливый советский инженер И.И.Друкер. Отчет об этой судоподъемной операции до сих пор имеет гриф секретности. В "армейском" отчете количество погибших указано ориентировочно: "...около 600", эта цифра почти правильная. После подъема земснаряда, из него извлекли 576 тел, включая тела членов экипажа.
КТЩ "Ураган" смог спасти только 35 человек, подошедшие через два часа канонерская лодка "Днестр" и буксир "Дофиновка" (из состава 4-го отряда) спасли еще 110 человек. Остальные погибли. Т.е. погибли более 450 человек.. Учитывая то, что "Ураган" получил повреждения при попытке высадки, и то, что КАТЩ был перегружен людьми, командир отряда к-н л-т Николаев принял решение вернуться в Темрюк. Фактически, 3-й отряд, в районе м.Тархан не высадился.
4 отряд. Успешнее всего были действия 4-го отряда. И точка высадки его определяется однозначно: отметка 71,3, над пляжем бухты Булганак, в двух -трех километрах от д.Юраков Кут (совр. Юркино).
На переходе походный ордер развалился, колесный пароход "Ейск" и канлодки "Днестр" и "N4" выскочили вперед, выйдя к месту высадки около 5 часов утра.
К 6 ч. 30м. к месту высадки подтянулся буксир "Дофиновка" с баржой и два сейнера. Отряд, кроме канонерских лодок, направился к берегу. Так же как и в других отрядах, все средства высадки были потеряны. Из 15 лодок, байд и шлюпок осталась одна. Все 8 сейнеров отстали. Корабли подошли к бухте, и бросили якорь. Высаживать было нечем.
Противник с мыса Хрони открыл огонь из минометов. Вели огонь две минометных 81мм батареи немецкого 42-го полка 46-й пехотной дивизии. Огнем канонерских лодок немецкие минометные батареи были подавлены.
Командир отряда капитан 3-го ранга Дубовов (до операции служивший флагманским минером АзВФ) действовал грамотно. Как только подошла "танкодесантная" баржа "Таганрог" (болиндер N439), она была поставлена как причал, носом к берегу, раскреплена. Была сброшена носовая аппарель. С нее на берег сошли 350 человек из состава 83-й бригады.
После этого к барже был ошвартован "Ейск", выгрузивший 2-й батальон 160 стрелкового полка (575 человек, 2 шт. 45мм пушки) Уже в 10ч. 30м. западная группа выгрузилась полностью и без потерь. Пароход "Ейск" отправился за второй волной десанта. "Дофиновка" и канлодка "Днестр" отошли в море.
Восточная группа не смогла высадить десант на выделенном участке (восточнее м. Хрони) из-за того, что отсутствовали средства высадки. В связи с этим к 12 часам для выгрузки к барже "Таганрог" подошли ТЩ "Белобережье" и канлодка "N4".
К 13 часам 26.12.41г. ТЩ "Белобережье" высадил 283 десантников 143-го стрелкового полка, и вышел к Кучугурам за второй волной десанта.
На берег сошли:
-- с парохода "Ейск" 575 человек,
-- с буксира и баржи около 350 человек
-- с тральщика "Белобережье" 283 человек
-- с канонерских лодок 245 человек
Итого, в этом районе было высажено 26.12.41г. около 1452 бойцов и командиров в том числе командование и штабы 83-й морской стрелковой бригады (полковник И. П. Леонтьев) и 143-го полка (майор П. И. Левкович). Десантный отряд смог выгрузить 3 танка, 2 76мм, 2-45мм пушки.
Около 11ч. 30 минут был получен сигнал бедствия от КТЩ "Ураган" с сообщением о гибели землесоса "Ворошилов". "Дофиновка" и "Днестр" направились для помощи "Ворошилову". Барража была оставлена в районе высадки. На том высадка 4-го отряда была завершена, т.к. как упоминалось выше "Советская Россия" высадил десант в другом месте.
После высадки 26.12.41г., отряд полковника Леонтьева повел наступление по дороге на Аджимушкай. В районе высоты 154.4 (совр отм. 154.0 или г.Темирова) завязался первый бой. Как указано в "армейском" отчете: " подразделения 143 СП(грузины, азербайджанцы, армяне, осетины, лезгины, аджарцы, абхазцы, русские, украинцы) начали бежать, бросая оружие и сдаваться в плен большими группами. Ситуацию спасла часть роты автоматчиков 83-й МСБр (которая только по названию была таковой, т.к. имела на вооружении только винтовки), что позволило закрепиться на высоте.
5 отряд , имея на борту батальон 12-й стрелковой бригады, не высадился вообще. Выйдя в 22 часа 25.12.41г., он попал в разгар непогоды.
Т-491 (он же "Кизилташ") потерял все 8 лодок с десантниками, которые тянул на буксире. Лодки унесло в Керченский пролив, тральщик попытался найти их, но бесполезно. Т-513 (он же "Норд") попытался оказать содействие, но тоже бесполезно. Буксир "Урицкий" вынужден был поставить баржу "Должанка" на траверзе мыса Ахилеон, т.к. не выгребал против ветра. Сейнера попытались двигаться самостоятельно, но вскоре вернулись обратно. К 9-00 26.12.41г. весь отряд вернулся в Кучугуры.
В 11 часов 26.12.41г. командир 5-го отряда получил указание высадить десант у м.Хрони, закрепляя успех 4-го отряда. В 16 часов 26.12.41г. 5-й отряд вновь начал движение, на этот раз по направлению к м.Хрони и бухте Булганак. При подходе к мысу отряд был обстрелян противником из минометов, и встал на якорь в 3-4 милях от берега.
Подведем итоги дня? В районе дер.Челочик -Кошара высадились 193 человека 1-го отряда, второй отряд высадил 878 человек, при двух стареньких 37мм противотанковых пушках, двух 76мм пушках, и, вроде бы как 3 танка (хотя сомнительно).
В районе м.Тархан высадилось 18 человек. В районе м.Хрони 1452 человека, 3 танка, машина с радиостанцией, 4 -76мм горных пушек, 4-45мм противотанковых пушек.
Итого: 2541 человек. 2-37мм, 2-45мм, 6-76мм пушек, 9 -120мм минометов 6 танков. Выходило в море, в общей сложности: 7681 человек, 12-76мм пушек, 8-45мм пушек, 4-37мм пушек, 6 танков, 9 минометов.
Официальные потери составили 450 человек на "Ворошилове" и 100 человек на "Фанагории", всего 550 человек. Кроме того, на "Ворошилове" должны были пойти ко дну 3шт. -76мм пушки.
Не высадили десант (1-4 отряды):
1.Пароход "Красный флот" 904 человека (вернулся в Темрюк, имея повреждения)
2. Канонерская лодка "Дон" 150 человек
3. Тральщик N61 "Заря" 138 человек (вернулся в Темрюк)
4. Пароход "Пенай" около 400 человек (находился у м.Зюк в составе 2-го отряда)
5. с/ш "Танаис" и два сейнера 400 человек (вернулась в Темрюк)
6. КТЩ "Ураган" (с учетом спасенных) 65 человек (вернулся в Темрюк)
7. буксир "Дофиновка" 72 человека (спасенные) (вернулся в Темрюк)
8. канонерская лодка "Дон" 150 человек и 37 спасенных
9. канонерские лодки "Днестр" и N4 187 человек
Из 28 сейнеров вышедших в составе 1-4 отрядов обратно вернулось одиннадцать, имея на борту 387 человек, потоплено пять, остальные пропали без вести.
Пятый отряд, вернулось 728 человек
Итого: 3618 человек.
Пропало без вести 972 человека, 12 сейнеров, потеряно 52 шлюпки и байды. Пока без комментариев.
27 декабря 1941г.
На рассвете, в точке высадки 4-го отряда, прибыл тральщик "Белобережье", прибывший со второй волной десанта. Из-за обстрела противника тральщик смог высадить 250 человек 143-го стрелкового полка (примерно Ў десанта, который был на борту). Это была единственная группа, высаженная в этот день. При высадке тральщик получил серьезные повреждения и лишился хода, и был эвакуирован в Темрюк канонерской лодкой "Дон". Высадившаяся на берег группа не смогла соединиться с группой полковника Леонтьева, т.к. та ушла вглубь полуострова, и в этот момент вела бой у Аджим-Ушкая. В результате атаки противника из д. Юраков Кут, группа десантников была рассеяна, многие попали в плен. Небольшая бойцов отряда заняли оборону в районе баржи, прикрывая раненых.
Выявив высадку двух групп десанта, противник предпринял попытку сбросить десантные отряды в море. Один батальон 42-го пехотного полка (46ПД) атаковал высадившиеся группы десантников в районе Челочик-Кошара и западнее пос. Н.Свет. Немецкое наступление велось недостаточными силами, и было отражено с большими потерями для противника. Из армейского отчета: "Бой продолжался 7 часов. Отряд удержал позиции имея незначительные потери".
Десантники 1-го батальона 83МСБр совершили ночной рейд, захватив минометную и артиллерийскую батареи, мешавшие высадке, в районе оз.Чокрак. Как указано в воспоминаниях А.Орлова: "...часть с них человек около ста ушло на Маму Русскую. Немцы не ожидали атаки и разбежались, многих побили...". Противник явно недооценил силы десантного отряда.
Группа полковника Леонтьева, оставив раненых и обмороженных около баржи "Таганрог", попыталась прорваться к Аджим-Ушкаю (так Аджимушкай обозначен на старых картах). От высоты 154.4. группа, при поддержке трех танков пробилась к северным окраинам поселка, но танки пришлось по дороге бросить (кончился бензин), а противник бросил против группы два пехотных батальона. Под угрозой окружения, группе к ночи пришлось отступить почти к самому берегу (отм.106.6 у д. Юраков Кут).
Получив информацию об успешной высадке части 4-го отряда 26.12.41г. в районе бухты Булганак, командование АзВФ перенаправило туда все суда с не высаженным десантом, с тем, чтобы пользуясь баржой "Таганрог" как причалом, высадить остатки войск.
В ноль часов 27.12.41г. командир 1-го отряда, находясь на ТЩ "Заря", получил приказ от командира 2-й группы высадиться в районе м.Хрони. При подходе к точке высадке было получено уточняющее указание: высаживаться на сам мыс, а в бухте Булганак.
Второй отряд, получив разрешение от командующего АзВФ С.Г.Горшкова на смену точки высадки, начал движение к бухте Булганак. Буксир "Никополь" с баржой "Хопер" с 1:00 взяли курс на Темрюк.
К этой же точке начал движение и 5-й отряд. Отстоявшись на якоре в 3-4 милях от берега, он в 2 часа ночи попытался произвести высадку. В связи с тем, что был сильный накат, а высадочные средства были потеряны накануне, попытка оказалась неудачной.
В связи с тем, что буксир "Дофиновка" вышел на спасение людей с "Ворошилова" баржа "Таганрог" была оставлена у берега, и служила базой для десантников 4-го отряда. Канонерская лодка "Днестр", входившая в состав 4-го отряда, получив информацию о готовящейся высадке остальных сил десанта, начала движение от места якорной стоянки в район бухты Булганак. Как только рассвело, противник открыл интенсивный огонь. Выяснилось, что немцы не собираются ждать, пока советские суда высадят десант. Противник усилил оборону побережья в районе д.Юраков Кут новыми огневыми точками и батареями полевых орудий, так, что место высадки 4-го десанта почти полностью простреливалось. Баржа "Таганрог" получила пробоины, но держалась наплаву.
2-й отряд в составе п/х "Пенай", ПК-123, ПК-128, в 7:00 вошел в бухту Булганак у м.Хрони, где в 9 часов встретился с 5-м отрядом. Здесь же находились и остатки 1-го отряда.
Канонерская лодка "N4" получила задание встретить буксир "Норд" (он же тральщик N65) с баржой N 59 буксире, и прекратила огонь на подавление огневых точек.
Десант осталась прикрывать канонерская лодка "Днестр", которая подавила большинство огневых точек противника, но...
С утра начала действовать немецкая авиация. Высадочных средств не было, поэтому высадка шла через танковую баржу, и корабли были вынуждены ждать очереди на высадку. Поэтому высадка превратилась в разгром.
Из отчета:
"Около 7:00 27.12.41г. к бухте Булганак подошли 1 и 2 отряды, пытавшиеся высадить десант у м. Хрони.
Около 9:00 начались налеты авиации противника, противодействовавшей высадке. Около 12:00 канонерская лодка "Днестр" взяла на буксир ТЩ "Кизилташ" поврежденный бомбардировкой и пошла в Темрюк
КЛ N4 утром 27.12.41г. получила приказание встретить буксир "Норд" с баржей N59, перевозившей 2-й эшелон десанта и обеспечить его высадку у м. Хрони
На подходе к бухте Булганак КЛ N4 и буксир с баржей подверглись атаке бомбардировщиков противника. Баржа N59 была потоплена прямым попаданием двух бомб. Буксиру "Норд" удалось спасти 206 человек, КЛ N4 - 21 человек, на барже погибло около 400 человек.".
Что это за баржа, пока не ясно, ее не было в списках плавсредств, выделенных для операции, на схеме из "Отчета...", баржа имеет номер 50, в "армейском" отчете она же имеет номер 53. "Норд" смог спасти 210 человек, канонерская лодка 21 человек, погибло более 400 человек. На барже погибла часть батальона 160-го полка 224-й СД.
В 10:50 авиацией противника был поврежден тральщик "Кизилташ" из 5-го отряда, его взяла на буксир канонерская лодка "Днестр", но довести до кубанского берега не смогла, тральщик затонул. Личный состав десанта и экипаж, оставшийся в живых, взяла на борт канонерка. Уход канонерки для спасения "Кизилташа" оставил высадочную группу без артиллерийского и зенитного прикрытия.
Командир 1-го отряда принял решение, не высаживаться, и взял курс на Темрюк, куда отряд и прибыл в 17 часов 27 декабря. Обратно вернулись ТЩ "Заря" и "Буревестник", имея на борту 138 человек. Может, и к лучшему. Правда, по приходу в порт капитан-лейтенант Шиповников был отстранен от командования отрядом.
В 12 часов авиацией противника был накрыт п/х "Пенай", имевший на борту 327 десантников (часть десанта с парохода была выгружена у м.Зюк морскими охотниками) и два 76мм орудия. От прямого попадания двух бомб возник пожар в трюме, начали взрываться находившиеся на палубе снаряды и мины, вышла из строя рулевая машина. Второй и третий механики Мирхаев и Шпилев привели в действие ручной привод рулевого устройства, а капитан, скомандовав полный ход, направил судно к кубанскому берегу. В 13 часов пароход врезался в отмель у маяка Ахиллеон. Пожар на борту транспорта продолжался, среди десантников возникла паника, затруднявшая борьбу с огнем. Трубы пожарной системы оказались перебиты осколками. В 14 часов к борту подошел сейнер, но бросившаяся к сейнеру в панике толпа перевернула его. Многие десантники попытались спастись вплавь, хотя до берега было достаточно далеко. К вечеру пожар прекратился, но судно выгорело до котельной переборки. Судно было брошено. Остатки экипажа и десанта были сняты подошедшими сейнерами. Остатки сейнера и парохода "Пенай" были обнаружены дайверами в точке, с координатами 45°26'N 36°46'E. По официальной версии погибло 110 человек. Но по тем же документам, с борта сняли 118 человек, включая и 37 членов экипажа. Цифры опять не сходятся. В "армейском" докладе сказано несколько жестче: "... погиб батальон 185-го полка".
С.Г.Горшков в своих воспоминаниях этот день вообще упускает, по вполне понятным причинам. Упускает из своих воспоминаний этот день и А.В.Свердлов, видимо, по тем же причинам.
Но это еще не все события дня 27.12.41г. Старенький колесный пароход "Ейск" из 4-го отряда, высадив 26.12.41г. первую группу, вернулся к косе Чушка за бойцами 12-й стрелковой бригады. Накат, поднятый затихшим к тому времени штормом, обстрел противником побережья и нехватка посадочных средств, заставили отказаться от неудачной идеи, принимать десант с необорудованного берега, и пароход ушел в Темрюк. Приняв на борт 500 десантников из состава 1-го батальона 160 полка 224-й дивизии, он попытался высадить их там же, у м. Хрони. Как указано в "Отчете ..." помешал шторм, а по факту, противодействие противника, т.к. 27-го погода (если верить сводкам) уже наладилась. Потеряв за один день столько кораблей за один день, командование АзВФ, решило не рисковать. Пароход вынужден был вернуться в Темрюк.
Еще до принятия решения о прекращении высадки, в 16 часов шаланда "Танаис" из состава бывшего 3-го отряда, вышла из порта Темрюк, имея на борту 321 человек 3-го батальона 83-й бригады и одно 76мм орудие, на буксируемых двух сейнерах находилось 80 человек. Группа имела задачу высадки в районе бухты Булганак.
Стоит заметить, что командование 51-й армии, а уж тем более командование фронта имело весьма смутное (а точнее, ложное) представление о том, что происходит с десантом. В сводке за 27.12.41ч. по состоянию на 22:00 указывалось " Наши части высадившиеся на Керченский полуостров в районе Чегени, Мама Русская, мыс Тархан ... вели упорные бои с противником, обеспечивая район высадки...". На самом деле, ни в Чегенях, ни на Маме Русской наших войск не было. В разговоре со штабом фронта, командующий 51-й армией генерал Львов, не смог, даже в общих чертах рассказать о ходе десанта.
Такая ситуация, естественно, не устраивала штаб фронта, поэтому было принято решение выслать два самолета У-2 для разведки.
28 декабря 1941г.
Капитан Шеремет, на самолете У-2 совершил невозможное: пролетев над территорией, занятой врагом, они сели в расположении отряда ст.л-та А.Л.Капран в районе Н.Свет. Самолет укрыли в лощине до вечера. С наступлением темноты самолет с докладом вылетел обратно. Только тогда командованию стала понятна (хотя бы в общих чертах) обстановка. Только после этого в сводках появилась более или менее верная информация, но, к сожалению, далеко не вся.
Группа старшего лейтенанта Капран вела тяжелый бой в районе Кошара-Челочик -Новый Свет. По информации командира группы в ней оставалось около 400 человек, но группа в ходе боя была рассечена на две части. Остатки 1-го батальона, численностью около 100человек возглавил А.Л.Капран. Руководство сводным отрядом 2-го батальона и армейских частей принял на себя И.А.Тесленко.
Вместе с тем, высадка продолжалась. Подойдя в 7 часов 28.12.41Г., в бухту Булганак, шаланда "Танаис" смогла сделать то, что не смогли сделать накануне остатки 3-х отрядов вместе взятые. Несмотря на огневое противодействие 13-й и 14-й рот тяжелого вооружения 42-го немецкого пехотного полка, корабли, пользуясь баржой, как причалом, высадили 400 бойцов 3-го батальона 83-й бригады (командир капитан А.П.Панов) и одно 76мм орудие. Причем высадку не прикрывал ни один из кораблей поддержки. Да, при высадке погибло 12, и было ранено 19 человек, борта и надстройки шаланды были изрешечены, пулями и осколками, но задачу шаланда выполнила. Сейнера, при этом пришлось оставить в районе высадки. Отход шаланды прикрывали канлодка N4 (в отчете она названа КЛ N2, но такого корабля у нас не было) и морской охотник ПК-123.
Высаженный отряд (часть 3-го батальона 83-й бригады) действовал самостоятельно до 30.12.41г., пока не соединился с группой п-ка Леонтьева.
Эта группа вела тяжелый бой с превосходящими силами противника, по состоянию на утро 28.12.41, в ней оставалось около 600 человек.
Около 12 часов, при налете противника баржа "Таганрог" была потоплена. Погибло много раненых. Группа десантников была оттеснена в западную часть бухты Булганак.
Остальные корабли 28.12.41г. еще только готовились к высадке. После обеда 28.12.41г. начался выход кораблей 2-го эшелона к подходному бую. Во второй эшелон вошли: колесный пароход "Ейск", ТЩ "Советская Россия", ТЩ "Норд", буксир "Дофиновка" с баржой "Лаба", морские охотники ПК-123, ПК-128. "Отчет..." указывает еще буксир "Шторм" с баржой "Донец", правда, пока уточнить что это за буксир, пока не удалось, под этим названием, в составе АзВФ числится КАТЩ-574, но это бывший сейнер Крымгосрыбтреста, водоизмещением всего 36 тонн. Вряд ли он мог буксировать баржу. В группу высадки вошли:
-сводный отряд 83-й бригады (в основном, 3-й батальон) на ТЩN43 "Советская Россия" (587 человек),
-сводный отряд 160-го стрелкового полка 224СД (в основном 2-й батальон 697 человек) на теплоходе "Ейск".
-4 шт. 122мм орудия 111 артполка и сводный отряд 1-го батальона 185сп на буксире "Дофиновка" с баржой "Лаба" и.т.д.
Всего загрузили 2213 человек, 3 танка, 15 орудий. Одновременно шел бурный "анализ" предыдущих боевых действий. Выглядел он примерно так:
Т.е. армейцы попытались "поставить" на место "флотских". Командир дивизии, полковник Дегтярев получил "фитиль" от начальства, с настоятельным требованием взять командование в свои руки, что он и попытался сделать.
29 декабря 1941г.
А дальше все пошло как обычно. Около часа ночи отряд прибыл на траверз мыса Хрони, но тральщик "Советская Россия" потерялся по дороге. Капитан тральщика опять ошибся со счислением, и вместо мыса Хрони вышел к мысу Тархан.
По дороге, отрядом была подобрана шлюпка в которой было 11 бойцов во главе с командиром, которые сообщили, что весь берег бухты Булганак занят противником. Получив эти сведения, командование отряда передало информацию в штаб 51-й армии.
Их доклад полностью соответствовал реальности. К этому времени группа полковника Леонтьева была оттеснена в западную часть бухты, район высоты 115.5 (район урочища Большой вал).
Мнения офицеров разделились: командир отряда высадки капитан 3-го ранга Дубовов предложил высаживаться, полковник Дегтярев отказывался от высадки, до получения указаний из штаба 51-й армии.
Учитывая прошлые промахи, для разведки в район высадки был выслан ПК-128, во главе с военкомом АзВФ С. С. Прокофьевым. Разведка подтвердила, что берег занят противником. Об этом было доложено командованию АзВФ. Из штаба пришел приказ: " ... высаживаться в районе м.Хрони, а в случае сильного противодействия высадиться в Ени-Кале, даже в светлое время суток".
Каждый истолковал приказ по-своему. Военком АзВФ вернувшись на ПК-128 из разведки, застал на месте только колесный пароход "Ейск" и два сейнера. Командир дивизии, восприняв приказ, как разрешение на высадку в районе Ени-Кале, дал приказ командиру ТЩ-61 ("Заря) и ТЩ-65 ("Норд") с баржами двигаться к Керчи. Но, не дойдя до места высадки, отряд повернул обратно в Темрюк, мотивируя свои действия штормовой погодой. Да, 29-го декабря резко упала температура (минус 15-18 градусов), но ветер был не сильным 5-6м/с, и лишь к 22 часам 29.12.41г. усилился до 14 м/с. На переходе в Темрюк, была потеряна баржа "Донец" с личным составом. Ее нашла канонерская лодка "N4", но только 31.12.41г. На барже находились более 200 человек, многие умерли от переохлаждения [18].
Отряд, численностью более 2 тыс. человек "развалился" на три части. Тральщик "Советская Россия" высадил около м. Тархан 587 человек из 3-го батальона 83-й бригады.
Пароход "Ейск" имел на борту 647 человек. Перед самым походом на пароходе сменился командир. Из-за ранения капитан В.Варченко - потерял зрение. Его место занял старший помощник капитана К.Куревин. При подходе к берегу в районе баржи, пароход сел на мель (видимо сказался перегруз). Судно представляло собой неподвижную мишень для немецких батарей, погибло 12 десантников и 7 членов экипажа. По легенде, спас ситуацию военком флотилии Сергей Сергеевич Прокофьев, он первым прыгнул в воду, и повел бойцов десанта на занятый противником берег.
В результате атаки, удалось сбить противника и захватить плацдарм. Раненые в этом бою, были загружены на ПК-128 и отправлены в Темрюк. На борту оставалось всего 4 человека, капитан и военком парохода. Судно, освободившись от груза, снялось с мели начало дрейфовать, был отдан якорь. В результате огня противника на пароходе начался пожар, начал рваться боезапас, чтобы избежать взрыва котлов, оставшиеся члены экипажа, стравили пар. В результате взрывов в трюме судно затонуло на мелководье недалеко от берега. Обломки парохода "Ейск" обнаружены дайверами в бухте Булганак давно, и место расположения их известно точно.
Несмотря на гибель парохода, десант смог зацепиться за берег и вел бой. Отряд полковника Леонтьева попытался соединиться с десантниками, высаженными в б.Булганак пароходом Ейск, но противник успел стянуть в этот район силы, и повел наступление одновременно на оба отряда. "Армейский отчет говорит об этом так: "1/160СП высаживался под сильным артминогнем, пароход подожжен, бойцы бросаясь в воду тонули. Высадившиеся частью перебиты, частью взяты в плен и только 30-40 человек присоединились 30.12.41г. к полковнику Леонтьеву". Ведя бой, группа полк. Леонтьева отходила на запад к м. Тархан, где вскоре соединилась с группой капитана Панова (3-й б-н 83-й бригады), высадившейся с "Советской России" в районе мыса.
Группа ст. л-та Капран оказалась отрезанной от основных сил 2-го батальона 83-й бригады, и сражалась в окружении. Основной состав десанта возглавил ст. политрук И.А.Тесленко.
В этот день была произведена высадка в Феодосии, и ситуация начла меняться. Немецкие войска начали отступление.
30 декабря 1941г.
30.12.41г. Был собран еще один отряд высадки. В него были включены все остававшиеся в строю корабли: "Канлодка N4", "Норд" (ТЩ-65), ТЩ "Белобережье", баржа "Лаба" с буксиром "Никополь", шаланда "Гордипия", пароход "Кузбасс" с баржой N 44. На них загрузили 625 бойцов 111 артполка 224-й дивизии, 525 человек из состава тылов этой же дивизии, штаб дивизии (около 100 человек) 3 танка, шесть 122мм гаубиц, два 45мм горных орудия, 18 лошадей 240т. боезапаса. Но пока боролись со льдом, Керчь была освобождена.
Из "армейского" отчета: "отряд полковника Леонтьева, после боев в окружении в районе высоты 136, собрал остатки отряда -191человек, 50% из обмороженных, не имея ни боеприпасов, ни продовольствия, сосредоточился совхоз Багерово. За время боев, отряд потерял 1858 человек убитыми и ранеными...".
Отряд ст. л-та Капран, после того, как было установлен разведкой отход немцев, соединился с основными силами группы десанта, и направился в Багерово, для соединения с основными силами 83-й бригады.
После воссоединения всех отрядов из состава бригады в районе Багерово (в том числе и доставленных напрямую, в порт Керчь), по состоянию на 5.01.42г. 83-я бригада насчитывала: 521 человек, 13 станковых пулемета, 30 ручных пулеметов, 50мм минометов 53, автоматов 28, винтовок 289, винтовок трофейных 211, пулеметов трофейных 4 шт. [19]
К 5.01.42г. в 224-й дивизии оставалось 1300 человек. В это число вошли: не высадившиеся с основной группой два батальона 185СП, химрота, сводная рота из состава 143 и 160-го полков[20].