Пока выложу тут, обсудим, можно будет перенести в общую папку
Реки, мосты и броды КерчиПередвигаясь по шоссе от Маяка до Эльтигена никто и никогда не задумывается, а какой эта дорога была раньше? Вроде в ней нет ничего необычного, однако, подозреваю, что все было не так просто.
Первое упоминание о поездке из Керчи в Килиседжик (р-н Еникале) встречаем у Эвлия Челеби (25 марта(?), 1611—1682 (?)) (
http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Cele ... text65.htm)
Цитата:
«Выйдя из города, свернув с востока на север, через 3 часа пути - Селение Черкес. Это деревня черкесов, подданных татарских ханов. Затем, снова проехав 1 час на восток, миновав благоустроенные селения, - Разрушенная крепость Килиседжик. Во времена неверных это была довольно сильная и укрепленная крепость. Когда крепость Керчь вошла под руку османцев, азовские казаки разрушили эту крепость, потому что она располагается на проливе. Османцы из этой крепости не пускали корабли казаков в Черное море, и в древние времена эта крепость была разрушена. А если ее восстановили бы, это была бы крепость, перерезающая залив. Потому что она расположена в узком месте пролива, соединяющего Азовское море с Черным, на голых скалах.»
Видел пару споров на эту тему, почему был выбран такой странный маршрут – почему не поехали по дороге вдоль моря?
Пока не прочитал работу Леонтьева К.Н. (Письма матери из Крыма 1854-1857 гг
http://www.knigafund.ru/books/38485/read#page155):
Цитата:
«Если приедете сюда в мае, это будет лучше всего. Да иначе и едва ли возможно; надо ехать или в Январе или феврале или дождаться колесного хорошего пути»
И задался вопросом: а что было с дорогами в Керчи в распутицу?
Для этого, нужно рассмотреть реки и ручьи, протекающие на данном отрезке пути
Итак, это (от Керчи к Еникале):
1) р. Мелек-Чесме
2) Река, текущая через Катерлез
3) Речушка, вытекающая в порту между причалами
4) р. Булганак
5) ручей на Чаче
6) ручей на Карантинном мысу.
Предположу, что благодаря близости города, через Мелек-Чесме был мост, что мы видим на гравюрах начала 19 века
А дальше начинается череда рек, примерное расстояние между ними:
- Ручей – 225 м от Мелек-Чесме
- Булганак – 170 м. от ручья
Кроме того, Булганак довольно скромная река в сухую погоду и довольно непредсказуемая в остальное время года, имеющая довольно широкое русло, которое в наше время частично одели в бетон
Для того, чтобы сделать мост через Булганак, нужно было проделать довольно большой объем инженерных работ: расчистка старого русла, формирование (углубление) нового, подсыпка русла, укрепление берегов и т.п. – только в таком случае появилась бы возможность поставить мост.
Рискну предположить, что моста через данные ручьи как такового не было до 2й половины 1850хг. – был брод, может быть мостик и обычная грунтовка по старому руслу, которая в распутицу превращалась в болото.
Что из себя представляла река Булганак в то время представить нетрудно, аналогичную картину можно и сейчас посмотреть на шоссе Героев Сталинграда:
На картах 1841 и 1860:
Отчетливо видны равнозначные, в т.ч. грунтовые дороги на карте 1841г. и шоссейная на карте 1860
Сделано это было по-видимому в рамка реконструкции города после Крымской войны
https://books.google.ru/books?id=fyw4AQ ... edir_esc=yСледующим был ручей в районе Чачи, ситуация с проездом с большой долей вероятности была не лучше. О проезде через ручей на Карантинном информации нет.
Поэтому, описание маршрута Эвлия Челеби соответствует реальности (он путешествовал поздней весной):
Выехав из Керчи на восток, пересекли реку Мелек-Чесме скорее всего по мосту и, не доходя до р. Булганак, свернули на север в сторону пос. Булганак. Однако, у него нет упоминания о пос. Булганак, хотя он довольно старый, т.е. они свернули до него. Т.е. через р. Булганак должен был быть мост, севернее Керчи, но южнее пос. Булганак.
Обращая внимание на карту 1841г., видна дорога севернее города в направлении на восток. Сопоставив карту со спутниковым снимком, попадаем в это место
С большой долей вероятности данное место является довольно старым разрушенным мостом, скорее всего именно здесь переехал р. Булганак Эвлия Челеби. Хотя об этом явным образом он не указывает, также как не указывает на то, что после свернули на восток. Данная дорога шла в Баксы с большой вероятностью через Аджимушкайский колодец (заправочная станция того времени
. Сам хутор находился в стороне от колодца). Далее Баксы, которые он описывает как Черкесскую деревню и Еникале.
Общий пусть в таком случае составляет ~16 км. Как указывает Эвлия Челеби, его путь занял 4 часа. Получаем среднюю скорость 4 км/ч, что является средней пешеходной скоростью. Однако Эвлия Челеби далее в рассказе указывает, что при нем было 8 лошадей. Почему они спешились? Возможно потому, что лошадь вел под уздцы проводник, и, вероятно, они двигались ночью. Поэтому неудивительно, что он мог пропустить поворот. После, Эвлия Челеби указывает, что повернули на восток к Еникале, однако, если они двигались ночью, не было ориентира по солнцу. Он пропустил один поворот направо и, повернув в очередной раз направо, подумал о повороте на восток, хотя по факту это был юг. Он описывает 3 часа езды без поселений, потом Черкесская деревня, после, через час Еникале. По такому маршруту, Баксы находятся на 12м километре и в 4 км. от Еникале, что отлично укладывается в выведенную ранее скорость движения.
О ручье на Карантинном мысу упоминает только карта 1817г. Начинается в районе бывш. ЗЖБИ
Ну а Чача - это Чача, камышами зарастает, если б не подсыпка дороги - было бы болото
Сделаю следующий вывод: до Крымской войны и последующей реконструкции города, передвижение из Керчи в Еникале было довольно затруднительным, прямая дорога приходила в негодность, приходилось объезжать несколько болот и переезжать через пару рек
Попытки привести дорогу в порядок несомненно были и до войны
К.Боссоли. Керчь со стороны верхней дороги к Ени-Кале. 1855 г.
Еще одно свидетельство "северной" дороги на плане: Kerch Operations 1855
Дорога через реку в распутицу (не Керчь)
© kalashik