Еврейская улица
[14], узкая, грязная, полна евреев и евреек с их многочисленными нисходящим и восходящим поколениями; все они, как взрослые, так и дети, одеты в какие-то изодранные, пестрые хламиды; с перепачканными и вечно грустными физиономиями выглядывают из каждой щели, окна и двери, вечно слезливые золотушные глаза их как-то вопросительно и пытливо вглядываются в каждого прохожего. На улице играют дети, едва одетые в рубашонки; это молодое поколение евреев забавляется в грязи, окруженное свиньями, петухами, курами и гусями. Пробираясь к Воронцовской улице и осматривая дома, я был приятно удивлен, видя, что некоторые отличаются своей чистотой и опрятностью, посреди этой всеобщей грязи; оказалось, что здесь жили лица служащие по судебной и литейно-акцизным частям. Пройдя некоторое пространство, я вышел на просторную площадь
[15], загроможденную возами и дрогами с сеном, зерном, солью и другими предметами потребления. Тут же отдыхают притащившие их волы, верблюды и лошади; между возами толпятся продавцы и покупатели: великороссы, малороссы, армяне, греки, татары и евреи. Все это шумит, спорит; восклицания и фразы на различных языках перекрещиваются, смешиваются, перебиваются и сливаются в какой-то протяжный гул. Евреи и еврейки играют, конечно, не последнюю роль. Еврейки, поместившись вдоль стен домов, продают молоко, сливки в бутылках, хлеб, виноград, ленты, чепцы, сетки ярких цветов, надев на себя в несколько ярусов предлагаемые вещи и при этом преисправно перебраниваясь между собой.
Воронцовская улица вмещает в себе много красивых больших частных домов, телеграфную станцию, собор, театр и множество лавок и магазинов, здание института, мужскую гимназию для приходящих и еврейскую школу
[16]. Недалеко от гимназии, на одном большом здании прочел я надпись, что здесь помещается археологический музей
[17]. Счастливо попав именно в тот час, который назначен для осмотра, я сейчас же вошел. Уже на лестнице, ведущей на верхний этаж, расставлены различные каменные плиты, с высеченными на поверхности их разными украшениями и надписями, далее, в первой небольшой комнате стоят во множестве вдоль стен и на полках глиняные амфоры и черепки ваз, вырытые уже сломанными, надгробные плиты, камни от саркофагов и разнообразная коллекция человеческих черепов с сильно откинутыми назад лобными костями и выдающимися острым конусом затылками (макрокефалы). В следующей комнате, между узкогорлыми амфорами лежат разбитые сосуды с изображениями грифонов, Вакха и др. В больших кучках по столам лежат глиняные светильники, курильницы, бутылочки для опрыскивания духами покойников, слезницы из зеленого стекла и всякого рода кувшины. Множество металлических вещей, как-то: колец, браслет, монет, серег, оконечностей стрел и копий сохраняются в отдельных ящиках. Далее группами лежат глиняные головки, похожие на слепки с лиц покойников. Посередине комнаты, в красивых витринах, разложены золотые ожерелья, цепочки, серьги и листочки венчиков и венцов. Особенно поражает своею белизной большой кусок окаменевшей сосны, прекрасно сохранившей свое ячеистое и слоистое строение.
Все эти вещи найдены при откапывании окрестных курганов, во множестве тянущихся по направлению к Еникале и к северу. Черепа макрокефалов найдены около Еникале в одной из гробниц и подтверждают древнее свидетельство, что некогда на берегу Азовского моря жили племена, имевшие обычай сжимать головы своим детям с первых лет жизни. Все вырываемые из курганов древности тщательно сортируются необыкновенно деятельным, сведущим и энергичным директором музея г. Люценко
[18].
За несколько дней до моего осмотра найдена была прекрасно сохранившаяся целая амфора, наполненная жжеными костями и закрытая свинцовой крышкой. Она покрыта великолепной живописью. Представлены двое мужчин, сидящих на красивых белых конях; между ними -изображение женщины, а внизу нарисованы бегущий тигр и лань. Над всею группой красуется летящий Эрот.
Осмотрев, хотя и поверхностно, музей, я отправился в одну из лучших гостиниц Керчи - «Петербургскую». Небольшой зал с колоннами и хорами убран был очень чисто, и столы сервированы опрятно. Сюда сходятся к обеду жители, не имеющие своего домашнего хозяйства; таких немало, так как в Керчи чрезвычайно трудно иметь хорошую домашнюю прислугу: постоянно слышатся жалобы на неисправность, воровство, грубость немногих лиц, занимающихся кухонной профессией, цена порциям в гостинице не свыше 20 коп., и пища качества довольно хорошего.
Следующие дни провел я в осмотре окрестных курганов, грязных вулканов и в путешествии на вершину Митридата. По площади и по великолепной лестнице я начал подниматься на гору. Добравшись до верхней площадки, находящейся на половине высоты горы, я долго любовался прекрасным открывающимся оттуда видом Керчи, окрестностей Еникале. По обеим сторонам лестницы теснились каменные дома, между ними извивались закоулки и узкие проходы, прямо открывалась площадь, по правую ее сторону высился купол греческой церкви, замечательный по хранимой в ней рукописи Евангелия на греческом языке
[19], маяк
[20] и крыши длинных, построенных вдоль берега, складочных магазинов. Далее открывалась ровная поверхность залива; на прекрасной, голубовато-зеленого цвета воде чернели несколько десятков кораблей, стоящих на якоре или плывущих под парусами по направлению к берегу. На краю города, за узенькой чернеющей канавкой, носящей имя реки Мелек-Чесме, виднеются несколько ветряных мельниц
[21], левее которых ярко зеленеют просторные сады, принадлежащие градоначальнику и частным лицам. Далее возвышаются ряды курганов и холмов; на склоне одного из них находится знаменитый насыпной курган с закрытою гробницей, называющейся Царской
[22]. По берегу пестреют два ряда домов карантина
[23], а затем на выдающемся мысе, круто обрывающемся в проливе, видны стены и здания прежней крепости Еникале. На левой стороне от базарной площади открывается не менее красивая панорама города. Вдали виднеется кладбище
[24] и несколько церквей
[25]; за чертой города, защищенные от ветров кряжем гор, зеленеют сады и виноградники. Залюбовавшись этим видом, я прошел по скату до церкви
[26], откуда под крутым обрывом видел уже в начале описанный берег, бульвар, Лизину рощу, залив и обрывающийся темной полосой берег Тамани. Около церкви во многих обрывах гор ясно видны стены каменных и деревянных гробниц. Тут же лежат покрытые прекрасными высеченными барельефами и орнаментами плиты голубоватого и белого мрамора. Не без труда начал карабкаться по крутым и голым каменистым тропинкам на самую вершину, к белеющему памятнику
[27]. Достигнув площадки, я принялся разглядывать разные разбросанные тут камни и плиты. Обложенные каменною кладкой прямоугольные и овальные, в рост человека выемы ясно указывали на бывшие здесь могилы; в некоторых отчетливо виднелись спускающиеся ступеньки, тут же множество неглубоких ям, засыпанных песком. Дав себе труд откопать его немного, достигаем до каменной тесовой кладки, доказывающей существование гробницы. Между множеством глубоких и неглубоких впадин, которыми покрыты скаты, стоят и лежат отдельные круглые колонны и памятники, имеющие форму параллелепипеда, с высеченными крестами и другими христианскими изображениями, доказывающими их недавнее сооружение. Одна из огромных масс камня, сложенных уступами, именуется Митридатово Сидалище или Кресло
[28]. Сам кенотаф устроен в виде какой-то не то комнаты, не то часовни. В стороне, обращенной внутрь материка, проделан широкий вход, стены внутренней площади памятника, в несколько квадратных аршин, сплошь покрыты надписями, стихами и именами; тут оставил письменную память и немецкий колонист, и отставной солдат такой-то, и барон H.H., и керченский гимназист. Фамилии, имена, дни и годы посещений перемешиваются с куплетами стихов на избитые мотивы совсем не идущей тут любви и т.д. Взглянув с Митридата на другую от города сторону, почти на 8-ми верстном расстоянии можно видеть выдающуюся в пролив косу, покрытую укреплениями, фортами, батареями и насыпями строящейся крепости
[29]. Тут помещаются здания казарм, офицерских флигелей, складов и другие казенные постройки. Не доезжая мыса, разбросано множество отдельных домиков и землянок, сложенных из камня и облицованных глиной; в некоторых из них живут рабочие, которые нанимаются на работы в крепости, большая же часть обитается солдатскими женами, отчего более скученная группа домиков и носит название «Солдатской слободы»
[30]. Над всею местностью грозно высятся толстые стены Тотлебена, где развевается русский военный флаг. Вдоль по берегу, по дороге к мысу, тянутся непрерывные вереницы возов, запряженных волами или верблюдами; они вывозят выкапываемую тут же из грунта соль. По краснеющим стебелькам едва пробивающейся травы узнают о присутствии залежной соли, которую и добывают, вырывая ямы в виде огромных прямоугольников. Добытую соль складывают в огромные конусовидные кучи и свозят в соляные магазины
[31].
С противоположного Таманского берега выдается длинная песчаная коса
[32], удлиняемая так называемой здесь пересыпкой или заграждением. Камень для этого заграждения добывается взрывами пороха в прилежащих к берегу горах, оттуда он скатывается к берегу, где, после приблизительного взвешивания, нагружается в барки, буксируемые небольшими пароходиками, и вывозится к пересыпке, где выбрасывается в воду. Заграждение узкою полосой тянется от Таманского берега и оканчивается вблизи укреплений, так что остается лишь узкий путь, по которому можно войти в пролив, но путь для неприятеля опасный: на него направлены многочисленные орудия крепости. В последние дни моего пребывания в Керчи пароход, буксировавший барки, окончив работу пересыпки, разукрашенный флагами и флюгерами, торжественно возвращался в Керчь. День, в который я взобрался на Митридат, был праздничный, и погода, как нельзя больше, согласовалась с повеселевшим видом города. Солнце уже заметно клонилось к западу, где вскоре скрылось за рядом возвышенностей. За оградой Лизиной рощи заиграл оркестр полковой музыки; веселые звуки вальса далеко раздавались по заливу и по горе. Начала собираться публика; группами приходили разряженные барыни, за ними следовали их супруги с серьезными физиономиями. Молодежь, барышни, офицеры и гимназисты, как бы боясь опоздать, торопливо обгоняли старших. Веселый говор, отрывочные фразы, приветствия - все это сливалось в неясный гул. На ровной поверхности залива мелькали белые паруса лодочек и шлюпок, с которых изредка доносились стройные звуки веселой песни.
К 9 часам быстро смерклось, темные фигуры гуляющих начали мало-помалу исчезать, и скоро жиденькая аллея опустела до следующего праздника.
На другое утро отправился на осмотр окрестных курганов. Когда я выехал за черту города, предо мной открылась однообразная, без малейшего признака зелени, местность, по которой правильными рядами возвышалось множество конусовидных холмов и насыпных курганов. Переехав небольшой мостик, через едва заметную гнилую канаву
[33] (обложенную по сторонам каменьями), я остановился у невысокого кургана
[34].
Насыпь его была уже разрыта с нескольких сторон, и из-под нее ясно обнаруживалась каменная кладка склепа. Запасшись свечой и сопровождаемый откуда-то явившимся проводником-мальчиком, я вошел в узкий коридор, высотой в рост человеческий. Пройдя несколько шагов, я принужден был уже согнуться и в таком положении продолжать путь. Узкий проход вывел нас, наконец, в довольно просторный склеп; как стены, так и потолок были сложены из тесаного беловатого камня, потолок правильно возвышается к середине, камни, выступающие один из-за другого, возвышаясь, сходятся к центру постройки. Совершенно такого же вида, но более просторный склеп отделялся от первого толстою стеной. Пол этого второго склепа был составлен из правильно уложенных плит.
Продолжая путь, я увидел несколько человек, разрывавших курган недалеко от сада градоначальника. Обнаруживался весьма широкий с полукруглым потолком вход, крепко уложенный беловатым камнем. Сама насыпь, состоящая по преимуществу из глины, песка, мелких камней, до того слежалась, что только после многих ударов киркой и мотыгой, отламывалась кусками. Следующий курган был разрыт уже давно, и в нем найдено несколько гробниц с различными древними предметами; теперь роют его в глубину, надеясь напасть на нижний этаж гробниц.
Проехав небольшое селение, называющееся Глинище
[35], и повернув по ровной местности, я вскоре добрался до селения Булганак. Не доезжая первых строений, извозчик указал мне яму, бывшую, но теперь заброшенную каменоломню. Достигнув селения, состоящего из вымазанных белой глиной домиков, я был поражен странным способом молотьбы хлеба. По небольшому двору, в правильный круг толстым слоем положены колосья с соломой. Три пары волов, таща за собой повозки, прохаживаются по этому кругу: зерна, выдавливаемые копытами и колесами, после отделения соломы вывеиваются широкою лопатой. Перебрасывал их на другое место хозяин, с помощью ветра, отделяя зерна от их легкой оболочки и сору.
В долине, около селения виден небольшой колодец, в который ведро опускается с помощью так называемого журавля или длинного шеста с противовесом на другом конце. Повернув направо по степи, изредка перерезываемой неглубокими балками, мы направились к Царскому кургану, лежащему к северу от Нового карантина. Вскоре подъехали к небольшому каменному дому сторожа, обязанность которого не допускать жителей вытаскивать из кургана каменные плиты и блюсти чистоту склепа. Вход в склеп кургана весьма любопытен. В насыпи, состоящей из затвердевшей от времени глины со слоями камней и морской травы, сделан род траншеи, окаймленной большими камнями, затем открывается наружная стена входа, представляющая собой род галереи. Ширина ее около 3 аршин и 10 вершков, а длина около 17 сажен. Пол глиняный и ровный; при конце проделана небольшая дверь, с порогом, переступив который входим в самый склеп. Внутренность склепа почти квадрат в 2 сажени. Стены из плит, на высоте пятого ряда кладки, начинают сходиться к середине склепа, резче выступая по углам, а на высоте 9-го ряда плит соединяются в первый полный круг, выше которого следует свод, напоминающий вид выдолбленного ступенями конуса. Пол устлан также каменными плитами.
Внутренность кургана содержится чисто и опрятно. Прямо против дверей стоит деревянный столик и несколько табуретов, для отдохновения посетителей. Весь курган высотой до 8 сажен и до 120 сажен в окружности. По дороге в Еникале я заехал еще в Аджи-Мерикайскую каменоломню
[36]. На огромном расстоянии видны провалы, глубокие ямы и впадины, от которых во все стороны идут ходы и галереи. В такую яму въезжают лошади с телегами, на них накладывают бруски или плиты камня, которые и везутся в город для построек. На длине нескольких сажен, галереи, углубляясь в грунт, становятся все темнее, так что работать в них можно только со свечой.
------------------------------------------------------
- ↑ [14]. Еврейской улицей в Керчи называли ул. Стемпковскую (ныне - ул. Дубинина), поскольку в основном на этой улице и по соседству жили преимущественно еврейские семьи. Неофициальное название настолько прижилось среди горожан, что в начале XX в. в документах Керчь-Еникальской городской управы встречаются как одно, так и второе название улицы.
- ↑ [15]. Речь идет о Магистратской площади, находившейся на месте сквера им. В. Дубинина. На ней в ту пору размещался т. н. Старый базар
- ↑ [16]. Воронцовская (ныне ул. Ленина) была центральной улицей города. На ней действительно находилось множество лавок и магазинов. По данным 1863 г., в одном из частных домов (дом Хаджопуло) арендовала помещение телеграфная станция, другой особняк (Гущина) арендовала Ф.П. Петропуло, содержавшая частное девичье училище. Можно предположить, что на Воронцовской ул. в этот же период времени находились в арендованных помещениях театр, еврейская школа и мужская (частная?) «гимназия для приходящих». Вместе с тем часть изложенной информации вызывает, на первый взгляд, сомнения - увидеть «Собор» (речь идет о Троицком соборе) и «здание института» (Кушниковский девичий институт) на Воронцовской улице, по современным представлениям, было невозможно. Однако улица, если иметь в виду ее протяженность сегодня, в ту пору сначала вливалась в Соборную площадь, где и можно было увидеть собор, а затем вновь превращалась в Воронцовскую, называвшуюся позже Феодосийской, а ныне известную как ул. Пирогова. Любопытно, что тогда же будущую Почтовую дорогу (современная ул. Чкалова) именовали «Воронцовской улицей по шоссе», которую от Воронцовской отделяла Шлагбаумская площадь.
- ↑ [17]. После Крымской войны здание музея древностей на г. Митридат признали аварийным, и музей вынужден был его покинуть. Во второй половине XIX в. музейные коллекции размещались на частных квартирах. Известно, что в 1860-е гг. музей древностей арендовал помещения в доме Рудковского на Соборной площади. Вероятнее всего, именно здесь его видел фон дер Ховен.
- ↑ [18]. Люценко Александр Ефимович (1807-1884) - директор Керченского музея древностей с 1853-го по 1878 г. Опытный археолог, неутомимый исследователь керченских древностей. Под руководством Люценко близ Керчи были открыты или доследованы курганы Юз-Обы, Мелек-Чесменский, Золотой, Темир-гора; на Тамани - курганы Васюринской горы, Большая и Малая Близница, Артюховский; в Екатеринославской губернии - Александропольский курган; около двух десятков курганов - возле Феодосии; произведены раскопки на городищах Нимфее, Тиритаке, Фанагории на Тамани; открыт ряд погребальных расписных склепов на Митридате. А.Е. Люценко впервые были предприняты серьезные меры к сохранению в Керчи двух замечательных памятников античного зодчества - Царского и Мелек-Чесменского курганов.
- ↑ [19]. Имеется в виду церковь Иоанна Предтечи. Храм является древнейшим христианским храмом ранневизантийского зодчества, сохранившимся на территории Восточной Европы. Датируется рубежом IХ-Х вв. В XIV в. храм подвергся серьезной реконструкции, внутри был расписан фресками, часть которых, предположительно, относилась к работам мастеров школы Феофана Грека. В начале XIX в. храм удлиняется пристройкой с западной стороны. В 1845 г. по проекту архитектора А. Дигби к храму пристраивается двухъярусная колокольня. В конце XIX в. церковь вновь увеличивается за счет пристройки на месте притвора, сооруженного в 1835 г., северного придела, освященного в честь св. Екатерины и свт. Николая. Церковь Иоанна Предтечи традиционно принадлежала греческой общине города. В храме хранились греческие пергаментные рукописи Евангелия XI в., Апостола XII в. и другие редкие святыни православной церкви. В период советской власти, в 1937 г., храм был закрыт. В 1947 г. здание храма передали Керченскому историко-археологическому музею, здесь долгие годы размещалась лапидарная коллекция музея. В этот же период храм был реставрирован. 21 июня 1990 г. решением Керченского горисполкома храм был возвращен православной общине города. В настоящее время это действующий православный кафедральный собор
- ↑ [20]. Недалеко от церкви Иоанна Предтечи на берегу моря в 1863 г. был установлен железный маяк, доставленный в Керчь из Франции.
- ↑ [21]. Речь идет о предместье Глинище.
- ↑ [22]. Царский курган - уникальный памятник древнегреческого погребального зодчества. Датируется IV в. до н.э. Открыт в 1837 г. директором Керченского музея древностей А.Б. Ашиком. Склеп кургана оказался пустым. Однако архитектурные особенности постройки склепа, необычные строительные приемы, зрительно выявляющие философский смысл сооружения, безупречность выполнения конструкций, позволяют отнести Царский курган к лучшим образцам античной погребальной архитектуры. В 1865-1866 гг. на кургане были проведены под руководством А.Е. Люценко строительно-восстановительные работы, превратившие древний памятник в музеефицированный объект.
- ↑ [23]. Керченский карантин, или, как его именовали в то время, - Керченская карантинная застава, - был учрежден в 1800 г. В 1815 г. он был подчинен Таганрогскому градоначальнику. В 1821 г. в городе, по указу императора Александра I, был учрежден морской торговый порт. В связи с этим событием таможенная и карантинная заставы в Керчи и таможенная застава в Еникале были упразднены. Вместо них были учреждены новые службы: портовая таможня и портовый карантин. Располагался карантин на северо-восточном берегу Керченской бухты.
- ↑ [24]. Скорее всего, фон дер Ховен видел городское христианское кладбище, располагавшееся в тот период на северном склоне г. Митридат. В конце XIX в. кладбище было закрыто. В наши дни на месте старого кладбища находится пустырь, рядом с которым расположена действующая Св. Афанасьевская церковь, открытая в 1864 г.
- ↑ [25]. Фон дер Ховен мог видеть построенную незадолго до его приезда православную церковь Свт. Афанасия Александрийского, внизу католический храм и армянскую григорианскую церковь и в стороне от них Св. Троицкий собор. Все эти объекты, как и кладбище, хорошо видны с вершины горы Митридат
- ↑ [26]. Это была все та же церковь Св. Александра Невского, располагавшаяся в тот период в здании бывшего музея древностей на средней террасе юго-восточного склона г. Митридат.
- ↑ [27]. То, что фон дер Ховен назвал «белеющим памятником», - это часовня над могилой градоначальника Керчи И. А. Стемпковского. Возведена она была в 1834-1835 гг. по инициативе градоначальника З.С. Херхеулидзе - преемника Стемпковского на этом посту. Здание часовни было каменным, с железной крышей, имело четыре колонны с фасадной стороны и по две колонны с боковых сторон. Высота часовни составляла около 9 м. Находившаяся долгие годы в запущенном состоянии часовня была восстановлена в 1914 г. В годы Великой Отечественной войны здание старой часовни было сильно разрушено. В начале 1950-х годов часовня была снесена, а в последующем разрушена и могила И.А. Стемпковского.
- ↑ [28]. Это лишь некоторые из многих вариантов названий самой восточной вершины Митридатской гряды — части Митридатского гребня, простирающегося от Керчи на запад на два с половиной десятка километров, вплоть до современного села Чистополье.
Упомянутая вершина в начале XIX в. воспринималась как «Памятник Митридата», «Гробница Митридата», «Гроб Митридата», а позже ее знали под названиями, очень близкими по смыслу: «Стул Митридатов», «Трон Митридата», «Кресло Митридата», «Митридатово кресло», «Седалище Митридата». Эти определения можно объяснить тем, что каменная скала на вершине имела искусственную впадину, в которую можно было сесть, и родились легендарные сведения о Митридате, который, сидя в этом «троне», любовался Боспором.
Поскольку на одной из последующих вершин тоже имеется подобное «кресло», высоты эти получили соответственно названия «Первое Кресло Митридата» и «Второе кресло Митридата» . На современных топографических картах интересующая нас географическая точка известна как г. Митридат (выс. 91,4).
- ↑ [29]. Увиденная коса на самом деле мыс Ак-Бурун (Белый мыс), разделяющий вместе с Павловским мысом две бухты - Керченскую и Камыш-Бурунскую. В конце1850-х гг. на мысу началось строительство русской военной крепости, в стратегические задачи которой входила защита Керченского пролива и контроль над входом в пролив со стороны Черного моря. Сооружение крепости велось при участии талантливого русского инженера-фортификатора графа Э.И. Тотлебена. В XX в. крепость стала крупным военным арсеналом. В настоящее время используется как популярный экскурсионный объект.
- ↑ [30]. Солдатская слободка первоначально, до 1864 г., находилась внутри строящейся крепости, а затем оказалась на описываемом месте и еще дважды перемещалась в пределах крепостной эспланады, пока, наконец, не обосновалась там, где находится и поныне.
- ↑ [31]. У автора сложилось не совсем верное представление о способе добычи соли, которую выкапывают не из грунта, а добывают из соляных озер. Ближайшим из них, судя по описанию, могло быть высыхавшее летом озеро, на месте которого находится ныне «Ковш» Керченского морского рыбного порта.
- ↑ [32]. Речь идет о косе Тузла, южная оконечность которой удлинялась в ходе строительства крепости т.н. «каменной наброской» ради того, чтобы сузить проход для судов между косой и Павловским мысом до одной версты. Это позволяло береговым батареям надежно контролировать фарватер.
- ↑ [33]. В Керчи ее называли «Обводная городская канава». Так именовали превращенную в канал р. Мелек-Чесме (ныне Приморская).
- ↑ [34]. Ближайшим к упомянутому мостику был открытый в 1858 г. курган, который стал называться Мелек-Чесменским. Непонятно, именно его ли описывает автор, так как странным выглядит упоминание о втором склепе.
- ↑ [35]. Предместье Керчи, ныне микрорайон города к северу от автовокзала.
- ↑ [36]. Несомненно, имеются в виду Аджимушкайские каменоломни. В северо-восточной части города издавна находились открытые карьеры, где столетиями вели добычу строительного камня-известняка. В 1830-х гг. в этом районе формируется новый поселок с одноименным названием, жители которого занимались исключительно пилкой и продажей камня. В 60-е гг. XIX в. в этом месте появляются первые закрытые шахты, и разработка камня начинает вестись подземным способом. К началу XX в. в районе Аджимушкая существовало несколько обширных подземных выработок, в число которых входили: Большие (или Центральные) и Малые Аджимушкайские каменоломни, Быковские, Дедушевы, Вергопуловские. В годы Великой Отечественной войны каменоломни не раз использовались как укрытие советскими войсками, партизанами, мирными жителями. Наиболее драматическая страница истории связана с обороной Центральных Аджимушкайских каменоломен, которая длилась с мая по октябрь 1942 г. После войны добыча камня в подземельях была прекращена. В настоящее время часть Центральных Аджимушкайских каменоломен занята подземным музеем и мемориалом в честь погибших здесь советских воинов.