ПЕРИОД ДО 1821
Пристани Керченской бухты для погрузки и разгрузки морских судов использовались в глубокой древности.
В глубине бухты располагается город Пантикапей - (рыбный путь в переводе на фракийские корни) столица и главный порт Боспорского царства. В бухту впадала речка Пантикапа (Мелек-Чесме).
В IV веке до нашей эры Боспорское царство, владевшее территорией от Феодосии включительно вплоть до современного Новороссийска, вело оживленную торговлю со всем миром и, прежде всего, с Афинами. Ежегодный экспорт боспорского хлеба в Афины в середине IV века достигал иногда 400 медимнов (22500 тонн). В свою очередь из Афин, Коринфа, Родоса, Фасоса, Хиоса, Коса и из других мест импортировалась ткань, вино, оливковое масло, металлические изделия и др. Боспорские династии всячески покровительствовали торговле. Чрезвычайно важной статьей Боспорского вывоза в Средиземноморье были рабы: скифские, сарматские, меотские пленники. Вывозились рабы на Родос. Экспортным товаром являлись гончарные изделия и керамическая кровельная черепица, зерно, рыба.
Экспорт рыбы из Азовского моря, по словам Страбона, составлял вторую статью внешней торговли Боспора, вывозили сельдь, хамсу, осетровые породы рыб. На экспорт шла и продукция животноводства -шкуры, шерсть, соленое мясо.
Демосфен рассказывает, что на затонувшем судне, которое направлялось из Пантикапея в Феодосию, находилось 80 амфор косского прокисшего вина, два сосуда шерсти, 11 или 12 сосудов с соленой рыбой, 2 или 3 связки козьих шкур.( В.В.Латышев УК соч. стр. 367.)
Продукты животноводства отправлялись, главным образом, в Грецию, туда же вывозились рабы.
По сообщению Демосфена половина хлеба, нужного Афинам, доставлялось с Боспора. Импортными товарами Пантикапея были расписные вазы, предметы роскоши, дорогие ткани, оружие, художественная мебель.
Пантикапей - главный порт Боспорского царства - обладал большой и удобной гаванью. По сообщению Страбона в городе были доки для 30 кораблей.
В эпоху Спартокидов V-Ш в.в. до н.э. (от имени первого царя этой династии Спарток, 438-437 гг. до н.э.) значительная часть населения города занималась корабельным делом. Морская тематика, в частности изображение кораблей, - нередкость в росписях стен, на пантикапейских монетах, боспорских надгробиях.
В остатках зданий VI века до н.э. в Керчи обнаружены детали якорей.
Знаменитый греческий географ и историк Страбон и известный английский историк Уильям Фацконер сообщают, что первый железный якорь со штоком был изобретен скифом Анахоренсом.
В Ш в. до н.э. заметно сократился масштаб внешней торговли Боспора - главные торговые связи переместились с Афин на Малую Азию, Александрию, остров Родос. Морская блокада со стороны Рима во время царствования Митридата привела к развалу морской торговли.
Когда в X столетии Керчь (тогда Корчев) стала основным портом Киевской Руси на Черном и Азовском морях, вывоз товаров и привоз значительно возросли. В этот период княжеская дань собиралась в основном натурой. Земледельцы платили дань зерном, охотники пушниной, бортники медом, воском, ремесленники изделиями ремесла своего. Все это накапливалось и требовалась его реализация. Поэтому через Керченский порт вывозились зерно, местная соль и рыба, пушнина, невыделанные шкуры, шерсть, мед, воск, гончарные изделия, черепица, крестьянский инструмент, скот.
В обратном направлении ввозились товары, необходимые в Киевской Руси: растительное масло, вино, художественная керамика, металлическая и стеклянная посуда, золотые украшения. У восточных славян торговля имела денежный характер уже в первом веке н.э. не только во внешней, но и внутренней торговле. Серебряные римские монеты встречаются во многих кладах на территории нынешней Украины.
Славянский период для Керченского порта длился более двухсот лет.
Первое вторжение монголов в 1223 году нарушило оживленную работу порта почти на 100 лет.
Но татары все-таки поняли бесполезность нарушения торговли и предложили генуэзцам основать здесь свою колонию аналогично Кафе. Генуэзцы устроили здесь свой морской порт, построили каменный мол. Генуэзская республика нуждалась в хлебе, соли, рыбе, шерсти, продуктах животноводства и не скупилась на организацию работы морского порта. Досадно только, что, как товар, вывозились и невольники, наши предки.
Полтора века длилась оживленная работа порта, в 1475 году генуэзские колонии захватили турки и превратили Керченский порт в рынок работорговли.
Сократился рынок сбыта товаров и для самой Турции. Другие же страны из-за чрезмерных поборов полностью прекратили торговать через Керченский порт.
Крымское ханство свою внешнюю торговлю связало с Турцией.
Внешняя торговля, дающая изрядные доходы, свидетельствовала о жалком состоянии Крымского ханства. Турки завозили в Крым тонкие ткани, нитки, мыло, табак, кожу, медь, глиняную посуду, краски, клейстер, доски, желуди, яблоки, сушеные груши, орехи, пшено, уксус, масло, горох, пряности, цитрусовые.
А Крымское ханство продавало в рабство на галеры захваченных в полон украинцев, русских, поляков.
Гайдамацкие дружины, запорожские казаки не мирились с надруганием над их близкими и товарищами. Неоднократно совершали набеги, освобождали пленников. В окрестностях Керчи остались памятные места об украинских казаках: Гайдамацкие пещеры и казацкая крепость Борзовка возле села Осовино, Гайдамацкие скалы возле села Войкова.
Керченский пролив был звеном морской дороги для запорожских казаков, когда они возвращались из черноморских походов на своих “чайках”. Избегая засад в устье Днепра, запорожцы направлялись через Керченский пролив, Азовское море, реки Молочную, Конские воды, Днепр. Этим маршрутом через Керченский пролив прошли в 1616 году суда запорожского атамана Конашевича-Сагайдачного после взятия запорожскими казаками Кафы и освобождения невольников, Трапезунда и Минеры.(З.Тулуб, Людоловы, т.2, стр. 173. История запорожских казаков Д.И.Яворницкого, том. 11. стр. 129. )
В период военный действий Петра I у турецкой крепости Азов флотилия запорожских казаков вышла в Черное море и в Керченском проливе вступила в неравную битву с турецкой эскадрой, не пропустила морской десант, направленный на помощь Азову. Опыт морских походов и битв запорожцев признавался и ценился в России.
Григорий Потемкин повелел своему Адмиралтейству: "... матросов набирать флоту Черноморскому из казаков запорожских и крестьян полуденной Малороссии, как извечно опытных мореходов и победителей во множестве сражений и баталиях морских с неприятелями”.
Турецкое воинство не очень стремилось выходить на своих галерах в море, когда там находились запорожские казаки. Легкие, высокоманевренные суда казачьих флотилий появлялись неожиданно и так же неожиданно исчезали. Практически непотопляемые чайки казаков появившись с разных сторон, окружали турецкие галеры и ничто не в силах было их остановить от абордажного боя. Освобождались проданные на галеры казаки, снималось оружие, а сами галеры пускались ко дну. Поэтому на турецком флоте бытовал сигнал: "Казаки в море". Флот укрывался в гаванях, выход запорожцев в море сеял панику даже при дворе турецкого султана. Французский посланник доносил в Париж: "Они нагнали здесь такой ужас, что с большим трудом, при помощи палочных ударов сгоняют солдат на посылаемые против них галеры".(Флот нашей Родины, М. Военизадат, 1940, стр. 10)
Отбили запорожцы охоту у турецких правителей покупать казаков на галеры, захватывать и опустошать их земли.
В 1649 году они вынуждены были заключить договор о торговле, по которому запорожцам предоставлялись льготы и гарантировалась безопасность плавания казацких судов по Черному морю и выход их через проливы в Средиземное море.(Боевая летопись русского флота, М. Воениздат, 1948, стр. 36)
Преграды, создаваемые турками и татарами,не смогли сдержать стремление славян к развитию мирной торговли.
Карл Маркс в конце XVII века писал: "... никогда ни одна нация не мирилась с тем. что ее морские побережья в устьях рек были от нее оторваны...".(История Военно-морского искусства, стр. 39-40)
Реальные возможности расширения внешней торговли у славян появились,когда в 1774 году город Керчь по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турецкой империей перешел во владение Российской империи. Керченская бухта длиной от SO до NW около 3 миль и шириной у города З.б мили на 3/4 имела естественные глубины. По размерам судов того времени глубины позволяли навигацию без больших затрат на дноуглубление. А географическое положение города на стыке Черного и Азовского морей, Европы и Азии способствовало развитию торговли. 10 октября 1621 года царем Александром был подписан именной указ. данный сенату об утверждении постановления об открытии Керченского порта:
"... Признав полезным для улучшения торговли нашей на Черном и Азовском морях, открыть новый торговый порт в Керчи, повелели мы составить о том надлежащее постановление".
Открытие порта было полезным не только для торговли. Оно было полезным для политических целей. В Керчи формировались взаимоотношения Российской империи с Кавказскими народами. Это повлияло на развитие торговли через Таганрогский порт, поскольку иностранные морские суда, частично разгружаясь до проходной осадки в Керчи, следовали в Таганрог.
Увеличились сборы за проводку Азовским морем.
В порту создается портовый карантин и таможня. Таможня относится к степени главных таможен, что само по себе говорит о значении, определенном для функционирования порта.
Сохранились установления по безопасности в сношениях с горскими, как тогда называлось население Кавказа, народами. В то же время создавались условия для обмена произведениями и товарами. Для этого вместо действующей карантинной заставы учрежден меновой двор с очистительными пакгаузами с подчинением их Керченскому карантинному и таможенному начальству. Керченская застава принадлежала к ведомству Таганрогского градоначальника и была учреждена для обсервации судов,идущих в Азовское море, и постановки стражи на них. С открытием служб Керченского порта застава упразднялась, а обсервация судов, идущих в Азовское море, начала производиться вблизи Керченского Карантина под его контролем и охраной.
В состав Керченского округа включено пространство с одной стороны пролива от Еникале до Камыш-Буруна, а с другой - от противоположного Еникале пункта до Бугаза включительно. Соответственно, в Керченский округ вошли Керченские карантин и таможня, Бугазский меновой двор, Таманская и Еникальская заставы. Торговля Керченского округа была подчинена Херсонскому военному губернатору, которому вменялось в обязанность выделенными в его распоряжение средствами способствовать расширению торговли и обеспечению безопасности. Создается местное управление Керчью, Еникале и всем Керченским округом -Керчь-Еникальское градоначальство. Керчь-Еникальскому градоначальнику предоставляются такие же права, как и Таганрогскому, хотя он подчинен Херсонскому губернатору, утверждался в этой должности царем по представлению Министра внутренних дел. Градоначальник Керчи был поставлен в такую зависимость от Херсонского военного губернатора, в какой состояли начальники губерний. А в вопросах внешней торговли и карантинных он практически губернатору не подчинялся, обращался непосредственно к соответствующим министрам.
Керченскому порту разрешалось принимать все суда с грузами карантинными и некарантинными с оплатой установленных пошлин, подвергать их обеззараживанию и таможенному досмотру. Поскольку иностранные товары, очищаемые в Керчи, предназначены для обращения в Азовское море, то для усиления торговли и выгод Таганрога в нем образовывалась главная база для их складирования. В пользу государства взыскивался с владельцев фрахт за перевозку таких товаров от Керчи до Таганрога на каботажных судах, имеющих свободное плавание по Азовскому морю и по своим размерам способным ближе подходить к Таганрогским причалам. Для строительства таких каботажных судов выделялись соответствующие субсидии. Одновременно разрешалось шкиперам сомнительных судов с некарантинными грузами следовать к Таганрогу. Такие суда препровождались на пути следования стражей, поставленной в Керчи, исключалось соприкосновение с кем бы то ни было. Суда после разгрузки в Керчи карантинных грузов могли следовать до Таганрога после обсервации в Керчи.
Очищенные по всем карантинным правилам в Керчи грузы могли перевозиться до Таганрога и на судах, их доставивших. Купеческие и каботажные суда, очищенные в Керчи, получив от таможенного карантина свидетельство о безопасности, впускались в Азовское море немедленно без всякой стражи. По прибытии в Таганрог шкипер такого судна проходил длинную процедуру опроса в карантине. И если он покажет, что на пути его от Керчи до Таганрога все люди на судне были здоровы, не имели никакого сообщения с сомнительными судами, не касались и не брали никакой сомнительной вещи с моря, шкипер подтверждал это присягой, и его судно без задержания принималось на биржу для выгрузки.Но если на таком судне окажутся больные, то они препровождаются в карантин и освидетельствуются врачом, а судно задерживается, пока врач не установит безопасность болезни. При обнаружении заразной болезни судно, груз и экипаж подвергается карантинной очистке. А шкипер при установлении факта скрытия во время присяги предается суду. В тот период нередки были случаи эпидемии чумы, холеры, оспы и других заразных болезней, медицинское обслуживание практически отсутствовало. И такие строгие порядки и меры были оправданны. А строгая ответственность шкиперов ими не оспаривалась. Главные торговые операции при соблюдении карантинных правил обеспечивались надежно. Шкипер имел право оплатить пошлину в Керчи, после чего получал свидетельство, или по приходу в Таганрог. Лица, попытавшиеся перевезти грузы без оплаты пошлины, должны были учитывать, что при обнаружении таких грузов они конфисковались в пользу государства. В практике перевозок грузов могут иметь место погрузка излишних грузов или недогруз их. Во избежание ответственности добросовестные шкипера обращались в Керченскую таможню с просьбой опечатать трюмы. Таможня не имела права отказать в этом, и вся ответственность за излишний груз ложилась на таможню, такой груз не конфисковался. Это было разумное правило, способствующее честной торговле и ограждающее шкиперов от случайной ответственности. Товарные места, тюки, бочки, кипы, прибывшие в опломбированных трюмах, в Таганроге без досмотра выдавались хозяевам. Досмотру подвергались только грузы в нарушенной упаковке или прибывшие в трюмах с нарушенной Керченской пломбой. Для большей безопасности все товарные места, заключающие в себе вещи, могущие быть зараженными, в обязательном порядке пломбировались Керченской таможней. Предусматривалось и пломбирование трюмов портом отправления, но только для российских портов. В этих случаях такие суда следовали со стражей. В Керчи шкипера таких судов опрашивались, при отсутствии сомнения суда получали свободное плавание до Таганрога и свободную торговлю. Даже рыболовецкие суда и лодки, следующие в Азовское море на промысел, получали такое право только при наличии свидетельства Керченского карантина.
В обязанность местных портовых властей вменялось разделение даже рейдовой акватории. Суда, только прибывшие, еще не прошедшие карантинной очистки, принимались на рейде со стороны Черного моря, суда, прошедшие карантинную очистку, отводились на другой участок рейда со стороны Азовского моря. Поскольку при наличии большого количества судов не хватало места для такого разграничения, некоторые суда после очистки получали стражу и следовали в сторону Еникале, где размещалась брандвахта. По сигналу стражи, что судно по пути следования имело контакт с другими судами или приняло какой-либо груз, командир брандвахты возвращал судно на портовый карантин, отобрав карантинные виды. При отсутствии таких сигналов стража снималась.
Как видно, на Керченский порт возлагалась задача быть форпостом по защите берегов Азовского моря от проникновения заразы извне.