Глава 19 События 1-6 января
31.12.41г. сложилась такая ситуация, когда ни советские ни немецкие войска не могли взять инициативу в свои руки. Возникла как бы вынужденная пауза.
Керченская и Феодосийская группировки исчерпали резервы для наступления.
Немецкие и румынские войска лихорадочно стягивались в единый фронт, но их заслон тоже еще оставался очень редким.
Советские войска, высадившиеся в Керчи, пытались организоваться и выдвинуться вперед к Ак-Монаю, оставленному немецкими войсками. Как указано в "армейском" отчете: "...в ночь на 3.01.42г. был переправлен батальон 12 стрелковой бригады. Дальнейшая переброска приостановлена из-за промерзания пролива и отсутствия ледоколов".
Часть личного состава была подготовлена к переброске в Камыш-Бурунский порт транспортами из Кавказских портов. На Камыш-Бурун грузились транспорта "Азов", "Красный Профинтерн" и "Калинин", но их отправка почему-то была задержана. Скорее всего, по погодным условиям.
В докладе о состоянии войск 51-й армии указывалось, что "224СД двумя батальонами 185СП, сводная рота, химрота, три танка заняли оборону Ак-Монай, станция Ак-Монай". Действительно, это все, что осталось от дивизии после Керченской высадки. Из 9 тыс. человек, в строю осталось 1300, без тяжелого вооружения (не считая 3 танков).
Советское командование придавало особое внимание Ак-Монаю в связи с тем, что оно рассчитывало перебросить по Арабатской стрелке к Геническу 105-й горнострелковый полк, (из бывшей десантной группы "Б") отрезая пути отступления немцам. Но этим планам не суждено было реализоваться. В докладе указано "105-й ГСП автотранспортом для следования в район Геническ не обеспечен". Полк был сосредоточен в районе Ак-Монай -Арабат и насчитывал в своих рядах 2,6 тыс. человек при 12 орудиях, 30 станковых пулеметах, 81 ручных пулеметах и 33 минометах
83-я морская стрелковая бригада, после одних суток отдыха и переформирования в районе совхоза Багерово была так же выдвинута на тот же рубеж. В строю из 4 тыс. бойцов осталось 537 человек при 13 станковых пулеметах, 30 ручных и 53 минометах. В это число вошло и трофейное вооружение.
12-я стрелковая бригада находилась еще в Керчи, в ее составе было: 3150 человек, 37 станковых пулеметов, 7 ручных и 31 миномет.
Из состава 390-й стрелковой дивизии в район Керчи был высажен 784-й стрелковый полк и один артдивизион. Эти части были обеспечены автотранспортом и смогли выдвинуться вперед до немецких заслонов в районе Кой-Асан, на соединение с феодосийской группировкой. В его рядах насчитывалось 3,5 тыс. бойцов при 12 орудиях, 30 станковых пулеметах, 60 ручных пулеметах и 20 минометах.
Т.е. Керченская группировка смогла выдвинуть к 5.01.42г. к передовой линии немецких войск только два полнокровных полка и совсем малочисленную 83-ю морскую стрелковую бригаду.
5.01.41г. на аэродром Керчь перелетели самолеты 247-го истребительного авиаполка (всего 5 самолетов Як-1) [13]. К сожалению, самолетов было слишком мало, и прилетели они слишком поздно, чтобы прикрыть конвой в Феодосии. [13].
В готовности к переправе на Таманском полуострове находились:
1. 396-я дивизия полностью
2. 390-я дивизия без одного полка и артдивизиона,
3. 398-я дивизия полностью
4. 72-я легкая кавдивизия полностью
5. 25-й, 456-й и 457-й корпусные артполки,
6. Вновь сформированный 265-й корпусный артполк (родственник севастопольского, сформированный на базе одного его дивизиона)
7. Три инженерных батальона (75-й, 132-й, 205-й)
8. два мотопонтонных батальона (6-й и 54-й)
9. семь зенитных артдивизионов и.т.д.
Т.е. войск было много, их не успевали перебрасывать в Крым. 5-го января началась первая ледовая переправа через Керченский пролив.
Пехота переправлялась в строю по одному с дистанцией 5-7 м. Из материальной части можно было переправлять только пулеметы на волокушах. Артиллерию по льду из-за его непрочности пока нельзя было переправлять. К 6 января удалось переправить около 13 тыс. человек. Переправились: два батальона 12-й стрелковой бригады с обозами, стрелковые полки, 396-й дивизии (808-й, 819-й полки полностью, 816-й без обозов), батальон связи, саперный батальон, кабельно-шестовая рота.
При ведении инженерной разведки ледовой переправы и пропуске пехоты по ней особо отличился 132-й мотоинженерный батальон под руководством командира батальона капитана П. Н. Никонорова. В ночь на 7-е января переправу пришлось приостановить, из-за того, что при переправе большого количества войск лед начал во многих местах трещать. Но переправленные части не имели тяжелого вооружения, автотранспорта, топлива, и находились еще очень далеко от фронта (около 100км, минимум два дневных перехода).
К этому времени, противник успел перебросить в этот район гораздо больше войск. Советские войска блокировали на Керченском полуострове:
Румынский горный корпус (правый фланг немецкой позиции, командующий генерал Г.Аврамеску), в составе:
-- 4-й горнострелковой бригады (без 2 батальонов) командир полковник Г.Манолиу
-- 3-го моторизованного полка (из 8-й кавбригады)
-- бригада полковника Корнэ
В составе корпуса формально числилась и сама 8-я кавбригада, но она действовала на левом фланге.
42-й немецкий корпус (центр и левый фланг) И.О.командира Ф.Маттенклот (из 72-й ПД) в составе:
1. 213-й пехотный полк (ранее принадлежавший 73-й пехотной дивизии, убывшей из Крыма),
2. 170-я пехотная дивизия (в ходе переброски),
Формально, в состав корпуса передали и 105-й полк 72-й пехотной дивизии, но он еще только грузился на автотранспорт в районе Варнутки.
В прямом армейском подчинении находилась 18-я румынская пехотная дивизия, но та еще находилась в процессе передислокации в Крым. В прямом армейском подчинении находились два пионерных батальона 46 и 70-й, остатки 190-го дивизиона штурмовых орудий (3 самоходки), в корпусах так же имелось по одному пионерному батальону (кроме тех, что числились в составе дивизий).
У немецких войск наметился перевес в численности войск. Но немецкие части были не готовы к немедленным действиям (также, как и советские). Противник все эти дни, силами двух строительных и двух инженерных батальонов готовил оборонительные укрепления в районе Киет, и Сеит-Асан.
В ночь с 4 на 5.01.42г. были высажены сразу два "тактических" десанта, которые стали неожиданностью для немцев: 1-й судакский и евпаторийский. По второму десанту в последнее время появилось достаточно много информации, и ход его описан достаточно подробно.
Десант доставил много неприятностей командованию 11-й армии, но, он был малочисленным, и вторая его волна высажена не была. Немцам для его ликвидации пришлось задействовать ряд частей, предназначенных для блокировки Феодосии, и часть подразделений снять с Севастопольского направления.
Севастопольский оборонительный район выделил для высадки около 1000 человек. Интересен подбор людей для десанта. Оставим в стороне НКВД (милиционеров), НКВД(погранкомендатуру) партийных работников и.т.д. В десант направили бывших бойцов 8-й бригады морпехоты (1-го формирования). В частности капитан Бузинов командовал батальоном 9-й бригады морпехоты, прибывшим на пополнение 8-й бригады. В него вошли бойцы батальона морпогранохраны НКВД, остатки 2-го полка морской пехоты и.т.д. Т.е. определенные части выбивали "под ноль". Для чего?
"Евпаторийцы" дрались крепко, и для ликвидации десанта немцы были вынуждены стянуть под Евпаторию:
-22-й моторизованный разведбат 22-й ПД (командир О.фон Боддин), переброшен из района Севастополя.
-6-я рота 2-го батальона учебного полка 800 "Бранденбург (командир обер - лейтенант Зигфрид Граберт), переброшена из под Севастополя.
-70-й корпусной моторизованный пионерный батальон (командир подполковник Х.М.Р.фон Хайгль) прибыл из Симферополя.
- 105-й пехотный полк 72-й пехотной дивизии. (командир полка полковник Мюллер), прибыл из Севастополя, готовился к переброске в район Феодосии.
-две роты 173-го пионерного батальона (73-я ПД) прибыли из Симферополя.
-два артиллерийских дивизиона.
Т.е. чтобы одержать быструю победу, противник стянул к Евпатории в 5 раз больше войск, чем было в десанте, что и обеспечило быстрый его разгром. Второй вывод, который можно сделать: под Евпаторией находились, в основном, части из-под Севастополя. Т.е. десант оттянул силы немцев от города, а не от Феодосии.
По второму десанту гораздо больше нерешенных вопросов. Прежде всего: "Кто высаживался?". П.А.Моргунов пишет: "В ночь на 6 января с эсминца "Способный" (из Новороссийска) был высажен передовой отряд тактического десанта в районе Судака в количестве 218 человек из состава 226-го горнострелкового полка. Его задачей являлось отвлечение сил противника, наступавшего на Феодосию. Следующим эшелоном должны были быть высажены остальные части 226-го горнострелкового полка".
Сложность в том, что документы пока не подтверждают высадку военнослужащих 226-го полка. По воспоминаниям, на судакский пляж были высажены моряки, а не бойцы РККА. Тогда возникает вопрос: "Какие?".
Более того, при внимательном разборе документов выяснилось, что десант планировали высадить совсем не в Судаке [14]. По материалам, предоставленным автору семьей Селиховых, получается следующая картина (прошу прощения за обширную цитату): "К началу операции полк Селихова в облегчённом виде сосредоточился в районе Новороссийского порта, а основная часть артиллерии, конного состава, полковые тылы, транспортные средства и другие тяжёлые грузы были оставлены в станице Абинской. Полку была поставлена задача, высадившись в Алуштинской бухте, овладеть районом Демерджи - Шумы - Алушта и обеспечить последующее наступление с этого плацдарма на Симферополь.
Для выполнения Алуштинской десантной операции, был создан отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Андреева в составе крейсера "Красный Крым", базового тральщика N13 и четырёх сторожевых катеров. Кроме того, для доставки тяжёлых грузов на плацдарм был выделен тральщик "Судком".
Десантный отряд должен был сосредоточиться в Новороссийской базе 4 января 1942г., принять десант 226-го ГСП Селихова и в 17 часов того же дня выйти в море с расчётом 5 января в 5 часов утра начать выгрузку в Алуште.
Подводной лодке "Л-6" было приказано за сутки до высадки десанта прибыть в район Алушты и произвести разведку противника. 4 января подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Буль, маневрируя вдоль побережья, приступила к выполнению поставленной задачи. Проведя тщательную разведку алуштинского пляжа, пристани, города и прилегающих к нему дорог, командир лодки доносил в штаб флота: - Пристань сильно разрушена, сохранились лишь сваи и местами
полуразрушенный настил. На побережье, у самого уреза воды, стоят два танка, два орудия и бронемашина. На пляже и в городе обнаружены войска противника, а по дороге из Ялты через Алушту на Симферополь замечено интенсивное движение грузовых автомашин с войсками и гужевого транспорта, которые шли сплошным потоком. Кроме того, за сутки наблюдалось прохождение двух колонн на мотоциклах по 40 - 60 машин в каждой.
На основании разведывательных данных о противнике командира подводной лодки штаб Черноморского флота сделал заключение, что немецко-фашистское командование снимает часть своих сил из-под Севастополя и спешно перебрасывает их по дороге Ялта - Алушта - Симферополь - Карасубазар (Белогорск) к Керченскому полуострову и Феодосии.
Утром 4 января 1942 г. корабли десантного отряда приняли подразделения полка Селихова с двумя орудиями, несколькими миномётами, боеприпасами и продовольствием, но без лошадей и механических средств тяги. Во второй половине дня отряд кораблей в полном составе вышел в море для высадки десанта в Алуште. Переход кораблей проводился в сложных метеорологических и навигационных условиях. Большое волнение моря, встречный ветер и двенадцатиградусный мороз затрудняли движение сторожевых кораблей, которые сильно обледенели и снизили скорость хода. В связи с этим, кораблям отряда пришлось возвратиться в Новороссийскую базу, не выполнив задания. Операция была отложена на сутки. В Новороссийске десантные подразделения с борта не снимались.
5 января десантный отряд вновь вышел из базы в район Алушты. На переходе погодные условия ещё более ухудшились: ветер усилился, море - 5 баллов, большая зыбь. Сторожевые катера отстали и потерялись из виду. Из-за обледенения катеров связь с ними нарушилась. Высадка десанта в этих условиях оказалась невозможной и корабли, не выполнив задания, 6 января вновь возвратились в Новороссийск.
7 января Военный совет Кавказского фронта, учитывая неблагоприятные условия на море, удалённость пункта высадки от Новороссийской базы и сложную оперативную обстановку, решил высадку десанта в Алуште в дальнейшем не производить. Полк майора Селихова, не снимая с кораблей, доставить в Феодосию и там высадить его для участия в наступлении на левом фланге 44-й армии в юго-западном направлении вдоль побережья моря на Отузы (Щебетовка) - Судак.
Однако высадка полка Селихова в Феодосии не состоялась. 8 января командующий фронтом генерал Козлов отменил своё решение и приказал полк Селихова оставить на кораблях и высадить его в Судаке. Эсминец "Способный" 6 января безуспешно пытался высадить в Судаке отряд моряков, но высадить его удалось лишь в совхозе "Новый Свет". Однако этот десант, не удержал занятый новосветский плацдарм и с тяжёлыми боями отошёл в горы на соединение с партизанами" [15]. Моряков высадили и... забыли. Отход к партизанам остатков отряда пока документально не подтверждается. В партизанском донесении от 16 января указано: "Десант, высаженный Судак, противником рассеян, отдельные группы собираются. 30 сдалось плен, командир и комиссары убиты".
События 6-16 января
К сожалению, десанты не оказали существенного влияния на ход операции. Переброска частей противника в район Феодосии продолжалась. 10.01.42г. под Феодосию перебрасывается штаб ХХХ (30-го) корпуса. Структура немецких войск становится следующей:
Румынский горный корпус состоял из одной 4-й горнострелковой бригады,
ХХХХII (42-й) корпус (ВрИО командира Ф.Матенклотт) состоял из остатков 46-йПД, 213-го полка, противотанкового дивизиона и пионерного батальона 73-й пехотной дивизии, часть 72-й ПД, 18-й пехотной дивизии (рум.), 8-я кавбригада (рум.), бригада "Р.Корне" (рум.)
ХХХ (30-й) корпус 132-я дивизия, 170-я дивизия.
Под Севастополем осталось совсем мало войск: 22, 50, 24-я дивизии, часть 72-й и 1-я горнострелковая бригада румын, а так же ряд мелких частей. Однако части СОР оказались не в состоянии перейти в полномасштабное наступление.
Следующий конвой пришел в Феодосию только в ночь с 8-го на 9 января 1942г. Он стоил советской стороне двух кораблей: транспорта "Спартаковец" (Капитан -- Д. М. Малик) и транспорта "Чатырдаг" (Капитан -- П. Я. Исаченко). Первый был потоплен в порту с частью груза, второй уже на выходе из Феодосии. Кроме того, был тяжело поврежден эсминец "Способный", следовавший в охранении конвоя.
Эсминец "Способный" взял на борт 300 человек и 8.01.42г. в 18.10 вышел из Новороссийска. Чрез 55 минут, когда он находился на траверзе мыса Мысхако, раздался мощный взрыв. Носовая часть эсминца до 41-го шпангоута оторвалась и затонула. Вместе с ней погибло 106 человек - 20 членов экипажа и 86 десантников. Причиной трагедии стала мина своего же оборонительного заграждения. Эсминец простоял в ремонте до мая 1943 года.
Потопленный "Спартаковец"
Бывший пароход АГМП "Чатырдаг" к утру 9 января в Феодосии закончил разгрузку и в сопровождении сторожевого катера вышел в море. У мыса Ильи он подвергся нападению семи фашистских самолетов. Через несколько минут они повторили атаку. Корабли попытались укрыться в порту, и взяли обратный курс. Рядом с бортом парохода произошли дврывы двух бомб, корабль потерял ход.
У маяка пароход семафором передал о полученных повреждениях и просил выслать охранение для дальнейшего следования. Не успел он закончить переговоры, как показались еще десять бомбардировщиков противника. Самолеты зашли веером против солнца. В "Чатырдаг" попали три бомбы. Одна из них, разорвавшись у борта, пробила корпус ниже ватерлинии. Затопило первый и второй трюмы.
Старший механик парохода испанец Хозе М. Таридас попытался заделать пробоину. Он до последнего момента оставался в машинном отделении тонущего парохода. Капитан П. Я. Исаченко приказал команде оставить судно. Спасательный бот оказался изрешеченным. Рабочая шлюпка смогла принять немногих, на ней разместили в первую очередь женщин. Остальные бросились вплавь в спасательных нагрудниках. Их подобрали из воды портовые плавсредства.
Для обеспечения переброски артиллерии, которую не смогли переправить по льду, были организованы перевозки в Камыш-Бурунский порт. За три дня (6-9 января) с южной части Таманского полуострова на Керченский полуостров на плавсредствах были переброшены:
1. из Новороссийска в Камыш-Буруне, 9.01.42г. выгрузилась батарея 25-го корпусного артполка.
2. с Таманского полуострова в Камыш-Бурун доставлены:
- часть 390-й СД (1 и 3-й батальоны 792-го полка, 1-й и 2-й батальоны 789 СП, 3-й батальон 784-го СП, батарея 76мм, батарея 45мм минометный дивизион, минометный батальон, полковая школа, часть тылов),
-часть 302-й горнострелковой дивизии (минометная батарея и часть тылов),
-24-й танковый полк,
-батарея 25-го корпусного артполка,
-часть 398-й СД (1-й и 2-й батальоны 824-го стрелкового полка)
Т.е. уже к 10 января 1942г. советские войска ликвидировали преимущество немецких войск. Правда, все эти войска находились в Керчи, и до линии фронта еще не дошли. Феодосийская группировка так же почти не изменилась по численности. Туда доставили лишь первый эшелон 404-й дивизии.
Транспорт "Жан Жорес" вышел из Новороссийского порта 14 января с войсками и материальной частью 404-й дивизии. На следующий день в 20 ч транспорт ошвартовался в Феодосии. До 5 ч утра успели выгрузить лишь людей и часть вооружения. В целях безопасности по распоряжению старшего морского начальника судно в сопровождении вспомогательного тральщика "Геленджик" оставило порт.
Во второй половине дня "Жан Жорес" повернул обратно, в расчете подойти к Феодосии в 21 ч. От мыса Ильи теплоход следовал с военным лоцманом. Портовый маяк не горел. Поэтому вскоре к судну подошел сторожевой катер и повел его за собой. В момент поворота к порту "Жан Жорес" наскочил на мину. Раздался взрыв огромной силы. Загорелись боеприпасы в трюме. Однако вода, хлынувшая через большую пробоину в районе машины, затопила их, погасила пожар. Она продолжала хлестать и в течение 3 минут залила помещения от машинной переборки до кормы, которая быстро осела. Носовая часть оставалась на плаву.
Капитан судна Г. И. Лебедев приказал спустить шлюпки, но при таком дифференте шлюпки спустить не удалось. Подоспевший на помощь катер "Кабардинец" снял бойцов, раненых и часть команды. Затем подошел тральщик "Геленджик".
Такова официальная версия событий. Но по ней есть много вопросов. Все дело в том, что остатки судна находятся в точке, где их не должно быть в том случае, если судно следовало от мыса Ильи. Остатки судна находятся как раз посредине участка, который на военных картах обозначен как "миноопасный". В этом участке находились и советские мины, и немецкие.
Возможно, военный лоцман допустил навигационную ошибку, уйдя восточнее безопасного района. 404-я дивизия была доставлена в Феодосию не полностью. Тем не менее, советские части готовились наступать. В ночь с 15 на 16 января началась передислокация советских войск.
Одновременно, для обеспечения наступления, было принято решение о высадке десанта в Судаке. И, только тогда вспомнили о первой группе десантников, высаженных еще 5.01.42г. Естественно, к тому времени группа была уже "рассеяна противником".
Описание высадки привожу по исторической справке, любезно предоставленной семьей Селиховых, т.к. составлена она очень четко и грамотно, и нет смысла переделывать хорошо выполненную работу.
"12 января 1942 г. командующий фронтом приказал высадку десанта в Судаке произвести в ночь на 16 января, а подготовку к проведению операции начать немедленно.
Десантному полку ставилась задача - занять Судакский плацдарм, прикрыться с запада и севера и, не распыляя сил, перейти в наступление в восточном направлении на Отузы (Щебетовка) и во взаимодействии с 44-й армией наступающей из района Феодосии на запад, уничтожить отузско-коктебельскую группировку противника и выйти в район Насыпной (8 км. западнее Феодосии), где поступить в подчинение этой армии....
Заместитель командующего Черноморским флотом контр-адмирал Елисеев и член Военного Совета флота дивизионный комиссар Азаров разработали план десантной операции в Судаке и поставили задачи кораблям флота и 226-му полку Селихова.
Для проведения операции были созданы:
- отряд высадки под командованием капитана 1-го ранга Андреева /военком отряда полковой комиссар Спиряков / в составе крейсера "Красный Крым" и эсминцев "Сообразительный" и "Шаумян";
- отряд высадочных средств под командованием капитан-лейтенанта А.П. Иванова в составе канонерской лодки "Красный Аджаристан" и шести сторожевых катеров.
С целью артиллерийского обеспечения высадки десанта был создан отряд поддержки под командованием контр-адмирала Владимирского, в составе линейного корабля "Парижская Коммуна" в охранении эсминцев "Безупречный" и "Железняков".
Для навигационного обеспечения подхода кораблей в район высадки в ночное время и обозначения условленного места их встречи, были привлечены две подводные лодки "Щ-201" и "М-55", имевшие одна зелёный, а другая красный проблесковые огни, по которым корабли определяли своё местоположение.
Десантному отряду ставилась задача: принять в Новороссийском порту десант в составе 226-го полка в облегчённом виде и раздельно /сначала отряду высадочных средств, а затем отряду высадки/ выйти в море с расчётом 15 января сосредоточиться на судакском рейде в 22ч. 30мин. В 24 часа начать высадку, закончить её в 5 часов утра 16 января и до рассвета отойти от берега. По плану эсминец "Шаумян" с одним катером и десантной ротой на борту, должен был произвести высадку десанта восточнее мыса Алчак, а эсминец "Сообразительный" с другим катерам и с ротой десанта на борту - в бухте Новый Свет.
Десантные роты, высаживаемые на флангах Судакской бухты, имели задачей стремительным броском выйти с обеих сторон на склоны судакской долины, ударить по флангам основной вражеской группировки, оборонявшейся в Судаке и принудить её отойти вглубь обороны.
Основные силы десантного полка, находящиеся на борту крейсера, канонерской лодки и на четырёх катерах, намечалось высадить в центре - на судакском пляже после проведения артиллерийской подготовки кораблями отряда поддержки. Их задача: - разгромить основную судакскую группировку противника; овладеть посёлком Судак и во взаимодействии со своими фланговыми ротами выдвинуться на алуштинскую дорогу; овладеть селениями Большой и Малый Таракташ /Каменка и Дачное/ и развивать наступление в восточном направлении.
По окончанию высадки десанта крейсер, эсминцы и два сторожевых катера немедленно должны были сняться с якоря и возвратиться в Новороссийск. Канонерская лодка с четырьмя катерами, должна была остаться у судакского побережья в течение всего дня для огневой поддержки и противовоздушной обороны высаженного десанта, так как выделенные для обеспечения противовоздушной обороны самолёты фронта и флота были переориентированы на другие направления ещё до начала десантной операции.
Отряд поддержки /линкор "Парижская Коммуна", эсминцы "Безупречный" и "Железняков"/ должен был провести артиллерийскую подготовку района высадки с одновременным освещением целей осветительными снарядами. Затем, вести огонь по дорогам подходящим к Судаку с запада, севера и востока, и по населённым пунктам Большой Таракташ (Каменка), Отузы (Щебетовка), Старый Крым, Салы /Грушевка/.
План десантной операции, разработанный командованием и штабом Черноморского флота, был утверждён Военным советом фронта. Погрузка материальной части, боеприпасов и продовольствия была проведена в Новороссийской базе заранее, а в день выхода на операцию на борт кораблей был принят личный состав десанта.
На корабли десантного отряда было взято 1600 и на сторожевые катера - 200 человек, всего 1800 бойцов и командиров полка Селихова и небольшая группа моряков, 4 орудия, 8 лошадей, боеприпасы и продовольствие. Кроме того, на канонерскую лодку были взяты несколько кубометров досок и других пиломатериалов для оборудования новой пристани и доставки через неё грузов высаженному десанту в последующее время.
14 января 1942 года, в 16 часов, канонерская лодка "Красный Аджаристан" и отряд высадочных средств в составе шести сторожевых катеров вышли из Новороссийской базы на операцию, а на следующий день в 13 час., из той же базы вышел в море отряд корабельной поддержки в составе линкора "Парижская Коммуна", эсминцев "Безупречный" и "Железняков", и отряд высадки в составе крейсера "Красный Крым" и эсминцев "Шаумян" и "Сообразительный".
К 23 часам 15 января 1942 года, корабли десантного отряда и отряда поддержки подошли в район высадки и заняли свои позиции. В ночное время берег был виден неясно и ведение эффективного огня корабельной артиллерии по берегу, без освещения местности было невозможно. Поэтому было решено одновременно с боевой стрельбой вести огонь осветительными снарядами.
При подходе первого рейса катеров и канонерской лодки к берегу, противник открыл огонь из пулемётов, миномётов и малокалиберных орудий.
В 23 часа 45 мин. корабельная артиллерия начала артиллерийскую подготовку по району высадки десанта, ведя огонь по пляжу и по огневым точкам врага. В результате огня корабельной артиллерии, основная часть огневых средств противника была подавлена, а находившиеся на пляже минные поля частично разминированы.
Одновременно с открытием огня началась высадка десантных рот на флангах с эсминца "Шаумян" у мыса Алчак и с эсминца "Сообразительный" - в бухте Новый Свет. Позже, под прикрытием корабельной артиллерии начали подходить к берегу Судакской бухты катера, канонерская лодка и сейнеры с десантом на борту. Канонерская лодка удачно выбросилась носом на берег и начала высадку десанта непосредственно на берег. Справа и слева от неё также, выбрасываясь носом на берег, произвели высадку сторожевые катера. Высадив первую группу, катера шли к крейсеру и эсминцам, принимали с них следующую группу десантников и за несколько рейсов высадили их на берег. Особенно организованно шла высадка с крейсера "Красный Крым", которая была закончена к 4 часам утра 16 января.
16 января к 5 часам утра высадка десанта со всех кораблей была закончена, за исключением канонерской лодки, которая продолжала выгружать на берег тяжёлые грузы. Закончив высадку, корабли отошли от берега и направились в Новороссийск, а канонерская лодка с двумя катерами продолжала выгрузку грузов.
На рассвете канонерская лодка подверглась бомбовым ударам авиации противника, которая серьёзного ущерба ей не нанесла, однако дальнейшая угроза кораблю от вражеской авиации оставалась. Начальник штаба флота запросил по радио разрешение у командующего фронтом отозвать канонерскую лодку с места высадки десанта. Разрешение на возвращение на базу было получено и, канонерская лодка вышла курсом на Новороссийск. На её борту оставались не выгруженными весь конский состав, 2 орудия, половина имевшихся боеприпасов и продовольствия.
Высадка десантного полка майора Селихова на необорудованное побережье Судака в целом была хорошо организована и проведена успешно, без потерь в кораблях и доставляемых грузов. Потери в личном составе экипажей кораблей и десантных подразделений во время высадки были незначительными".
К сожалению, противник упредил советское наступление, и сам перешел в наступление за два часа до начала советской операции.