kalashik писал(а):
Митридат был престарелым параноиком-неудачником, кто ему бы культ посвятил?
Другое дело, что само имя Митридат связано с культом Митры
Культ появился как раз в тех краях: Индия, Иран
У Митридата были персидские корни.
kalashik тут надо понять кто такие вообще династия Митридатиды.Все что известно об их родоначальнике(из дошедших до нас текстов и легенд) это то что он относился к числу семи персов магов некий (Артабаз) убившими мага Гаумату.В числе этих семи был и сам Дарий1. Я думаю что самый достоверный исторический источник это Страбон,так как он сам жил в Понтийском царстве в городе Амасии резиденции понтийских царей; его семья принадлежала к ближайшему окружению царя Митридата, однако дед Страбона по матери, увлекаемый личной местью, переметнулся на сторону римлян и выдал им 15 царских крепостей.Другие источники как римские и греческие да и средневековые называют кучу Митридатов (без отчества или прозвища)Кто эти Митридаты там черт ногу сломает,да и все эти источники друг дружке противоречат.Первое из исторических сочинений о Понтийском царстве отвосится с 16 веку и принадлежит Р.Ринецию который оставил описание царских династий Понта и Боспора. В 1728 г. появилась работа Ж. Рой-Вэллана, в которой освещалась династическая история Понта, Боспора и Вифинии в основном по данным нумизматики.Тут вообще нет у историков как ранних как и современных единого мнения о датировках да и от какой эре счет вести и по какому календарю.Теперь про Митридата Евпатера.Согласно завещанию Митридата V Эвергета власть в Понтийском царстве перешла по наследству к его супруге и детям. Вдову Эвергета принято считать дочерью сирийского царя Антиоха IV Епифана Лаодикой, хотя это и спорно, во всяком случае её селевкидское происхождение сомнений не вызывает. У Митридата Эвергета помимо старшего сына Митридата Евпатора были еще младший сын Митридат Хрест и пять дочерей - две Лаодики , Роксана, Статира и Ниса, получившие эти популярные в селевкидском царском доме имена не без влияния матери - сирийской принцессы. Прямым наследником являлся Митридат Евпатор как старший из сыновей, но в связи с тем, что он не достиг совершеннолетия, его мать взяла на себя регентство.Источники, в том числе и Страбон, называют Евпатора законным преемником, а мать - его отправительницей, хотя Страбон тут же поясняет, что власть в Понте перешла к жене Эвергета и его детям. Поскольку в двух делосских посвящениях, названы имена Евпатора и Хреста при том, что только Евпатор титулуется царем, следует полагать, что именно он по закону наследовал власть, но делил ее с матерью-регентшей и братом. То, что во главе правления встала царица, не противоречит практике наследования трона в Понтийском царстве при отсутствии совершеннолетнего царя . Но почему рядом с законным наследником-царем находился его соправитель - младший брат и к тому же без титула, это объяснить затруднительно.БЫЛА ЛИ ПРИЧАСНА МАТЬ МИТРИДАТА К СМЕРТИ ЕГО ОТЦА И КУДА ДЕЛСЯ ЕГО БРАТ ХРИСТОС ИСТОРИЯ УМАЛЧИВАЕТ,А ТО ЧТО НАМ ПРЕПОДНОСЯТ ИСТОРИКИ ЭТО ПРОСТО ДОМЫСЛЫ.ДА ОНО И ПОНЯТНО ЧЕМ БОЛЬШЕ БУКВ ТЕМ ТОЛЩЕ ДИСЕРТАЦИЯ
Помпей Трог (Юстин) сообщает о кознях против Митридата, когда он был ребенком: мальчика сажали на дикого коня и заставляли метать копье, затем пытались отравить, но безуспешно, так как Митридат постоянно принимал противоядия и закалил свой организм, ставший невосприимчивым к ядам.(ТУТ ВОТ НЕ СОВСЕМ ПОНЯТНО,ОН БЫ ПРОСТО ПРИНИМАЯ ЯДЫ ХОТЬ И МАЛЫХ КОЛИЧЕСТВАХ УБИЛ СВОЮ ПЕЧЕНЬ И СТАЛ БЫ КАЛЕКОЙ
) Опасаясь смерти от удара кинжалом, молодой царь вынужден был бежать из столицы и заняться охотой на диких зверей. В течение семи лет он, по сообщению Юстина, жил на дикой природе и ни разу не появился ни в городе, ни в деревне, закалив тело и дух (Justin. XXVII.2.7-9). По другим рассказам, когда он был совсем маленьким, ему в колыбель ударила молния, зажгла пеленки и оставила на теле рубцы. По иной версии, молния ударила в его колчан и зажгла стрелы (Plut. Quaest. conv. 1.62).А ТУТ ПИПЕЦ ЕМУ ТОЧНО БЫ ПРИШЕЛ
СИЛА ТОКА МОЛНИИ НА ЗЕМЛЕ ДОСТИГАЕТ ОТ 10-500 ТЫСЯЧ АМПЕР,А НАПРЯЖЕНИЕ ОТ ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНА ДО МИЛЛИАРДА ВОЛЬТ. В год рождения и в год прихода к власти в небе в течение семидесяти дней светила комета, которая занимала четвертую часть неба и затмевала солнце своим блеском. Между ее восходом и заходом проходило четыре часа (Justin. XXXVII.2.1-3).А ВОТ ЭТО ЯВЛЕНИЕ МОЖНО ВСЕГДА ДАТИРОВАТЬ.Эти рассказы имеют полулегендарный характер и выдуманы придворной историографией с целью создать образ богоизбранного и обожествленного правителя. Легенда о коне отражает попытку отождествить Митридата Евпатора с Александром Македонским и Буцефалом,(ПОТОМ ОНА ПЕРЕРОСЛА В ЛЕГЕНДУ О ЗОЛОТОМ КОНЕ
) а рассказ о скитаниях навеян иранской традицией. Персидские цари по обыкновению распространяли легенду о своих тайных скитаниях. Что касается наездничества и охоты на диких зверей, то это элемент воспитания персидской и греко-македонской высшей знати. Миф об ударе молнии и яркой комете символизировал величие и значимость будущих побед богоизбранного повелителя, провозглашение его новым Дионисом. В этих рассказах отразились иранские и греко-македонские корни правящей в Понте династии; легенда о семилетнем отсутствии царя, по мнению ряда исследователей, не должна восприниматься всерьез, так как существуют медные монеты 120-110 гг. с портретом молодого монарха, что говорит против его изгнания.Рассказ о жизни Митридата среди дикой природы навеян легендами о детских годах Кира II.До нашего времени дошли также любопытные медные монеты, относимые к понтийскому чекану: 1) шестилучевая звезда, полумесяц-комета, от которой тянется хвост, перекрывающая шестилучевую звезду-Солнце; 2) протома коня-комета. Они удивительно точно отразили в типологии сообщения Юстина о комете, затмившей Солнце в год начала царствования Евпатора, и о его воспитании как наездника.Согласен с тобой полностью что Митридат был престарелым параноиком-неудачником.