В АВАНГАРДЕ СОРЕВНОВАНИЯ
Успешно выполнен 7-й пятилетний план.
Указом Президиума Верховного Совета в 1966 году группа портовиков награждается правительственными наградами. Награждён орденом Ленина крановщик Крайников Н.Ф., орденами “Знак Почёта”: бригадир грузчиков Нечипорук Т.Я., крановщик Полянский В.А., штукатур Седых Н.Б., медалью “За трудовую доблесть” награждаются заместитель начальника погрузрайона Статива В.Ф. и шофёр Бабанский В.Е., медалью “За трудовое отличие: - матрос Хорошун П.А.
Приказом начальника порта и решением портового комитета профсоюза за хорошие производственные успехи заносятся в Книгу почёта порта: механик Литков Борис Дмитриевич, с 1958 года работающий в порту, шофёр Селиванов Владимир Григорьевич, портовик с 1947 года, крановщик Шут Василий Степанович, портовик с 1953 года, Вишневский Иван Петрович, заведующий складом с 1948 года, Ефименко Михаил Иванович, электрик с 1954 года, Гладков Денис Владимирович, плотник с 1944 года, Некраха Георгий Филиппович, капитан портофлота с 1946 года.
Долгие годы Шут В.С. будет общественным инспектором по технике безопасности, специалистом в этом деле, бескорыстным и неуступчивым.
Большим уважением пользуется и будет пользоваться Вишневский И.П., заведуя топливным складом и складом горюче-смазочных материалов. Он полностью отдаёт себя этой работе. В 83 года он продолжает работать и администрация порта будет всячески отговаривать его уходить на пенсию. Такой старик не уступит молодому.
На злобу дня стали новые задачи.
Досрочно выполнить величественную программу 8-го пятилетнего плана!
А программа действительно величественная.
К концу пятилетки провозоспособность морского торгового флота повысится на 25%. Перед Керченским портом поставлена задача - повысить общий грузооборот в 1,6 раза и переработать генеральных грузов , т.е. мешковых, ящичных, всевозможной техники в 2 раза больше.
Такой скачок можно совершить только напряжённым трудом всего коллектива, и не просто трудом, а максимальной отдачей, физической и моральной, каждого.
Началось развёртывание социалистического соревнования в звеньях, бригадах, экипажах.
В первый же год пятилетки через порт направляется массовый поток генеральных экспортных грузов в слабо развитые страны Африки, преимущественно бассейна Красного моря. Государственный комитет экономических связей направляет грузы для строительства в этих странах нефтеперегонных заводов, текстильных фабрик, госпиталей, школ.
Перегружаются цементные печи, рулоны нефтеёмкостей, негабаритные конструкции, трубы, цемент, кирпич, гвозди, мыло, медицинское оборудование, школьные парты и тетради. Особенно досаждали порту нефтегрузы в таре - керосин, бензин, масла. Пока они шли в небольших объёмах можно было выполнить минимальные требования пожарной безопасности. Но с увеличением объёмов переработка их в стеснённых условиях Малой бухты ставила под угрозу и порт, и прилегающие районы города. Тогда родилась идея строительства за городом специализированного склада с автономной веткой. Город пошёл навстречу портовикам. выделил территорию для строительства такого склада. В 1966 году ветка и первая очередь склада введены в эксплуатацию. Легче стало в порту. Появились более крупные рудовозы.
Вопрос увеличения глубин у причалов стал острой проблемой. Гидротехники порта доказали возможность увеличения глубин с применением шкундр. Работы выполнены, что решило работоспособность порта по переработке серного колчедана на последующие 10-15 лет. Одновременно возникла необходимость увеличения глубин на внутренней акватории и каналах. В этом сильно помогли хорошие, добрососедские взаимоотношения с Керченским участком Азовморпуть, возглавляемым тт. Бабенко Н А. и Карташовым В.А. Этот коллектив всегда шёл навстречу порту.
В процессе ремонтного черпания захватывалась и подводная целина,углублялась и расширялась внутренняя акватория и подходной канал.
Бичом ремонтного черпания на многие годы оставалось наличие большого количества боеприпасов под водой, особенно у 2 и 3 причалов. Черпали их и землечерпательными снарядами, извлекали водолазами. Мины, снаряды, авиабомбы и буквально подводные штабеля цинок с патронами. 20 лет спустя портовиками читаются извлечённые из упаковки неповреждённые водой накладные немецкого происхождения.
Несладко, видно, жилось фашистам в захваченном порту, сталкивали родные причалы их поганую кладь в море.
Поток генеральных грузов увеличился в 2 раза. Руководством порта настойчиво доказывается необходимость строительства причалов Малой бухты. Доказать эту необходимость можно только увеличением переработки грузов. Поэтому принимаются паллиативные меры.
Навес в корне Широкого мола перестраивается в крытый склад. Рядом строится навес для ремонта автопогрузчиков, начато строительство большого навеса в Малой бухте. Очень важно было построить в Малой бухте тыловой железнодорожный путь. Открытые и затем крытые склады построены. Но груз завозился автотранспортом на далёкое расстояние.
В 1967 году началось строительство пути во всю длину Малой бухты, да ещё и с разветвлением на перспективное строительство будущего широкого пирса. Этот путь стал как бы кровеносной артерией Малой бухты. Упростилась технология, снизилась себестоимость, сократилось время разгрузки вагонов. Рост грузопотока, особенно генеральных грузов, вызвал необходимость создания целого ряда отделов и служб порта. В эти годы созданы ТЭК порта, 2 склада, плановый отдел, отдел труда и зарплаты, отдел кадров, конструкторское бюро, реорганизован отдел связи - службы, без которых не может функционировать порт. Одновременно расширяются и службы других ведомств.
Организовывается Керченская контора “Союзвнештранс", таможенный пост превращается в 1966 году в Керченскую таможню. Первым начальником стал т. Железный И.П. Расширяется СЭС и санитарно-карантинный отдел порта, сельхозкарантин. Необходимо как-то их размещать.
Приступили к строительству здания управления порта и в 1967 году ввели его в эксплуатацию.
В эти годы выдвинуты на руководящие должности специалисты Петров И.П. - начальником ОТиЗ, Статива В.Ф. - заместителем начальника района по механизации, Сотниченко В.Д. - начальником отдела механизации, Войт В.К. - начальником мехмастерских, Исеев И.Х. - начальником складской группы. Ответственную работу выполнял Миронов К.П. и очень добросовестно к ней относился. Капитан С-211 Мельник Б.С. добился рентабельной работы судна.
Начальником порта в 1965 году назначен Мочульский К.В. Секретарём партийной организации избран Бабкин А.Д., председателем порткомфлота - Коврежников А.А.
В середине пятилетия через порт отгружались экспортные грузы на 13 стран Средиземного и Красного морей. Было принято решение оградить часть бухты в районе шкоры, засыпать и, таким образом, превратить её в небольшой временный пирс, где сосредоточить переработку камня-ракушечника, освободив причал для переработки тяжеловесных грузов. Эта работа выполнена, а устроенный пирс стал не только местом переработки грузов портофлота, но и временной строительной площадкой по изготовлению массивов для причалов Малой бухты. Здесь развит производственный участок треста “Крымморгидрострой”, который стал генеральным подрядчиком по строительству новых причалов порта. Имея такого подрядчика, стало легче обосновывать выделение капиталовложений.
Другой подрядчик трест “Керчьметаллургстрой" вёл строительство жилья. К концу 1966 года введён в эксплуатацию 60-и квартирный дом, до конца пятилетки построен ещё один 90 квартирный дом по ул. Горького, 5.
Если учесть, что к концу 1965 года закончено строительство общежития порта по ул. Горького, 7, то видна картина довольно интенсивного строительства жилья в порту на протяжении 8-й пятилетки. Около 100 семей портовиков получили новые квартиры. По улице Вишнёвая собственными силами построено семейное общежитие на 20 семей. Старое неблагоустроенное общежитие по Портовому переулку № 2 перестроено в благоустроенные квартиры.
Эти меры позволили закрепить в порту кадры квалифицированных рабочих и специалистов.
Растёт значение Керченского порта, возросли грузопотоки. Подача и уборка железнодорожных вагонов через переезд по ул. Кирова стала ощутимо тормозить движение автотранспорта по этой центральной магистрали города. В 1965 году руководство города и порта обращаются к министру морского флота с просьбой выделить средства для строительства виадука через железнодорожные пути по направлению к ул. Горького.
На 1966 год министерство выделило городу средства для строительства виадука, для строительства подъездов к виадуку горисполком ассигновал средства из своих капиталовложений.
В течение 2-х лет виадук был построен.
В 1965 году Черноморское морское пароходство выделило порту капиталовложения для строительства отрезка ул. Горького от кольца до нового общежития. 900 метров улицы в этом месте построены на средства порта.
Снабжение судов продуктами осуществлялось через плавлавку Торгмортранса,размещённую в небольшом приспособленном помещении у центрального входа в порт. С ростом судооборота она перестала соответствовать своему назначению. Поэтому запроектирована база Торгмортранса по обеспечению судов. Одновременно портом расширялась загородная овощная база. Пристроен корпус к зданию портовой больницы (гл.врач т. Коломиец Е.Н.).
В 1966 году по просьбе порта сельский Ленинский райисполком своим решением закрепил за портом побережье озера Тобечик для строительства причалов. Но этот задум остался неразвитым, бункерная база не построена.
Преодолены плановые рубежи первых двух лет пятилетнего плана. Предприятия города Керчи, морские порты Черноморско-Азовского бассейна соревнуются за достижение лучших показателей в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
Соревнуемся и мы - керченские портовики.
Нам казалось, что наши условия и задачи самые трудные. Как никак удвоить переработку генеральных грузов в течение 2-3 лет - задача нелёгкая. Особенно, если учесть, что основной груз сборный, мелкопартионный.
Но вот и 1967 юбилейный год.
Показатели у порта хорошие.
26 октября 1967 года президиум ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота и министр морского флота награждают Керченский морской порт - победителя в социалистическом соревновании в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции - Почётной грамотой.
Радостно и оживлённо отпраздновали портовики свою победу в своём только что реконструированном клубе. Крановщик Козьмин А.Ф. спел свою любимую песню "Ясены, ясены”. Декламировали, плясали и другие наши портовые "звёзды”.
Приказом начальника порта № 439-а от 4 ноября 1967 года и решением порткомфлота группа работников занесена в Книгу почёта порта. Это тт.:
Арабаджиев Николай Иванович - шофёр в порту с 1954 г.
Букша Фёдор Лукич - лоцман с 1946 г.
Волков Юрий Владимирович - плотник с 1955 г.
Гнидин Алексей Васильевич - бригадир с 1948 г.
Гладких Денис Владимирович - строитель с 1944 г.
Полянский Виктор Александрович - крановщик с 1955 г.
Полтавский Сергей Фадеевич - моторист с 1962 г.
Урум Кирилл Михайлович - бригадир с 1952 г.
Пшеничный Николай Макарович - шофёр с 1953 г.
Все они кадровые рабочие, которые обеспечивали выполнение заданий 3-го года 8-го пятилетнего плана.
Заканчивалось пятилетие.
В декабре 1967 года Крымский областной комитет КП Украины, исполком областного Совета депутатов трудящихся и президиум областного Совета профсоюзов награждают коллектив Керченского морского порта Почётной грамотой за достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь 50-летия Советской власти на Украине. Вот настоящий подарок к концу года, оценка труда коллектива.
Производственные показатели наши были неплохие. Но нам точно было известно, что оценивались не только производственные показатели, взвешивалось также сделанное для улучшения жизни в городе. Значит, не забыто строительство портом участка улицы им.Горького от кольца до гостиницы моряков, виадука по этой улице, магазина...
А овощной магазин по ул. В.И.Ленина - угол Самойленко также построить было задачей нелёгкой. Не было финансирования, материалов, рабочих строительных профессий.
Городские власти пояснили нам, что магазин очень нужен жителям, и на месте будущего магазина, на развалках поставили аккуратную табличку “Строительство овощного магазина, строит морской торговый порт, руководители порта”... И фамилии. Как хочешь, так и понимай. Магазин мы построили.
Воспоминания о подобных трудностях увеличивают удовлетворение наградой Крымской области.
Потребовалась коренная перестройка самой системы социалистического соревнования. Действовавшая система борьбы за выполнение общепортовых производственных показателей (соревнование с экипажами морских судов за досрочную обработку судна, соревнование между бригадами грузчиков) была несомненно важной, но неполной.
На профсоюзной конференции по обсуждению коллективного договора на 1967 год обсуждается вопрос организации соревнования между основными хозяйствами и службами порта. Сколь бы ни важной была роль погрузрайона, но нельзя не считаться с работой портофлота, автогаража, мастерских, стройконторы. Принимается решение организовать три группы, внутри которых соревнуются коллективы между собой. К первой отнесены погрузрайон и портофлот, ко второй - автогараж, механические мастерские и стройконтора, к третьей - морвокзал, контора капитана порта, коммунальный отдел. Выработаны общие для каждой группы показатели. Для коллективов-победителей устанавливаются три денежных премии. Обновлены переходящие знамёна, вымпелы. Внедрение этой системы внесло оживление в работу всех звеньев. Внимательнее стало отношение к каждому показателю, более принципиально оценивалась работа. На ежемесячных заседаниях портового комитета разгорались оживлённые дискуссии. Руководители каждого звена доказывали своё право на первенство. Чаще других заслуживали первенство погрузрайон (начальник Козленко А.З.), автогараж (начальник Паневин Н.В.), бригады, где бригадирами т. Гнидин А.В. и Урум К.М., экипаж теплохода С-211, где капитаном был т. Мельник Б.С., и экипаж самоходной баржи БДБ-5.
Экипажи этих двух судов обеспечивали довольно интенсивную перевозку грузов. На теплоходе С-211 перевозилась соль от Арабатской косы, камень-ракушечник в Тамань, Темрюк. Обеспечение солью Керчи, где ловили рыбу до двух десятков экспедиций, - перевозки очень важные и ответственные. На БДБ-5 перевозился камень в Тамань и Сенную и скот из Сенной в Керчь на Керченские бойни. Трудной была погрузка скота в Сенной. Узкий деревяннный пирс длиной в 150 метров пугал скот. Ещё сложнее была погрузка овец, которые подходили к пирсу, упирались и никакими силами нельзя было их погнать дальше. А заводить каждую овцу в отдельности - очень замедляло погрузку. Выручила народная мудрость: нашли козла, пустили его впереди отары и он бойко побежал в трюм баржи, а за ним побежала вся отара. Действительно бараны. Козла по трапу выносили наверх и возвращали на берег, впоследствии он сам выбегал по трапу. Козла прозвали предателем, но он решал сложный вопрос погрузки овец. Кто знает, может ещё придётся встретиться с такой перевозкой. Только с этой целью вспоминается здесь этот эпизод. В 1968 году возникла необходимость перевозки на экспорт во Францию молодых лошадей. Внешнеторговые инстанции убеждали производить перевозки через Тамань, иностранные перевозчики соглашались подавать суда с соответствующей осадкой. Но мы,портовики Керчи, встретили такое предложение с нежеланием, возможно просто побоялись иметь дело с таким грузом. Возраст лошадей по условиям продажи - три года, не использовавшиеся в работе. Это же дикие лошади.
В 1968 году построен тыловой железнодорожный путь в Малой бухте, закончено строительство управления порта, начато строительство причала № 6.
В 1969 году закрыта бетонным туннелем речка Булганак,протекающая по территории порта, построена база Торгмортранса. Строительство порта приняло такие масштабы, что силами технического отдела нельзя было охватить все работы. Был создан отдел капитального строительства, его начальником стал Бочкарёв В.П. Все технические службы возглавлялись главным инженером Шкрабовым В.П., сменившим Щепкина В.В.
Тронуло души портовиков такое событие 1969 года. Долгие годы флагманом рудовозного флота был теплоход “Чернигов”. Многие руководители порта обрабатывали этот теплоход, будучи стивидорами, механиками. И вот теплоход “Чернигов” уходит из порта Керчь в свой последний рейс для порезки на металлолом. Как с живым существом прощались портовики, моряки и их семьи с теплоходом. На 5 причале состоялся митинг, оркестр исполняет марш и теплоход “Чернигов” неспеша,как бы с достоинством, отходит от причала. Последние прощальные гудки, ему отвечают гудками все морские суда в бухте. Теплоход ушёл навсегда.
Ему на смену пришли более совершенные рудовозы типа “Усолье”, "Запорожье”.
Да и номенклатура навалочных грузов изменилась. Поток углей переключён на причалы Камыш-Бурунского порта, поток флюсов из смешанного железнодорожно-водного сообщения переключён на железную дорогу. Несмотря на это, порт перерабатывает больше грузов, чем раньше.
Подходит конец пятилетки, темпы снижать нельзя.
А тут ещё из Государственного архива получены фотокопии Указа русского царя Александра I об открытии Керченского морского торгового порта в 1821 году.
Приближается 150-летний юбилей порта. Возникла идея воздвигнуть порту Памятный знак. Идея одобрена горкомом КПУ и горисполкомом. Фотокопии документов подтверждают, что одновременно с открытием порта было учреждено Керчь-Еникальское градоначальство. Решением № 490 Керченского горисполкома порт обязывается установить памятный знак.
Какой должен быть памятник? Этот вопрос был предметом многих обсуждений. Наконец, по совместному решению руководства порта, главного архитектора и главного художника города, принято решение -памятник соорудить по форме массива, из которых строились причалы порта, олицетворяющего собой фундамент порта и города.
С душой взялся за разработку макета памятника скульптор города Роман Владимирович Сердюк. О памятнике ещё будет сказано. Как и описывается здесь, начали осуществлять свой задум заблаговременно. И очень верно поступили. Иначе памятника бы не было.
Сколько непредвиденных трудностей!
Всё это были заботы попутные. Основной же заботой коллектива было - успешно завершить пятилетний план. Партийная и профсоюзная организации развернули социалистическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.
Успешно идёт строительство причальной линии. Ведёт строительство начальник участка треста "Крымморгидрострой” Медведев А.М. В декабре 1970 года причал № 6 (ныне № 4) введён в эксплуатацию. Для портовиков это был торжественный день. Речь уже шла не о восстановлении разрушенных причалов, началось строительство новых. На причале проводится митинг. Духовой оркестр исполняет встречный марш. Первым к причалу швартуется теплоход "Фараб" с импортным грузом. Разбита бутылка шампанского. Развитию порта - большое плавание!
Подводятся итоги соревнования. По итогам социалистического соревнования в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина бюро городского комитета партии и исполком городского Совета депутатов трудящихся 8 апреля 1970 года постановили: занести коллектив морского торгового порта на городскую Доску Почёта и в Ленинскую Книгу трудовой славы.
Воодушевлённые таким решением портовики мобилизуют свои усилия и 22 ноября 1970 года выполняют пятилетний план по всем показателям.
За успешный долголетний труд министр морского флота наградил в 1970 году знаком "Почётный работник морского транспорта” Бабкина Анатолия Дмитриевича - секретаря партбюро порта, Цикалюка Николая Михайловича - крановщика, Порчели Казимира Паскваловича - лоцмана.
За производственные успехи при выполнении 8-го пятилетнего плана награждены орденами "Трудовое Красное Знамя" Мочульский Константин Васильевич - начальник порта, Веремчук Иван Семёнович - бригадир портовых рабочих и Невдаха Фёдор Епифанович - крановщик, орденами "Знак Почёта" - пилорамщик Ситкевич Фёдор Михайлович и Селиван Владимир Григорьевич - шофёр, медалью "За трудовое отличие" • Залозная Вера Андреевна - старший диспетчер ТЭК.
27 октября 1969 года над Керчью и южной частью Азовского моря пронёсся ураган громадной силы. Начался он ветром северо-западного направления. Ветер, как ветер, в порту не привыкать к ветрам. Ничто не предвещало ураган. Неприятным ветром в Керчи считается норд-ост. Задует - считай, что на трое суток сменно-суточные планы сорваны, не прекратился через трое суток, ещё на 3-е суток работа портальных кранов сорвана. И так в отдельных случаях до 9 суток.
А норд-вест? Ничего особенного.
Окончился рабочий день, спокойно ушли домой. А ветер всё сильней и сильней, пока обычный шум не превратился в жуткий визг, полетел шифер с крыш, выворачивает деревья с корнями. При таком положении нужно быть в порту. Бегу. Рядом с домами опасно - падает шифер, черепица. Дальше от домов ветер с ног сбивает. Вдоль ограды добрался до ворот порта. Не сумел схватиться за ворота, подхватило ветром и понесло к морю, по пути хватаюсь за буфер вагона, остановился. Невиданно, смешно и страшно. С каждым, кто прибежал в порт, повторилось подобное. Страшной силы порыв ветра, грохот и металлический лязг. На южной стороне силой ветра сбрасываются с рельс четыре портальных крана. Шутка ли, сбросить с рельс закреплённый на противоугонное устройство кран "Кировец”, "Ганц”?
Передвигаемся по порту, держась за автопогрузчики.
На северной стороне срывает с захватов портальный кран “Кировец”. Кран всё быстрее и быстрее под силой ветра двигается к торцу причала, сбивает с захватов следующий кран.
Сброс в море кранов неизбежен. Попытки остановить краны безрезультатны. Автопогрузчиками подвозим шпалы. Впереди движения делаем вымостки. Силой движения всё сметается. Неожиданно дал результат заклинивания между катками шпал. Краны остановлены, прочно закрепляем их тросами за швартовые тумбы.
Успокоились. Смотрю на начальника механизации Стативу Валентина Фёдоровича, начальника погрузрайона Левадского Владимира Петровича - мокрые, грязные, в ссадинах. Все в таком же виде, но все довольны. Удалось спасти краны. Вот тебе и нестрашный ветер.
Забегая вперёд, следует напомнить, что ураган - не единственное стихийное бедствие, постигшее порт. Было ещё наводнение. Хоть и местного масштаба, но нанесло порту большой ущерб. Это произошло в 1979 году.
За Керчью колхозы образовали цепь прудов, во время ливневых дождей пруды переполнились и грунтовые запруды разрушились. Вода верхнего пруда хлынула в следующий, и так по цепочке. Маленькая речушка, протекающая между железнодорожной станцией и консервным заводом, превратилась в бурную лавину воды, брёвнами, клёпкой запрудило металлическую сетку перед мостом у улицы им.Кирова и вода пошла через улицу на перегруженные грузом открытые складские площади. На территории порта уровень воды в отдельных местах поднялся до 1 метра. С четвёртого причала вода водопадом сливалась в море. Такого потока, конечно, не смогли бы пропустить две водосточные трубы под территорией порта. Однако следует учесть, что на протяжении последних 30 лет этот ручеёк неоднократно превращался в ревущий поток при ливнях. Поэтому сточные туннели, выходящие в море, необходимо уравнять с сечением.
А в порту тогда были разрушены покрытия территории у памятника, на тыловых площадях четвёртого причала, залиты вагонные и автомобильные весы. Много времени пришлось потратить на очистку водостоков, траншей, электрокабеля, подземных колодцев и пожарных гидрантов. А завод бочкотары недели две вылавливал из моря бочки, клёпку и лес. Привязал свою работу к причалам бывшей Малой бухты и нефтемусоросборщик порта.