Плывут поезда
Л. И. СЫРКИН, бывший командир БЧ-2 СКР «Кубань», капитан 2 ранга запаса.Немецко-фашистские войска, неся огромные потери, прилагали все усилия, чтобы сокрушить нашу оборону на Керченском полуострове. Крымский фронт при поддержке кораблей Черноморского флота и Азовской военной флотилии героически отстаивал каждую пядь земли.
В один из тяжелых дней сражений в марте 1942 года наш корабль «Кубань», на котором я командовал артиллерийской частью, прибыл из Керчи в Новороссийск. Это был четырнадцатый рейс из Новороссийска в Керчь, начиная с 28 декабря 1941 года, с того дня, когда мы высадили десант в Камыш-Буруне.
Капитана и комиссара корабля пригласили в штаб военно-морской базы. Начальник штаба изложил предстоящую задачу. Наш корабль, ледокол «Торос», морские буксиры СП-15 и «Перванш» в охранении сторожевых катеров и одного базового тральщика должны взять на буксир в Новороссийском порту плавучий док с погруженными на него десятью паровозами и сорока вагонами, железнодорожным оборудованием и обслуживающим персоналом. Док надлежало доставить в осажденную Керчь, разгрузить и привести обратно в Новороссийск.
Сложная задача.
Сумеем ли мы ее выполнить? Ведь район моря, по которому предстоит нам пройти, почти в течение суток контролируется вражеской авиационной разведкой.
Накануне выхода состоялось корабельное партийное собрание. Секретарь парторганизации старшина А. Д. Борисов призвал коммунистов быть в первых рядах бойцов при выполнении операции.
Среди нас, еще молодых, впервые испытывающих суровые законы войны, были и убеленные сединами моряки, такие, как командир электромеханической боевой части Александр Иванович Плетнев, лучшие годы жизни отдавший Черному и Азовскому морям. В составе экипажа корабля служило много керчан: артиллеристы Георгий Велигорский, Андрей Ступников, Андрей Погребняк и Иван Косинов; машинисты Евгений Авдеев, Иван Сенченко, Иван Бондаренко и другие.
Керчанином был и командир корабля Иван Акимович Кожухарь — высокий, плотный, слегка сутулившийся, с открытым лицом, почти всегда улыбающимися глазами, и совсем седыми коротко остриженными, зачесанными на правую сторону волосами. Он отлично знал корабль и безукоризненно, я бы сказал, виртуозно управлял им. Знал и умело использовал его вооружение и технику, никогда не терялся, действовал смело и решительно.
Наша «Кубань» по своим мореходным качествам, прочности корпуса, мощности главных машин примерно соответствовала черноморским канонерским лодкам. Ходила она с такой же скоростью — 11 узлов, а на вооружении у нее были стотридцатимиллиметровые орудия, зенитные пушки и пулеметы.
Тогда наш экипаж уже имел значительный боевой опыт — участвовал в боях под Одессой и Керчью. Но эта операция озадачила нас всех. Надо было трое суток со скоростью два-три узла тащить огромный док, длиною более чем сто и шириною около пятидесяти метров, под носом у врага, который, конечно, предпримет все меры, чтобы разбомбить нас.
Одним словом, задание было очень и очень сложным. Основная доля ответственности падала на наш корабль, который был самым мощным по вооружению в отряде. Надо было с особой ответственностью готовиться к его выполнению.
Я, как артиллерист, побывал на доке и на других кораблях отряда, согласовал совместные действия артиллерии на переходе.
Вечером 9 марта 1942 года из Цемесской бухты медленно вышел наш отряд. Он растянулся почти на милю. Коренным буксировщиком шел ледокол «Торос». «Кубань» — в голове колонны.
В охранении заняли свои места сторожевые катера 074, 044, 066, 0104, 054 и БТШ-11.
Не успели мы выйти из Цемесской бухты, как в воздухе появился вражеский самолет-разведчик.
Да, не хотелось бы в самом начале, да еще на ночь глядя, раскрывать наши карты противнику: показывать, куда мы идем.
На мостике корабля воцарилась тишина. Все умолкли, ожидая, что предпримет командир. Когда подошли к пункту, где мы должны были повернуть в сторону Крыма, капитан не дал никакой команды, и вся наша армада продолжала двигаться вдоль кавказского берега. Это было единственно правильное решение, чтобы ввести в заблуждение разведчика, продолжавшего висеть в воздухе.
Когда вражеский самолет ушел и окончательно стемнело, наш отряд развернулся и взял курс на Керченский полуостров.
По небу плыли низкие черные облака, подул ветер и начался шторм.
Силуэты буксирующих кораблей растворились в ночной мгле и еле-еле просматривались через оптические приборы. Корабли охранения порой вовсе исчезали в темноте. Ночь надежно прикрывала отряд от вражеской авиации.
Над нами то и дело слышался гул тяжелых бомбардировщиков врага, пролетающих в направлении кавказского берега.
Сторожевые катера, идущие в охранении, вынуждены были придерживаться нашей скорости — около трех узлов. Поэтому они в полном смысле болтались в волнах расходившегося моря.
Нелегка служба катерников, даже небольшая морская волна бросает небольшой кораблик из стороны в сторону. Людей, несущих боевую вахту на верхней палубе, с головы до ног обливает холодной водой.
Было уже далеко за полночь, но никто из командиров не покидал ходового мостика. Помощник командира А. И. Филиппов «колдовал» то у пеленгатора, то на карте в штурманской рубке. Он одновременно исполнял и обязанности штурмана, которого в то время у нас не было.
— Что вы, Александр Иванович, то и дело бегаете от компаса в рубку, чтобы спать не хотелось? — пошутил поднявшийся на мостик командир БЧ-5 А. И. Плетнев.
— Потому, уважаемый тезка, что на нашем курсе много мин. А небо, видишь, заволокло, хоть глаза выколи. Вот и приходится...
— Да, в такую ночь смотри да слушай хорошенько, — добавляет командир корабля и, немного помолчав, обращаясь к комиссару, говорит: — Уж больно дорогая добыча для врага наш караван, вполне возможна атака катеров или подводных лодок, а в такую ночь обнаружить их нелегко. — Затем приказывает: — Усилить наблюдение за поверхностью моря!
Я немедленно передал приказание на посты, и как бы в ответ поступил доклад:
— Плавающий предмет прямо на носу!
— Лево руля! Боевая тревога! — дал команду капитан.
Защелкали задрайки металлических дверей, засуетились люди у орудий, пулеметов и приборов. Начали поступать доклады о готовности боевых постов.
Спустили шлюпку. По правилам предосторожности она подходит кормой к предмету и моряки подняли из воды... спасательный круг.
Кажется, ничего особенного не произошло, но всех волновал один вопрос, откуда спасательный круг и деревянные обломки около него. Это, конечно, вестники погибших судов. Кто погиб, когда и при каких обстоятельствах?
Вновь раздается гул летящих самолетов. Это, видимо, очередная группа вражеских бомбардировщиков шла в сторону кавказского берега. Как нам способствовали темная ночь и облачное небо!
Начало рассветать. Уже хорошо были видны все корабли отряда. Справа отчетливо выступал берег Кавказа, слева — Крыма, а между ними — вход в Керченский пролив.
Взоры наблюдателей всех кораблей отряда были прикованы к безмолвному небу, затянутому густыми серыми облаками.
С рассвета над отрядом начали барражировать истребители. Они то появлялись в просветах, то уходили в облака. Мы тогда уже научились отличать наши самолеты от вражеских не только по силуэтам, но и по звуку мотора.
После полудня послышался гул вражеских бомбардировщиков и «мессершмиттов». Иногда среди облаков были видны их темные силуэты. Появились и наши истребители — они шли то парами, то в одиночку.
— Ну, кажется, началось, — не отрывая глаз от бинокля, произнес старпом. На мостике все молчали, внимание было приковано к небу. Оттуда надо было ожидать атаки. И вот из облаков вынырнули три вражеских бомбардировщика. Но артиллерийские орудия и крупнокалиберные пулеметы кораблей отряда давно ощетинились в небо. Дружно грянули залпы более двух десятков зениток, белыми нитями потянулись трассы от крупнокалиберных пулеметов. Самолеты сбросили в море свой смертоносный груз и скрылись в облаках.
Долго еще кружились вокруг нашего каравана вражеские самолеты, но каждый раз их встречали истребители, а как только они появлялись над нами, артиллеристы дружно встречали их огнем. Бомбы падали в стороне, не причиняя нам вреда. Корабли охранения жались ближе к доку, чтобы лучше было отражать налеты авиации.
Всю вторую половину дня до позднего вечера нас беспрерывно атаковала вражеская авиация.
Самоотверженно действовали наши истребители. Правда, их было мало — не более трех-четырех одновременно в воздухе. Но летчики действовали смело. Нельзя было без восхищения наблюдать за этими далеко не равными поединками.
Чтобы распылить наши силы и отвлечь истребителей, вражеские бомбардировщики атаковали караван одновременно с нескольких сторон. Атаку они начинали с большой дистанции, куда не долетали зенитные снаряды. Тогда мы ввели в действие орудия для наземных целей, заряжали их шрапнельными снарядами. Еще в боях под Одессой мы применили эти орудия против самолетов, атакующих с небольшой высоты и с больших дистанций. Такая стрельба никакими правилами не предусматривалась, но война корректировала всякие правила.
Наши артиллеристы расстраивали боевой порядок врага на больших дистанциях, сбивали с боевого курса и наносили существенный урон.
Вот к отряду приближается Хейнкель-111. Он устремляется на док. Артиллеристы Авдышев, Девятов, Ступник, пулеметчики Маслов и Дикуль входят в боевой азарт. Сейчас решается вопрос кто кого? Наконец-то вражеский летчик отворачивает и тянет за собой шлейф черного дыма. Два наших истребителя устремляются за ним. Враг продолжает огрызаться из пушек и пулеметов, но падает в море, поднимая столб воды.
Около четырех часов дня во время очередного налета наш И-153 смело пошел в атаку на вражеский бомбардировщик.
Истребитель наседал на него сверху. Вдруг из-за облаков вынырнули два «мессера». Используя внезапность, они набросились на И-153. Истребитель задымил, стал терять высоту. К нашей радости, от самолета отделился белый купол парашюта. На спасение летчика устремился быстроходный катер и подобрал его. А немецкий бомбардировщик тем временем, теряя скорость и высоту, тянулся к крымскому берегу.
К Керчи мы подошли ночью. Подвели док торцевой частью к головке причала. Потребовалось несколько часов, чтобы в темноте, при сильном ветре, ошвартовать и закрепить его.
Наши необычные пассажиры — железнодорожники — начали готовиться к выгрузке. Задымили паровозы. Путейцы соединяли железнодорожное полотно, причала с рельсами на доке.
Все торопились, стремясь использовать временное затишье. И вот раздался гудок. Первый паровоз медленно сошел с дока и, набирая скорость, скрылся во мраке. Затем второй, третий...
Когда рассвело, в облачном небе появились вражеские бомбардировщики. Их было много. Небо стонало от сплошного тяжелого гула. «Кубань» быстро отошла от причала, чтобы занять удобную позицию для отражения атак.
Первые бомбы упали, подняв столбы воды у самого носа корабля. Мы держались ближе к доку, но так, чтобы его фермы не закрывали обзор и не мешали стрельбе. Ведем огонь по пикирующему на док бомбардировщику. Снарядные и пулеметные трассы других кораблей сходятся у вражеского самолета, прошивают его. Враг сбрасывает бомбы, но они не достигают цели. Самолет дымит, пытается уйти. Вместо него появляется второй. И он встречает сноп снарядов и пуль. Сброшенные бомбы падают очень близко от дока. Пикирует третий...
Не умолкают артиллерийская стрельба и рокот моторов. Самолеты атакуют и док, и корабли, и паровозы, сошедшие с дока. Осколки засыпают палубу, стучат, как молотками. Да, такого налета еще не было.
Док для врага — главная цель, а для нас — главный объект защиты. Враг, пытаясь отвлечь внимание от дока, бомбит корабли охранения.
Один из бомбардировщиков бросается на «Кубань». Наш командир внимательно следит, как от него отрываются черные сигарообразные бомбы. Следует четкая команда, и корабль с полного хода круто поворачивает, уклоняясь от попадания.
В это время другой вражеский самолет атакует док. Бомбы идут прямо на цель. Неужели попадание?! Одна бомба угодила в док. Но взрыва нет. А ожидание взрыва давит, как тяжелый гнет, забивает дыхание.
Проходят секунды... И все облегченно вздыхают: какое счастье, что бомба не взорвалась. Вторая упала у причала. Взрыв огромной силы, слившийся с грохотом орудий, кажется, потряс весь керченский берег. На причал обрушился черно-белый столб воды с камнями, поднятыми со дна. Есть раненые и контуженые. Работы по выгрузке временно приостановлены. А нельзя, нельзя прекращать разгрузку. Надо спешить. Ведь может быть еще труднее. Но все замерло, люди не в состоянии преодолеть ужас продолжающегося авиационного налета.
В небе появились наши краснозвездные. Они проносятся, покачивая плоскостями: свои. Самолеты врага тем временем уходят за облака. Гул ослабевает, но не затихает. Значит, они ищут удобного момента для новой атаки.
Надо спешить с разгрузкой дока. Группа моряков из аварийной партии во главе с боцманом Цапкиным переправляется на причал для очистки завала железнодорожного полотна. Наконец оно освобождено. Последний паровоз сошел с дока, дав прощальный гудок. Мы проводили его как близкого боевого друга, с торжественной грустью смотрели ему вслед. Из глубины души вырывались напутственные слова: «Счастливого вам пути! Боевых удач на крымской земле!» Только после этого мы спохватились, что не знаем ни имен, ни фамилий железнодорожников, прошедших тяжелое испытание за эти двое суток. Не узнали мы и позднее, как сложилась их судьба.
...Третьи сутки штормит море. Корабли-буксировщики медленно вытянули док из Керченского пролива. Заняли свои места корабли охранения. Курс на Новороссийск.
Часть нашей боевой задачи, главная, выполнена. Мы доставили в Крым десять паровозов, сорок вагонов, много железнодорожного оборудования. Это очень важно. Но надо еще сохранить док и доставить его по назначению...
Небо было беззвездным. Корабли строго соблюдали светомаскировку. Шли как можно ближе к берегу, чтобы не демаскироваться. Да и волна от ветра, дующего с берега, поменьше. По-прежнему стоят у своих боевых постов пулеметчики старшина 2 статьи Петр Маслов и старший матрос Федор Дикуль. На сигнальной вахте — старшина 2 статьи Василий Зябриков. Не отходят от орудий старшина 2 статьи Борисов, старший матрос Смирнов, старшина 2 статьи Ступников, старший матрос Пронин.
Рассветало. На востоке стояла темная занавесь облаков. Что принесет нам этот день?
На ходовом мостике стояли командир корабля, командир отделения сигнальщиков Зябриков и я. Холодный ветер свистел в надстройках и мачтах, пробирал до костей. Вдруг у берега показался силуэт вражеского самолета-торпедоносца.
— По торпедоносцу! — скомандовал я и рукой указал, куда надо стрелять.
Орудия и пулеметы открыли огонь. На мачте «Кубани» взвился сигнал, извещающий об атаке самолетов противника.
Возникла опасность торпедного удара по доку. Торпедоносец развернулся для атаки, но сразу заговорили все орудия нашего корабля. Торпедоносец сбросил две торпеды. Они пронеслись между буксировщиком и доком. Самолет заметался, стремясь прорваться через огневую завесу подоспевших к месту боя кораблей. Кстати появились и наши истребители. Один из них бросился на фашиста, и тот, объятый пламенем и дымом, упал в море.
День подходил к концу. Семь раз самолеты врага налетали на караван. Артиллеристы и пулеметчики дружно отражали атаки. Кончились шрапнельные снаряды для стотридцатимиллиметровых орудий. Почернели дула, повыгорали нарезы в каналах стволов. Фундамент под третьим орудием окончательно расшатался.
Наступил последний вечер нашего перехода. Даже не верилось, что мы заканчиваем выполнение такого сложного задания, причем без потерь и ущерба, если не считать осколочных пробоин, вмятин в корпусах кораблей и легких ранений нескольких моряков.
В районе Пинайского маяка, почти у самого Новороссийского порта, суда стали подбирать буксиры, а некоторые освобождаться от них. Корабли охранения приводили в порядок вооружение и технику. Наших истребителей в воздухе уже не было. Одним словом, мы уже предвкушали долгожданный отдых. Но враг решил воспользоваться такой обстановкой. В сумерках несколько бомбардировщиков в сопровождении истребителей неожиданно атаковали караван. Истребители обстреливали нас из пушек и пулеметов, а бомбардировщики начали сбрасывать бомбы. Это был расчет на психическую атаку. Но вот корабли, в том числе и «Кубань», ринулись к доку. В небо потянулись разноцветные линии трассирующих снарядов и пуль. Открыли огонь и береговые зенитные батареи. Бой оказался коротким, но жарким. Артиллеристы и пулеметчики неистово били по врагу, командиры кораблей умело маневрировали, не давая прицельно бомбить. Самолеты противника, не выдержав огня, ушли.
На Новороссийск опустилась тишина. У орудий и механизмов несли боевую вахту моряки, готовые в любую минуту отразить нападение врага. Остальные воины отдыхали после боев и штормового похода.
Спускаюсь в краснофлотский кубрик. При тусклом свете вглядываюсь в знакомые лица подчиненных мне людей. Многие из них крепко спят. Комендор Михаил Оськин, туляк, чему-то улыбается во сне. Интересно, что ему снится? Другой комендор, Георгий Велигорский, керчанин, что-то сказал, затем резко повернулся на бок и мерно задышал.
«Отдыхайте, мои боевые друзья, спокойного вам сна, — подумал я, — а завтра, да нет, сегодня, нам опять идти в Керчь...»
Не всем моим боевым товарищам было суждено встретить День Победы. Погибли в боях комсорг корабля Терентий Попов, артиллерист Василий Афанасьев. Рано ушли из жизни бывшие артиллеристы «Кубани» Дмитрий Смирнов, Виктор Васильев, Георгий Красноанин, пулеметчик Петр Маслов, а также Василий Зябриков, Дмитрий Афанасьев...
По-разному сложилась жизнь тех, кто остался в живых, Иван Акимович Кожухарь после войны продолжал служить на Черноморском флоте. Пять орденов и много медалей украшают грудь капитана 2 ранга запаса. Бывший секретарь парторганизации артиллерист Андрей Борисов живет в родной Туле, работает на комбинате «Тулауголь».
В Туле живут и работают бывшие артиллеристы Михаил Гуреев и Сергей Дернов.
Комиссар корабля Михаил Дмитриевич Гришин после демобилизации работает на одном из судов Одесского пароходства. В Одессе живет и учит моряков в одном из институтов бывший командир котельно-машинной группы Иван Иванович Силаев. Бывший боцман Иван Иванович Цапкин только недавно демобилизовался, теперь на заслуженном отдыхе, живет в Севастополе. Бывший старпом «Кубани» Александр Иванович Филиппов по состоянию здоровья сошел с капитанского мостика огромного океанского танкера, сейчас на пенсии, живет в Одессе. Механик Александр Иванович Плетнев отслужил на кораблях более 50 лет. Ему уже более 80 лет, но он продолжает активно участвовать в общественной жизни своего любимого города Керчи...
Паровозы, доставленные нами, сослужили свою службу. Три из них были оборудованы под бронепоезда. Залпы их орудий громили врага на керченской земле. Остальные использовались для перевозки войск и вооружения...
Вот, пожалуй, и все, что хотелось мне рассказать о событиях и людях тех далеких дней Великой Отечественной войны.