Форум "В Керчи" https://xn--b1agjg5a5b.xn--p1ai/ |
|
Пантикапей - столица Боспорского царства. https://xn--b1agjg5a5b.xn--p1ai/viewtopic.php?f=11&t=1269 |
Страница 3 из 3 |
Автор: | Руслан [ 14 фев 2022, 15:42 ] |
Заголовок сообщения: | Пантикапей - столица Боспорского царства. |
Ожерелье из сорока восьми пронизок Создано: Северное Причерноморье. Боспорское царство. конец V-начало IV вв. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Золото. Размеры: длина: 26.5 см Поступило в Эрмитаж в 1854 г. Посылка Перовского ![]() Кубки одноручные Создано: Восточное Средиземноморье. I в. н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Стекло прозрачное цветное Техника: свободное выдувание, накладной орнамент из нити белого стекла Размеры: высота: 6,5 см Поступили в Государственный Эрмитаж в 1924 г.; переданы из Государственной академии истории материальной культуры ![]() Амфориски Создано: Сирия. вторая половина I в. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Стекло прозрачное светло-фиолетовое. Техника: выдувание в форму. Размеры: высота: 6,7 см. Поступили в Эрмитаж в 1904 г.; переданы из Императорской Археологической комиссии ![]() Фрагмент чернофигурного сосуда (край плоской крышки) с изображением сидящей Афины Создано: Древняя Греция, Аттика. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Длина: 5,2 см; высота: 4 см Поступил в Эрмитаж в 1868 г.; передан из Археологической комиссии ![]() Источник |
Автор: | kalashik [ 15 фев 2022, 00:19 ] |
Заголовок сообщения: | Пантикапей - столица Боспорского царства. |
Кубок. Сторона с фигурками Диониса (Вакха) Создано: Сирия. вторая половина I в. Стекло. Техника: выдувание в форме. Размеры: высота: 12,5 см. Поступил в Эрмитаж в1875 г. Приобретен в Керчи ![]() |
Автор: | Руслан [ 01 авг 2022, 14:00 ] |
Заголовок сообщения: | Пантикапей - столица Боспорского царства. |
Перстень с двумя вставками Создано: I в. Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи Золото, гранат Поступил в Эрмитаж в 1912 г. Передан из Археологической Комиссии ![]() Девушка с театральной маской Создано: II в. до н.э. Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи Высота: 16,7 см Поступила в Эрмитаж в 1879 г. Передана из Археологической Комиссии ![]() Статуэтка женщины в венке из цветов и плодов Создано: Древняя Греция, Аттика. первая половина III в. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Терракота. Размеры: высота: 25 см. Государственный Эрмитаж ![]() Светильник с изображением дельфина Создано: Восточное Средиземноморье. I в. н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Длина: 6,9 см Поступил в Эрмитаж в 1912 г.; передан из Императорской Археологической комиссии ![]() Гидрия краснофигурная: Дионисийская сцена Создано: Древняя Греция, Аттика. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Высота: 36,4 см. Поступила в Эрмитаж в 1835 г.; ![]() Гидрия краснофигурная: Спор Афины с Посейдоном Создано: Древняя Греция, Аттика. cередина IV в. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Техника: рельеф, черный лак, золочение, белая, желтая, розовая и зеленая краски, краснофигурная роспись. Размеры: высота: 51 см; диаметр: 33 см (тулово). Поступила в Эрмитаж в 1872 г.; передана из Императорской Археологической комиссии ![]() Источник |
Автор: | Руслан [ 01 авг 2022, 14:13 ] |
Заголовок сообщения: | Пантикапей - столица Боспорского царства. |
Подвеска: голова барана Создано: V в. до н.э. Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи Золото. Размеры: 1,6 см. Поступила в Эрмитаж в 1862 г. Передана из Археологической Комиссии ![]() Браслет из штампованной пластины Создано: I в. Найдено: Пантикапей, склеп в усадьбе Абдул-Керима. Крым, окрестности Керчи Золото. Поступил в Эрмитаж в 1894 г. Передан из Археологической Комиссии ![]() Скарабеоид с резным изображением: лань Создано: IV в. до н.э. Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи Материал: золото, сердолик. Размеры: длина: 1,9 см. Государственный Эрмитаж ![]() Низка бус. Золото. Создано: IV - III вв. до н.э. Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи. Государственный Эрмитаж. ![]() Обломок булавки Создано: IV - III вв. до н.э. Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи Материал: золото Размеры: длина: 3,5 см. Поступила в Эрмитаж в 1835 г. ![]() Пара серег с подвесками Создано: I в. Найдено: Пантикапей, склеп в усадьбе Абдул-Керима. Крым, окрестности Керчи Материал: золото. Поступили в Эрмитаж в 1894 г. Переданы из Археологической Комиссии ![]() Пластинка с надписью (центральная часть венка) Создано: I в. Найдено: Пантикапей, склеп в усадьбе Абдул-Керима. Крым, окрестности Керчи Материал: золото Размеры: высота: 4,9 см; ширина: 7 см Поступила в Эрмитаж в 1894 г. Передана из Археологической Комиссии ![]() Псевдопряжки с наконечниками Создано: II в. Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи Материал: золото. Размеры: длина: 5,2 см; длина: 7,9 см. Поступили в Эрмитаж в 1862 г. Переданы из Археологической Комиссии ![]() Лебет краснофигурный: сцены женского туалета (гинекей) Создано: Древняя Греция, Аттика. IV в. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Размеры: высота: 38 см (с крышкой); диаметр: 34 см. Государственный Эрмитаж ![]() Источник |
Автор: | Руслан [ 01 авг 2022, 14:18 ] |
Заголовок сообщения: | Пантикапей - столица Боспорского царства. |
Лебет краснофигурный, с крышкой: туалетная сцена ( тринадцать женских фигур и семь Эротов) Создано: Древняя Греция, Аттика. около 360 г. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Размеры: высота: 45,8 см. Поступил в Эрмитаж в 1910 г.; передан из Императорской Археологической комиссии ![]() Кувшин. Две цапли нападают на змею Создано: Малая Азия. первая четверть I в. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Техника: рельеф, лак. Размеры: высота: 18,9 см Поступил в Эрмитаж в 1911 г.; передан из Императорской археологической комиссии ![]() Умбон щита конусообразный, с рельефными изображениями: петухи, птицы, растительный орнамент II в. Найдено: Крым, окрестности Керчи Государственный эрмитаж ![]() Лекана краснофигурная, с крышкой: Приготовление к свадьбе Создано: Древняя Греция, Аттика. IV в. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Диаметр: 28,8 см; высота леканы: 11 см; высота крышки: 10,4 см; высота леканы с крышкой: 18 см. Государственный Эрмитаж. ![]() Женская статуя Создано: Малая Азия (?). IV в. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Материал: мрамор. Размеры:высота: 184,0 см. Государственный Эрмитаж ![]() Подвеска в виде головы быка Создано: Боспорское царство, Пантикапей. Вторая четверть IV в. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Материал: золото. Техника: филигрань. Размеры: высота: около 2,0 см. Государственный Эрмитаж. ![]() Перстень с изображением Пенелопы Создано: Боспорское царство, Пантикапей. Около 450 г. до н.э. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Материал: золото. Техника: чеканка, филигрань. Размеры: длина щитка: 2,0 см, высота: 2,2 см. Поступил в Эрмитаж в 1855 г. Передан Л.А.Перовским ![]() Веретено с пряслицем Создано: вторая половина Ι - ΙΙ в Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи Кость. Размеры: длина: 10,6 см (стержня); диаметр: 2,2 см (кружка) Государственный Эрмитаж ![]() Пелика краснофигурная. А: Амазонка, сражающаяся с грифоном. Б: Двое мужчин в плащах Древняя Греция, Аттика, 340-330 гг. до н.э. Авторы: Мастер: Группа G, приписывается Размеры: высота: 28,5; диаметр: 18,4 см Место находки: Крым, окрестности Керчи, Некрополь Пантикапея. Поступила в Эрмитаж в 1850 г.; передана из Керченского музея ![]() Гидрия краснофигурная Древняя Греция, Аттика, третья четверть IV в. до н.э. Автор: Мастерская Мастера Амазонки, приписывается Размеры: высота: 45,6 см. Место находки: Крым, окрестности Керчи, Некрополь Пантикапея Государственный Эрмитаж ![]() Лекиф чернофигурный: Бегуны Древняя Греция, Аттика, конец VI в. до н.э. Высота: 15,2 см. Место находки: Крым, окрестности Керчи. Археологический памятник: Некрополь Пантикапея. Поступил в Эрмитаж в 1914 г.; передан из Императорской Археологической комиссии ![]() Источник |
Автор: | Руслан [ 08 сен 2022, 20:03 ] |
Заголовок сообщения: | Пантикапей - столица Боспорского царства. |
Кувшин Создано: Восточное Средиземноморье. вторая половина III-начало IV вв. Найдено: Некрополь Пантикапея. Крым, окрестности Керчи Стекло прозрачное зеленоватое Техника: выдувание в форму Размеры: высота: 15,3 см. Государственный Эрмитаж ![]() Из проекта "Шедевры античного искусства" ГМИИ им. А.С. Пушкина. КРАСНОФИГУРНАЯ ОЙНОХОЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ТАНЦОВЩИЦ ПЕРЕД ТРЕНОЖНИКОМ Аттика, Греция. Вторая четверть IV в. до н.э. Глина оранжево-коричневая, черный лак, накладная глина, белая краска, позолота В. 16,5; Ø основания 5,4 Происхождение: г. Керчь; с 1914 – ГМИИ (приобретена у Н.Е. Запорожского) Литература: CVA Pushkin Museum 4, 2001. Pl. 34, 1–3 С конца V в. до н.э. аттические вазописцы все чаще включают в свои росписи дополнительные краски, прежде всего белую. Само по себе ее введение не было новинкой в декоре керамики, однако теперь меняется принцип использования краски: она кладется не мелкими точками или штрихами, но широкими мазками, пятнами, играя существенную роль в общем колористическом решении. Одновременно мастера начинают «рисовать» жидкой глиной, используя ее прежде всего для обозначения женских украшений – браслетов, серег, ожерелий, а также для атрибутов в руках персонажей и на фоне. Как правило, сверху глина покрывается все той же белой краской или позолотой. Подобные приемы характерны в первую очередь для ваз так называемого «роскошного стиля» – кратеров с ручками-волютами и амфор, достигавших значительных размеров и украшенных сложными многофигурными композициями. Небольшие сосуды чаще сохраняли традиционную черно-красную гамму росписей, однако и здесь встречаются попытки ее оживить и дополнить. Примером тому может служить ойнохоя из собрания Музея. Сама форма сосуда, с плавной линией контуров, типична для аттической краснофигурной керамики. Но удлиненные пропорции грушевидного тулова, жестковатый, словно вырезанный из металла трехчастный венчик и широкая ручка с ребром посередине указывают на сравнительно позднюю дату – не ранее второй четверти IV в. до н.э. На тулове вазы изображены две девушки, танцующие у треножника, стоящего на постаменте в виде дорической колонны; по сторонам его два фимиатерия, под фигурной композицией орнамент ов. На девушках короткие хитоны, подпоясанные с небольшим напуском, на голове у каждой калаф, на шее нить бус, на руках браслеты. Лица, руки и ноги их исполнены белой краской, поверх которой мелкими штрихами разбавленного лака серовато-коричневого тона отмечены черты лиц, пальцы на руках и ногах; тем же лаком, но длинными быстрыми линиями, написаны складки хитонов. Украшения даны жидкой глиной с положенной поверх позолотой, таким же образом выполнены треножник, фимиатерии и гирлянда мелких листочков на шейке сосуда; наконец, белой краской выделен постамент-колонна. Сцена, изображенная на ойнохое, может быть интерпретирована как танец калатисток – жриц или участниц культовых церемоний, связанных с почитанием Деметры, Диониса, Афродиты или Артемиды. На это, прежде всего, указывает особый головной убор – калаф. Сохранилось довольно большое число памятников – расписные и рельефные вазы, терракотовые статуэтки, монеты и золотые бляшки – с изображением танца или отдельных фигур калатисток. Большая их часть относится ко второй половине V – первой половине IV в. до н.э. О культовом характере танца говорит и треножник, вознесенный на постаменте-колонне, а также фимиатерии. Именно к треножнику обращен жест поднятой вверх руки обеих танцовщиц, тем самым выделяя его не только как композиционный, но и как смысловой центр росписи. Связанный со многими божествами и героями, чаще всего треножник ассоциируется с Аполлоном. В Дельфах, святилище бога, вотивные треножники были сосредоточены на площадке у северного конца Священной дороги, недалеко от храма. Здесь же стояла так называемая «аканфовая колонна», завершавшаяся фигурами трех танцовщиц в коротких хитонах и калафах, которые, в свою очередь, служили постаментом для бронзового треножника, принесенного в дар божеству. Изображение треножника на колонне, в том числе в сценах, где к нему несут ветви растений, тении и венки, или он включен в сцены симпосия, встречается на целом ряде ваз, прежде всего ойнохой, датируемых концом V – первой третью IV в. до н.э.3 К этому же кругу памятников может быть отнесена и ваза из собрания Музея. О.В. Тугушева ![]() Из "Шедевры античного искусства" ГМИИ им. А.С. Пушкина. КРАСНОФИГУРНАЯ ПЕЛИКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АМАЗОНОМАХИИ Аттика, Греция. Ок. середины IV в. до н.э. (?) Глина светлая оранжево-бежевая, черный тусклый лак, белая краска В. 31,9; Ø тулова 19,6 Происхождение: г. Керчь или его окрестности (?); до 1900 – собрание П.В. Синицына; с 1900 – ГМИИ Литература: Тугушева, 2001. С. 216–229; CVA Pushkin Museum 4, 2001. Pl. 4 Среди тем и сюжетов, распространенных в аттической вазописи IV в. до н.э., важное место занимают сцены амазономахии – сражения греков и амазонок, бесстрашных женщин-воительниц. Особенно часто подобные композиции украшают пелики. Большая часть этих ваз была найдена при раскопках на Боспоре, прежде всего в Керчи. Вот почему за ними укрепилось название «керченских» или «боспорских». Общая схема росписи едина для всех ваз. На лицевой стороне изображена сцена битвы, на обороте – фигуры двух или трех юношей, закутанных в гиматии. Фигурная роспись дополнена орнаментальной – полосы ов на венчике, шейке, а также под росписями; под ручками композиция из веерных пальметт. На большинстве пелик сцена битвы повторяется с минимальными вариациями. Но иногда встречаются уникальные композиции. К таким относится роспись большой московской пелики со сценой амазономахии. На лицевой стороне изображены две амазонки и греческий воин. В центре композиции лошадь, упавшая на колени. Сидящая на ней амазонка оборачивается назад; подняв руку, окутанную плащом, она надеется защититься от удара грека-всадника. Воин, едва удерживающийся на лошади, вставшей на дыбы, занес меч для удара. Его пытается остановить вторая амазонка, пешая, фигура которой, полускрытая головой лошади, занимает левую часть композиции. Роспись пострадала от времени, в частности утрачена белая краска на фигурах лошадей. Но благодаря этому стал виден предварительный рисунок, нанесенный чуть вдавленными линиями, – мускулатура коней, их гривы, узда. Изображая детали фигур – черты лиц, волосы, орнаменты и складки одежд, вазописец активно использует лак различной густоты. Оттенки его варьируются от темно-коричневого до золотисто-желтого, полупрозрачного. В то же время плотная чернолаковая линия почти не встречается. Композиция лицевой стороны московской пелики аналогий среди известных вазовых росписей не имеет. А вот в греческой скульптуре этого времени мы находим целый ряд параллелей. Самая близкая – на знаменитом Саркофаге Александра, хранящемся в Стамбуле; среди прочих фигур здесь есть группа, напоминающая нашу, – всадник на вставшей на дыбы лошади атакует противника, раненый конь которого упал на передние ноги1. Роспись оборотной стороны вазы более традиционна – трое юношей в плащах, между вторым и третьим, обращенными лицом друг к другу, узкая высокая стела. У всех очень маленькие головы, а сами фигуры, закутанные в широкие плащи, по контрасту кажутся особенно массивными и бесформенными. Это ощущение усиливает рисунок складок – переданные группами длинных тонких линий и мазками лака, своим расположением они уподобляются схематичному рисунку, делающему эти изображения условными и безжизненными. О.В. Тугушева ![]() Амфориск Создано: Сирия. вторая половинаI в. Найдено: Пантикапей. Крым, окрестности Керчи Материал: стекло Размеры: высота: 11,1 см Поступил в Эрмитаж в 1904 г.; передан из Археологической Комиссии ![]() Из "Шедевры античного искусства" ГМИИ им. А.С. Пушкина. КРАСНОФИГУРНЫЙ СТАМНОС С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРАЗДНИКА ДИОНИСА Аттика, Греция. Середина V в. до н.э. Круг мастера Чикаго Глина, черный лак В. 35,4; Ø венчика 19,8; Ø крышки 20 Сохранность: склеен из фрагментов с догипсованными и тонированными утратами; многочисленные сколы, царапины, поверхность потерта Происхождение: с 1968 – ГМИИ (случайная находка во время строительных работ в г. Керчь) Литература: Пичикян, 1971. С. 22–23; Лосева, 1984. С. 125–132; Античная расписная керамика, 1985. № 46 (88–90); CVA Pushkin Museum 4, 2001. Pls. 12–13 Стамнос, как и кратер, предназначался главным образом для смешивания вина с водой, отсюда особенности его формы – короткая шейка, уплощенные плечики, округло переходящие в широкое и глубокое тулово, плавно сужающееся к маленькой профилированной ножке. Сосуды, напоминающие стамносы, известны в Аттике уже с геометрической эпохи, хотя в расписной керамике эти вазы популярны сравнительно недолго, с конца VI в. до н.э. до последней четверти V в. до н.э. Круг сюжетов достаточно широк, но один характерен именно для стамносов. Это изображение празднества, посвященного Дионису. Его участниками были исключительно женщины, а само действо, видимо, проходило ночью, при свете факелов, в святилище божества1. В течение длительного времени ученые полагали, что это Ленеи – празднество, отмечавшееся в Афинах в зимний месяц гамелион (вторая половина января – первая половина февраля)2. Однако в последние годы появился ряд исследований, поставивших под сомнение такое определение3. К числу ваз с подобными сценами принадлежит краснофигурный стамнос из московского собрания. На обеих его сторонах по трехфигурной композиции с изображением служительниц культа Диониса. В центре одной из них стоит женщина с канфаром в руке, перед ней столик с таким же стамносом. Слева танцующая менада в хитоне и небриде, справа – музыкантша, играющая на двойной флейте. На другой стороне вазы три женские, закутанные в плащи фигуры, средняя, видимо, держала в руке факел, у правой тирс. На боковых сторонах тулова пышная композиция из пальметт с завитками и стеблями; внизу, под фигурами, сплошная полоса меандра, прерываемого квадратом с прямым крестом. И сама композиция росписи, и трактовка отдельных фигур находят аналогии в целом ряде стамносов с подобным сюжетом4. Все они датируются серединой V в. до н.э. и связаны с именами мастера Виллы Джулиа и близких ему вазописцев – мастера Чикаго, мастера Метюсе и некоторых других. Характерно, что в большинстве этих росписей нет и следа той экспрессии и страсти, что пронизывали аналогичные сцены более раннего времени. Напротив, их отличают спокойный, неторопливый ритм, плавные движения и жесты высоких стройных участниц празднества. С другой стороны, манера передачи складок одежд, свободный, но не слишком тщательный рисунок, некоторая застылость фигур, свойственные рисункам московского стамноса, не позволяют связать его роспись с именем одного из названных мастеров. Московская ваза была найдена случайно во время строительных работ на одной из улиц в Керчи, в районе некрополя античного Пантикапея. По всей вероятности, в древности этот сосуд был использован в качестве погребальной урны – устье его закрывала крышка чернолаковой леканы более раннего времени. О.В. Тугушева ________________ 1 Frickenhaus, 1912. S. 104–106. 2 Лосева, 1984. C. 130. 3 Burkert, 1997. S. 255–263; Olsson, 2006. 4 Очень близкая по настроению сцена изображена на одной из таких ваз мастера Виллы Джулиа (Parke, 1977. Fig. 35), где одна из женщин наклонилась к стамносу, стоящему на столике, держа в руках бронзовый киаф и небольшой скифос, две другие – одна стоит также со скифосом, а вторая играет на флейте. См. также: Beazley ARV², 1963. P. 620–621, 628–629. ![]() ![]() Источник |
Страница 3 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |