«ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ»
Еще оглядывая панораму с вершины Митридата, вы по-видимому, обратили внимание на то, что Керчь явственно делится на три района. Она будто птица, тело которой — центр города, а два широко раскрытых крыла — Аршинцево (Камыш-Бурун) и Войково. Эта птица как бы зависла над кромкой берега. Завтра мы скользнем по правому крылу этой птицы, отправимся в Аршинцево и еще дальше на юг.
На автобус № 5 (Автовокзал — Аршинцево) можно сесть здесь же, на центральной площади. Езжайте до конечной остановки, а там пересадка, и — до Героевского (Эльтигена).
Но это так, к сведению. Если будет четверг, садиться в автобус не спешите: по четвергам нашего брата, постороннюю публику, пускают в Азчерниро — Азово-Черноморский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии. Находится он совсем рядом с центральной площадью — в начале новой керченской набережной. В институте есть любопытный музей, экспонаты которого привезены учеными из дальних странствий по морям и океанам планеты.
Дело в том, что институт, хоть и называется азовочерноморским, снаряжает экспедиции и в Атлантику, и в Индийский океан, где ведут промысел наши рыбаки; научно-поисковые суда бороздят воды и Субантарктики, и тропиков. Поэтому вы сможете увидеть здесь и рыбу-пилу, и огромного ската — манту, акулу, дюгоня, множество удивительно красивых кораллов и немало другого.
Однако не менее важными для Азчерниро остаются проблемы своего Азово-Черноморского бассейна. А их множество. Во всем мире сейчас резко возрос интерес к морскому промышленному рыбоводству — так называемой аквакультуре. Занимаются этим и здесь, ведут работы по разведению таких ценных рыб, как кефаль и черноморская камбала — калкан, по акклиматизации новых для этого бассейна стальноголового лосося и полосатого окуня, по созданию мидиевых и устричных хозяйств. Разрабатывается комплексная программа использования ресурсов бассейна.
Раньше человек только собирал, так сказать, урожай с голубой нивы, теперь пришло время стать на этой ниве сеятелем. Задача благородная, но и сложная до чрезвычайности. Впрочем, первые успехи достигнуты и у нас и за рубежом...
Морской институт, как ему и положено, находится на самом берегу. Обратите внимание на этот берег. Он благоустраивается, хорошеет и даже становится шире — это уже постарались гидростроители. А ведь до недавнего сравнительно времени в Керчи в отличие от большинства других приморских городов было совсем мало таких уголков для отдыха и прогулок. Береговая полоса почти сплошь была занята причалами, складами, рыбацкими балаганами, мастерскими...
Обратите также внимание на своеобразную выставку якорей в самом начале набережной. Тоже, если хотите, мини-филиал историко-археологического музея. Находки подводных археологов. Интересно и вполне в духе города.
Обозревая город с высоты Митридата, вы должны были обратить внимание на «ковш» рыбпорта. Эта замкнутая, защищенная со всех сторон гавань и в самом деле напоминает ковш. Вместо ручки у него — канал, соединяющий порт с проливом. Создана гавань искусственно на месте топкого соленого озерца. К причалам, у которых швартуются океанские рефрижераторы, плавучие рыбозаводы, траулеры, подведена железнодорожная ветка; на берегу построены холодильники, мастерские, склады. На голом месте, как это часто бывает у нас, вырос по существу целый комплекс. К нему примыкает новый жилой район.
Кстати говоря, керчане первыми из черноморских рыбаков «в океан дорогу протоптали». Сделал это в конце 1958 года траулер «Жуковский». Как встречали его пять месяцев спустя после первого, увенчавшегося полным успехом рейса в Атлантику! Что говорить, событие было знаменательное, экипаж «Жуковского» ходил в героях, по эта традиция торжественно встречать возвращающиеся с промысла суда сохранилась и по сей день.
Остались позади и рыбацкий порт, и собственно город... Город остался позади и тут же за железнодорожным переездом опять возник перед нами как бы в новом качестве: современными 5—9-этажными домами — целыми массивами этих новых домов, красивыми общественными зданиями, улицами строгой планировки, обилием зелени... Поселок Аршинцево (бывший Камыш-Бурун) и есть часть города Керчи — один из его административных районов. Назван поселок в честь героя Великой Отечественной войны генерала Б. Н. Аршинцева, погибшего на керченской земле.
Но поселок, жилые дома, клубы, стадион, школы, плавательный бассейн, спортплощадки, парк — это, так сказать, передний план. За ним стоит индустриальная мощь. Аршинцево держится на двух китах — железорудном комбинате и судостроительном заводе «Залив». С противоположного конца поселка перед вами откроются ТЭЦ, еще один керченский порт — Камышбурунский, агломерационная фабрика...
Тут надо, пожалуй, сказать несколько слов в объяснение. Керченские руды осадочного происхождения. Разрабатываются они открытым способом. Посмотреть, как это делается, интересно, но для посещения рудника, который находится в нескольких километрах от Аршинцево, нужно получить разрешение в управлении комбината.
Здешние руды непрочны, рассыпчаты и потому перед загрузкой в домны подвергаются агломерации — спеканию в куски вместе с коксом и известковыми флюсами. Делают это на аглофабрике. Раскаленный агломерат поступает в порт, грузится в трюмы судов, специально приспособленных для перевозки такого огненного груза. Еще горячим он попадает в доменные печи приазовских заводов. Обратным рейсом теплоходы везут кокс.
Таков производственный цикл. Работа горячая, напряженная. Ежегодно добываются миллионы тонн руды.
Добыча руды открытым способом ставит свои проблемы. Одна из них — рекультивация земель. Раньше после выемки рудного тела на месте степи оставался обезображенный «лунный» ландшафт. Росли масштабы добычи, и увеличивались площади изъятых из хозяйственного оборота, а в сущности — погубленных земель. И наконец встал вопрос: доколе?
Были разработаны приемы рекультивации — восстановления земель. Суть их заключается в том, что верхний, плодородный слой почвы не идет, как это было прежде, в общий отвал, а снимается и складируется. После выемки руды площадь выравнивают, а затем покрывают сверху плодородным слоем. Вот так некоторые рудные выработки под Керчью были превращены в участки, пригодные для посадки фруктовых деревьев, винограда.
Еще одна проблема: на территории Керченского полуострова много исторических памятников, которые надо обследовать, прежде чем они исчезнут под напором экскаваторов и бульдозеров. Археологи торопятся, горняки и строители им помогают. Так был обследован курган «Три брата» — это дало интересные находки, так велись раскопки на городище Тиритака, где стоит побывать. Оно находится у самого шоссе, на границе между поселком Аршинцево и промышленной зоной.
В глаза бросается одноэтажное изящное здание со стилизованными под эллинские письмена буквами — «Тиритака». Не удивляйтесь — это столовая. Археологи, обследовав участок, дали «добро» на его использование. Можно было бы, конечно, просто поставить здесь очередное заурядное общепитовское здание, но керчане рассудили иначе: был сохранен и законсервирован раскоп древнего боспорского города Тиритака с остатками оборонительных стен, жилых и хозяйственных строений, а к столовой сделали отдельную специальную пристройку — музейный зал, интересная экспозиция которого посвящена Тиритаке. Так что можете вкусить пищи и физической и духовной...
Пользуясь случаем, я, пожалуй, сразу расскажу еще об одном древнем городе — Нимфее. Чтобы потом не прерываться, говоря о десантниках. Вы побываете на его раскопках после того, как ознакомитесь с военным мемориалом в Эльтигене. Нимфей находится, если стоять лицом к морю, слева от поселка, за санаторием завода «Залив».
В последние годы раскопки велись близ гавани Нимфея. Там открыт культовый комплекс, посвященный божествам — покровителям мореплавателей. Стена, сложенная из рустованных камней, рыбозасолочная ванна, лестница, множество керамики, а перед глазами все время Боспор Киммерийский — Керченский пролив, по которому плывут могучие современные корабли...
В 1982 году на обрушившейся штукатурке была обнаружена фреска, испещренная рисунками и надписями. В большинстве своем они посвящены мореплаванию. На рисунках (а их свыше тридцати) — корабли.
Особое внимание привлек большой (длиною более метра) рисунок корабля «с замечательными,— как сказано в отчете экспедиции,— подробностями его экстерьера и отчасти внутреннего убранства». Эти подробности вносят новое в наше представление о том, какими были древние корабли, и уже потому очень ценны.
Изображена триера — судно с тремя рядами весел. Это был военный корабль с двумя таранами — подводным и надводным. Показаны верхняя и нижняя палубы, фальшборт, рулевые весла, миниатюрный храм. На носу надпись—«Изида», имя египетской богини. Не египетский ли это корабль? Во всяком случае, наука обогатилась единственным пока столь подробным изображением корабля той эпохи. А датируется оно первой половиной III века до нашей эры.
Нимфей раскапывают частями, и работе этой не видно конца. Находок много: постройки, посуда, надгробия, театральные маски, монеты — город одно время чеканил собственную монету...
Вернемся, однако, в сегодняшний день.
Итак, порт, аглофабрика, ТЭЦ... А еще дальше — корпуса, краны и стапеля завода «Залив». Корабелы этого завода приумножили славу индустриальной Керчи. Шутка сказать, они строят супертанкеры водоизмещением в 180 тысяч тонн. Длина каждого такого судна — 300, ширина 45, высота бортов 25 метров. А над бортами еще высится надстройка — шестиэтажный дом. Это поистине гиганты. При постройке их учтены самые последние достижения техники.
Я видел одного из семейства этих левиафанов. Впечатление потрясающее. Мощный портальный кран едва дотягивается до уровня бортов. Кажется, что всякий раз ему приходится привставать на цыпочки. Человек рядом с танкером или на его палубе кажется песчинкой, но это он задумал, построил его, а теперь управляет им...
Особо надо отметить, что нефтеналивные суда керченской постройки отличаются экологической чистотой, полностью и практически в любых обстоятельствах исключают загрязнение морей-океанов, по которым плавают.
Супертанкеры прославили керченских корабелов, однако они строят и другие суда. Их новинка — атомный лихтеровоз «Севморпуть», рассчитанный на плавание в суровых арктических морях. Очень нужное нашему народному хозяйству судно.
В Керчи и ее окрестностях много и не всегда оправданно переименовано, однако стоит заговорить о сравнительно недалеком прошлом, как тут же оживают прежние названия: Эльтиген, Камыш-Бурун, Старый Карантин. В них сама история города-героя.
Старый Карантин, Карантинный рейд есть почти в каждом старинном портовом городе. Но в Керчи есть еще и Старокарантинские каменоломни, где базировался партизанский отрад в период первой оккупации города гитлеровцами (ноябрь — декабрь 1941 года). Немало славных бойцов было в этом отряде, но особенно запомнилось одно имя — мальчика Володи Дубинина, партизанского разведчика. Он посмертно награжден орденом Красного Знамени, его именем названы школа и улица, в одном из скверов города ему поставлен памятник.