ВВЕДЕНИЕ
История Керчи насчитывает 26 веков. Район Боспора Киммерийского -так назывался в древности Керченский пролив - место сосредоточения реликвий многих эпох. На его берегах в течение нескольких тысячелетий проживали одновременно, или сменяя друг друга, многие племена и народы: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, половцы, итальянцы, славяне, татары, турки и другие.
Дошедшие до нас письменные источники подтверждают, что на месте современной Керчи находились в разные периоды истории греческий Пантикапей (на северо-иранском наречии это слово означает «рыбный путь»), византийский Боспор (возможно, фракийское название; греческое - «бычий брод», «коровий брод»), славянский Корчев, хазарский Карх, итальянский Черкио, турецкая Карша...
Кто первым поднял парус над Керченским проливом и Черным морем? Мы не знаем. Вероятно, греческие переселенцы, осваивавшие берега Понта и Боспора. Знаменитый географ древности Страбон писал, что «это море было недоступно для плавания и называлось Аксинским из-за бурь и дикости окрестных племен, особенно скифов, так как последние приносили в жертву чужестранцев, поедали их мясо, а черепа употребляли вместо кубков». Греческая колонизация сыграла положительную роль в истории народов Крыма, приобщая их к передовой культуре.
В IX веке на берегах пролива появляются племена славян. Керчь входит в состав славянского Тмутараканского княжества. Славяне называют пролив «русской рекой», а Керчь - «городом Русов», который становится торговым центром Киевской Руси.
В XII-XIII веках Корчев разоряется набегами половцев и итальянцев. На месте Тмутараканского княжества в первой четверти XV века создается Крымское татарское ханство с подчинением турецкому султану. Керчь попала под власть татарских и турецких завоевателей, с которыми русский и украинский народы вели длительную и упорную войну.
В 1689 году на царский престол в России вступил молодой Петр I, считавший, что России для сношения с заморскими странами нужны выходы в Черное и Балтийское моря. Но выходу России к морю на юге препятствовали Турция и Крымское ханство.
В 1695 году под командованием Петра I русские войска совершили неудачный поход в причерноморские и азовские степи. С осени 1695 года Петр I приступил к подготовке нового наступления на Азов. Быстрыми темпами у Воронежа создавался флот, способный блокировать подступы к Азову с моря. Были построены 23 галеры, 4 брандера, 1300 стругов, 300 морских лодок и 36-пушечный корабль «Апостол Петр». Численность армии увеличили до 75 тысяч человек.
К началу июня 1696 года крупные сухопутные силы русских прибыли к стенам Азова, а флот, блокировал Азов с моря. Не выдержав осады, турки передали разрушенный Азов 19 июля 1696 года русским войскам. Выход в Азовское море был завоеван.
Но для овладения выходом на широкие просторы Черного моря предстояло создать сильный военный флот, который мог бы успешно вести борьбу с турками. По указу Петра I в течение трех лет ускоренно строились и оснащались военные корабли.
В 1699 году Петр I с небольшой эскадрой совершил плавание по Азовскому морю в Керченский пролив, провожая своего посла в Турцию. Прибытие осенью 1699 года в Константинополь для заключения мирного договора чрезвычайного посланника думского советника Е.И. Украинцева на вновь построенном в Таганроге 46-пушечном корабле «Крепость» сыграло свою роль, убедив турок в наличии у русских сильного флота. 3 июля 1700 года по Константинопольскому договору Азов был закреплен за Россией.
В 1768 году Турция объявила войну России. На следующий год Крымский хан Крым-Гирей с многотысячным татарским войском совершил нападение на Елисаветград и разграбил его. Война проходила с переменным успехом, носила затяжной характер. Через пять лет, когда русские войска под командованием фельдмаршала Румянцева нанесли туркам тяжелое поражение у деревни Шумы (ныне Кутузовка), по предложению Турции 10 (21) июля 1774 года в деревне Кучук-Кайнарджи был заключен мирный договор. По Кучук-Кайнарцжийскому договору к России переходили в Крыму Азов, Керчь, Еникале, Кинбурн. Торговые суда России получили право свободного плавания по Черному морю и проливу.
В начале XIX века Керчь представляла собой небольшой город, на развитие которого в первые десятилетия оказывал немалое влияние учрежденный в 1821 году «план-карантин». 10 октября 1821 года в Керчи был открыт новый морской торговый порт и учреждено Керчь-Еникальское градоначальство, таможенные и карантинные округа. Все суда, направлявшиеся из Черного моря в Азовское, в Керчи проходили обязательный карантин. Керчь постепенно превращалась в перевалочный пункт товаров, идущих за границу и из-за границы. Менялся и облик города.
Посетивший город в 1836 году член Одесского общества истории и древности H.H. Мурзакевич писал: «Керчь есть один из красивейших городов в Новороссийском крае по его симметричному расположению и по хорошим общественным и частным зданиям; просторная и красивая городская площадь, окруженная однообразными зданиями, и отличная в несколько уступов лестница, ведущая к Митридатской горе, довершает красоту города...»
В 1839 году в Керчи насчитывалось 7489 жителей, через 10 лет - 12 тысяч человек. В городе действовало пять предприятий: макаронная фабрика, заводы: сахарный, кирпичный, свечной, мыльный.
Война России с Турцией 1853-1856 годов прервала развитие города. На стороне Турции выступили Англия, Франция, Италия. Весной 1855 года крупный отряд английских и французских кораблей прорвался в Керченский пролив и высадил десант в Керчи. Интервенты захватили и разграбили город. Они разрушили кирпично-черепичный завод, доменную печь, механические мастерские, сожгли причалы в порту, разрушили и сожгли 1182 дома из 1562 имевшихся, увезли произведения искусства и экспонаты из археологического музея.
Во второй половине XIX века промышленность Крыма развивалась на местном сырье. Ведущее место занимали консервные заводы, табачные фабрики, мукомольные предприятия. Отмена крепостного права в России в 1861 году, несмотря на различные ограничения, ускорила процесс развития капитализма. Строились железные дороги, машиностроительные, металлургические заводы, рудники, шахты и другие предприятия.
Керчь - город революционных, боевых и трудовых традиций. Здесь формировались революционные взгляды выдающегося борца против крепостничества и самодержавия, организатора партии «Народная воля» А.И. Желябова.
Частью истории города стали керчане - участники гражданской войны. За установление Советской власти в годы гражданской войны здесь боролись по разные стороны баррикад белые и красные, отряды партизан и вооруженных рабочих под руководством военно-революционного штаба в составе С. Шевякова, С. Самойленко, И. Громозды, С. Горбульского, Ф. Корнилова и других. Установлением Советской власти в Керчи 16 ноября 1920 года за вершилась гражданская война. Трудящиеся приступили к мирной жизни. Крайне тяжелым было экономическое, политическое и социальное положение в Крыму после гражданской войны. Немецкие оккупанты, английские и французские интервенты, красный и белый террор воюющих армий опустошили край и привели к разрухе промышленность и сельское хозяйство. В Керчи не работали металлургический завод, пять рудников. Табачная и консервная фабрики простаивали из-за отсутствия сырья, топлива и материалов. В мастерских морского порта восстановили паровую машину на шхуне «Танаис», переоборудовали, дали ей новое название «Спартак» и отправили за дровами на Кубань. Дрова доставляли сначала в Керчь, затем в Феодосию и Ялту. 7 марта 1921 года Керченский ревком совместно с представителями морского порта приняли постановление о восстановлении торгового порта и ремонте торговых судов с 8 марта.
Неурожай 1921 года в Крыму привел к тому, что только в Керчи в 1922 году и в первом квартале 1923 года голодало более 18 тысяч человек, а численность населения города сократилась до 25068 человек.
В годы первых пятилеток керчане работали над выполнением задач индустриализации. Этому направлению развития города способствовали значительные запасы руды на Керченском полуострове. Тысячи рабочих самоотверженно трудились на строительных площадках, в цехах. 20 апреля 1929 года вступила в строй первая домна Керченского металлургического завода, что позволило довести валовую продукцию промышленности города до 20,3 миллиона рублей. Однако успехи индустриализации оплачивались высокой ценой: чрезмерными человеческими усилиями, подорванным здоровьем, низким жизненным уровнем трудящихся.
В 30-е годы вступили в строй и увеличили выпуск продукции металлургический завод имени Войкова (керчанин П. Войков в 1924-1927 годах был одним из организаторов внешнеполитической деятельности СССР в Польше. 7 июня 1927 года полпред Войков был убит на перроне Варшавского вокзала русским монархистом Борисом Кавердой в знак мести за участие Войкова как члена Урал совета в убийстве царя Николая II и членов его семьи). Камыш-Бурунский железорудный комбинат, судоремонтный и консервный заводы. К 1940 году в городе насчитывалось 109 предприятий, на которых работало 42 тысячи человек. Керчь превратилась в один из крупных промышленных центров не только Крыма, но и страны.
22 июня 1941 года мирная жизнь керчан, как и всех людей, была нарушена. Германия вероломно напала на нашу Родину. Тысячи керчан осаждали военкомат, призывные пункты с просьбой - отправить на фронт. Длинные вереницы призывников, добровольцев, воинских команд днем и ночью шли на транспортные артерии города: морской порт и железнодорожные станции. С огромным напряжением работали круглосуточно в морском порту. Непрерывно на причалы доставлялись под погрузку на суда мирные и военные грузы, формируемые воинские команды из сыновей и отцов. Движение транспортных судов и военных кораблей не прекращалось и в темноте. Лоцманы, по-морскому, ощупью, проводили суда и корабли с рейда к причалам и обратно. Основные погрузочные и разгрузочные работы проводились на Широком молу, Генуэзском молу, на причалах в Камыш-Буруне и пирсе завода им. Войкова. Но и этих причалов не хватало для прибывающих потоков эвакуируемых людей, перевозки оборудования с заводов, перегоняемых вглубь страны стад колхозного скота. Ускоренно строились дополнительные деревянные пирсы в порту. На косе Чушке возле 13 деревянных пирсов был конечный пункт доставки людей, дальше они следовали пешком.
Портовики изготовляли боновые заграждения и устанавливали их в Керченском проливе для защиты от вражеских подводных лодок. 18 августа 1941 года фашистские самолеты подвергли морской порт первой бомбежке. Взрывами бомб были разрушены причал, а два крана сброшены в море. С этого времени немцы регулярно бомбили порт. Ремонтируя и восстанавливая разрушения, порт продолжал функционировать. Пароходы «Металлист» и «Уголщик» сумели загрузить и благополучно вывезти оборудование керченских заводов.
Особенно жестокому налету немецких бомбардировщиков подвергся порт 27 октября 1941 года. При прямом попадании бомб в стоящий на четвертом причале Широкого мола теплоход «Делегат», груженный глубинными бомбами, произошел взрыв, разворотивший мол и разметавший в стороны трупы людей. В условиях налетов удалось загрузить теплоход «Димитров» оборудованием с завода им. Войкова. На него также погрузили 500 рабочих с семьями, боеприпасы и 1500 тонн авиационных бомб. Этот опасный рейд «Димитрова» благополучно завершился в порту Туапсе.
16 ноября 1941 года Керчь захватили немцы. Грабежи, массовые расстрелы принес городу «новый порядок».
В ночь на 26 декабря 1941 года лоцманы морского порта провели с рейда корабли с советскими воинами, и десантники освободили Керчь. Линия фронта отодвинулась в сторону Феодосии. Всего полтора месяца хозяйничали здесь захватчики первый раз, но последствия были чудовищны. «Багеровский ров» - эти слова облетели весь мир. Люди еще не знали о Майданеке, Бухенвальде, Освенциме, Хатыни, Лидице. В противотанковом рву длиной один километр, шириной четыре метра и глубиной два метра неподалеку от Керчи были обнаружены вскоре после изгнания фашистов трупы семи тысяч замученных керчан.
Несмотря на жестокий террор, в городе действовали подпольные патриотические группы, партизанские отряды, военные разведчики.
В 1942 году положение керчан еще больше ухудшилось. В Крыму перевес в силах был на стороне советских войск. Здесь были 3 общевойсковые армии и несколько соединений. Но командование Крымского фронта (Козлов, Шаманин, Вечный) действовало неумело, при первом же ударе фашистов управление войсками было потеряно, возникла паника и беспорядочное отступление частей и подразделений армии. Немцы, кроме вооружения, только в плен взяли 240 тысяч советских солдат и офицеров. Одна из кадровых частей Крымского фронта во главе с полковником П.М. Ягуновым вынуждена была уйти в подземелье Аджимушкайских каменоломен.
В неимоверно тяжелых условиях 184 дня продолжалась героическая оборона Аджимушкайских каменоломен. Советские воины и партизаны сражались в подземелье, совершали вылазки, гибли от газов, голода, отсутствия воды и медикаментов, но не сдавались. Подвиг аджимушкайцев ученые-историки правомерно ставят в один ряд с подвигом защитников легендарной Брестской крепости.
Уникальную морскую операцию по перевозке в Керчь 40 вагонов и 10 паровозов в доке осуществило командование советских войск... В пути следования с грузом из Феодосии док подвергался налетам немецких самолетов, а на подходе к Керчи - артиллерийскому обстрелу.
Несмотря на все опасности и трудности, 11 марта 1942 года док отшвартовался к пирсу завода им. Войкова. Рабочие порта и железнодорожники вручную быстро выгрузили вагоны и паровозы.
Триста двадцать дней и ночей была Керчь фронтовым городом. Жестокая борьба с оккупантами шла на земле и под землей, в воздухе и на воде. Трудящиеся города в условиях непрерывных налетов вражеской авиации самоотверженно работали для фронта. Они выпускали военную продукцию, ремонтировали суда и военные корабли. На заводе Войкова и железорудном комбинате были построены бронепоезда «Войковец» и «Горняк», успешно действовавшие на железных дорогах Крыма.
За мужество и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне, многие тысячи керчан награждены орденами и медалями Советского Союза. Пятнадцати из них присвоено звание Героя Советского Союза. На различных фронтах громили немецко-фашистских захватчиков войска под командованием керчан, ставших известными военачальниками - адмирала Платонова, генералов Н.Д. Дудника, В.П. Секченко, Г.Т. Яценко, Л.И. Торопова и других.
11 апреля 1944 года после ожесточенных упорных боев войска Отдельной Приморской армии при поддержке частей Черноморского флота, Азовской военной флотилии и 4-й Воздушной армии освободили Керчь от немецко-фашистских захватчиков.
Родина высоко оценила мужество, стойкость и героизм советских воинов и трудящихся города в борьбе с немецко фашистскими захватчиками. 137 участникам боев за Керчь присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 10 тысяч воинов Армии и Флота были награждены орденами и медалями, 21 воинская часть удостоена почетного наименования «Керченская».
14 сентября 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Керчи было присвоено высокое звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 8 октября 1974 года орденом Отечественной войны I степени была награждена керченская комсомольская организация.
Освобожденная Керчь представляла собой груды дымящихся развалин. Все промышленные предприятия фашисты полностью разрушили, сожгли 85% жилых домов, взорвали мосты, уничтожили весь рыбопромысловый флот, вырубили сады и парки, вывели из строя водопровод и канализацию, телеграф, радиостанцию, трамвайные и железнодорожные линии. Из 105 тысяч человек, проживавших в Керчи до войны, 11 апреля 1944 года встречать освободителей вышли лишь 34 человека. Писатель П. Павленко, посетивший тогда Керчь в 1945 году писал: «Когда я увидел опустошенный Сталинград, он не потряс моего воображения, ибо до него я видел Керчь».
Еще не отгремели орудийные залпы военных сражений Великой Отечественной войны, а керчане приступили к восстановлению города. Возрождению Керчи помогала вся страна. Грузы первой необходимости шли из Украины, Российской Федерации, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Туркмении и других республик. В кратчайшие сроки - к концу 1944 года -открылось железнодорожное сообщение.
В 1945 году возобновили работу электростанции, водопровод, радио, почта, телефонная связь. Были восстановлены мясокомбинат, молокозавод и хлебокомбинат. Через полтора года в городе было отремонтировано 131 тысячу квадратных метров жилья, 16 школ, 8 детских садов, 32 лечебных учреждения, 2 кинотеатра.
Значительно изменился облик города в послевоенные годы. В 80-е годы Керчь - крупный промышленный центр Автономной Республики Крым, производивший более пятой части всей ее промышленной продукции. Основу составляли судостроительная, железорудная, металлургическая, стекольная промышленность. Керчь остается также одним из крупных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих центров Крыма и Украины.
Изделия керченских предприятий известны не только в нашей республике, но и за ее рубежами. Судостроительный завод «Залив» впервые в стране освоил производство супертанкеров серии «Крым», принимающих в трюмы 150 тысяч тонн нефти, затем стал производить танкеры новой серии «Победа», полностью исключающие сброс воды за борт и загрязнение моря, а в 1986 году был спущен на воду первый атомный ледокольно-транспортный лихтеровоз-контейнеровоз. Он принимает на борт 70 лихтеров - прямоугольных барж вместимостью 360 тонн каждая - и предназначен для работы в Арктике. Металлургический завод, кроме выпуска основной продукции, освоил производство стрелочных переводов. Широким спросом покупателей пользуется эмалированная посуда, исполненная деколью, детские швейные изделия, рыбные консервы, мебель, другие изделия.
Благодаря усилиям строителей, ежегодно вырастали из кирпича, бетона и стекла корпуса новых цехов предприятий, спортивные сооружения, культурно-бытовые учреждения, поднимались кварталы девяти- и десятиэтажных жилых домов улучшенной планировки. Появились 14-этажные монолитные дома.
Большой вклад в развитие науки внесли наши земляки-ученые: биолог Н.И. Шатилов, академик геолог Н.И. Андрусов. Всемирную известность приобрели находки археологических экспедиций при раскопках боспорских курганов и склепов, произведенные П. Дюбрюксом, И.А. Стемпковским, И.А. Барамбергом, А.Б. Ашиком, А.Е. Луценко, Ю.Ю. Марти. Исследованию древнего Пантикапея посвятили свои научные работы В.Д. Блаватский и В.Ф. Гайдукевич.
Выдающихся результатов в области электровакуумной техники и механической физики добился академик, Герой Социалистического Труда С.А. Векшинский. Над проблемой развития флоры и фауны морей, сохранения биосферы работает большая группа ученых-биологов, возглавляемая доктором биологических наук Новиковым.
Особую роль в духовной истории Отечества и православия сыграл керчанин Лука (Войно-Ясенецкий). Он известен как доктор медицинских наук, крупный специалист по гнойной хирургии (его работы удостоены Сталинской премии). Известен он также и как крупный богослов и проповедник со сложной судьбой, с честью вынесший за свою веру репрессии и ссылки.
В историю советской культуры вошли многие имена, в частности: лауреата Государственной премии, серебряного призера Третьего Международного конкурса артистов балета в Москве и золотого - в Токио, народной артистки РСФСР, прима-балерины театра оперы и балета им. С. М. Кирова Г. А. Мезенцевой, заслуженных артистов УССР Л. Маркова и В. Некрасова, писателей и поэтов В. А. Сафонова, Д. М. Холендро, В. Я. Маковецкого, И. Л. Сельвинского, H. A. Славина, народного художника РСФСР Д. Б. Шибнева, народного художника УССР П.К. Столяренко, скульпторов Р. В. Сердюка, Л. Смерчинского, жизненный или творческий путь которых начинался в Керчи.
Многим керчанам широко известны имена заслуженных учителей УССР: Ф. В. Василевской - учителя математики СШ № 5 им. Франко, В. В. Смирновой - учителя начальных классов СШ № 20, Л. А. Федосеевой - учителя русского языка и литературы школы-интерната № 1, Л. Г. Гордеевой - заместителя директора по учебно-воспитательной работе СШ № 7 им. Свердлова, Н. И. Ивановой - учителя химии СШ № 2, награжденной медалью АПН им. A. C. Макаренко.
Гордятся жители Керчи и достижениями своих спортсменов: заслуженного мастера спорта СССР по спортивной гимнастике, заслуженного деятеля искусств РСФСР, абсолютного чемпиона III Международной рабочей олимпиады 1937 года в Антверпене, абсолютного чемпиона СССР по гимнастике 1943,1945,1946 годов Н. П. Серого; мастера спорта СССР, чемпиона СССР по лыжному двоеборью 1948 года, заслуженного тренера СССР И. Ф. Мокропуло; мастера спорта СССР международного класса по прыжкам в высоту, чемпионки СССР 1979 года и чемпионки Спартакиады народов СССР 1979 года по прыжкам в высоту Е. Голобородько; мастера спорта СССР международного класса по подводному ориентированию, чемпионки СССР 1979 года, двукратной чемпионки Европы - 1978-1979 гг., чемпионки Мира 1982 года Л. Степановой; мастера спорта СССР международного класса, двукратной рекордсменки СССР в беге на 400 метров Л. Поппе; мастера спорта СССР международного класса, победительницы кубка СССР и участницы универсиады 1981 года по прыжкам в длину И. Паленко; призера VIII и IX Спартакиад Украины по боксу, мастера спорта СССР по боксу И. Н. Гумена, судьи республиканской категории, тренера УССР, подготовившего 17 мастеров спорта СССР по борьбе самбо и дзюдо, в их числе чемпионов Европы и мира, Н. Алексахина.
В Керчи живут и работают прославленные ветераны первых пятилеток и герои послевоенного восстановления и развития народного хозяйства. Среди них Герои Социалистического Труда: машинист экскаватора М. Ф. Сердюк, машинист электровоза Р. И. Мотренко, экскаваторщик СУ-24 В. П. Васильев, бригадир слесарей завода «Залив» С. Т. Бережной, капитан-директор океанического промыслово-производственного рефрижератора «Герои Эльтигена» В. А. Воронков, капитан В. Т. Бутримов, бригадир ОАО «Керченского рыбокомбината» В. К. Почтарь.
Поступательное движение города и керчан в начале 90-х годов нарушилось. Первым сигналом беды была отмена пассажирских поездов через паромную переправу. Прекращение традиционных связей с Кубанью и Кавказом горожане ощутили обеднением ассортимента товаров на колхозном рынке и дороговизной на сельскохозяйственные продукты.
Настоящим бедствием для всего уклада жизни керчан стала горбачевская «перестройка». Разрыв связей, отпуск цен, проблемы Черноморского флота, экономический кризис в Украине и в Крыму остановили уникальную промышленность, сделали каждого второго горожанина безработным.
1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум 90 процентами голосов населения подтвердил «Декларацию о независимости Украины», принятую Верховным Советом. Такие же решения наблюдались в большинстве бывших советских республик. Во многих, теперь уже независимых, государствах возобладали политические амбиции прорвавшихся к власти «новых руководителей». Дальнейший разрыв экономических связей, усиление таможенного контроля усугубило экономическое положение всех независимых стран и резко ухудшило условия жизни людей.
Все эти процессы, как в зеркале, проявились и в жизни керчан. За 7 лет резко упало производство, многие предприятия остановились, появились безработные, возросла смертность. С большими трудностями и болезненно идет поиск демократизации общества, внедрения рыночных отношений. Благодаря усилиям головы города, некоторых руководителей предприятий, организаций и предпринимательских структур намечаются сдвиги к лучшему. Среди них организованный всенародный праздник 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, реабилитация политических заключенных, забота о малоимущих...
В числе предприятий, где руководители сумели сохранить основные кадры в это тяжелое время переходного периода, Керченская паромная переправа - начальник Ковирниченко H. H.; рыбообрабатывающий комбинат, возглавляемый H. A. Шаталовым; Керченский хлебокомбинат, которому 22 августа 1997 года исполнилось 40 лет со дня основания. С приходом нового директора, Осадчего О. В., за короткое время многое на хлебокомбинате удалось изменить к лучшему. По сравнению с 1996 годом выработка увеличилась на 196%, возросла заработная плата, приняты новые рабочие. Выпускается 77 наименований кондитерских и хлебобулочных изделий по старым и новым рецептам выпечки хлебов. Комбинат производит также майонез, мороженое, макароны, разработал и выпускает торты: «Митридат», «Львенок», «Любава», «Лесовичок», зефир в шоколаде, пирожные. В марте 1998 года О. В. Осадчий был избран головой города, а его дело продолжил О .Л. Модельский.
Новым в жизни Керчи явилось внедрение частных фирм в производство и в торговлю. Ежегодно, как грибы после дождя, появляются десятки частных фирм с романтическими названиями, а через некоторое время так же десятками исчезают, не выдержав конкуренции или незнания их руководителями элементарных основ рыночной экономики и цивилизованной предпринимательской деятельности. Среди тех, кто выдержал экзамен временем - строительная фирма «Консоль», фирмы «Пролив», «Инфлот», «Интерклуб», «Инфлот-Универсал», «Колумбус-Крым».
Отражением требований времени в городе идет поиск более совершенных учебных заведений: лицеев, гимназий... Наиболее ярко заявил о себе и не только в Крыму, в Украине, но и в Европе лицей искусств, возглавляемый А. Д. Борисовым.
С каждым годом увеличивается количество институтов.
В 1985 году открылся Керченский морской технологический институт. При институте действует на частной основе институт экономики и управления, в 1995 году состоялся первый выпуск его специалистов. В 1996 году при КМТИ открыт филиал Московского государственного социального университета, а его выпускники получат российский диплом по пяти специальностям. В городе действуют филиалы Симферопольского университета и Харьковского авиационного института. С 1998-1999 учебного года филиал Таврического института предпринимательства и права преобразуется в государственный Таврический институт национального университета «Киево-Могилянская Академия», имеет 4-й уровень аккредитации и будет готовить специалистов квалификации магистра. Студенты КМТИ проходят морскую практику, совершая круизы по морям и океанам мира на одном из красивейших парусников XX века «Херсонес».
В тяжелые 90-е годы особенно трудно ветеранам войны и труда, а также юношам и девушкам из-за невостребованности к труду и к приобретению качественных знаний. Но, несмотря на тяжелейшее состояние экономики и социальной сферы, у многих не погас интерес к жизни. Керчь поражает насыщенностью спортивных и культурных мероприятий, появлением новых талантов. Мастер спорта международного класса керчанин Сергей Злобин в 1996 году в Кстово выиграл кубок мира по борьбе самбо.
В 1994 и 1995 годах вошла в призеры чемпионов мира и Европы среди молодежи международный мастер по шахматам Аня Зозуля. По итогам сезона 1995-1996 года, завершившегося в конце апреля, воспитанник керченского тренера А. Г. Сюлюкова Александр Лохманчук признан лучшим баскетболистом Украины. В составе киевского «Будивельника - Хорда» он завоевал в 1996 году звание чемпиона страны и кубок Украины.
В октябре 1997 года на прошедшем в Тбилиси чемпионате мира по борьбе самбо обладатель кубка Украины Михаил Бакин завоевал бронзовую награду в весовой категории до 57 кг. Миша выполнил норматив мастера спорта международного класса. Несколько раньше прославленный самбист Сергей Злобин к своим титулам чемпиона мира и обладателя Кубка планеты добавил еще один, выиграв в Киеве звание чемпиона мира среди полицейских в весовой категории до 100 кг.
С 23 по 26 мая 1996 года в городе прошел фестиваль народного творчества «Золотая Керчь». На фестивале подтвердили высокий художественный и профессиональный уровень творческие коллективы всех жанров. В их числе ансамбль скрипачей, хоровая капелла мальчиков, эстрадно-симфонический оркестр - все из лицея искусств, театра танца «Магия» из Керченского дворца детского и юношеского творчества. Коллективы продемонстрировали высокое исполнительское мастерство и артистизм.
Авторы книги сделали попытку рассказать в документах и материалах о наиболее важных событиях из истории Керчи.
Публикуемые документы выявлены в фондах центральных, республиканских, областных, городских и ведомственных архивов, в музеях, в библиотеках, извлечены из ранее опубликованной монографической литературы и периодической печати. Привлечены отдельные материалы, документы и фотографии С. Н. Бардаковой, В. В. Кармашовой, В. А. Лугового. И. В. Охинько, Г. Н. Сушилова, С. М. Щербака, В. Н. Боровковой, И. Л. Горбунова, Г. В. Кайдаловой, А. М. Лазенковой, С. П. Литвиновой, Т. А. Матковской, Н. В. Перепелкиной, В. М. Холодкова, Н. И. Шепель, С. М. Шестакова, В. М. Демченко, К. К. Кузнецова.