Н.В. Небожаева
«СВЯТОЕ ДЕЛО ПОМОЩИ БЛИЖНЕМУ»:
БОГАДЕЛЬНЯ ИМЕНИ КУПЦА А.А. ЗОЛОТАРЕВА В КЕРЧИ
(1893-1919 гг.)
Керчь - это город, известный не только своей древней, богатой историческими событиями, судьбой. Столетиями формируясь как многонациональный и многоконфессиональный центр, Керчь с давних времен была городом, в котором переплелись воедино разные культуры и традиции. Несмотря на полиэтнический состав населения и различия религиозных воззрений, городское сообщество веками сосуществовало в мире и согласии. Не стал исключением из этих правил и XIX век.
Характерной чертой духовной жизни этого периода являлась благотворительная деятельность. В традициях верующих было оказание помощи слабым, обездоленным, нуждающимся в заботе людям это было присуще представителям всех без исключений религиозных сообществ. Значительные средства керченское купечество и горожане вкладывали в строительство храмов, всячески помогали и поддерживали деятельность различных учебных заведений.
Как осуществленное, материализованное проявление благотворительности, в Керчи в конце XIX в. появляется богадельня им. купца А. А. Золотарева, завещавшего на строительство и содержание этого учреждения капитал в 150 тыс. руб.
Идея создать в городе заведение
«для престарелых, не имущих мужчин и женщин православного вероисповедания, с двухпрестолъною при ней церковью» принадлежала самому Андрею Андреевичу Золотареву. Еще при жизни в своем духовном завещании он тщательно и детально описал условия создания и функционирования этого благотворительного учреждения.
Согласно завещанию, существование богадельни должно было обеспечиваться капиталами в сто пятьдесят тысяч рублей, которые
«остаются навсегда неприкосновенными и, как они, так равно и все здания богадельни не могут быть употреблены на какое-либо другое назначение» [ГААРК, ф. 455, on. 1, д. 872, л. 22]. Отдельным пунктом было оговорено, что главное и непосредственное управление всеми делами богадельни возлагается на его жену - Марию Ивановну Золотареву и двоюродного брата - Кузьму Ивановича Золотарева. После них попечительство над богадельней переходит
«в род Золотаревых, которые для сего избирают из среды своей попечителя». Особо было оговорено, что в том случае, если кто-либо из рода Золотаревых откажется от принятия звания попечителя,
«попечение о богадельне переходит во владение Керченского городского общественного управления» [ГААРК, ф. 455, on. 1, д.6368, л. 6].
Составленное завещание было зарегистрировано керченским нотариусом 29 ноября 1879 г. [Носков, 2011, с. 3]. Первый шаг на пути создания задуманного благотворительного заведения, предпринятый Андреем Андреевичем Золотаревым, оказался для него и последним. Менее чем через месяц А.А. Золотарев скончался
[1]. 27 декабря он был погребен на старом кладбище Керчи
[2] [ГААРК, ф. 455, он. 1, д.2654, л. 1].
Душеприказчиками, то есть исполнителями воли покойного, согласно завещанию, выступили его вдова - Мария Ивановна и двоюродный брат -Кузьма Иванович Золотарев. Хроника последующих событий, предшествовавших появлению богадельни, выглядит следующим образом.
Для строительства богадельни 8 августа 1880 г. был приобретен участок земли в восточной части города по улице Карантинной, ранее принадлежавший мещанину Безходарному. 13 сентября того же года, по прошению Кузьмы Ивановича Золотарева, Городская дума приняла решение о присоединении к земле будущей богадельни смежного участка, на котором предполагалось разбить сад. По инициативе городского головы Е.Д. Хаджопуло в октябре 1880 г. был объявлен конкурс на создание проекта комплекса зданий Керченской богадельни. Среди пожеланий, высказанных к авторам проектов, члены Городской думы и управы оговаривали, чтобы стиль построек был «желательно русский». Для рассмотрения проектов была создана специальная комиссия из представителей думы и управы. По итогам конкурса комиссия выбрала проект городского архитектора К. Дорошенко. Подряд на строительные работы был отдан керченскому мещанину Андрею Фролову [Носков, 2011, с. 3].
В январе 1881 г. М.И. и К.И. Золотаревы пишут прошение на имя Керчь-Еникальского градоначальника с просьбой рассмотреть материалы о создании богадельни и передать их «на утверждение высшего начальства» [ГААРК, ф. 455, on. 1, д. 872, л.2].
Первый раз прошение было отклонено - керченский градоначальник Н.П. Вейс нашел, что некоторые пункты поданного ему среди прочих документов проекта устава будущей богадельни
«неудовлетворительные», и потребовал их переделать. По-видимому, указанные недостатки были достаточно быстро устранены - 7 апреля того же 1881 г. Керчь-Еникальский градоначальник официально пишет прошение на имя министра внутренних дел с просьбой утвердить устав керченской богадельни и разрешить строительство этого учреждения. Тем не менее, переписка между государственными чиновниками, утверждение проектов, смет и других документов, а затем и непосредственное строительство богадельни растянулось более чем на 10 лет.
Одним из факторов, задерживавших процесс постройки богадельни, стало недовольство градоначальника проектом церкви при богадельне, и он не хотел его отсылать на утверждение в министерство. По этой причине архитектору Гаскету, состоявшему при градоначальнике, приходилось писать многочисленные рапорты и доказывать, что
«возвращаемый... проект на постройку каменной церкви при керченской богадельне, ...как составляющий исключение из общего правила установленного 214 Cт. Устава Строительного Комитета... подлежит утверждению Министром Внутренних Дел» [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 872, л.7]. В других случаях финансовая сторона дела казалась градоначальнику не совсем понятной и, как следствие, вновь начиналась переписка между заинтересованными сторонами.
Однако самым большим камнем преткновения оказался текст устава будущей богадельни, вернее, его отдельные параграфы, где оговаривалось, что в случае отказа представителей рода Золотаревых от попечительства над богадельней она переходит в распоряжение города. В Министерстве внутренних дел посчитали, что
«в виду сего последнего обстоятельства» неплохо бы спросить мнение членов
«местной городской Думы», для чего предлагалось передать в думу проект устава будущей богадельни, выписку из завещания А.А. Золотарева, а также отзыв
«по рассматриваемому делу обер-прокурора Святейшего Синода».
О Святейшем Синоде вспомнили не случайно. Именно его представители настаивали на изменениях в нескольких пунктах устава керченской богадельни, в частности параграфа «56» - о содержании священника и псаломщика церкви; параграфа «60» - о дополнении примечанием
«в денежную книжку вносятся и все счетные, кружечные и кошельковые доходы церкви, - часть которых поступает на духовно училищные нужды...», параграфа «61» - о добавлении фразы
«по предметам; касающимся богаделънической церкви и ее причта попечители входят в предварительное соглашение с Епархиальным Начальством». Представители Синода особенно настаивали на дополнении устава новым параграфом о том, что богадельническая церковь, на равных с прочими храмами, обязана отчислять ежегодно на нужды духовного училища епархии 25% или 1/2 часть со свечного и других своих доходов [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 872, л.13].
Все рекомендованные для рассмотрения материалы были переданы в городскую думу в марте 1886 г. Члены думы на своем заседании 26 апреля того же года постановили:
«изъявить соглашение на принятие Городским Управлением попечительства над богадельней...», добавив при этом в устав богадельни пункт о своем праве изменять при необходимости параграфы существующего устава (в случае перехода богадельни в ведение города).
Такое пристальное внимание к различным документам, связанным со строительством и дальнейшим существованием богадельни, не было простой случайностью или обычной бюрократической волокитой. В масштабах небольшого города, каким являлась в то время Керчь, появление такого комплексного благотворительного учреждения, как планировавшаяся богадельня, было крупным событием. А.А. Золотарев был родом из Ростова-на-Дону, одним из представителей многочисленного купеческого семейства Золотаревых. Ростовские Золотаревы занимались торговлей хлебом. В Керчи Андрей Андреевич имел лесные склады, трактиры и другую недвижимость в центре города. В местной купеческой среде он был человеком известным и уважаемым. Неудивительно, что родственники завещателя, городские власти, представители купеческого сословия были заинтересованы в том, чтобы задуманное Золотаревым благотворительное заведение удалось самым наилучшим образом: и как память об уважаемом человеке, и как яркий пример благотворительности, гордиться которым могли бы представители всех сословий городского населения.
Началом строительства зданий богадельни и церкви можно считать май 1881 г., когда был заложен бутовый фундамент будущей богадельни [Носков, 2011, с. 3], хотя основные строительные работы развернулись только летом 1886 г. и были в основном закончены к осени 1893 г.
Керченская богадельня имени ростовского купца Андрея Андреевича Золотарева была торжественно открыта 30 ноября 1893 г., в день Св. Апостола Андрея Первозванного.
К моменту открытия богадельня представляла собой функционально продуманный комплекс, состоявший из основного корпуса и церкви, различных вспомогательных помещений, земельного надела с разбитым на нем садом и огородом.
Центром архитектурного ансамбля являлся храм, от которого симметрично, в две противоположные стороны, расходились строения основного корпуса. Жилой корпус богадельни был одноэтажным, состоявшим из 9 комнат, где жили его обитатели - одинокие люди преклонного возраста. В этом же здании помещались небольшой лазарет и аптека. Под зданием находились подвалы. Оценочная стоимость основного корпуса составляла 75 тыс. руб.
[3].
За церковью располагались большая столовая и две кухни с подвалами. Стоимость этих пристроек оценивалась в 10 тыс. руб. Помимо этого, к основному корпусу богадельни примыкал флигель, в котором были устроены квартиры для смотрителя и священника богадельнической церкви. Тут же находилась
«контора» - служебное помещение, где хранилась документация, и было оборудовано рабочее место для смотрителя. Стоимость флигеля составляла 10489 руб.
В комплекс зданий богадельни входили также:
«баня с хозяйственными приспособлениями» - 5 тыс. руб., кладовая, ледник и специально оборудованная
«покойницкая» - 5 тыс. руб.; два каменных сарая -3 тыс. руб. [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, л. 41].
Отопление помещений было печное. В жилых комнатах-спальнях существовали закрытые камины, расположенные таким образом, чтобы каминная топка и лицевая часть камина находились в одном помещении, а щит этого же камина (его тыльная часть) отапливала соседнюю смежную комнату. Кухонная печь имела сверху чугунную плиту с конфорками, состоящими из последовательно уменьшающихся в диаметре плоских чугунных колец и небольшого вогнутого кружка с перемычкой в центре. Для отопления помещений покупали хороший по качеству уголь антрацит. Ежегодно за зиму расходовалось 2500 пуд. (40 т.)
[4] антрацита. Для растопки печей и каминов традиционно использовали дрова и стружки. С этой целью покупалось более 90 чек дров (90 чек - 1350 пуд., или 21,6 т.) по цене 1 руб. 75 коп. за чеку и 1 арба
[5] стружек
«на подпалку» по цене 75 коп. за арбу [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, л. 271 об]. Стоимость угля составляла 26 коп. за пуд. В материалах по истории богадельни за 1909 г. встретился один любопытный документ, касающийся расходов на отопление: при проверке работы богадельни ежегодной ревизионной комиссией по статье «отопление» был обнаружен перерасход на 190 руб., в связи с чем смотритель богадельни был вынужден объяснять, что в 1908 г.
«уголь с доставкой обошелся по 28 коп. за пуд.». И к тому же зима была очень холодная,
«с 3-4 октября настали сильные холода, ветер был северо-восточный и печи приходилось топить непрерывно... 4 раза замерзало море» [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, л. 158 об]. Похожая ситуация повторилась зимой 1910— 1911 гг. Тогда зима также оказалась
«суровой, морозы доходили до 25 градусов» и попечители богадельни были вынуждены в спешном порядке докупать уголь для отопления жилых помещений [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, л. 274].
Для освещения помещений богадельни использовали стеариновые свечи и керосиновые лампы. Перед сном (по зимнему расписанию, время сна наступало в 21.00, а летом - в 22.30) обитатели этого учреждения обязаны были погасить все горевшие лампы и свечи. Оставались гореть на всю ночь лишь лампы-ночники в коридорах и туалетах. Ежегодно для освещения закупали более 59 пуд. керосина (944 кг), 14 ф. (5,6 кг)
[6] свечей и 360 коробок спичек. Общая стоимость керосина составила 97 руб. 81 коп., свечей - 3 руб. 93 коп, спичек - 3 руб. 60 коп. Приведенные цифровые данные по статье «расходы на освещение» взяты из отчета за 1908 г. [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, л.158 об]. В этом же году к расходам на освещение прибавили сумму в 1 руб. 90 коп., потраченную на покупку новых ламповых стекол.
При богадельне был разбит фруктовый сад, занимавший площадь в
«две десятины». Его создание обошлось устроителям в 5 тыс. руб. Часть территории земельного участка была отведена под огород, на котором выращивали в основном различную зелень. Известно, например, что в том же 1908 г. смотрителем богадельни было приобретено
«луку арпачику (для посева) - 12,5 ф.». В переводе на современные метрические единицы эта цифра составляет 5 кг. По данным другого документа, за 1907 г., огород занимал площадь
«около 650 кв. сажень», т.е. 2957 кв. м. (29,6 соток) [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, лл. 103, 155]. За садом ухаживал садовник, должность которого исполнял (по совместительству) сторож богадельни.
Богадельня имела свой транспорт - повозку-линейку
[7]. В смету расходов богадельни на 1907 г. был включен пункт о приобретении новой линейки. Ее стоимость составляла 140 руб., но богадельне эта покупка обходилась дешевле, в 110 руб.,
«так как мастер принимает старую линейку за 30 руб.». По этой же смете на содержание лошади в год полагалось:
«сена 210 пудов по 40 коп. за пуд; овса 94 пуда по 90 коп. за пуд; отрубей 60 пудов по 50 коп. за пуд. Ковка лошади - 24 руб.». Должность кучера была постоянной. Жалованье он получал 216 руб. в год. Если кучер уходил в отпуск, на время его отсутствия брали временно другого возчика. В статьях расходов богадельни за разные годы, кроме прочих покупок, значатся: покупка 5 ф. (2 кг) колесной мази -20 коп.,
«1 кнута для лошади - 15 коп.» [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, лл. 103, 103 об, 157 об, 272 об].
Кроме того, богадельня имела свои собственные источники технической и питьевой воды. Для обеспечения своих потребностей на ее территории были оборудованы два бассейна, в которых собиралась и хранилась дождевая вода. В северо-западной части участка был пробурен артезианский колодец, оборудованный водокачкой с мощным насосом и двумя бассейнами - открытым и закрытым. Стоимость этих сооружений оценивалась в 5142 руб. 96 коп.
Вся территория богадельни была окружена резным каменным забором. При богадельне имелась постоянная должность сторожа. В помощь ему многие годы при богадельне держали двух собак. Известно, что в 1908 г. для них были приобретены 2 ошейника и две цепи общей стоимостью 2 руб. 15 коп.
Весь устроенный комплекс был рассчитан на 40 человек: 20 мужчин и 20 женщин. По данным 1904 г., в списке лиц, постоянно живших в богадельне,
«по 366 дней каждый», значатся 43 человека: 23 мужчины и 20 женщин. Средний возраст мужчин - 68,7 лет. Самому молодому, слепому от рождения сироте керченскому мещанину Ивану Непомнящему, было 34 года. Самому старшему - 88 лет. По сословной принадлежности мужская часть обитателей богадельни распределялась следующим образом:
«из мещан» было 14 человек,
«отставных солдат» - 6, из крестьян - 1. Несколько лет, с 29.07.1901 г., в приюте жил 1 дворянин - Глузевский Иван, 85-ти лет.
Средний возраст женщин, по данным 1904 г., составлял 77 лет. Самой старшей было - 84 года, самой «молодой» - 51. Из керченских мещан было 10 человек,
«вдовы солдат» - 6 человек и 4 человека - из крестьян.
Помимо постоянных
«обитальцев» богадельни в отчете за 1904 г. указаны 18 человек как
«состоявшие не полный год» - от 3 до 309 дней. Причины, по которым эти люди выбыли, не указаны. Однако, анализируя отчеты о деятельности богадельни за другие годы, можно сказать, что чаще всего такой причиной была смерть
«по старости лет». Факт смерти постояльца богадельни фиксировался врачом городской больницы. Потом следовала процедура отпевания и похорон, о чем обязательно ставили в известность городскую управу. В одном из дел, касающихся деятельности богадельни, сохранился документ - справка из городской больницы о том, что в богадельне скончался
«крестьянин Филипп Семенович Мизин, 78 лет». На обороте типографского бланка рукописный текст:
«Филипп Семенович Мизин, находившийся на призрении в Керченской Богадельне, сего 1907 г. 29 января умер от старческого маразма и 31 числа предан земле по христианскому обряду, что и удостоверяю своею подписью и приложением церковной печати. 31.01.1907 г.». Подпись:
«Керченской Богоявленской Свято-Андреевской церкви протоиерей Владимир Экземплярский». В статье расходов по содержанию богадельни за 1908 год приведены суммы, которые выделялись на
«погребение 1 умершего»: «гроб - 2 руб. 36 коп.; намогильный крест - 1 руб. 85 коп.; могила - 1 руб. 50 коп.; саван - 90 коп.; свечи - 70 коп.».
Изредка встречались случаи, когда кого-либо из обитателей богадельни забирали родственники, приехавшие за ним из другой губернии. И только один раз, на протяжении с 1893 по 1919 год, один человек был лишен права жить в богадельне за нарушение устава и режима учреждения:
«за пьянство и драчливый нрав» [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, л. 42, л. 93].
Все постояльцы богадельни содержались полностью за счет учреждения: их обеспечивали питанием, одеждой, помещением, медицинским обслуживанием.
«Призреваемые женского и мужского полов» помещались в отдельных корпусах. В соответствии с уставом богадельни, все поступившие и содержавшиеся в ней старики обязаны были выполнять правила внутреннего распорядка этого учреждения. Обитатели богадельни должны были производить уборку помещений, ухаживать за немощными людьми, делать посильную работу в саду или огороде. Питались все вместе в общей столовой, после обеда - два часа отдыха, потом опять приглашали на работу. Все
«призреваемые» были обязаны посещать баню, беречь выданные обувь и одежду,
«жить миролюбиво...». О своем желании куда-либо отлучиться необходимо было сообщать смотрителю богадельни. Навещать постояльцев богадельни родственникам можно было только в определенное время. Ночевать в помещениях богадельни посторонним людям или временным посетителям строго запрещалось. Отдельным пунктом указывалось, что обитателям богадельни запрещается пить спиртные напитки, просить милостыню на улицах города и попрошайничать.
Выданное нательное белье менялось еженедельно, а постельное белье -через две недели (в случаях необходимости - чаще). Баня для обитателей богадельни устраивалась 15 раз в год: по одному разу в месяц и к каждому из трех больших церковных праздников - к Рождеству, Пасхе и Троице. В банный день каждому выдавали по 1/4 части куска мыла.
О видах и разнообразии одежды, выдававшейся постояльцам богадельни, можно судить по одному из найденных в архиве документов -списку вещей, приобретенных в 1907 г.:
«- пиджаков с брюками верблюжьего сукна -10 пар по 11 руб.
-пиджаков мужских парусиновых -10 шт. по 2 руб.
-чулок летних мужских 23 пары по 30 коп. за пару
-рубах мужских сарпинковыхs - 27 шт. по 1 руб. 10 коп.
-мужских башмаков летних и зимних - 20 пар по 1 руб. 75 коп.
-чулок мужских и женских - 43 пары по 40 коп.
-кальсон мужских летних сарпинковых [8] - 25 шт. по 1 руб.
-летних женских башмаков -21 пара по 1 руб. 30 коп.
-зимних женских башмаков -21 пара по 1 руб. 60 коп.
-женских летних юбок - 15 штук по 1 руб. 50 коп.
-женских летних кофт - 27 шт. по 1 руб. 25 коп.
-косынок белых головных (или платков) -20 шт. по 15 коп.
-наперников тиковых [9] для подушек — 5 шт. по 65 коп.
-фуражек - 20 шт. по 1 руб.
-женских зимних бумазейных [10] платьев (юбок, кофт) -10 шт. по 3 руб.50 коп.» [ГААРК, ф. 455, oп. 1, д. 6368, л. 103 (об)].
- ↑ [1]. В материалах другого дела, в переписке Керчь-Еникальского градоначальника с министром внутренних дел, указано, что А.А. Золотарев скончался в 1880 г. [ГAAPK, ф.455, оп.1, д. 872, л.З]. Дата погребения А.А. Золотарева - 27.12.1879 г. - указана в письме его сына Юлиана и, дополнительно подкрепленная рядом косвенных данных, выглядит более убедительной, чем 1880 г.
- ↑ [2]. Старое кладбище в Керчи находилось на северном склоне г. Митридат. Рядом с образовавшимся на его месте пустырем и поныне сохраняется бывшая кладбищенская Св.-Афанасьевская церковь, построенная в 1864 г. и служившая, очевидно, местом отпевания покойного.
- ↑ [3]. Стоимость недвижимого имущества богадельни приведена по данным на 1904 г.
- ↑ [5]. Грузовая конная повозка с высокими бортами.
- ↑ [7]. Линейка (дрожки, дроги) - четырехместная или многоместная конная повозка простой конструкции; часто имела продольную перегородку, пассажиры садились по обе стороны линейки спиной друг к другу.
- ↑ [8]. Сарпинка - полосатая или клетчатая простая (льняная или конопляная) ткань.
- ↑ [9]. Тик - плотная полосатая ткань. Обычно употреблялась для матрасов и перин.
- ↑ [10]. Бумазея (бомазея) - бумажная (сделанная из хлопка) ворсистая ткань.