Ну и ещё на уровне бреда, откуда произошло название пролив Иоанна.
Есть такая легенда:
Ио́ (др.-греч. Ἰώ), также Форонида (др.-греч. Φορωνίς) — в древнегреческой мифологии дочь древнейшего аргивского царя и в то же время речного бога Инаха (согласно Кастору и многим трагикам, а также Вергилию и Овидию) и Аргии.
Часто приходилось Гере терпеть похождения Зевса налево. Среди его любовниц была и жрица Геры Ио. Приглянулась она любвеобильному Зевсу. Похаживал он к ней в гости кофеёк попить, а Гере говорил, что пошел с мужиками в бильярд шары гонять. В один прекрасный день зевсова жена сидела на облачке, попивала какао, да мир сверху оглядывала: там дети носятся, тут очередной Тесей качается - все как обычно. Правда, было кое-что странное - облачко темное у самой земли плыло. "Так-так-так, уж не Зюся ли там развлекается?" - подумала Гера и давай этот сгусток подозрительности разгонять. Смотрит - и правда муженек там чего-то делает. Пошла проверять. Зевс такой: "Черт! Черт! Нас спалили! Что же делать? Что делать-то? Ты, Ио, такая шикарная телочка... Гера тебя увидит и на мелкие кусочки разорвет!". Задумался наш изменник, а потом такой: "Стоп. Как я сейчас сказал? Телочка?.. Точно! Я гений! Гений! ГЕНИЙ! ВУНДЕРКИНД!" и превратил Ио в белоснежную корову.
Гера, подобравшись поближе, смотрит на Зевса и спрашивает: "Чего это ты тут делаешь?". Муженек ей: "Та ничего, собственно, и не делаю. На коровку смотрю. Гляди, какая классная!", а сам странный такой, как нашкодивший пес. Гера ему: "Хм. Действительно красивая телочка. Подари-ка мне ее, а?" и глазками на него с подозрением так "зырк-зырк". Ну, как тут отказать-то? Подарил Зевс Гере эту коровушку, а та решила подарочек подальше от мужа держать на всякий пожарный и велела гиганту Аргусу за ней приглядывать. Аргус привязал корову к оливковому дереву и зорко следил за ней: было у него 100 глаз, которые спали по очереди - 2 отдыхают, остальные 98 смотрят по сторонам. Великан был самым крутым охранником на Земле, настолько крутым, что до сих в его честь называют охранные предприятия (можете даже загуглить - почти в каждом городе есть охранное агентство "Аргус", либо компания, связанная с замками/ключами/дверями). Так вот. Было Ио как-то не очень комфортно в коровьем обличье. Сами посудите: мухи доканывают, не доит никто, а это не хорошо для коровьей груди, да еще и Аргус, думая, что это обычная корова, кормил ее травкой да из лужи поил. Зевс видел как мучается его возлюбленная и решил ей помочь. Сам он не мог в открытую ее вызволить - жену побаивался. Позвал на помощь Гермеса. Говорит ему: "Эй, помнишь Аргуса?". Гермес такой: "Ну". Зевс: "Не нравится он мне что-то". Гермес говорит: "Чего? Укурился что ли, Громовержец? Просто вот не нравится и все?". Тот ему: "Ну ты посмотри на него. В глаза его посмотри". Гермес такой: "В который из них? Ых-хы-хы". Зевс ему: "Ну, а я про что? Стремный он какой-то. Завали его, а?". Гермес призадумался, стоит ли ему в это ввязываться, Зевс тогда говорит: "Ну давай, сделай батьке приятное. Я тебе дам молниями покидаться". Гермес такой: "Ай, ладно. Все сделаю, но молний мне не надо. Видел я что ты с ними делаешь" и пошел просьбу Зевса выполнять.
Будучи хиленьким, но до попы хитреньким, Гермес разработал план и отправился Аргуса уничтожать. Спустился он поближе к месту заточения Ио, стал овец пасти и на флейте наигрывать. Такой типа "Я тут ни при чем. Я просто пастушок и слежу за овцами. Ничего ни про какое заказное убийство не знаю". Стоит отметить, к тому времени Аргус уже подзадолбался просто сидеть и на корову смотреть, а тут вдруг развлечение какое-никакое. Вот он и подозвал к себе Гермеса, говорит ему: "Эй, мальчиш с флейтой, подь сюды". Гермес обрадовался, что его план сработал и подошел к Аргусу. Великан такой: "Мурку могёшь?", а Гермес: "А то" и стал для него всякие штуки играть. Потихонечку Гермес стал наигрывать колыбельные, а Аргус-то и уснул. Тут Гермес выхватил свой меч, снес голову великану, освободив тем самым Ио, и с чувством выполненного долга вернулся домой.
Решила Гера проверить как дела у ее пленницы. Смотрит, а там обезглавленный Аргус лежит. Разозлилась и расстроилась. Жалко ей было такого отменного стража, решила увековечить память о нем - собрала все его глаза и поместила на павлиний хвост. На Ио же, которая по-прежнему была коровой, она наслала овода (или слепня. в общем, какую-то противную жалящую муху). И гнал этот овод бедную коровушку очень долго. Очень. Прям очень долго. Бежала она от него, да никак убежать не могла, а он ее ежеминутно жалил. Убегая от противной мухи, она доскакала до скалы, к которой был прибит Прометей. Он ей сказал, что только в Египте она избавится от своего мучения. Что же делать, поскакала Ио в Египет.
По пути туда пришлось ей проплыть через пролив, который позже нарекли Босфором. Когда она прибыла-таки в Египет, Зевс на берегу Нила вернул ей прежний облик, и родила она ему сына. Когда именно и каким образом она забеременела - не известно. Есть версия, что просто от прикосновения зевсовой руки. Другая гласит, что Зевс оприходовал ее, приняв облик быка, когда она еще была коровой (я лично склоняюсь именно к этой версии, ведь это греческая мифология). Да это и не важно, факт остается фактом: у них родился сын Эпаф, который стал первым царем Египта и положил начало поколению героев, среди которых был и Геракл. Далее Зевс неоднократно изменял своей жене. Короче говоря, все встало на свои места.
https://pikabu.ru/story/zanimatelnaya_d ... io_4077612Ну так вот: очень похоже, что Ио и Босфор в представлении древних греков были неразрывно связаны.
А имя Иоанн несёт в себе частичку Ио.
Уж не это ли созвучие заставило назвать пролив проливом святого Иоанна (по-христиански в правильном идеологическом виде)?
А г. св.Георгия (нынешний Ачуев) на большинстве венецианских карт 14-15в обозначен как san Georgi, san Zorzi, но также имеет и другое написание: san iordi и san Jordi. Та же приставка Ио (и вобще напоминает Иордан).
Понятно что идейка так себе, но как версия, связывающая Боспор и пролив Иоанна.
А вобще повод задуматься: св. Иоанн (Керченский пролив), Иордан (Ачуев) в общем-то совсем рядом, - Иоанн Креститель (Предтеча) крестил Христа в Иордане. Да и окончание -дан в общем-то наших краёв: Тана, thana, Фана, Дон, Дунай, Днепр, Днестр, дно. Уж не ошибаются ли историки по поводу локализации определенных событий?