Глава VI
В ТВОРЧЕСКОМ ДЕРЗАНИИ
Страна успешно залечивала раны войны. Советский народ добивался все новых успехов в дальнейшем развитии своей Родины. В октябре 1952 года состоялся XIX съезд Коммунистической партии. Съезд принял Директивы по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1951 — 1955 годы. В Директивах предусматривалось в 1955 году увеличить по сравнению с 1950 годом производство чугуна на 76 процентов, стали на 62 процента. Этот большой рост имел прямое отношение к камышбурунцам. Стояла задача хорошо поработать с тем, чтобы в срок пустить вторую очередь комбината. Теперь он должен был удвоить свою производственную мощность В 1952 году на руднике работало уже два добычных экскаватора вместо одного, на обогатительной фабрике — четыре секции обогащения вместо двух, на аглофабрике — четыре спекательные машины вместо двух. Соответственно возросла мощность и вспомогательных цехов.
Все это позволило значительно увеличить выпуск продукции. И горняки и металлурги полностью использовали эту возможность. За первые два года пятой пятилетки комбинат перевыполнил свои задания. В это время на комбинате были широкоизвестны имена машинистов экскаваторов С. Г. Шульгина, И. И. Бойчука, А. С. Шевеля, М. В. Полонникова, Л. Д. Горшенина. Они на 130—140 процентов выполняли свои нормы по вскрышным работам и добыче руды. Когда на экскаваторах работали эти замечательные мастера своего дела, на обогатительной фабрике не было простоев из-за нехватки сырья, наоборот, создавался его запас.
У обогатителей были свои проблемы. В их числе — ликвидация формальности в социалистическом соревновании, повышение квалификации рабочих. На фабрике работали в основном вчерашние выпускники ремесленного училища. К тому же в коллективе была низкая трудовая дисциплина. Все это приводило к большим простоям, к срыву выполнения заданий. Таково было положение на обогатительной фабрике, когда сюда назначили начальником одной из смен молодого инженера, комсомолку Н. А. Бурову. Она начала с установления твердой дисциплины и порядка. Ее поддержала парторганизация (секретарь тов. Ф. А. Копайгора) и руководство фабрики (начальник Г. А. Соболев).
Были составлены социалистические обязательства. Бригада с бригадой заключили договоры на их быстрейшее и лучшее выполнение. Ежедневно на сменно-встречных совещаниях-летучках подводили итоги работы, вскрывали недостатки, причины неплановых простоев. На конкретных примерах показывали, к чему может привести то или иное упущение.
В общий поход за улучшение работы комбината включились ее ветераны. Среди них был и старший агломератчик Игнат Демьянович Ясинский. Он большое внимание уделял воспитанию молодых рабочих. Благодаря его заботам быстро освоились с производством вчерашние выпускники школы ФЗО Петр Иванович Романченко, Владимир Антонович Жолобов, Анна Сергеевна Нефедова. Хорошую школу прошел у И. Д. Ясинского Николай Григорьевич Фомов — научился работать по-настоящему, стал старшим агломератчиком.
Свой трудовой день Н. Г. Фомов начинает с того, что вместе со старшим шихтовщиком проверяет наличие сырья, его качество, готовность оборудования. Внимательно изучает показания приборов, химические анализы шихты, агломерата, топлива. Это позволяет ему заранее составить план работы бригады на смену. Как дирижер, управляет он всем сложным процессом спекания агломерата и видит все, что происходит на фабрике, начиная с коксодробильного отделения, где заготовляется технологическое топливо, и кончая отгрузкой агломерата в железнодорожные составы. Ровным ли слоем ложится шихта в агломашину, какова ее влажность, химический состав, какова температура горнов зажигания — все это старший агломератчик знает, своевременно регулирует.
— Игнат Демьянович учил нас экономить каждую минуту, — рассказывает ветеран предприятия. — Вот почему все мы, агломератчики смены, овладели и слесарным делом. В случае небольшой поломки не ждем, когда придут ремонтники, устраняем ее сами.
Бригада, в которой работает Николай Григорьевич Фомов, сейчас одна из передовых на комбинате. И в этом большая заслуга старшего агломератчика. Так сегодня трудится один из лучших учеников И. Д. Ясинского, прошедших у него школу около тридцати лет назад.
А тогда по рекомендации парторганизации на фабрике были созданы школы передового опыта, именовавшиеся стахановскими. В них обобщили опыт лучшего старшего агломератчика И. Д. Ясинского, повышали свои знания агломератчики, шихтовщики, горновые. Занятия вели начальники смен К. А. Хоменко, А. И. Котов, заместитель начальника фабрики М. П. Маслов.
Техническая учеба, распространение опыта передовиков, стахановские школы способствовали налаживанию ритмичной работы фабрики, увеличению выпуска продукции, лучшему освоению мощностей, совершенствованию технологического процесса.
Пятая пятилетка выдвинула своих гвардейцев. Имена лучших из них — старшего горнового Кузьмы Ефимовича Константинова, бригадира слесарей Василия Антоновича Щербины, обмотчика Алексея Дмитриевича Зуева и других — были занесены на городскую доску Почета.
Упорный, настойчивый труд горняков и металлургов принес свои плоды. В 1955 году, последнем году пятой пятилетки камышбурунцы на тех же четырех агломашинах выпустили продукции почти в два раза больше, чем в 1952 году, первом году послевоенной работы комбината.
Каждое достижение для советских людей — веха к новым свершениях. XX съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 года, наметил новые горизонты в жизни нашей страны, в развитии ее экономики. Партия призывала работников черной металлургии дать стране в шестой пятилетке 53 миллиона тонн чугуна, или в 3,6 раза больше, чем в довоенном, 1940 году, и стали 68 миллионов 300 тысяч тонн — в 3,7 раза больше.
«Получить за счет лучшей организации производства и использования имеющихся производственных мощностей, в частности, — говорилось в Директивах XX съезда КПСС по развитию народного хозяйства СССР на 1956—1960 годы, — не менее 47% намеченного прироста производства стали, 35% чугуна...»1.
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М„ Политиздат, 1971, т. 7, с. 121.Выполняя решения партийного съезда, металлурги «Азовстали» ввели в строй действующих еще одну доменную печь. Перед камышбурунцами встала задача увеличить производство агломерата, а для этого надо было произвести реконструкцию основных цехов на базе новой техники и технологии, ввести новые мощности, улучшить качество агломерата.
Герой Социалистического Труда машинист экскаватора М. Ф Сердюк.
Ударник коммунистического труда машинист электровоза В. А. Янчевский.
Ударник коммунистического труда агломератчик А. С. Бурлуцкий.
Ударник коммунистического труда оператор пульта управления обогатительной фабрики Г. П. Гречко.
Активная участница восстановления комбината бензорезчица Т. Е. Пшеничная.
Лучший наставник молодежи фрезеровщик И. X. Церцик.
Первой и серьезной победой в борьбе за выполнение Директив XX съезда был досрочный пуск в эксплуатацию «Керчьметаллургстроем» второго отвально-транспортного комплекса, или, как его называют горняки, отвального моста. Это позволило значительно увеличить добычу руды, повысить производительность труда.
Но уже к началу 1956 года в одном из ведущих карьеров рудника «С» закончились запасы легкообогатимой «коричневой» руды. В связи с этим решено было начать строительство нового рудника — Черноморского-1. В разработке его проекта активное участие принимал главный инженер комбината Иван Иванович Савицкий. Основные работы производил трест «Керчьметаллургстрой», но значительную их часть приходилось выполнять хозяйственным способом, т. е. самому комбинату. Своевременная сдача в эксплуатацию рудника — вот один из основных вопросов, стоявших в центре внимания администрации и партийной организации комбината. Повседневно занимались делами на руднике Орджоникидзевский райком и Керченский горком партии. Большую помощь оказывал и Крымский обком Компартии Украины.
2 апреля 1958 года строительство первой очереди Черноморского рудника было завершено. Крымский обком Компартии Украины и исполком областного Совета депутатов трудящихся телеграммой поздравили коллективы треста «Керчьметаллургстрой», его субподрядных организаций и Камыш-Бурунского железорудного комбината с производственной победой.
Производственные мощности комбината значительно возросли. Но в каждом горнорудном предприятии большую роль играет транспорт. В Камыш-Буруне руду, агломерат, известняк перевозили железнодорожным транспортом. Сразу после восстановления комбината начали работать электровозы. Однако производительность их была низкой: к каждому локомотиву прицепляли всего четыре думпкара, что считалось нормой.
Это сдерживало дальнейшее наращивание мощности рудника.
Тогда бывший начальник службы движения, ныне заместитель директора комбината по кадрам и быту Анатолий Михайлович Кудин рассчитал, что в условиях внутрикомбинатского железнодорожного транспорта можно увеличить количество думпкаров в одном составе. Это безопасно и даст большую экономию времени и средств.
В июле 1953 года один из лучших машинистов комбината В. В. Куликов повел первый состав из шести самоопрокидывающихся вагонов вместо четырех. За восьмичасовую смену он сделал 16 рейсов и перевез из рудника на обогатительную фабрику 5760 тонн руды — почти на 2 тысячи тонн больше чем обычно. Утяжеленные составы стали водить и другие машинисты электровозов. Вскоре количество думпкаров в одном составе было увеличено до 8, а ныне доведено до 14.
Очень тяжело было содержать подвижной состав в надлежащем рабочем состоянии. Текущий ремонт приходилось делать вручную. Даже электровоз поднимали ручными домкратами для замены тягового двигателя.
Бригаду по ремонту паровозов возглавлял тогда А. М. Окороков. Отличный специалист, неутомимый труженик, он сплотил вокруг себя крепкий рабочий коллектив, на который равнялись многие.
А. М. Окороков был инициатором организации на комбинате комплексных бригад с четкой специализацией и взаимозаменяемостью во всех звеньях. Сам бригадир мог выполнить любую, самую сложную регулировочную работу по всем узлам паровозов. Члены бригады слесари Г. И. Перепелкин, А. Д. Войтенко, А. В. Лось и другие выполняли нормы выработки на 160—180 процентов. Они с честью носили звание стахановцев.
Суровым для железнодорожников был январь 1954 года. Внезапный обильный снегопад плотно укрыл железнодорожные пути. Электровозы не смогли пробиться в депо, остались под открытым небом.
В то время они не были укомплектованы кожухами, закрывающими вентиляционные сопла, смотровые люки и тяговые двигатели.
Перед железнодорожниками встал вопрос: что делать? Ведь электровозы могут быть надолго выведены из строя. Бригадир ремонтников А. М. Окороков предложил попробовать пробиться сквозь снег. Его поддержал машинист электровоза С. И. Хохлов.
— Но я не могу дать на это распоряжение, — возразил начальник депо В. И. Макаров. — Электровоз может сойти с рельсов.
— Мы берем всю ответственность на себя, — заверили его А. М. Окороков и С. И. Хохлов.
В самом деле, способ, который они использовали, был крайне рискованный: сдавали электровоз сколько можно назад и с разгона таранили снег. И все-таки мастера своего дела пробились сквозь снег и загнали все локомотивы в депо.
Зима того года показала, что работать и выполнять плановые задания можно в любых метеорологических условиях.
Одновременно продолжался поиск метода лучшего обогащения керченских руд. Еще в 1952 году на Камыш-Буруне вступила в строй рудоиспытательная станция. На ней производилось много опытов по обогащению, но это кардинально не решало вопрос. В 1958 году на комбинате было созвано Всесоюзное совещание по проблеме керченской металлургии с участием ученых ведущих научно-исследовательских институтов под руководством академика Ивана Павловича Бардина. На нем обсуждались пути дальнейшего использования местных руд. Их имеется две основные разновидности: легкообогатимая «коричневая» и труднообогатимая «табачная», названные так за свой цвет. Обогатительная фабрика могла обогащать только «коричневую». Но в месторождении больше «табачной». Как ее обогащать? На комбинате начали строить опытную фабрику обжиг-магнитного обогащения с принципиально новой технологией. Лабораторные испытания на рудоиспытательной станции и промышленные показали эффективность нового метода. Однако в условиях Камыш-Бурунского комбината, из-за отсутствия дешевого топлива, он оказался экономически невыгодным. Поэтому изучались возможности обогащения «табачной» руды традиционным промывочно-гравитационным способом.
Комбинат работал, давал руду, выполнял планы, а реконструкция его продолжалась. Она затронула практически все цехи предприятия. На треть расширялись производственные мощности аглофабрики.
31 октября 1958 года состоялось открытое партийное собрание аглоцеха, которое обсудило вопрос о предстоящем монтаже двух новых аглолент. Коммунисты вскрыли ряд недостатков, допущенных в ходе реконструкции цеха, сумели устранить их, мобилизовать коллектив на поиск скрытых резервов, позволяющих ускорить работы.
Установка новых агломашин началась что называется с нуля. Для этого расширили корпус спекательного отделения, смонтировали вспомогательное оборудование. Как и на строительстве рудника Черноморский-1, основные работы вел трест «Керчьметаллургстрой» и его субподрядчики. Но, как и раньше, многое приходилось делать камышбурунцам самим.
Большое внимание этому важному делу уделила вторая партийная конференция, состоявшаяся на комбинате 11 ноября 1958 года и обсудившая вопрос об освоении средств и своевременном вводе в эксплуатацию новых производственных мощностей. В решении ее было записано: «Всю партийно-организационную и политическую работу подчинить выполнению перспективного семилетнего плана развития комбината, безусловному освоению средств и своевременному вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей: пятой и шестой агломашин, второй очереди Черноморского рудника, опытной фабрики, нового аглопричала в порту»1.
[i]1 Крымский областной партийный архив, ф. 1259, on. 1, ед. хр. 151, с. 76.[/i]
Это решение было принято к непреклонному исполнению всеми камышбурунцами. Партийный комитет установил постоянный контроль за его выполнением. Вопросы, связанные с реконструкцией, часто обсуждались на его заседаниях, на общекомбинатских конференциях, собраниях цеховых партийных и профсоюзных организаций, а затем принимались конкретные меры. Так, выполняя решение парткома от 10 июля 1958 года, коммунисты центральных механических мастерских сумели мобилизовать все резервы и все-таки обеспечили строительство новых агломашин необходимым оборудованием.
Партком комбината установил постоянную деловую связь с партийной организацией треста «Керчьметаллургстрой». Это помогло наладить обеспечение строителей необходимой документацией, доставку оборудования, что позволило значительно ускорить темпы реконструкции аглофабрики.
Много сделал для успешной реконструкции аглофабрики секретарь парткома комбината А. К. Эмин. Аркадий Кузьмич — воспитанник коллектива камышбурунцев. Юношей пришел он в центральные механические мастерские предприятия. Здесь его обучили профессии токаря, привили ему любовь к труду. Здесь он стал передовиком производства и коммунистом. Позднее А. К. Эмин был выдвинут на партийную работу. Сначала возглавлял партком комбината, затем партийную организацию города Керчи.
Он часто бывал на всех объектах, где велись работы по реконструкции, и всюду слышалось его партийное слово, правдивое, мобилизующее. По его инициативе в технологических бригадах, на участках и в ремонтных службах были созданы партгруппы. Это приблизило партийную работу к рядовым труженикам, усилило партийное влияние. Строже стал контроль за выполнением партийных решений. В практике работы партгрупп появилась такая форма работы с коммунистами, как их отчеты о работе перед товарищами по партии.
Все это помогало лучше организовать работу, поднимало коллектив на решение главных задач.
Строительство новых двух агломашин керченские строители в содружестве с камышбурунцами закончили в 1959 году. Одна из них вступила в строй на полгода, вторая на пятнадцать дней раньше срока.
Шихта на новых агломашинах зажигалась теперь по новому методу — от горнов на жидком топливе. На остальных четырех агломашинах зажигалась еще по старинке — от горнов на сухом топливе.
— Я работал в те годы горновым, — вспоминает, старший агломератчик И. Н. Астафуров. — Мне надо было следить за режимом работы горна. Это очень тяжелый труд. Во-первых, температура возле горна поднималась до 70 градусов. К тому же два-три раза в смену приходилось чистить колосниковую решетку, чтобы не падала температура, не ухудшилось зажигание шихты. При этом шлак разбивали длинными ломами весом 30—40 килограммов. Поворочаешь таким ломом с полчасика и вымотаешься. Я уж на что был крепким парнем и то уставал.
Чтобы облегчить этот тяжелый труд, специалисты фабрики решили перевести все агломашины на зажигание от горнов на жидком топливе, что и было сделано в 1959 году. Но оказалось, что конструкция этих горнов несовершенна. Охлаждались они коробчатыми водяными холодильниками. И если подача воды прекращалась, а такое бывало нередко, металл внизу раскалялся, рама коробилась, в результате кирпич крошился и горн выходил из строя.
Специалистам пришлось «поломать головы» над тем, как продлить срок службы горнов. Интересную идею подал старший агломератчик Герой Социалистического Труда Н. К. Никонов.
— А что, если совсем исключить водяное охлаждение?
Его мысль заинтересовала главного инженера фабрики А. И. Котова. Действительно, если края горна опустить ниже верхней части агломашины, тогда они накаляться не будут. Посоветовался инженер с Никоновым, с каменщиком В. И. Еркиным. Втроем они осуществили рационализаторское предложение, которое не только исключало водяное охлаждение и, следовательно, предотвращало неплановые простои, но и улучшило зажигание шихты. Так были переоборудованы все горны. Новшество рационализаторов оправдало себя и действует по сей день.
Эти организационно-технические мероприятия позволили сократить простои оборудования, улучшить технологический процесс агломерации. Коллектив фабрики стал наращивать темпы выпуска продукции. Если в пусковой период лучшие смены выдавали по 48—50 тонн агломерата за горячий ленто-час, то к 1958 году —по 59—60 тонн. (Сейчас перешагнули уже 89-тонный рубеж.)
Аглофабрика сегодня. Общий вид.
Во время модернизации производство не останавливали, работали по временной схеме. Это создавало большие трудности. Вот что рассказывает мастер смены аглофабрики Д. Д. Ступин:
— Спекательное отделение нельзя было реконструировать, не убрав смесителей. Но смесители нужны, без них аглофабрика не может работать. Тогда агломератчики во главе с начальником фабрики П. Р. Лозовым решили вместо смесителей временно использовать транспортер. Идет по нему горячий возврат — температура тысяча градусов. Резина горит, возврат просыпается... Но ничего иного не придумаешь. Бывали случаи, что транспортер обслуживало до двадцати человек. Было очень тяжело, но мы понимали, что эти трудности временные.
Реконструкция фабрики была закончена летом 1959 года.
Новые мощности освоили быстро. В этом большая заслуга передовиков предприятия, рабочих, инженерно-технических работников всех цехов. Имена рабочего желдорцеха А. Ф. Шабанова, машиниста локомотива П. И. Стрижевского, плотника В. Я. Менделя, агломератчика К. А. Селезнева, электрослесаря А. А. Лисюка и ряда других были занесены на доску Почета комбината. Благодаря упорному труду камышбурунцами в 1959 году было произведено на 1328 тысяч кубометров вскрыши больше, чем в предыдущем году, на 1420 тысяч тонн руды, на 872 тысячи тонн концентрата и на 912 тысяч тонн агломерата, это был невиданный скачок роста производства продукции. К тому же камышбурунцы освоили выпуск нового ее вида.
Известно: чтобы увеличить выплавку чугуна, необходимо добиться интенсивной работы доменной печи при малом удельном расходе кокса. Использование офлюсованного (с добавлением известняка) агломерата и способствует решению этой задачи. В связи с этим в Директивах XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР ставилась задача довести в 1960 году производство офлюсованного агломерата до 73 миллионов тонн. Отсюда перед камышбурунцами возникла еще одна проблема — надо было разработать технологию и освоить выпуск новой продукции.
Первые опыты по добавлению известняка в шихту в лабораторных и промышленных условиях проводил инженер рудоиспытательной станции В. А. Арбузов. Несколько позднее он защитил кандидатскую диссертацию на эту тему. В 1956 году были проведены промышленные опыты по спеканию отдельных партий новой продукции. Известняк решили брать на месте — Керченский полуостров богат им. Тогда же началось строительство карьера «Ивановский», который через год вступил в строй.
В начале 1957 года был заложен фундамент дробильно-сортировочной фабрики для измельчения известняка. Здесь работы не прекращались ни на день. Лучшие бригады монтажников И. К. Запорожца, В. В. Быховца и плотников В. С. Барабанова треста «Керчьметаллургстрой» ежедневно перевыполняли нормы выработки, делали все, чтобы скорее пустить фабрику.
Много нестандартного оборудования и деталей изготовляли на месте — в центральных механических мастерских.
За короткий срок были уложены сотни кубометров монолитного и сборного железобетона, установлено оборудование.
К концу того же 1957 года строительство было закончено. По мере того, как фабрика сооружалась, обогатители, среди них Л. И. Буценко, Н. Р. Фролов и другие, изучали оборудование и вскоре стали хорошими специалистами по выпуску металлургического известняка.
С вводом в строй фабрики агломератчики смогли приступить к производству офлюсованного агломерата. (Камыш-бурунский известняк отправляется также на Криворожский Южный горно-обогатительный комбинат.)
В ноябре 1957 года первая технологическая бригада, которой руководили инженер В. С. Власов (ныне директор комбината) и старший агломератчик Н. Г. Фомов, спекла 1300 тонн опытно-промышленного агломерата из шихты с камыш-бурунским известняком — первый шаг коллектива в освоении новой продукции.
Напряженной и радостной была трудовая вахта горняков, и металлургов комбината в канун нового, 1958 года. Машинист экскаватора карьера «Ивановский» Владимир Сергеевич Ильченко добыл столько известняка, что его с избытком хватило для работы трех смен дробильно-сортировочной фабрики. Готовить его выпало смене Г. X. Дейнеко. Машинисты щековых и молотковых дробилок В. Л. Коваленко и В. И. Ясинский успешно справились с заданием и дали агломератчикам высококачественный известняк.
В ночь на 1 января 1958 года на аглофабрике заступила смена старшего агломератчика В. С. Барташа. У агломашин несли службу агломератчик И. М. Пугачев, горновой Ф. Г. Чалый и другие.
...Медленно идет по своему замкнутому кругу аглолента. Чуть слышно поскрипывают стальные колосники агломашин. Внимательным взглядом прощупывает В. С. Барташ каждый колосник, каждый болт — надежно ли работает оборудование. Плотный, ровный слой шихты подходит к горну, где белым пламенем бьется огонь. Горновой Ф. Г. Чалый длинным металлическим щупом шурует в топке, очищая кокс от нагоревшего шлака, — температура огня не должна падать ни на мгновение.
Эксгаустер просасывает воздух сквозь толщу шихты, и жар огня спекает ее. И вот уже готовая продукция — офлюсованный агломерат, с остывшей посеревшей верхней коркой и раскаленный внутри, осыпается по желобам в железнодорожный думпкар.
По окончании смены диспетчер внес в табличку выполнения плана цифры об итоге работы технологической бригады. Агломератчики дали 101,3 процента задания. В первой половине 1958 года комбинат полностью перешел на производство новой продукции. Тысячи тонн офлюсованного агломерата ежедневно отправляет он на завод «Азовсталь».
В июле 1958 года доменщики «Азовстали» обратились с письмом к камышбурунцам с просьбой на 500 тонн увеличить отгрузку агломерата и улучшить его качество. Перед коллективом комбината встала сложная задача — дать больше агломерата при имеющихся площадях спекания. Ведь пятая и шестая агломашины еще только строились. Выполнить эту задачу могло помочь только хорошо налаженное социалистическое соревнование.
Это письмо было широко обсуждено в коллективе. Камышбурунцы решили соревноваться за перевыполнение сменных заданий каждый день, на каждом рабочем месте!
Машинисты паровозов И. И. Борисов и М. П. Полторак, взвесив свои возможности, взяли обязательства водить тяжеловесные поезда и перевезти за год дополнительно 300—400 тысяч тонн грузов. Выполнению обязательств им помогал опыт. Главное внимание они уделяли приемке паровоза, подготовке его к работе, рациональному управлению автотормозами в пути, четкой организации работы локомотивных бригад по уходу за машиной.
Технологическая бригада аглофабрики, руководимая инженером В. С. Власовым, обязалась выдавать за смену на 13 тонн агломерата больше нормы и снизить его себестоимость не менее, чем на 25 копеек за тонну.
Вслед за инициаторами соревнования высокие обязательства взяли обогатители, машинисты экскаваторов рудника, электросварщики центральных механических мастерских М. И. Савенков и обогатительной фабрики Т. Е. Пшеничная.
Когда камышбурунцы только приступили к выполнению взятых обязательств, в стране развернулось одно из замечательных движений нашего времени — за коммунистическое отношение к труду. Родилось оно в коллективе, имеющем славные революционные и трудовые традиции, — в коллективе депо Москва-Сортировочная. Оно направлено на воспитание трудящихся в духе коммунистической морали, коллективизма, коммунистического сознательного отношения к труду. Вопрос о нем обсуждался на заседаниях партийного и рудничного комитетов. Сразу возникло много вопросов об обязательствах. Какими они должны быть? Как проверять их выполнение? Обстоятельно ответить на них пока никто не мог.
В начале декабря 1958 года в Симферополе состоялся областной слет бригад, включившихся в движение за коммунистическое отношение к труду. На нем с докладом выступил первый секретарь обкома Компартии Украины В. Г. Комяхов.
Слет внес полную ясность в вопросы об организации этой формы соревнования. Одна из самых крупных профсоюзных организаций Керчи — Камыш-Бурунского железорудного комбината, возглавляемая коммунистом Г. А. Сиротой, выступила застрельщиком массового движения за коммунистическое отношение к труду среди предприятий города. Первыми включились в борьбу за почетное звание коллектива коммунистического труда камышбурунские портовики.
14 декабря в красном уголке порта собрались по окончании работы машинисты портальных кранов, слесари, электрики, сигнальщики. Начальник смены А. А. Мироненко предложил создать бригаду и бороться за почетное звание коллектива коммунистического труда. Его поддержали секретарь комсомольской организации П. М. Копица, машинист крана И. Г. Пазий.
Вслед за инициаторами нового движения на комбинате взяли обязательства бригада старшего машиниста железнодорожного цеха И. И. Борисова, бригада по ремонту средств сигнализации, централизации и блокировки этого же цеха Ф. И. Кардаша, бригада ремонтных слесарей аглофабрики А. А. Маслова и ряд других.
Соревнование развернулось не только между бригадами, но и отдельными рабочими разных профессий. Почти все труженики принимали индивидуальные обязательства бороться за звание ударника коммунистического труда. Застрельщиками в этом были электросварщик Владимир Степанович Краснобрыжий, водитель автобазы Анатолий Петрович Межняк и бензорезчик железнодорожного цеха Андрей Федорович Воложанов.
Первоначально в организации этого движения были упущения: плохо налажена была его гласность, иногда формально подводили итоги, слабо контролировали его ход.
В конце мая 1959 года партийный комитет и редакция многотиражной газеты «За качественную руду» провели первое совещание руководителей бригад и смен, борющихся за звание коллектива коммунистического труда. Совещание наметило пути совершенствования этой формы социалистического соревнования. Девизом коллектива всего комбината стал лозунг «Работать, учиться и жить по-коммунистически!»
В организации новой формы соревнования сразу выдвинулся на комбинате коллектив смены аглофабрики, которым руководил Николай Захарович Стрыков. Сам он внимательно изучал все документы, вышедшие, по этому вопросу, рассказы об опыте других коллективов, опубликованные в периодической печати. Был он и на областном слете бригад коммунистического труда, заходил на заседания рудкома, где речь шла о новом движении.
Посоветовавшись с партийным бюро цеха, Н. 3. Стрыков призвал свою технологическую бригаду включиться в соревнование за право называться коллективом коммунистического труда.
Накануне профессионального праздника камышбурунцев — Дня металлурга — совместное заседание рудкома, парткома, администрации и комитета ЛКСМУ рассмотрело итоги соревнования за коммунистическое отношение к труду. Участники его признали, что четвертая технологическая бригада аглофабрики (начальник смены Н. 3. Стрыков) достойна почетного звания коллектива коммунистического труда. Свои обязательства на полугодие по выпуску агломерата она выполнила на 115 процентов, не было простоев оборудования по вине смены. В бригаде — крепкая трудовая дисциплина, строго соблюдались правила техники безопасности. Активно велась и общественная работа: регулярно читались лекции, проводились политинформации. Абсолютное большинство агломератчиков училось в школах рабочей молодежи, техникумах, высших учебных заведениях или в сети партийного и комсомольского просвещения.
Такие же высокие показатели были у коллектива добычного экскаватора Б. Ф. Еромицкого и у бригады ремонтников обогатительной фабрики В. С. Млынскаса.
Кроме этих коллективов, звание ударника коммунистического труда решением совместного заседания парткома, рудкома, администрации и комитета ЛКСМУ впервые было присвоено многим труженикам аглофабрики, электросварщику В. С. Краснобрыжему, слесарю В. С. Собию и электрослесарю Б. И. Выходцеву.
Соревнование за коммунистическое отношение к труду ширилось. К концу I960 года в него включились уже более крупные производственные подразделения. Первым на комбинате почетное звание коллектива коммунистического труда завоевал коллектив аглофабрики.
С 27 мая по 2 июня 1960 года в Москве проходило Всесоюзное совещание передовиков соревнования за звание коллектива и ударника коммунистического труда. От Камыш-Бурунского железорудного комбината в его работе принимал участие Н. 3. Стрыков. Горняки и металлурги Камыш-Буруна встретили совещание новыми трудовыми успехами. Многие из тех, кто ранее стоял в стороне, включились в соревнование за коммунистическое отношение к труду. Всего в то время в нем участвовало 2897 человек.
Ударник коммунистического труда авторемонтник Д. И. Макушин.
Ударник коммунистического труда отличник черной металлургии СССР В. П. Малышев.
Один из лучших машинистов-наставников железнодорожного цеха В Н. Рыбалко.
Победитель соревнования 1974—1977 гг. бригадир комсомольско-молодежной бригады шоферов В. С. Долгов.
Ударник коммунистического труда машинист экскаватора В. С. Журбенко.
Ударник коммунистического труда электрослесарь дробильно-обогатительной фабрики, один из лучших рационализаторов комбината А. И. Винников.
Сейчас на комбинате насчитывается 2650 ударников коммунистического труда. Почетное звание коллектива коммунистического труда получили 6 цехов, 131 бригада, участок и смена.
Ударный коммунистический труд позволяет коллективу идти по выполнению государственных планов в рядах передовых предприятий Министерства черной металлургии УССР.