Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 21 ноя 2024, 12:00
Керчь


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Демография Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 04 апр 2012, 22:09 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
Демографические процессы в контексте истории города.


На рубеже ХIХ – ХХ веков Керчь являлась центром градоначальства,объединявшего Еникале и 24 предместья.
Как и прочие города Таврической губернии Керчь не отличалась особой величиной. В 1875 г. здесь проживало немногим более 20 тыс. жителей. В последующие годы население увеличилось довольно быстро, что в целом совпадает с ускоренным развитием промышленности по всему югу Российской империи после буржуазных реформ 1860 – 1870 гг.
По данным Всероссийской переписи 1897 г. в Керчи насчитывалось 31383 жителя, по полу население распределялось так: мужчины – 15875 и женщины – 15508. По национальному составу: русские – 55,7%, украинцы –16%, евреи -10%, татары – 5,6%, поляки – 2%, итальянцы – 1,8%, армяне – 1,6%. немцы – 0,6%, а также турки,болгары,литовцы, молдаване, крымчаки,караимы и другие народы – в общей сложности свыше 44 тысяч человек. Из них около 6% были иностранными подданными.
К 1 января 1902 г. в Градоначальстве населения числилось 47984 человека, из них: мужчин – 2350 и женщин – 21634.
Гражданская война в Крыму и в Керчи носила длительный характер,отличалась ожесточением и кровопролитием.Только 23 мая 1919 г. погибло свыше 1,5 тыс. керчан. К тому же, весной 1919 г. и осенью 1920 г.,город покинула часть населения, опасавшаяся за свою жизнь в силу социального происхождения.
Страшный удар испытала Керчь в 1922 г. в период голода. Несколько тысяч керчан покинули город. В итоге город потерял 28% своего населения и в 1923 г. в нем проживало всего лишь 26 тысяч вместо 36 тысяч в 1921 г.
В 1923 г. рост населения, который особенно пошел вверх с 1926 г. в связи с восстановлением и реконструкцией металлургического завода, и развернутым строительством в Керчи. В отношении темпов роста населения и увеличения числа трудоспособного населения Керчь может быть сравнена с рядом крупнейших промышленных городов бывшего Советского Союза. На 1 января 1928 г. в городе насчитывалось 38900 человек, а на январь 1929 г. –43500 чел.
Всесоюзной переписью населения 1939 г. в Керчи было зарегистрировано 104,5 тыс. человек. Предвоенная Керчь была крупным промышленным центром. В городе работало 169 предприятий, более трети из них союзно-республиканского подчинения. Это был город развитой металлургической, горнодобывающей, судостроительной и судоремонтной промышленности, а керченские рыбаки давали более 70% крымского улова. По числу населения Керчь превосходила многие областные центры, в том числе Луцк, Житомир, Херсон, Винницу. Она входила в первую сотню городов бывшего Советского Союза, занимая в этом списке 88-е место.
Ни с чем не сравнимые испытания выпали на долю нашего города в годы Великой Отечественной войны, которое стало не только временем жесточайших сражений, массовой гибели мирного населения, но и периодом насильственного перемещения многих тысяч жителей Крыма разной национальности.
В результате войны изменился не только национальный состав, но значительно сократилось количество населения. Свыше 14 тыс. керчан было уничтожено оккупантами, столько же вывезено в Германию. Не одна тысяча погибла на фронте, многие семьи не вернулись из эвакуации. Великая Отечественная война отбросила Керчь в демографическом плане более чем на 20 лет назад. Количество населения в Керчи в 1945 г. было такое же,как и в
1921 г. – 37 тыс. человек. В январе 1946 г. в Керчи насчитывалось 43 тыс. человек. С Украины и ряда областей России было организовано переселение в Крым. Но довоенную численность населения город восстановил лишь в 1965 г. – 113,9 тыс. человек.
В 1989 г. в Керчи – крупном промышленном центре Крыма. городе рыбаков, судостроителей и металлургов, проживало 174365 человек. Город по возрастному составу своих жителей был одним из самых молодых в Крыму.
С 1989 – 90 гг. в Керчи сохранился еще естественный прирост населения (превышение рождаемости над смертностью). Снижение уровня жизни в последние годы, обострение экологических проблем, связанных с последствиями Чернобыльской катастрофы, отсутствие качественного водоснабжения, неуверенность части населения в улучшении социально-экономических факторов привели к резкому снижению рождаемости, и в 1991 г. смертность превысила рождаемость. С каждым годом в г .Керчи рождается все меньше детей и каждый 6-й ребенок, умерший до года в Крыму – из Керчи.
Медики считают, что это отнюдь не врачебная, а социально-демографическая проблема.На изменении численности населения сказывает влияние и миграционное движение. Со времени последней переписи населения 1989 г. число прибывших в Керчь превысило число выбывших, но, начиная с 1993 г. миграционный прирост резко снизился, а в 1994 г. достиг отрицательных величин.
В 1989 г. в Керчь прибыло 7611 человек, а выбыло 5761 человек, но уже в 1993 г. прибыло 4280 человек, а выбыло 4344 человека. В 1999 г. зарегистрировано 1010 рождений, - это на уровне 1997-98 гг.
В последнем году тысячелетия демографическая обстановка изменилась в лучшую сторону, в Крыму и в нашем городе увеличилась рождаемость.Появилось на свет в 2000 г. 1025 керчан, значительно меньше мертворождаемых детей и умерших до года. Но по остальным параметрам все на прежнем уровне. Высокой остается смертность,снизилось количество браков и увеличилось разводов.
Демографические процессы находятся в тесном взаимодействии со всем общественным развитием, поэтому для оздоровления существующей демографической ситуации необходим комплекс экономических и социально-медицинских преобразований.

A.A.Евсеев
(г. Феодосия)

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Демография Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 09 сен 2013, 20:38 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
Город разных народов


Керчь, как и весь Крым, с давних пор была многонациональным городом. До войны представители более 40 наций и народностей проживали в городе.

По переписи 1939 года Керчь, при наличии 104,5 жителей, имела следующий национальный состав:
Русские - 69030
Украинцы - 17914
Евреи - 5573
Татары - 5310
Греки - 1520
Армяне - 1373
Немцы - 778
Болгары - 289
Другие национальности - 2656

Среди неупомянутых национальностей прежде всего следует назвать итальянцев (по сведениям 1929 года их насчитывалось 774 человека), а также поляков и крымчаков.

В довоенные годы в городе существовали национальные школы: греческая, армянская, итальянская, несколько татарских. В частности, в 1937-38 гг. имелось 5 татарских школ (одна средняя, одна неполная средняя и 3 начальных). Были также национальные дошкольные учреждения: цыганский и татарский детский сады. Существовали национальные клубы: татарский, итальянский и клуб нацмен (национальных меньшинств).

Многонациональными были коллективы керченских предприятий и учреждений. В составе городского совета в 1931 году 60% его депутатов составляли русские, 12% - татары, по 8% - евреи и украинцы, 1,9% - армяне, по 1,4% - греки и немцы, на другие национальности приходилось 7% состава совета.

Издавалась газета на татарском языке "Керч ищиси", а в "Керченском рабочем" печатались колонки текста на греческом и итальянском языках.

Шел процесс коренизации кадров, что предусматривало выдвижение на руководящую работу представителей татарской национальности. Увеличивалась доля татар и среди рабочего класса. Татарский язык, как один из государственных, наряду с русским являлся обязательным для изучения в школе.

Несмотря на все сложности тогдашнего бытия, отношения между национальностями оставались дружественными. Люди по-братски делили все тяготы жизни, совместно радовались успехам, отмечали национальные и семейные праздники. И беда могла в равной мере обрушиться на любого, независимо от национальности, разве что иностранно - подданные (прежде всего греки и итальянцы) в гораздо большей степени могли быть подвергнуты риску стать жертвами репрессий в качестве "шпионов иностранной державы". Итальянцы, кроме того, были поставлены перед выбором: либо принять советское гражданство, либо уехать в Италию, так как шла колониальная война в Эфиопии, а в итальянскую армию призывали всех граждан страны, независимо от места их обитания. В итоге, в 1936 году часть керченских итальянцев вынуждена была покинуть город.

В те же годы закрываются культурные и учебные заведения (клубы, школы) и культовые здания (кирха, синагога, мечеть, католические и православные храмы), принадлежавшие различным религиозным конфессиям Керчи.

Пришла война. Она стала не только временем жесточайших сражений, массовой гибели мирного населения, но и периодом насильственного перемещения многих десятков тысяч жителей Крыма разной национальности.

Первая крупная депортация имела отношение к немецкому населению Крыма, насчитывавшему свыше 50 тыс. человек. Случилось это в августе 1941 года. В конце января - начале февраля 1942 года из Керчи и освобожденной к тому времени территории Керченского полуострова были выселены итальянцы. Следующими стали греки, сохранившие иностранное подданство. Их черед пришел весной 1942 года.

Освобождение Крыма в 1944 году стало началом настоящей трагедии для тысяч татар, греков, болгар и армян. Еще не завершились бои на Херсонесе, а Государственный комитет обороны 11 мая 1944 года принимает решение о переселении всего татарского населения в восточные районы страны.

Операция началась с рассветом 18 мая и к 8 часам вечера было подвезено на погрузку 90000 человек, из них 48400 погружено в 17 эшелонов и отправлено из Крыма. Операция завершилась 20 мая в 16 часов. В итоге было выселено 180014 человек в 67 эшелонах. Они направлялись, прежде всего, в Узбекистан. Кроме того, 6 тысяч татар призывного возраста отправлено в Гурьевск, Рыбинск и Куйбышев (ныне Самара).
В распоряжение треста "Москвоуголь" на территорию Московской и Тульской областей было направлено 5000 татар.
В итоге этой преступной акции из Крыма в товарных вагонах, в ужасающих санитарных условиях было вывезено 191044 лиц татарской национальности.

27-28 июня 1944 года на основании Постановления КГО от 2 июня 1944 года из Крыма было выселено 15040 греков, 12422 болгар, 9621 (по другим данным - 11296) армян.

Высланные народы, в частности, немцы, татары, греки, армяне, болгары оказались на правах спецпоселенцев со всеми вытекающими отсюда последствиями. Только после 1956 года им была возвращена часть гражданских прав, но не было у них главного - права возвращения на Родину. И даже после Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года, снявшего огульные обвинения в предательстве в отношении всего народа, крымские татары фактически не имели права вернуться в Крым, ибо по отношению ко всем депортированным национальностям, прежде всего татарам, действовали правила, запрещавшие их прописку в городах и селениях полуострова. Только в условиях перестройки были сняты все ограничения, и татарский народ стал возвращаться на родную землю.

Если по итогам переписи 1989 года в Крыму проживало 38365 человек крымских татар, то в результате их массового переселения на полуостров, численность этой национальной группы значительно выросла и составила в 2001 году 243,4 тыс. человек, то есть увеличилось в 6,4 раза.

Что касается остальных депортированных, то картина складывается следующая: немецкое население составляло в 1989 году 2365 человек, греческое - 2884, армянское - 2794, болгарское - 2186. Соответственно в 2001 году в Крыму числилось 2,5 тыс. немцев, 2,8 тыс. греков, 8,7 тыс. армян и 1,9 тыс. болгар. У нас нет сведений о количестве итальянцев, проживавших в Крыму в период переписей. Их удельный вес был совершенно невелик. Проживают они, по традиции, в большей мере в нашем городе. Поэтому, рассматривая динамику изменений в численности интересующих нас национальностей по итогам двух последних переписей (1989 и 2001 гг.), обратимся, прежде всего, к итальянскому населению Керчи.

В 1989 году их числилось 88 человек, в 2001 году - всего лишь 31. По другим национальностям картина по Керчи, соответственно, следующая: крымские татары (вместе со всеми другими татарами) - 274 чел. и 1635 (помимо 383 казанских татар); немцы - 74 и 115, греки - 101 и 81, армяне - 332 и 518, болгары - 188 и 192 человека.

Одним словом, в Керчи ни одна из депортированных национальностей не имеет своей довоенной численности. Да и в Крыму, за исключением крымских татар, - та же картина. Причины подобной ситуации в целом понятны. В послевоенный период, покинув места депортации, народы Крыма расселились по различным территориям, в том числе и вблизи Крыма, в частности, на Кубани, в Херсонской, Запорожской областях. Используя появившуюся возможность, многие стали эмигрировать за пределы Союза, затем СНГ. Так что, бывших депортированных жителей Крыма и их потомков скорее можно встретить в Греции, Германии, Италии, Болгарии, чем в самом Крыму. Разве что татары в массе своей вернулись на Родину.

Депортированные народы и другие национальности получили возможность создавать свои объединения и общества на культурно-национальной основе. Тюркский культурный центр, возникший в начале 90-х годов, является своеобразным клубом крымских татар и других тюркоязычных народов. Имеют свои общества греки, итальянцы ("Комитет общества Данте Алигьери"), немцы (одно из двух обществ - "Видергебурт"), болгары ("Объединение депортированных граждан болгарской национальности "Хоро" и отделение крымского общества болгар им. П. Хилендарского). Есть в городе керченское отделение крымского армянского общества, керченская грузинская община, польское и еврейское общества, городская организация Всеукраинского общества "Просвита", две российские общины и представительство русского культурного центра. В общей сложности в городе работают 16 национально-культурных объединений, часть из которых группируется вокруг Городского центра международных связей "Таврика", организованного в Керчи 6 лет тому назад.

В центре внимания культурно-национальных обществ - вопросы сохранения и развития языка, национальных обычаев и обрядов, традиционных занятий и промыслов. Серьезной проблемой остается создание национальных школ, в частности, для детей украинцев и крымских татар.
В помещении дворца культуры "Корабел" много лет работает клуб интернациональной дружбы "В кругу друзей". Представители польской, русской, болгарской и других национальностей проводят в нем творческие вечера, отмечают национальные и религиозные праздники.

Тюркский культурный центр, в составе которого работают различные творческие коллективы (3 из них имеют звание "народный"), активно участвует в возрождении крымскотатарской культуры. Ни один национальный праздник в Керчи не обходится без этих коллективов, будь то "Мераба наврез" или "Къыдырлез байрам". Исполнителей крымскотатарских национальных песен и танцев можно встретить в любой концертной программе.

По инициативе обществ устанавливаются контакты с зарубежными организациями с целью выезда молодежи для получения или продолжения образования.

Не без участия обществ происходит восстановление ранее существовавших религиозных общин и культовых сооружений. Уже не один год в городе действуют католический храм, прихожанами которого являются поляки, итальянцы, граждане других национальностей, татарская мечеть, принадлежавшая мусульманской общине "Шарк", еврейская синагога.

Представители национальных обществ участвуют в различных мероприятиях (фестивалях, выставках) городского и республиканского масштаба, демонстрируя свою культуру, особенности быта, декоративно-прикладное и музыкальное искусство. Отмечают свои национальные праздники. Многие общества поддерживают постоянные контакты с государственным историко-культурным заповедником. Результатом этих тесных и плодотворных связей стало создание этнографических выставок, действовавших в 1995-2001 гг. в помещении выставочного комплекса по ул. Бувина, 7. На них были представлены различные предметы, характеризующие культуру и быт крымких татар, украинцев, греков, русских, немцев, итальянцев, болгар и других народов, живущих в Крыму и Керчи.

Одним словом, представители всех наций и народностей Керчи живут не только своими, но и общими интересами, интересами города, как и подобает жильцам одного большого общего дома.

Всеукраинская перепись населения 2001 г.
г. Керчь

русские - 124430
украинцы - 24298
белорусы - 1795
крымские татары - 1635
армяне - 518
татары - 383
евреи - 322
молдаване - 280
азербайджанцы - 228
болгары - 192
поляки - 164
грузины - 147
немцы - 115
чуваши - 88
греки - 81
мордва - 78
гагаузы - 48
узбеки - 43
башкиры - 41
латыши - 41
удмурты - 38
корейцы - 37
марийцы - 36
литовцы - 35
казахи - 35
итальянцы - 31
караимы - 28
осетины - 24
эстонцы - 21
коми - 20
крымчаки - 20
авары - 16
таджики - 15
лезгины - 14
румыны - 14
турки - 14
ороки - 13
ассирийцы - 11
коми-пермяки - 10
испанцы - 8
карелы - 8
чехи - 8
венгры - 7
курды - 7
туркмены - 7
финны - 6
абхазы - 5

Литература
1. Крым многонациональным. Вопросы-ответы. Изд. Симферополь
2. Государственный архив Автономной Республики Крым.
3. Керчь индустриальная. Справочник по г. Керчи и районц. Изд. Симферополь
4. Погружены в эшелоны и отправлены к месту поселения // История СССР, 1991 г.
5. Бугай Н. Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30-40х годах // История СССР, 1989 г.
6. Этническая ситуация в Крыму (по данным переписи 1989 г.) // Керченский рабочий, 1993 г.
7. Санжаровец В. Ф., Диканов В. А. Керчь. Справочник-путеводитель. Изд. Керчь

Старший научный сотрудник
Керченского государственного историко-культурного заповедника
Владимир Санжаровец

Источник

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Демография Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 16 окт 2013, 21:54 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
Исключение итальянцев в России


Мало кому известно, что в крымском городе Керчь с незапамятных времен существует итальянская община.

Керчь построили на месте древнего эллинского города Пантикапея, который в VII–VI вв. до н. э. возник у самого края Ойкумены – известного грекам и римлянам обитаемого мира. Образы Керчи сегодняшней – безлюдной, выбеленной солнцем и насквозь пропыленной сухим ветром с материка, – вызывают соответствующее ощущение: края света, предела земли. В начале нашей эры город недолгое время находился под Римским протекторатом. После римлян были хазары, а потом славяне. В конце XIII века здесь ненадолго обосновались вездесущие венецианцы и генуэзцы, которые увидели в местных красотах немало знакомого и понятного – тот же византийский храм Иоанна Предтечи VIII века, похожий на опрятную католическую базилику. Переселенцы выговаривали название города на свой лад – «Черкио», созвучное с итальянским словом «круг». Гору Митридат, нависшую над городом, за грозный вид прозвали «Аспромонте» («неприступная гора»). Итальянцы быстро обжились: отреставрировали древний храм и назначили регулярные католические богослужения, возвели крепость в северо-восточной части города, построили мол, защищавший от волн низкий берег залива. Из Крыма они везли в метрополию продукты моря и зерно: в своеобразном климате, влажном, с перемежающимися засухами, рос уникальный сорт пшеницы, на основе которого позже вывели знаменитую «грано дуро» – только из нее итальянские хозяйки делают настоящую домашнюю пасту.

К Российской империи Крым отошел после первой Русско-турецкой войны, в 1774 году. С того времени регулярно издавались царские манифесты, приглашавшие иностранцев селиться на юге России. Так в Тавриде, Азовской и Новочеркасской губерниях появились немецкие, болгарские, сербские, греческие колонии. Вербовка итальянских колонистов была поручена российскому консулу в Венеции графу Дмитрию Мочениго. Поначалу охотнее всего селились в Одессе – новом морском порту с радужным будущим, торговым и культурным. В ­1797-м каждый десятый одессит был итальянцем, так что все названия в городе дублировались по-итальянски. Но к 20-м годам XIX века иностранные купцы и предприниматели стали перебираться в Керчь. Здесь, на перекрестке морских путей, строились город и порт. Переехал сюда и статский советник Рафаил Августинович Скасси, генуэзец по происхождению, авантюрист по складу характера. Это он выпросил для Керчи и ее окрестностей статус градоначалия – территории, напрямую подчиненной Санкт-Петербургу, и таким образом спас развивающийся город от бюрократов. Скасси организовывал торговые экспедиции к абхазцам и черкесам (тем самым страшным горцам из «Дневника Печорина»), ратовал за раскопки керченских древностей, а удалившись от дел в 1830-е годы, разбил один из грандиознейших в империи садов и устроил на почтовой дороге великолепный водоразбор, который был разрушен лишь в 60-е годы ХХ столетия в очередном крестовом походе на старину. До революции это место так и называлось – «Скассиев Фонтан».

В 1821 году был высочайше одобрен генеральный план застройки Керчи. Его разработкой в том числе занимался одесский архитектор Джованни Торричелли, а главным городским зодчим стал пьемонтец Александр Дигби. Пожарная каланча, частные дома, колокольня Иоанновского храма – невозможно перечислить все керченские работы Дигби: городской архив сгинул во время Крымской войны. В те же 1820-е годы здесь было открыто Сардинское консульство, и вице-консулом был назначен Антон Феликсович Гарибальди, дядя будущего объединителя Италии. В Сардинское королевство тогда входила и Генуя, так что генуэзский говор снова зазвучал на керченских улицах.
После второй Крымской войны полуостров обезлюдел и снова нуждался в колонистах. Зазывали сюда уже не купцов и ремесленников, а садоводов и мореплавателей. Особенно успешно вербовка шла в Италии, раздираемой гражданскими распрями: военные действия ухудшили положение и без того неблагополучного итальянского Юга. В 1860-х годах на новую родину выехали сотни семей из городков Бишелье и Трани, что в провинции Апулия, на самом юго-востоке страны. С места снимались целыми семьями, а обустроившись, слали письма многочисленной родне – и, воодушевленные вестями о заморском благополучии, все новые апулийцы отплывали на север. Крестьяне («дзаппатори») брали с собой семена и саженцы. Оливки и персики не снесли местных погодных причуд, зато итальянские абрикосы и помидоры прославились на весь полуостров.

Моряки («маринаи») были людьми образованными и вообще непростыми: в Керчи ждали исключительно владельцев собственных судов. Мореходы должны были водить корабли через капризные воды пролива, обучать местное население морскому делу и возрождать каботажное торговое плавание – судоходство между портами одного и того же моря. Одному из будущих крымских капитанов Саверио Джаккетти было пятнадцать лет, когда умер его отец. На утлой рыбацкой лодчонке он отправился за лучшей долей из городка Трани в далекую Керчь. Мать дала с собой мешок сухарей. Плыл Саверио полгода, под парусом и на веслах. Сначала питался сухарями и рыбой, потом останавливался в портах Греции и Турции – подработать. Благополучно добравшись до Керчи, мальчик сразу пошел в церковь заказывать благодарственный молебен. Ему пришлось подождать: шли крестины. Маленькую девочку назвали Еленой, и много лет спустя она стала женой Саверио. Сначала он работал на причале: сторожил парусники на зимней стоянке, в них и спал – на снастях, прикрывшись куском брезента. Потом стал выходить в море юнгой, а непросто заработанные деньги высылал семье. Во всем себе отказывая, Саверио построил дом, выписал мать, братьев и сестру. Им пришлось легче: месяц плыли пассажирами на паруснике, везли семена и саженцы. У мамы Джаккетти был, как выражаются итальянцы, «зеленый палец», ведь все черенки, высаженные ее рукой в керченскую землю, принялись и дали урожай.

В начале ХХ века колония процветала. Согласно переписи 1921 года, в крепких четырехскатных домах с мезонином проживало около двух тысяч итальянцев, то есть 2% населения города. В 1934 году в Керчи побывала экспедиция ленинградской академии наук под руководством профессора Шишмарева. Ученых поразил традиционный уклад жизни общины: керченские дзаппатори и маринаи, в отличие от легко ассимилировавшихся одесских, ревностно хранили обычаи и язык – специфический говор апулийского диалекта, который между собой называли «ленгой». На ленге говорили все, хотя в Италию ездили только молодые мужчины – отслужить в армии.

Семьи были по-итальянски крепкие и большие, по десять-одиннадцать детей, которых записывали на русский манер: Пьетро – Петром, Николу – Николаем, Грациеллу – Галиной, Натале – Анатолием, Сперанцу – Надеждой, Лучану – Светланой. В домашних библиотеках стояли Данте и Боккаччо, «Пиноккио» и, конечно же, Библия. Керченские итальянцы были ревностными католиками; смешанные браки не одобрялись бабушками и дедушками. Женщины по традиции одевались в глухие черные платья. Кухня оставалась апулийской, приспособленной к местным продуктам: в северных семьях на стол ставили поленту и ризотто, в южных предпочитали мелкие разновидности пасты – ореккьетте и страшинате. Моряки ходили через пролив, плавали в Одессу и Мариуполь, Севастополь, на Кавказ. В архиве Галины Евгеньевны Сколарино, возглавляющей сегодня Ассоциацию итальянцев Крыма, сохранились почтовые открытки 1916 года. Галина и ее сестры, благовоспитанные капитанские дочки-подростки, летом отправлялись в плавание на отцовском корабле и писали домой из каждого порта.

Революция и Гражданская война принесли немало тягот, но раны затянулись и жизнь наладилась. В Италию уехали немногие – напротив, колония увеличилась за счет потянувшихся в Керчь политэмигрантов, коммунистов и коминтерновцев. В 1924 году, с образованием Советского Союза, керченским итальянцам предложили сменить гражданство. Крестьян особо не принуждали: какая, в сущности, разница, что написано в паспорте у виноградаря или огородника? Моряки были вынуждены стать советскими гражданами, иначе они не смогли бы выходить в море. Дальше – больше. В 1930-х были национализированы корабли. Церковь заколотили досками, священника выслали из страны, а итальянская школа превратилась в Дом культуры, где присланные из Москвы коммунисты вечерами обучали марксизму несознательных керченских крестьян.

Даже тогда лишь немногие засобирались на историческую родину – а после оставшиеся пожалели об этом. В 1935 году Муссолини захватил Эфиопию, и советские политические симпатии были отданы борцам за независимость. Крымские апулийцы стали получать 58-ю статью: шпионаж в пользу Италии. После того как Муссолини объявил всеобщую мобилизацию, итальянцев впервые начали открыто обзывать фашистами. Операция по их вывозу из СССР проходила в сотрудничестве с итальянским консульством, но советскими, насильственными методами. Так была разлучена семья Ле Конте. Отца арестовали, а мать и двое детей поехали повидать его перед отправкой по этапу. В это время забрали оставшихся дома бабушку и совсем маленькую внучку – их увезли в Италию, навсегда разлучив с родными. Принудительную эвакуацию воспринимали как трагедию, но на деле она оказалась спасением для многих.

Как и вся страна, в конце 30-х годов керченские итальянцы не спали по ночам, ожидая арестов. В 1937 году по обвинению в планах поджога забрали председателя колхоза Марка Симоне – он умрет в ссылке. После него увозили уже десятками. Однако в 1939 году итальянцев в городе оставалось еще больше тысячи. А потом началась война, в которой Италия, как известно, была официальным союзником Германии. Советских граждан итальянской национальности ожидало то же, что немцев, татар, армян, болгар, греков, – депортация.

В первые месяцы войны Крым был оккупирован, и потому операция по уничтожению так называемого «народа-предателя» была вынужденно отложена. Итальянцы, как и все керчане, рыли окопы, прятались в Аджимушкайских каменоломнях, шли в партизаны. Город был освобожден в декабре 1941 года, затем опять оккупирован и окончательно освобожден в апреле 1944-го. Вместе с нашими воинами-освободителями в него дважды входили депортационные команды. Анатолий Николаевич Чернявский (Де Мартино), учитель математики и художник-любитель, хорошо помнит страшные события 65-летней давности. «28 января 1942 года был мой день рождения. Рано утром в дом зашли вооруженные люди, велели собраться за два часа. Можно было взять восемь килограммов вещей. Один из них сказал, что едем ненадолго и в нехолодные места. Они быстро обошли все итальянские дома, не пропустив никого: в списках были все, от новорожденных детей до стариков». «Мой дед, Мауро Дженнарович, был капитаном – перевозил эвакуированных, – рассказывает историк Вадим Цингарелли. – У него была охранная грамота, подписанная самим партийным деятелем Калининым, поэтому его не арестовали. Но на родственников эта льгота уже не распространялась, забрали всех». Так итальянцев, поначалу радовавшихся приходу наших, в январе 1942 года согнали с семьями в гавань Камыш-Бурун. Под бомбами переправили через пролив – одно судно тогда затонуло, а из Новороссийска везли в теплушках в казахстанскую заснеженную степь. Первой партией отправили семь вагонов итальянцев, второй еще два. В пути многие умерли, а тех, что смогли добраться до спецпоселения, местные колхозники поначалу не хотели брать по домам, несмотря на разнарядку. Селяне не знали, что это за диковина – итальянцы. Ходили суеверные слухи, что все они «порченые», «гнилые люди». В 1944 году чудом оставшихся в Керчи выловили в ходе зачисток города от «нежелательных элементов». Остались сухие отчеты: столько в такой-то день депортировано воров и проституток, а столько – итальянцев.

Воспоминания ссыльных не отличаются от воспоминаний других жертв ГУЛАГа: ужас, голод, холод. После окончания войны и даже после смерти Сталина выжившие стремились вернуться в Керчь, но это было совсем не просто. Согласно официальным формулировкам, конфискованные дома «не подлежали возвращению». До середины 50-х годов итальянцев в Крым вообще не пускали, а выявленным давали 24 часа, чтобы покинуть полуостров. Поэтому люди с фамилиями Еванджелиста и Кроче до сих пор живут в Саратове, на Крайнем Севере, в Узбекистане и Сибири. «Мама с папой познакомились в депортации и в 1953 году вернулись в Керчь, на пустое место, – рассказывает Галина Сколарино. – Жили в сарайчике, неподалеку от родового дома, в который больше не имели права войти. Я смотрю нашу старую домовую книгу – сколько народу через нас прошло! Возвращались родственники и первое время, пока не устроятся заново, перемогались у нас».

Несколько семей не рассеялись, держались друг друга и старались сохранить родовые обычаи. За день до любого праздника в одном из домов собирались итальянские бабушки, садились рядком на грубо сколоченную, но добротную скамью и под старинную песню лепили маленькие клецки. На кухне у каждой уважающей себя синьоры висел кусок сушеной брынзы в полотняном мешке, которую, по старой итальянской традиции, всегда тер мужчина. Рецепты и кулинарные навыки передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке и, как давно замечено культурологами, бережнее всего хранятся народом, даже когда уходят религия и язык. Вспоминает Юлия Бойко (Джаккетти), филолог и переводчик: «Для домашней пасты бабушка Лоретта муку отбирала тщательно: брала из мешка немного на пробу и, если результат радовал, отправляла дедушку с тележкой за целым мешком. Она могла в парке выдернуть какую-то травку и посадить в огороде, чтобы добавлять в салаты – мы ели много разных трав и даже цветов. Когда трудилась в огороде, тихо говорила с растениями, не по-русски. Одна соседка, которую все звали Касьянихой, за все это ославила ее ведьмой и так боялась, что, завидев, начинала шептать «Отче наш». А бабушка заметила и в свою очередь решила, что соседка ее околдовать хочет – и защитилась старым испытанным методом: читала «Падре ностро» и «Сальве Мариа» к ужасу и без того перепуганной женщины. Так и пугали друг друга всю жизнь. В тот день, когда хоронили бабушку, умерла и Касьяниха, вечный мир им обеим».

Что касается религии, итальянцы оставались католиками. Церковь давным-давно была отдана под спортзал, поэтому молитвы читали дома. Только крещения и отпевания проводили в православном храме. Батюшки относились к чужим обрядам с пониманием, хотя и вздрагивали от непривычных имен. Жизнь с записью «итальянец», «итальянка» в паспорте была непростой. В Керчи, в советские 60–70-е, национальность эта была совершенно неуместна. «Еврей», «татарин», «поляк» – власти предержащие хотя бы понимали, о чем речь. Но итальянцы? При чем тут Италия? Советские обыватели увлекались Адриано Челентано и передачами о Сан-Ремо, хохотали над «Невероятными приключениями итальянцев в России» с Мироновым и Евстигнеевым. Но в школе и в отделе кадров керченские итальянцы вызывали, в лучшем случае, замешательство и плохо скрываемое любопытство. Ну и, конечно же, неизбежные «родственники за границей». Поступать в университет не стоило и пытаться, карьеру сделать тоже было невозможно. Не все, пережившие депортацию, были готовы к подобной круговой обороне. Вернувшиеся на пепелище вдовы с детьми, а также те, у кого в ссылке сгинули все родственники, чаще всего предпочитали раствориться в толпе, чтобы выжить. И растворились. Даже сегодня, в 2008 году, к любым расспросам потомки первых генуэзских переселенцев относятся с настороженностью.

– У вас в роду были итальянцы?

– А что?

Если удается завязать разговор, догадка, как правило, подтверждается. «Да, были. Бабушка». «А как звали бабушку?» – «Ноннина». Все правильно. Всех бабушек на свете, в общем, так и зовут, потому что в переводе на русский это округлое, мягкое слово и значит «бабушка».

Итальянцы словно исчез­ли из города. И в 30-е, и в 40-е, и в 50-е годы многие меняли фамилии: переделывали или заимствовали у родственников. Так Джаккетти становились Джакетиными, Пирутти – Пирутиными, Ди Мартино – Мартыновыми. Они хотели только, чтобы их оставили в покое. Малолетний Анатолий (Натале) Ди Мартино вернулся из депортации Анатолием Чернявским. «Правда, подозревали, что мы с мамой на самом деле евреи, – улыбается Анатолий Николаевич, – но это было уже получше». Кто-то вообще предпочел навсегда забыть о своих корнях, кто-то помнил о них – но втайне и молча. Сегодня семьи, отстаивавшие свою национальность и гордившиеся ею, с обидой говорят о тех, кто затаился в лихие времена: «А где вы были, когда мы оставались итальянцами? Ваши родители скрывались, а вы теперь решили объявиться?» При этом спорщики чрезвычайно похожи – и профилем, и темпераментом, да и вообще на деле приходятся друг другу дальними родственниками или свойственниками.

По переписи 1989 года, в Крыму проживало лишь 88 человек, считающих себя итальянцами, подавляющее большинство – в Керчи.

В 1992 году старую католическую церковь решили передать какой-то секте. Эта угроза и объединила керченских итальянцев: чтобы вернуть базилику, нужно было создать пусть маленькую, но общину. Так появилась Ассоциация итальянцев Крыма. Сначала записались 316 человек, потом нашлись другие семьи – в той же Керчи, в Феодосии, в Симферополе. Надо было заявить о себе властям, теперь уже украинским, установить связи с посольством, как-то связаться с родственниками, разбросанными по всему бывшему Советскому Союзу, и с репатриированными в 30-е годы. Оказалось, что сложнее всего добиться статуса депортированного народа. Киевские и местные власти были немало удивлены появлением каких-то итальянцев на своей территории. Сейчас, когда Украина погрязла в политических распрях, проблемы крошечного национального меньшинства национальной окраины не имеют ни малейшего шанса попасть в повестку дня. Поэтому все, чего сегодня добивается Ассоциация, – это разрешение на мемориальную доску в бывшем итальянском квартале. В 2005 году в Милане была установлена скромная стела в память о тех, кто погиб во время депортации, но единственным керченским памятником тех событий остаются воспоминания очевидцев, передающиеся из поколения в поколение.

Прослышав об Ассоциации, в Керчь прибыли первые гости из Италии – журналисты и политологи. Послушав «ленгу», они ничего не поняли и обескураженно воскликнули: «Это же не итальянский язык, а непонятно что!» Наверное, да – огорченно подумали керченские бабушки, наверное, наша «ленга» очень сильно изменилась здесь, в Крыму. Оказалось, это не так. Их язык, точнее, диалект, никогда не походил на литературный; кроме того, он совершенно не развивался и не менялся – словно законсервировался, как обычно бывает в изолированных общинах. Выходит, керченские итальянцы говорят на уникальном диалекте вековой давности. Недоразумение быстро разъяснилось, когда здесь оказались уроженцы тех же мест – они-то узнали считалки, сказки и песенки, которые слышали в детстве.

«Бабушка Лоретта говорила мне: «Ты должна помнить, как тебя зовут. Ты должна помнить свой адрес. И ты должна помнить, кто ты. Ты – итальянка. Только никому этого не говори: могут убить». Юлия Бойко, которую бабушка тайно крестила дома Джулией, хорошо запомнила напутствие. Запомнила, как страшно испугалась бабушка, когда девочка на улице крикнула знакомой женщине «Бон ди!» вместо положенного «Здравствуйте». Юлия также помнит, как обрадовались бабушка и дедушка, когда она стала учить английский в школе: «Ты уже знаешь итальянские буквы? Тогда садись и читай!» – и дали ей письмо от родственников из Триеста. Из чтения ничего не вышло, и дедушка, недовольный, письмо забрал. А внучка выросла и сама выучила итальянский, и когда в 2006 году генуэзский профессор Джулио Виньоли приезжал в Керчь, помогла ему собрать материал по депортации и перевела на русский его заметки. Тонкая книжка «Неизвестная трагедия итальянцев Крыма», изданная на трех языках – итальянском, русском и украинском, – вышла на частные пожертвования в 2007 году. В ней поднимается болезненный вопрос: хотел ли кто-нибудь из современных керченских итальянцев, смог ли бы уехать в Италию? Дело в том, что по законам страны на гражданство может претендовать внук итальянского гражданина при наличии соответствующих документов. Но через депортацию прошли как раз те итальянцы, которые вынужденно перешли в советское гражданство в 1920–1930-е годы. К тому же их предки, откликнувшиеся на приглашение российского правительства, не обязательно были гражданами Италии: многие приехали сюда еще до объединения. В видах на жительство значилось: «пармский подданный», «австрийский подданный», «подданный Королевства обеих Сицилий». Заявления о репатриации подали 47 человек, но уехать смогли только двое.

Мы были в Керчи в конце весны. Распускались цветы, на главной площади вокруг памятника Ленину клали новую мостовую, а в католической церкви шла тихая служба. Что будет дальше? Возродить итальянскую общину вряд ли возможно. Но было бы прекрасно, если бы в Крыму сохранился очаг итальянской культуры. С чего начать? Говорят керченские итальянцы: свозить стариков на родину предков, выписать из Италии настоящего падре, собрать по домам сохранившиеся рецепты и устроить кулинарный практикум. И сделать так, чтобы 7 января к детям прилетала, как и положено, добрая Баба-Яга Бефана и набивала конфетами красные матерчатые чулки. Чтобы жизнь продолжалась.

Ксения Митрохина
Источник

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Демография Керчи.
СообщениеСообщение добавлено...: 11 фев 2016, 13:40 
Не в сети
Фотоманьяк
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2010, 21:06
Сообщений: 19399
Изображения: 3
Откуда: Город Герой Керчь
Благодарил (а): 7126 раз.
Поблагодарили: 11296 раз.
Пункты репутации: 80
Основной состав населения Керчи - русские


Стала известна информация о результатах переписи населения, в том числе в разрезе национального состава. Ее предоставил территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Республике Крым.

Так на территории муниципального образования городской округ Керчь проживают:
- русские - 124580 чел,
- украинцы - 12132 чел,
- крымские татары - 1374 чел,
- татары (казанские, башкирские) - 1097
- армяне - 542 чел,
- болгары - 133 чел,
- немцы - 98 чел,
- греки - 79 чел,
- итальянцы - 43 чел.

Интересно, что в Керчи проживают люди таких экзотических для наших мест национальностей, как даргинцы, индийцы, англичане, нивхи, рутульцы, уйгуры, кумандинцы, хакасы и чукчи.

Также интересна цифра проживающих в Керчи людей: 147 033 человека, из них 67 114 мужчины и 79 919 женщин.

Изображение

Источник

_________________
Изображение Изображение Дзен Rutube YouTube вконтакте



За это сообщение автора Руслан поблагодарили - 2: kalashik, Русская Версия
Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 66


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума
Top.Mail.Ru