Вот оценка Путина западным обозревателем.
Автор биографии Путина: «Хонеккер гордился бы им» ("Die Zeit", Германия)
Почему Владимир Путин, работавший в свое время в Дрездене в качестве сотрудника КГБ, стал испытывать страх перед демократией? На этот вопрос отвечает его биограф Борис Райтшустер (Boris Reitschuster).
Die Zeit: Владимир Путин прожил в Дрездене пять лет – с 1985 года до падения Берлинской стены. Какое влияние оказало на него это время?
Борис Райтшустер: Я знаю людей в Кремле, которые говорят, что Путин не стал бы проводить столь авторитарный курс, если бы у него не было его дрезденского опыта. Это время было чрезвычайно важным для него. Когда сегодня Путин видит, например, демонстрирующих в Киеве людей, в нем просыпается тот страх, который он, судя по всему, впервые испытал в Дрездене. Для того, чтобы понять его, нужно знать того работавшего в Саксонии рядового сотрудника КГБ, каким он был в то время.
- Каким образом он оказался здесь?
- Его направила сюда советская секретная служба. Но я не могу себе представить, что он был в восторге от подобного назначения. Каждый сотрудник КГБ мечтал о том, чтобы его направили на работу на Запад, а если речь шла о ГДР, то тогда, по крайней мере, в Восточный Берлин. В отличие от этого Дрезден не был важным местом работы, и, кроме того, Путин был там всего лишь рядовым сотрудником.
- В чем состояло его задание?
- Когда я познакомился с составленным работниками Штази досье Путина, мне его по-настоящему стало жалко. Судя по всему, это была ужасно скучная работа. Она проходила под девизом: если какой-нибудь незнакомец слишком долго стоит и курит у фонарного столба перед виллой КГБ, то в таком случае Путин в течение нескольких недель должен заниматься выяснением того, кто бы это мог быть.
- Как он общался с местными жителями?
- Путин не был достаточно интегрирован в немецкое общество, и в лучшем случае он время от времени ходил в пивную для того, чтобы выпить там пива. Большого количества знакомых у него не было. Тем не менее он ценил немцев – за их перфекционизм и за их дисциплину. Пешеходные дорожки в городе были чистыми, в магазинах можно было купить фрукты, чего в России не было. Он видел здесь сказочную социалистическую страну с молочными реками и кисельными берегами.
В то время Советскому Союзу стала нравиться демократия, тогда как Путин предпочитал авторитарную ГДР.
- … до 1989 года.
- Именно, поскольку в декабре демонстранты в Дрездене предприняли штурм главного здания Штази в городе. Затем они подошли к резиденции КГБ, где Путин в тот день был дежурным. Когда они начали раскачивать ограждение, Путин отреагировал неуверенно: следует ли ему с помощью оружия отогнать их? Несколько раз он звонил представителям советских военных, но ему все время отвечали: «Москва молчит». Путин мог полагаться только на самого себя, и это оказало на него влияние. Спустя десять лет, будучи уже президентом в Кремле, он рассказывал: в тот день, находясь в ГДР, он понял, от какой болезни страдает советская система – только от паралича власти.
- А не от стремления народа участвовать в принятии решений?
- Видите ли, демократы разрушили его мечту. Поэтому он до сих пор считает, что государство только в том случае может быть сильным, если оно подавляет свое население. Путин создал такую Россию, которая сильно напоминает ГДР, - ГДР плюс капитализм и свобода выезжать за границу. Он создал иллюзию демократии, так же как в свое время Хонеккер: существует различные партии, которые, по сути, состоят в блоке с основной партией. Средства массовой информации подвергаются манипуляции, а правосудие направляется государством. Против отступников применяются старые методы партии СЕПГ. Хонеккер гордился бы им.
- Путина называют «немцем в Кремле».
- Против этого он не возражает. Вероятно, он считает это похвалой.
- Но только вот отношения между Россией и Германией уже в течение многих лет можно назвать переохлажденными.
- Да, и это беспокоит Путина. Однажды в разговоре со мной он с гордостью рассказал о том, что его младшая дочь родилась в Дрездене, и свои первые слова она произнесла по-немецки. Он ценит немцев и не понимает, почему они так холодно с ним обращаются.
- Что же непонятного в том, чтобы уважать права человека?
- Путин считает аргумент относительно прав человека предлогом. Он полагает, что демократия везде является наигранной. А Запад просто играет лучше, чем Россия.
- Федеральный президент Гаук (Gauck) не поедет на Олимпиаду в Сочи. Это раздражает Путина?
- Это его гложет. Как же Путин хочет быть признанным на Западе! Именно восточные немцы перечеркнули его планы. Поскольку они видели его насквозь. Они прекрасно понимали, что он публично расхваливает демократию, а втайне ее ненавидит. Меркель знает эту стратегию еще со времен ГДР. И Гаук тоже.
- Тогда как о Шредере этого, наверное, сказать нельзя, и он, как известно, назвал Путина демократом чистой воды.
- В Кремле я слышал шутку о том, что Путин в течение всей своей жизни учился вербовать своих пособников, а Шредер в этом отношении является его шедевром.
- Путин пригласил в Россию пекаря из Саксонии. Таким образом с помощью фабрики по приготовлению рождественских кексов он вернул часть своего дрезденского опыта. Это для него характерно?
- Абсолютно, Путин – это паша. Если ему что-то нравится, он сразу же хочет это импортировать. Однако он не понимает, что экономика только в том случае может успешно функционировать, если люди свободны.
Борис Райтшустер, 42 года, автор нескольких книг о современной России, в 2004 году он опубликовал биографию под названием «Владимир Путин. Куда ведет он Россию» (Wladimir Putin. Wohin steuert er Russland? (Rowohlt). С 1999 года по 2012 год он работал в Москве корреспондентом журнала Focus.
Оригинал публикации: «Honecker wäre stolz auf ihn»
Опубликовано: 23/12/2013 14:17
Читать далее:
http://inosmi.ru/world/20131226/2160376 ... z2pE10JNbN