Форум "В Керчи"

Всё о городе-герое Керчи.
Текущее время: 21 ноя 2024, 11:50
Керчь


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 04 май 2016, 14:23 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2013, 10:52
Сообщений: 3883
Благодарил (а): 1727 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.
Пункты репутации: 72
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»

(Из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев»)



Умер близкий. Прошли похороны, поминки… И вот родственники и друзья, которые поддерживали и помогали все это время, постепенно возвращаются к обычной жизни, к своим делам. Внимания и заботы к Вам с их стороны становится все меньше…

А Вы? Вы по-прежнему несете тяжесть утраты, горюете, и не понимаете, как они могут жить дальше, когда случилось такое несчастье. Вам не хватает ушедшего от Вас близкого человека, и кажется, что никогда не кончится это страшное горе, а дефицит внимания и заботы усугубляют Ваши переживания.

Как жить дальше? Как приспособиться к новой ситуации? Как адаптироваться к состоянию утраты?

Если Вы уже начали задавать себе эти вопросы, значит, Вы понимаете, что нужно что-то менять в своем отношении к жизни с утратой, что необходимо приспосабливаться в новой для Вас социальной и эмоциональной ситуации жизненной потери.

И вот теперь для Вас становится актуальным эпиграф к этой статье. В данном контексте эта фраза не означает, что Вы должны «сами вытащить себя из воды» – забыть умершего, делать вид, что ничего не произошло. Наоборот, Вы должны «научиться плавать» и уметь принимать «меры предосторожности на воде», т.е. сделать все, чтобы с наименьшими телесными и эмоциональными нарушениями прожить свою ситуацию горя.

Универсальных рецептов для этого нет, у каждого своё, уникальное горе и своя, уникальная ситуация в семье и в обществе.

Тем не менее я постараюсь дать несколько советов, которые, надеюсь, помогут в какие-то моменты этого нелегкого жизненного периода.

Постарайтесь осознать, в каких жизненных аспектах Вы стали наиболее уязвимы – бытовая ли это сфера, эмоциональная, возможно, профессиональная? Когда Вы поймете, где «пробита самая большая дыра», будет легче ее заделывать. И, как маленький ребенок постепенно учится ходить, старайтесь постепенно учиться самостоятельно получать то, что раньше Вы получали с помощью умершего.

Это могут быть чисто бытовые навыки. Например, женщина, потерявшая супруга, который все делал по дому, может научиться что-то делать сама, а может найти службу быта, которая поможет поддерживать комфорт дома на привычном уровне. Мужчина, потерявший жену, может изучить инструкции к бытовой технике (стиральная машина, современная интеллектуальная плита, микроволновая печь) и обеспечить себе прежний уровень быта. Кому-то придется научится готовить еду. Кому-то — учиться принимать решения. Это особенно нелегко, если раньше умерший почти все решал за Вас. Помните, что не нужно стремиться принимать решение мгновенно. Не стесняйтесь советоваться с авторитетными в данном вопросе людьми, возможно, нужна будет помощь специалиста в той или иной сфере. В первое время после смерти близкого старайтесь вообще отложить решение глобальных вопросов (покупки/продажи недвижимости, переездов и т.п.) на какое-то время.

Сложнее с эмоциональными брешами. Эмоциональная сфера – это первое, что нуждается в регуляции.

Не слушайте тех, кто советует «крепиться, держаться, мужаться…». Не копите слезы. Если хочется плакать – плачьте, если чувствуете печаль – печальтесь. И не испытывайте за это чувство вины перед Вашим окружением. Слезы – нормальная физиологическая реакция на боль, в данном случае на душевную боль. Слезы – это эмоциональная разрядка. После плача человек может чувствовать себя обессиленным, разбитым и опустошенным, но ему становится легче. Помните, что Вы имеете право на выражение своих чувств. И Вам не нужно оправдываться перед окружающими. Только маленьким детям Вы должны объяснить, что Ваши эмоции вызваны не их поведением, а горем по умершему. Взрослые, как правило, это и так понимают. Если Вы сдерживаете слезы, ребенок может попытаться копировать Ваше поведение, не понимая его причин, и впоследствии будет сдерживать любые свои эмоции. Точно так же как и себе, позвольте ребенку плакать по умершему, если он этого хочет. Утешайте его, говорите с ним, помогите ему прожить эти эмоции.

Подумайте, с кем Вы можете говорить о покинувшем Вас человеке. Если в Вашем окружении такого человека нет – используйте современные возможности психологической поддержки – сайт memoriam.ru, телефоны доверия, службы психологической помощи. Главное – говорить. О потере, об одиночестве, о чувствах, о страхах… Не стесняйтесь показаться слабым человеком, горе всех на какое-то время превращает в маленьких беспомощных детей. Говорите об умершем с Богом. Заупокойная молитва – это Ваша реальная помощь и душе ушедшего.

Но не пытайтесь разговаривать с умершим, физически его рядом уже нет. Не обращайтесь к оккультизму, не слушайте всех, кто попытается рассказывать Вам о суевериях, приметах и прочем. Если Вы человек верующий, Вы и так знаете, что произошло (см. разделы «Жизнь после смерти есть!» и «Как живет душа после смерти» ). Если Вы не верите в Бога, то смерть для Вас – конец физического существования, то тем более нет смысла совершать суеверные ритуалы.

Многим помогает смягчить острые эмоции ведение дневника. Пишите о своих мыслях, чувствах, о своей боли утраты. Возьмите за правило через некоторое время перечитывать написанное, а потом попробуйте проанализировать, что изменилось за этот промежуток времени? Какие чувства стали острее, какие, наоборот, ушли? Чему Вы научились? Подобный самоанализ раскроет Вам Ваши слабые и сильные стороны. Опирайтесь в дальнейшем на то, в чем Вы сильны, ищите источники поддержки в тех аспектах, где Вы не уверены в себе.

Другой способ – написать письмо умершему. Даже если смерть не была скоропостижной, всегда остается много невысказанного, недоговоренного. Пишите. Это необходимо Вам, не ему. Если Вы не досказали что-то важное, у Вас есть возможность сказать это сейчас. Используйте её. Не бойтесь показаться смешным из-за того, что письмо некуда отправить, Вы можете его просто сжечь. Важно, что письмо поможет Вам освободиться от груза недоговоренностей, который несете, доверив его бумаге.

Если Вы не любите писать, а эмоции и воспоминания переполняют – попробуйте такой способ. Поставьте рядом две банки. Приготовьте некоторое количество маленьких разноцветных шариков и небольшие листочки бумаги. Когда Вы будете вспоминать об умершем доброе и хорошее – опускайте один шарик в банку. Это будет банка Вашей памяти. Если Вы вспомните какой-то безрадостный случай, обиду, ссору – напишите на листочке – что Вы вспомнили, буквально одно-два слова, сверните листок в шарик и опустите в другую банку. Это будет банка Ваших обид. Как долго Вы будете это делать – зависит от Вас. Когда Вы поймете, что большинство теплых и добрых воспоминаний уже «лежат» в банке памяти – закройте ее и поставьте, куда считаете нужным. Все светлые воспоминания теперь у Вас перед глазами. Посмотрите, как их много. Когда новых обид вспоминаться не будет – выберите день (возможно это будет какая-то дата, связанная с усопшим) и сожгите бумажные шарики — свои обиды.

Отдельного рассмотрения заслуживает чувство вины перед умершим. Этой теме посвящен большой раздел на сайте. Поскольку объем материала достаточно велик, приводить его здесь затруднительно, предлагаю воспользоваться размещенными на сайте статьями. Главное — не позволяйте себе культивировать чувство вины, оно действует разрушающе.

Другое сильное чувство, которое может сопровождать потерю – страх. Ночью или днем, в одиночестве или в толпе, страх наступает неожиданно и буквально парализует Вас. Что делать в такой ситуации?

Важно понимать, что Ваш страх — это не страх взрослого человека в реальной опасной ситуации, а, скорее, «детская» реакция на неизвестность, окружающую Вас после кончины близкого.

Предлагаю небольшое упражнение, чтобы вернуть себе «взрослое» состояние, остаться «здесь и сейчас», в реальности.

Когда Вы почувствуете страх — сначала оглянитесь вокруг, если непосредственной угрозы Вашей жизни и здоровью на самом деле нет, выделите 5 цветов предметов которые Вас окружают. Какого цвета потолок? Пол? Кресло? Занавески? Ваша одежда? (Смотрите на любые предметы, но цвет Вы должны не просто «узнать», мазнув по нему глазами, а идентифицировать, возможно, назвать вслух). Если страх подкрался ночью, не придумывайте, что потолок белый (это не Ваше ощущение «здесь и сейчас», это знание), ночью он выглядит серым, как и все остальные вещи, поэтому либо включите свет, либо различайте интенсивность оттенков серого в окружающих Вас вещах.

Теперь звуки. 5 звуков — часы, птица, машина за окном, телевизор…. все что угодно, но звуков тоже должно быть 5. В ночной тишине это может быть звук Вашего дыхания, стук сердца, шуршание одеяла, ветер в листве за окном, шум воды в трубах… Слушайте внимательно, каждый звук тоже нужно различить и назвать.

Затем прислушайтесь к ощущению собственного тела. Ваши руки — где они, теплые или холодные, сухие или мокрые от пота? Ноги — то же самое. Затылок и область шеи. Спина. Область живота и пах. Почувствуйте все эти части Вашего тела. Внимательно, медленно. Затем снова оглянитесь вокруг.

Для слабовидящих и слабослышащих людей различение цвета или звука можно заменить на тактильные ощущения предметов. Потрогайте то, что рядом с Вами. Выделите 5 различных ощущений – шерсть ковра, прохладное дерево мебели, мягкая обивка кресла, бумажные обои… Попробуйте различить едва уловимые запахи, издаваемые этими предметами.

Обычно это упражнение возвращает ощущение реальности при иррациональных страхах.

Будьте естественны в горе. Не позволяйте окружающим навязывать Вам определенные модели поведения. В то же время не отказывайтесь от помощи близких, если она Вам помогает. Доверяйте родным, и одновременно слушайте себя.

Наберитесь терпения. Никто не может сказать, сколь долго Вы будете переживать боль утраты. Горе подобно прибою – то отступит, то нахлынет с новой силой. Особенно тяжело переживаются праздники и семейные даты. Много лет боль утраты может появляться день рождения умершего, в годовщину смерти, в Новый год или Рождество. Не прячьтесь от своих чувств. Дайте волю воспоминаниям, закажите панихиду в храме, помолитесь дома, посетите кладбище. Даже в ситуации, если умер один из супругов, и у другого новая семья – не стесняйтесь этого. Умерший – часть Вашей жизни. Любящий Вас человек должен понимать и уважать Ваши чувства. Это не измена, это дань памяти.

Теперь немного о физиологических аспектах переживания горя. Сегодня все знают о связи эмоциональной и соматической (телесной) сторон. Глубокое переживание горя может вызвать болезни тела. Горе проявляется во внешнем виде человека. Горюющий мышечно зажат, напряжен, не может расслабиться. Подобное напряжение может вызвать расстройство сна, что, в свою очередь, приводит к нарушениям дыхания, скачкам давления, сердечным заболеваниям. Если Вы чувствуете мышечные зажимы, попросите кого-то сделать Вам массаж (обычно в первую очередь страдает воротниковая зона), или обратитесь к массажисту. Возможно, кому-то поможет отдых под звуки природы (скачать некоторые из них в формате mp3 Вы можете здесь: Бархатный закат, Дельфины и море, Экзотический остров, Дыхание моря, Летняя гроза, Озеро полярных гагар, Птицы — Хор рассвета, Соловьи, Таинственный лес, Водопад, Золотой пруд). Будьте внимательны к своему состоянию во время прослушивания, если вместо расслабления Вы почувствуете, что наоборот, горе «накатывает», или звуки пробудили в Вас тягостные воспоминания – немедленно прекратите прослушивание. Если раньше Вы имели опыт работы по релаксации тела, то можно вернуться к нему сейчас, если нет – лучше не начинать без помощи специалиста.

Не игнорируйте потребности своего организма. Постарайтесь, по возможности, соблюдать привычный распорядок дня. Не пропускайте приемы пищи, даже если «не лезет» — небольшая порция еды поможет Вам поддержать себя. Нужно совсем немного, хотя бы яблоко, стакан кефира или молока. Не бросайтесь в другую крайность – «не заедайте» горе. Если приступы голода неудержимы, попробуйте понять – Вы действительно хотите есть, или просто нуждаетесь в утешении таким способом, как в детстве: «Не плачь, держи конфетку»? Если это так, дело в отсутствии эмоциональной поддержки, ищите ее у близких, друзей, или у специалистов, а не в лишнем весе.

Вторая жизненно важная потребность, которую необходимо удовлетворить – потребность в сне. Принимайте перед сном прохладный душ, не смотрите телевизор, попробуйте максимально расслабиться в постели. Если не получается самостоятельно наладить нормальный сон – обратитесь к врачу за медикаментозной поддержкой. Но помните, что лекарства облегчают Ваше состояние, но не устраняют причину. Поэтому Вы как бы «замораживаете» себя в состоянии горя, продлевая период горевания. И, конечно, не стоит искать утешения в алкоголе.

Еще один важный аспект – темп Вашей жизни. Не исключено, что в период переживания горя Вы не сможете выполнять все те функции, с которыми легко справлялись раньше. Ничего страшного. Если есть возможность переложить их на кого-то – сделайте это. Позвольте себе уменьшить нагрузки, помните, что стресс, который Вы переживаете, негативно сказывается на всех сферах Вашей жизни. Больше отдыхайте. Оцените, какой отдых для Вас лучше – активный или пассивный? Не бойтесь проявить слабость и не чувствуйте вину за это, когда Вы сможете – Вы вернетесь к привычному ритму жизни. А сейчас просто поберегите себя.

Время проходит, и то, что вчера казалось непреодолимым, преодолевается. Эмоции, которые не давали дышать, ослабевают, сменяются другими. Чувство утраты не проходит, Вам всегда будет не хватать умершего человека, просто острая боль сменится печалью и грустными воспоминаниями, а потом эти воспоминания станут светлыми. Значит, Вы пережили самый сложный период.

Пережить горе – не означает забыть. Пережить – значит научиться полноценно жить после потери.

© Memoriam.ru
АВТОР СТАТЬИ
Фураева Светлана Сергеевна
психолог


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 04 май 2016, 14:33 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2013, 10:52
Сообщений: 3883
Благодарил (а): 1727 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.
Пункты репутации: 72
Старинная пословица гласит, что разделенная радость – это двойная радость, а разделенное горе – это полгоря. Психолог Православного центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на бывш. Семеновском кладбище Светлана Фураева рассказывает, как помочь горюющему человеку разделить его горе.
Столкнувшись с чужим горем, многие хотят не просто выразить соболезнование, а сделать что-либо, чтобы помочь горюющему, и очень часто наталкиваются на отказ от помощи. Почему так происходит?
Дело в том, что у желающего помочь человека, не всегда получается «с ходу» определить, что именно необходимо сейчас горюющему. Поэтому выбранные стратегии поведения зачастую оказываются неэффективными. Вместо осознания, что смог оказаться полезным – обида, что «я со всей душой… а он (она) неблагодарный…»

И как же быть в такой ситуации?

В первую очередь – проявить чуткость. Помощь принимается лишь тогда, когда она совпадает с потребностями нуждающегося в ней человека. Поэтому необходимо оценить состояние горюющего, постараться понять, что ему нужно сейчас больше всего – покой, разговор, практическая помощь по хозяйству, просто посидеть рядом и помолчать или помочь дать выход слезам. Для лучшего понимания, что происходит с горюющим, рассмотрим, как выглядит процесс горевания во времени.

Первый этап – шок и отрицание потери. Даже если умерший долго болел, и прогноз врачей был неутешительным, сообщение о смерти является неожиданным для большинства людей. В состоянии шока человек как будто оглушен известием, действует «на автомате», потерян полноценный контакт и с самим собой и с окружающим миром. Люди, пережившие это состояние, описывают его как «это было как будто во сне», «это было как будто не со мной», «я ничего не чувствовал», «я не верил в произошедшее, это неправда». Такая реакция вызвана глубочайшим потрясением от известия, и психика включает своеобразный механизм торможения, защищая человека от сильной душевной боли.

Второй этап – гнев и обида. Горюющий снова и снова «прокручивает» в голове ситуацию, и чем больше он думает о своей беде, тем больше вопросов у него возникает. Потеря принята и осознана, но человек не может с ней смириться. Ведется поиск причин случившегося и альтернативных вариантов действия. Обида и гнев могут быть направлены на себя, судьбу, Бога, врачей, родственников, друзей. Решение, «кто виноват» при этом является не рациональным, а, скорее, эмоциональным, что может привести к взаимным обидам в семье.

Следующий этап – чувство вины и появление навязчивых мыслей. Горюющий начинает думать, что если бы он по-другому относился к умершему, действовал, думал, говорил, то смерть можно было бы предотвратить. Ситуация неоднократно проигрывается в различных вариантах. Это очень деструктивные чувства, которые, безусловно, необходимо преодолевать.

Четвертый этап – страдание и депрессия. Душевное страдание сопровождает все предыдущие стадии горевания, но на этом этапе оно достигает пика, затмевая собой все остальные чувства. Горе, подобно волнам, то нахлынет, то немного отступит. А в этот период человек испытывает максимальную душевную боль, это «девятый вал» горя. Этот период люди переживают очень по-разному. Кто-то становится очень чувствительным и много плачет, кто-то, наоборот, старается не проявлять эмоции и замыкается в себе. Появляются признаки депрессии – апатия, подавленность, чувство безнадежности, человек чувствует себя беспомощным, смысл жизни без умершего потерян. На этом этапе могут обостриться хронические заболевания, поскольку человек перестает заботиться о своих потребностях. Возникают нарушения сна и бодрствования, отсутствие аппетита, или неумеренное потребление пищи. На этом этапе некоторые горюющие начинают злоупотреблять алкоголем или лекарственными препаратами.

К счастью, этот период приходит к концу, и наступает следующий – принятие и реорганизация. Происходит эмоциональное принятие потери, человек начинает налаживать свою жизнь в настоящем. На этом этапе жизнь (уже без умершего) вновь обретает ценность. Планы на будущее перестраиваются, умерший в них перестает фигурировать, появляются новые цели. Это совсем не означает, что умерший забыт. Наоборот, воспоминания о нем не оставляют горюющего, просто сменяется их эмоциональная окраска. Умерший по-прежнему занимает свое место в сердце, но воспоминания о нем приводят не к страданию, а сопровождаются печалью или грустью. Часто человек черпает поддержку в воспоминаниях об ушедшем.

А как долго длятся эти периоды? И можно ли помочь горюющему преодолеть их быстрее?

Длительность горевания очень индивидуальна. Процесс горевания не линеен, человек может возвращаться на какой-то этап и еще раз проживать его. А вот торопить горюющего не нужно. Мы ведь не заставляем новорожденного ходить, а первоклассника решать задачи квантовой физики. В переживании горя важнее не его длительность, а прогресс, который происходит у горюющего. Я специально уделила время рассмотрению этапов горя, чтобы показать, что все чувства и реакции на утрату, проживаемые горюющим — нормальны. Принятие этих чувств, понимание их и поддержка горюющего на каждом этапе – это та самая помощь, которая и поможет преодолеть горе. Очень важно обратится к специалистам, если человек «застрял» на каком-то этапе и нет положительной динамики.

А чего не стоит делать, чтобы не натолкнуться на отказ от помощи?

Одна из самых распространенных ошибок, которые совершают близкие – это отстраненность от сопереживания. Проявляться это может в самых разных реакциях – от нежелания говорить об умершем до советов «крепиться и держаться». Связано это, как правило, не с душевной черствостью близких, а с проявлением психологической защиты. Ведь чужие эмоции отражаются на состоянии человека, к тому же, близкие тоже горюют по умершему, они также уязвимы в этот момент.

Негативно влияют на горюющих фразы типа «ему там лучше», «ну, вот и отмучился», если человек долго и тяжело болел «теперь и тебе легче станет, ухаживать не надо».

Еще одна распространенная ошибка – обесценивать горечь утраты, сравнивая с потерями других людей. «Бабушке 80 было, пожила вдоволь, а вот у моего соседа дочь в 25 умерла…» и т.п. Горе – оно индивидуально, и определять ценность потери сравнением никак нельзя.

При сильно выраженных эмоциях не нужно говорить с горюющим о том, что чувствуют другие по этому поводу. Это также относится к индивидуальным особенностям проживания горя.

Не стоит говорить с горюющим о будущем, ведь горюет он здесь и сейчас. Тем более, не стоит рисовать светлое будущее, когда человек переживает сильные эмоции. «Ты еще молода, замуж выйдешь», «заведёте другого ребенка, у вас все впереди». Такие «утешения» могут спровоцировать вспышку гнева и серьезно испортить отношения.

Так что же необходимо делать, чтобы поддержать человека в горе?

Во-первых, нужно настроить себя. Мы говорили о необходимости проявить чуткость к горюющему. Это очень важно. Помощь всегда объектна, то есть направлена на кого-то. Несовпадение потребностей горюющего и понимания помогающего, что правильно, а что нет, как правило, осложняет ситуацию. Поэтому нужно быть интуитивным, хорошо чувствовать, что может быть полезным. Тогда происходит психологическая подстройка, начинается сопереживание. Естественно, что интуитивное чувствование не должно мешать трезвомыслию и логике, которые особенно важны в кризисных ситуациях.

Во-вторых, помощь нужно предложить. Возможно, человек в данный момент не хочет принимать помощь ни от кого, или хочет, чтобы его поддерживал другой человек. Возможно, он просто переживает шок и не способен сейчас оценивать ситуацию. Поэтому предложение помощи должно быть конкретным. Вместо «Чем я могу помочь тебе?», следует спросить: «Тебе нужны продукты?», «Хочешь, я посижу с детьми?», «Может, остаться с тобой ночью?». Замечу также, что в России до 90-х годов принципы воспитания девочек были основаны на формировании стиля поведения «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». И сейчас эти женщины не способны принимать помощь не потому, что не нуждаются в ней, а потому, что они просто не понимают и не умеют этого, да и само слово «помощь», направленное на них, может являться психологическим табу. Если говорить просто «давай помогу» — это вызовет непонимание. А вот конкретное действие, которое помогающий готов сделать, может обойти этот стереотип силы.

Кроме того, предложение помощи должно быть реальным. Предлагайте то, что действительно можете сделать. Часто бывает, что горюющий отказывается от всего, только бы «вернуть все назад», а это единственное, что сделать невозможно. Не стоит идти на поводу у горюющего, обращаясь к оккультизму и спиритизму. Это принесет только вред, затягивая душу горюющего человека в омут, продлит период горевания, теша иллюзорными, несбыточными надеждами.

Желательно не оставлять горюющего одного, быть с ним. Если это невозможно, нужно постараться организовать «удаленное присутствие» с помощью современных средств связи. Лучше, если это будет живой разговор. В разговоре нужно стараться избегать общих вопросов «как дела?», «как ты?», заменив их конкретными «ты сегодня смог (смогла) заснуть?», «что ты ел?», «ты плакала сегодня?» и т.п. Это поможет выявить те проблемы, с которыми сейчас сталкивается горюющий человек и помочь справиться с ними.

Очень важно заставить себя слушать горюющего. Не только то, что хочется услышать, а все, что будет говорить переживающий горе человек. А говорить горюющим нужно много. Проговаривая свои мысли и чувства, они проживают свое горе, потихонечку освобождаясь от страданий. Иногда не обязательно отвечать, особенно, если не знаете, что сказать. Главное – быть искренним. Не создавайте запретных тем, дайте возможность сказать все, что на душе.

Искренность в отношении горюющего человека помогает принять его и его горе. Безоговорочно, таким, каков сейчас есть человек — слабый, уязвимый, несчастный, некрасивый от переживаний. Целиком и полностью. Не нужно заставлять его быть сильным, сдерживать слезы, пытаться развеселить. Человек должен знать и чувствовать, что он дорог своим близким и в таком состоянии, что ему позволительно горевать и быть слабым.

Нужно быть терпеливым. Некоторые эмоциональные всплески горюющего могут быть направлены на окружающих его людей, возможно проявление гнева, раздражения по отношению к живым. Такое поведение является проявлением бессилия изменить ситуацию. Нужно с пониманием относиться к этому. И, как мы уже говорили, у горя нет временных границ. Нельзя «подгонять» горюющих, ограничивать их траур каким-то сроком. Важнее понимать, есть прогресс, или нет.

Для горюющих важно, когда их воспоминания об умершем поддерживаются и поощряются. На это нужно время и терпение, ведь воспоминания будут прокручиваться много раз, и все про то же, вызывая новые приступы слез и горя. Но воспоминания необходимы, они помогают принятию ситуации. Неоднократно воспроизведенные воспоминания становятся все менее болезненными, человек начинает черпать в них силы для проживания сегодняшнего дня.

Необходимо помочь горюющему приспособиться к новой социально-бытовой ситуации. Не выполнять за него функции, которые раньше выполнял умерший, а именно помочь научиться действовать самостоятельно. Иначе, когда вы по какой-то причине не сможете помочь сделать что-то, горюющий снова почувствует себя несчастным, брошенным, оставленным, возможен новый виток горя.

Желательно постараться заранее подготовиться к знаковым для горюющего датам. Праздники, годовщины – все это вызывает новые эмоции горя, потому что теперь они проходят по-другому, уже без умершего. Возможно, уже только мысли о предстоящей дате повергнут переживающего горе человека в отчаянье. Лучше, если в эти дни с горюющим кто-то будет.

И, конечно, нужно следить за собственным здоровьем, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Ведь иначе человек не сможет полноценно помочь другому. В болезни или в периоды переутомления мы становимся более восприимчивыми, раздражительными, и можем случайно ранить и без того несчастного человека. Если возникло понимание, что сейчас не хватает ресурсов на поддержку другого, не нужно избегать его, лучше откровенно, но деликатно, объяснить, что сейчас нет возможности поддержать разговор или приехать. Чтобы горюющий не чувствовал себя брошенным и обиженным, нужно пообещать ему встречу или телефонный звонок, когда будут силы и здоровье. И обязательно сдержать это обещание.

Очень сильным ресурсом в преодолении горя является духовная помощь близких людей. Под этими словами давайте понимать не выполнение всего вышесказанного, а заботу о душах умершего и оставшихся. Если в семье есть человек верующий, он может объяснить, что соблюдение конфессиональных ритуалов – не просто дань традициям, а конкретная забота об умершем.

Вера – великая сила на пути преодоления скорби. Верующий человек легче преодолевает горе, поскольку его «картина мира» не заканчивается смертью. Во всех религиях молитвы за умерших и дела милосердия считаются благом как для того, кто ушел, так и для того, кто делает это здесь. Если же семья не религиозная, надо обратиться к служителям той религиозной конфессии, которая традиционна для данной национальности. Ему нужно задать все вопросы, которые накопились у горюющих, а также выяснить, что может помочь душе ушедшего человека. Начав с исполнения обрядов, горюющий постепенно может прийти к пониманию таинства жизни и смерти, и это, по опыту, помогает справиться с кризисом переживания горя. Такая забота об ушедшем, да еще, если к ней добавляется помощь тем, кто сейчас слабее (пусть даже это всего лишь милостыня нищему), укрепляет горюющего человека, дает ему силы жить дальше, меняет качество его жизни.

И на прощание хочу сказать следующее. Можно бесконечно давать советы о том, что правильно и что неправильно. Но единственно верную линию поведения с горюющим подскажет только открытое сердце и искреннее желание быть полезным. Желаю всем, кто сейчас старается помочь своим близким, сил и терпения. Их понадобится много, но результат стоит потраченных усилий.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 05 май 2016, 09:32 
Не в сети
Хранитель Форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2010, 17:53
Сообщений: 10585
Откуда: КЕРЧЬ
Благодарил (а): 2473 раз.
Поблагодарили: 8284 раз.
Пункты репутации: 146
Прочитала - зацепило.

Когда я умру, я не сгину, как искра во тьме.
Когда я умру, я очнусь на высоком холме.
Там, где не бывает ни горестно, ни одиноко,
Очнусь от того, что большая собака лизнёт меня в щёку.

И я потянусь, просыпаясь, и на ноги встану,
И вдаль посмотрю сквозь жемчужные нити тумана.
Умытым глазам не помеха рассветная дымка -
Свой путь разгляжу до конца, до заветной заимки.

Тропой через лес, где тяжёлые ветви - как полог,
Где голову гладят зелёные лапища ёлок,
А если решу отдохнуть на пеньке у дорожки,
Тотчас на колени запрыгнут пушистые кошки,

И там, где траву водяную течение клонит,
Без страха ко мне подойдут любопытные кони...
Чего им бояться - созданиям доброго мира,
Где только сухие поленья и рубит секира?

И вот наконец сквозь прогалину леса - увижу
Дым очагов и дерновые низкие крыши:
Там встретить готовы меня без большой укоризны
Все те, кто был много любим в завершившейся жизни,

Готовы принять и судить не особенно строго
Все те, кто меня обогнал на небесных дорогах.
Обиды и гнева не будет во взглядах знакомых...
И я улыбнусь. И почувствую сердцем: Я дома.

_________________
Какой-нибудь предок мой был — скрипач,
Наездник и вор при этом.
Не потому ли мой нрав бродяч
И волосы пахнут ветром!



За это сообщение автора РЫЖАЯ поблагодарил: Гюль
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 05 май 2016, 12:49 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 дек 2014, 01:44
Сообщений: 1274
Откуда: Керчь
Благодарил (а): 4184 раз.
Поблагодарили: 933 раз.
Пункты репутации: 22
по теме

* * *

Ты явилась опять меня мучить…
Я страдаю. Ты этим довольна?
Я страдаю тобой, как падучей.
Это – тяжко. Мне больно… Мне больно!

Полонила, пленила все думы…
Мысли… голову – как пожелаешь!
Ты явилась… врываешься с шумом,
Словно тихие воды взрываешь.

Вырываешь из памяти… часа…
Из забвенья… из Вечности самой
Пепеляще-палящий ужасно
Призрак, что навсегда уже канул

И не должен вернуться… явиться…
Возвратиться… воскреснуть из Леты…
А ведь был он – как Синяя птица,
Нежный – словно поэзия Фета…

А ведь был он – не призраком – чудом…
Сказкой… эпосом… былью… легендой…
Я таким его помнить и буду…
Я всегда его помню – не предал…

Но, когда ты влетаешь каскадом,
Навсегда молодая – невольно
Мнится мне: ты – живая… Не надо!…
Я страдаю!… Мне больно… Мне больно!…

_________________
Изображение



За это сообщение автора Диогения поблагодарил: Гюль
Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 05 май 2016, 20:51 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2013, 10:52
Сообщений: 3883
Благодарил (а): 1727 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.
Пункты репутации: 72
а я вот это сейчас читаю

Ты меня растила с колыбели, Берегла, родная, от беды... Замели твои следы метели, Заросли травой твои следы; Только ты со мной всегда незримо, Часто вижу я тебя во сне... Говорят, что нет незаменимых, Только маму кто заменит мне? Шар земной вращается по кругу, То закат пылает, то рассвет... Почему-то писем нет от друга, И звонков от друга тоже нет? Ну, а мне порой необходимо Разделить с ним радости и грусть. Говорят, что нет незаменимых, С этим — никогда не соглашусь! Огонек в твоем окошке светит, Ждет меня всегда родной порог. Если б я любимую не встретил, Был бы я на свете одинок. Если бы прошел случайно мимо, Если б не заметил этот взгляд... Говорят, что нет незаменимых, Это, не подумав, говорят!

и вот это
Чорнобривців насіяла мати
У моїм світанковім краю.
Та й навчила веснянки співати
Про квітучу надію свою.

Приспів:
Як на ті чорнобривці погляну,
Бачу матір стареньку,
Бачу руки твої, моя мамо,
Твою ласку я чую, рідненька.

Я розлуки і зустрічі знаю –
Бачив я у чужій стороні
Чорнобривці із рідного краю,
Що насіяла ти навесні.

Приспів.

Прилітають до нашого поля
Із далеких країв журавлі,
Розквітають і квіти і доля
На моїй українській землі.

п.с....так странно...мамы уже нет, а цветы ее -есть...сестра с папой говорят, такие же, как и в прошлом году...
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 05 май 2016, 21:35 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2013, 10:52
Сообщений: 3883
Благодарил (а): 1727 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.
Пункты репутации: 72
Овсяник Людмила Михайловна
Психолог Минск

Переживания горя - это длительный процесс и он очень постепенно выводить человека на активный жизненный уровень.Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни.
Работа "печали" состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но утраченного на всегда человека.
Психологическое переживание проходит через 4 этапа горевания:
Шок и оцепенение - до девяти дней.
Отрицание - до сорока дней.
Принятие потери, проживание боли - до полугода.
Облегчение боли - до года.
В этот период кажется, что человек научился управлять своим горем. Мягкое повторение всех этапов продолжается весь второй год.
В первую годовщину происходит всплеск горя. Однако человек уже умеет им управлять, поэтому все чувства не так обострены. В середине второго года возможен последний всплеск чувства вины. Если горевание психологически проходит нормально, то к концу второго года оно полностью завершается. Это значит, что живые теперь умеют жить без него и могут вспоминать о нем светло.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 05 май 2016, 21:38 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2013, 10:52
Сообщений: 3883
Благодарил (а): 1727 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.
Пункты репутации: 72
ДАНИЛКИНЫ ЖЕМЧУЖИНКИ

У пятилетнего Данилки случилась самая большая беда, какая только может случиться мальчика или девочки, — у него умерла мама. Болела, болела и умерла. Сначала Данилка ходил как пришибленный: он как-то понять не мог, что же такое случилось с его мочкой, почему ее больше нет ни дома, ни больнице, ни на улице возле дома? Он все вглядывался и прислушивался, и никак не мог поверить в то, что это его настоящая мама лежала в том длинном коричневом ящике с оборочками, который чужие дяденьки накрыли крышкой, заколотили гвоздями, а потом зарыли в землю. Он чувствовал, что это не так, что это неправда, но спорить со взрослыми он не умел и не хотел — не до того было Данилке. Он просто сидел часами на одном месте и все ждал и ждал, что его позовут и повезут к маме в больницу. Или она сама появится, подойдет к нему, сядет рядом, обнимет его и скажет:

— Данилка, это же неправда! Я не умерла!

Но мама все не приходила и не приходила.

Иногда он начинал плакать, но тут кто-нибудь из взрослых, даже папа, говорил ему:

— Не плачь, Данила, будь мужчиной! Слезами горю не поможешь!

Данилка и сам изо всех сил крепился и не плакал. А для этого лучше всего было сидеть на одном месте, смотреть в одну точку и стараться ни о чем не вспоминать и даже ни о чем не думать. А это было неправильно! Но некому было объяснить бедному Данилке, что он делает не так и почему это неправильно.

И вот тогда, видя эту беду, решил Данилкин Ангел Хранитель, что пора ему вмешаться. Взял он и приснился как-то ночью Данилке. Встал перед ним — лицо светлое, крылья белые, стихарь — это форма такая ангельская — переливается всеми цветами радуги.

— Здравствуй, Даниил! — говорит во сне Ангел Хранитель Данилке. «Даниил» — это было Данилкино полное имя, данное ему при Крещении.

Здравствуйте, — отвечает, тоже во сне и вежливо, как его мама с папой учили, Данилка. — А вы кто?

— Я твой Ангел Хранитель. Пришел говорить с тобой.

Данилка в ответ промолчал — он не знал о чем можно с Ангелами разговаривать.

— Слышал я, Данилка, что тебе взрослые советуют о маме твоей не плакать.

— Они… Они говорят, что я маму слезами огорчаю. А я вовсе не хочу ее огорчать! Только это очень трудно и вот тут, — он погладил себя по груди, — очень больно — не плакать, когда хочется, — ответил честно Данилка, и слезы тут же подступили у него к глазам и к горлу, да так близко, что он и во сне чуть не заплакал в голос. Но сдержался — как обычно старался сдерживаться. И ему опять стало больно в груди и в горле.

— А как ты думаешь, Данилка ты мой, для чего даны человеку слезы? — спросил Ангел.

— Не знаю… Раньше я думал, что это для того, чтобы показать, что тебя пора пожалеть.

— Правильно ты думал, Даниил. Когда один человек, особенно маленький, плачет, а другой, тем более взрослый, его жалеет — сразу половина боли проходит. Так?

— Так. Я когда совсем маленький был, никогда не плакал сразу, чтобы слезы зря не тратить. Я сначала бежал к маме, добегал до нее и тогда уже начинал плакать. Мама брала меня на руки, жалела, дула на коленку — разбитая коленка сразу переставала болеть.

— Вот видишь, получается, что слезы вызывают жалость и сочувствие — и этим снимают боль. Как будто смывают ее. Так вот и в горе, Даниил. Слезы тебе для того и даны, чтобы без всяких слов сказать другим людям: помогите мне! Чтобы близкие помогли тебе своим сочувствием. Когда горе настоящее, слез не надо стыдиться. Ты меня понимаешь?

— Не очень, — честно ответил Данилка.

— Ну хорошо. Тогда я тебе просто покажу, что такое твои слезы о маме. Давай мы вот что сделаем, Данилка, — мы с тобой поплачем о твоей мамочке вместе! Вставай с постели!

Данилка послушно встал.

— Хорошо, что у тебя в комнате висит икона Божьей Матери, нам далеко идти не надо! — одобрительно сказал Ангел. — Становись рядом и давай плакать вместе. Ну, плачь, не бойся и не стесняйся! — и Ангел обнял Данилку за плечи и прижал к себе. И, конечно, Данилка сразу же заревел, а слезы побежали у него по щекам и закапали… Но не на пол они закапали, а прямо в подставленную ладонь Ангела.

Данилка плакал и приговаривал:

— Мамочка моя! Ты куда ушла? Мне без тебя так плохо-плохо, мамочка!

И хотя он жаловался и говорил о том, как ему плохо, на самом деле ему становилось все легче и легче! То ли потому, что уж очень много невыплаканных слез у него внутри накопилось, то ли потому, что Ангел его так ласково гладил по плечам. Он плакал и плакал… А потом стал переставать, потому что слезы у него как-то кончились, и он уже только всхлипывал да вздыхал.

И тут Ангел протянул ему ладонь и показал в ней горсть маленьких светлых жемчужинок.

— Знаешь, Даниил, что это?

— Нет.

— Это твои слезы о маме — святые и невинные детские слезы. Вот они и превратились в драгоценный жемчуг. Видишь, какое чудо?

Данилка кивнул и осторожно, одним пальчиком, потрогал удивительные жемчужинки.

— Но это еще не все, Данилка! — сказал Ангел. — Теперь давай мы с тобой помолимся о твоей маме Господу. Видишь, вот Он на иконе сидит на коленях у Своей Мамы — у Божьей Матери. Повторяй за мной: «Упокой, Господи, в светлом Твоем Раю мою мамочку. Даруй ей прощение и утешение! А мои слезы прими, Господи, как молитвы о ней!» Данилка старательно и доверчиво повторял слово за словом все, что сказал ему Ангел. А пока они молились, Ангел откуда-то взял серебряную нить и стал нанизывать на нее одну слезную жемчужинку за другой. И получались бусы! И когда они кончили молиться, Ангел связал концы серебряной нитки и сказал:

— Ты, Даниил, будешь плакать о своей маме, а я стану собирать жемчужинки и нанизывать их на нить твоей молитвы. Представляешь, какое замечательное ожерелье для мамы у нас получится?

Данилка поднял глаза на Ангела. Ангел правильно понял его удивленный взгляд.

— «Ожерелье», Даниил, — это так по-старинному называются бусы.

Данилка кивнул.

— А знаешь, что мы сделаем с этим ожерельем, когда ты выплачешь все свои слезы и они превратятся в жемчуг?

— Ты отнесешь эти бусы моей маме?

Да. Я скажу, что ты плакал о ней, пока были слезы и хотелось плакать. К тому времени ты перестанешь плакать. Но перестанешь не потому, что будешь по-глупому крепиться изо всех сил, а потому что выплачешь слеза ми самое горькое свое горе. И останется только любовь к маме, светлая печаль о ней и молитва. А мама твоя в Раю будет носить драгоценное ожерелье из твоих жемчужинок и тоже помнить о тебе и молиться. И вот когда она будет проходить райскими садами, а Пресвятая Богородица увидит ее, Она скажет святым девам, сопровождающим Ее: «Вот идет счастливая мама! Видите, какое на ней чудное жемчужное ожерелье? Это значит, что ее дитя плакало о ней святыми слезами, соединяя их с молитвой к Моему Сыну. Слезы превратились в жемчуг, молитвы — в серебряную нить, вот и получилось такое дивное украшение, подарок от любящего сына». — Ангел погладил Данилку по голове и спросил: — Ты все понял, Данилка?

— Я понял, — сказал Данилка. — Про слезы понял и про бусы для мамы. Так получается, что я правильно думал и мама моя не умерла?

— Нет, не умерла. Это тело ее спит там, в могилке под цветами. А сама она жива.

— Она у Бога?

— Ну, конечно!

— Я так и знал! — сказал Данилка и улыбнулся, и при этом еще две невыплаканные самые маленькие слезинки выкатились с его глаз, прокатились по щекам и упали на пол. Но Ангел наклонился и подобрал две последние жемчужинки. После этого он подвел Данилку к кровати, уложил его, подоткнул со всех сторон одеяло, поцеловал его в макушку, перекрестил и улетел. А Данилка уснул.

Проснулся он рано-рано, когда в доме все еще спали. Оделся, умылся, подошел к иконам, вздохнул… и заплакал. Поплакал-поплакал, а потом вспомнил, что без молитвы из одних только слез красивые бусы для мамы не получатся, и стал прилежно молиться.

Юля Вознесенская
С сайта http://www.inpearls.ru/


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 29 май 2016, 00:01 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2013, 10:52
Сообщений: 3883
Благодарил (а): 1727 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.
Пункты репутации: 72
Находиться рядом с человеком, пережившим тяжелую утрату, нелегко, но еще труднее — помочь скорбящему. О том, как правильно сострадать, не нанося себе ущерб, и как не «выгореть» рядом с горюющим, мы беседуем с психологом Михаилом Игоревичем Хасьминским.



Скажите, какие проблемы могут возникнуть у тех, кто пытается помочь и поддержать человека в горе?

— Обычно приходится сталкиваться с тремя основными проблемами. Первая – когда человек хочет помочь, но не знает как. Вторая – когда вследствие ограниченного запаса жертвенности и любви, ему не хватает сострадания и эмпатии к переживающему горе. И третья – это так называемое «выгорание». Если сострадающий долго находится рядом с горюющим, эмоционально поддерживает его, отдавая при этом много душевного тепла, то часто проблема скорбящего начинает ранить и его самого. Происходит это из-за неправильного подхода к «процессу помощи», когда страдания другого становятся твоими собственными.

- Скорее всего, сострадающим мало известно о проблеме выгорания?

— Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен американским психологом Фрейденбергером в 1974 году. Этим словом он описывал деморализацию, разочарование и крайнюю усталость, которые наблюдал у врачей и психологов, работавших с тяжелыми, острыми и кризисными ситуациями.

Если рассматривать вопрос шире, то можно сказать, что «синдром выгорания» свойственен в той или иной степени всем, кто помогает людям в горе. Как правило, развивается он постепенно и протекает в каждом случае индивидуально. Например, у человека умирает родственник, друг скорбящего буквально бросается ему на помощь. Но через некоторое время его энтузиазм ослабевает, хотя он продолжает дальше помогать горюющему, правда, уже буквально заставляя себя. Проходит еще какое-то время, и помогающий начинает раздражаться, а потом срываться, злиться на скорбящего. В некоторых случаях это заканчивается ссорами, раздорами, обидой.

- Можно ли по каким-то признакам определить есть «выгорание» или нет?

— Хочу подчеркнуть, что отдельные симптомы – еще не выгорание. Знать эти признаки следует, но не для того, чтобы, обнаружив их у себя, отказаться от помощи ближнему, прикрывшись ложно найденным выгоранием. Мы говорим не о том, что не надо поддерживать людей в трудные минуты жизни, а о том, как защитить себя от эмоционального истощения, и какие меры принять, если оно уже возникло. Любой помогающий должен понимать свою ответственность перед нуждающимся в его поддержке и объективно оценивать свое состояние.

Обычно эмоциональное выгорание сопровождается следующими симптомами:

· Частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

· Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

· Чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после пробуждения (симптом хронической усталости);

· Снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды, общая астенизация (слабость, снижение активности);

· Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

· Общая негативная установка на перспективы (пессимизм).

· Ощущение, что оказывать помощь становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять действия для ее оказания — все труднее и труднее;

· Чувство бесполезности, неверие в улучшение, безразличие к результатам;

· Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

· Чувство гиперответственности и постоянный страх, что «не получится» или «не справлюсь»;

· Невыполнение важных, приоритетных задач, «застревание» на мелких деталях;

· Дистанцированность от нуждающегося в помощи;

· Грубое, негуманное отношение к тому, кому оказывается помощь.

Конечно, по одному симптому не следует судить о наличии выгорания. Но если вы заметили у себя несколько из перечисленных признаков, которых ранее не наблюдалось, следует задуматься о своем состоянии. Кроме того, о выгорании могут (но не обязательно должны) говорить такие телесные проявления, если они не обусловлены другими заболеваниями:

· Частые беспричинные головные боли;

· Постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

· Резкая потеря или увеличение веса;

· Полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

· Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

· Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

· Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Наличие или интенсивность этих симптомов может меняться в зависимости от степени и стадии выгорания.

- А какие это стадии?

— Известный психолог Маслач описал три стадии выгорания:

1-ая стадия. Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; человек неожиданно замечает, что вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи или тем, кому помогает; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; все чаще хочется сказать окружающим: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2-ая стадия. Возникают недоразумения с горюющим, появляется пренебрежительное отношение к опекаемому. По отношению к нуждающимся в помощи начинает постепенно проглядываться неприязнь — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение помогающего — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для него уровень.

3-я стадия. Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Помогающий по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

- А как часто у людей встречается такое состояние?

- Выгорание не частое явление. Обычно оно бывает у тех, кто много месяцев (или даже лет) систематически помогает горюющему, испытывая при этом сильные эмоциональные перегрузки. На первых острых стадиях переживания выгорание наступает крайне редко.

Еще раз подчеркну, оказывая поддержку нуждающемуся, совершенно НЕ обязательно, что вы столкнетесь с проблемой «выгорания». Не ищите его у себя специально. Рассуждайте о своем состоянии трезво и объективно!

- А что способствует «выгоранию» помогающих?

— Синдром эмоционального выгорания объясняется включением механизма психологической защиты в форме частичного либо полного исключения эмоций в ответ на психотравму. Чаще всего выгорание развивается у людей, склонных к идеалистическим представлениям, к чрезмерным мечтаниям или навязчивыми идеям, у тех, кто чувствуют себя спасателями.

Безусловно, способствует выгоранию и повышенные ожидания, когда за сделанное добро человек сознательно или неосознанно хочет получить должное вознаграждение — не обязательно материальное, это может быть и похвала, и повышенное внимание, и признание, и высокая оценка общества, и подтверждение собственной значимости. Недостижение ожидаемого результата со временем может привести помогающего к неправильной мысли о том, что его помощь не имеет должной ценности, раз он не получает за нее желаемой компенсации. Несоответствие завышенных ожиданий и наступившей реальности запускает процесс выгорания.

Входят в группу риска и те люди, которые ожидают быстрого эффекта от своей помощи, забывая, что горе очень сложный и долгий процесс. Ожидание «мгновенного исцеления» горюющего и невозможность этого достичь также способствуют выгоранию.

Подвержены этому состоянию и перфекционисты, которые стремятся спасти всех любой ценой. Несмотря на титанические усилия, огромную требовательность к себе, у них ничего не получается. Виной всему разрыв между ожиданиями своей деятельности и реальностью.

— Получается, что выгорание наступает из-за отсутствия жертвенности, которое проявляется в желании получить что-то взамен, а также непомерной гордости, выражающейся в завышенных ожиданиях?

— Да, чаще всего так и бывает. Увы, мы не идеальны. У нас нет настоящей жертвенной любви, все мы в той или иной степени ждем чего-то взамен. И конечно, у каждого из нас есть гордыня, которая заставляет ожидать от себя большего результата, чем мы можем дать. Обоснованность наших притязаний обычно и определяют степень выгорания. Поэтому его можно считать еще и следствием наших духовных болезней.

Если представить человека в виде медного провода, то когда он помогает, стараясь получить признание, похвалу, высокую оценку, пусть даже неосознанно, тем самым он как бы создает для текущей по нему энергии сопротивление, его «провод» сначала нагревается, а потом может и перегреться, что в итоге приведет к замыканию и разрыву провода. Вот и у нас так же.

Надо понимать, что вся помощь, которая идет через нас, не наша, а Божия. И чем больше мы создаем для нее сопротивление своими желаниями что-то получить, извлечь пользу, удовлетворить горделивые желания, быть признанным, показать себя в лучшем свете, тем больше «провод» нагревается. Когда Божия воля протекает чрез нас беспрепятственно, «провод» способен выдержать любое напряжение. Вероятность выгорания в данном случае минимальная, а помощь другим людям колоссальная.

Хотя наличие гордости и отсутствие чистейшей жертвенной любви тоже не повод отказать в помощи ближнему.

- А почему в нас так мало жертвенной любви?

— Потому что такая любовь – дар Божий. Им в полной мере обладали только святые, у которых душа была настолько чистой, что любовь, которую Бог им давал, нисколько не мутнела и не загрязнялась.

А наши души в ужасном состоянии. Как правило, мы о них почти не думаем, о каком избавлении от скверны тогда можно говорить. Чистая, божественная, альтруистичная, бесценная любовь не может литься в старые мехи нашего эгоизма, самомнения и самолюбования. И как этому божественному роднику пробудится в нас, если мы об этом даже не просим Господа. Многие из нас молятся редко, а к Богу приходят зачастую формально.

Желающим получить чистую живительную любовь и избавиться от страстей и эгоизма, придется обратиться к писанию святых отцов.

- Как понять, сколько ты можешь отдать, а что выше твоих сил?

— На этот вопрос замечательно ответил в своей статье «Может ли отдохнуть человек полезный?» епископ Смоленский и Вяземский Пантелеймон (Шатов). Он говорит, что «критерием здесь может быть внутреннее состояние самого дающего — мир в душе, радость, несмотря спокойствие, желание и дальше делать что-то доброе. При этом помогающий не должен сильно нуждаться или требовать благодарность.

Если же после «доброго дела» человек чувствует раздражительность, неудовлетворенность, агрессивность, начинает обижаться, срываться дома или на работе, значит, он отдал больше, чем мог. Очень важно, чтобы после помощи человеку мы сами не стали «нуждающимися», и чтобы наше «благодеяние» не легло тяжким грузом на плечи наших близких. Если вы потихонечку уже начинаете ненавидеть своих ближних и у вас хватает честности признаться себе в этом — значит, пора отдыхать! Любой нормальный человек, после того как что-то затратил, нуждается в восстановлении. Если он сам не позаботится о себе, то будет ждать компенсации своих затрат от других, а не получив желаемого, начнет раздражаться и обижаться: «Я им ВСЕ, а они мне что за это?»

Подтверждение этой мысли мы находим и у Феофана Затворника, который писал о трех побуждениях (говоря современным языком — мотивациях), заправляющих деятельною христианскою жизнью:

· Страха ради мучений вечных,

· Царствия ради Небесного,

· Любви ради к Богу.

Первое ведет к покаянию и полагает начало доброй жизни; второе — поддерживает труды доброделания и подвижничества; третье — возводит на верх совершенства и венчает дело. Начинать надо с первой ступени и чрез вторую стремиться к третьей; сразу на третью нельзя.

В психологическом смысле первая ступень означает желание получить награду или избежать наказания. В большинстве своем мы — наемники, готовые давать ради чего-то, мало кто из нас способен на бескорыстные поступки ради других, потому что источник бескорыстия — любовь Христова. И награда у всех может быть разной: в виде чувства нужности, которое у многих и есть ощущение жизни и даже счастья, подтверждения своей значимости. И в этом нет ничего ужасного, это естественные чувства человека страстного. Это этап духовной жизни. И осознавание себя на этом этапе и признание того, что да, я наемник, мне нужна благодарность, и отдых нужен, — в данном случае будет смирением. А вот считать, что я тружусь бескорыстно, все отдаю и еще переживаю, что не могу больше, при этом злюсь в глубине души на всех, ничему не радуюсь, — это ложное восприятие себя, а порой даже самообольщение и гордость.

Не заботясь о себе, человек рано или поздно может довести себя до такого состояния, что сам станет предметом заботы других», — заключает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеймон (Шатов).

- Как же избежать выгорания?

— Главная профилактика выгорания – знание о его существовании и самоконтроль. Нужно помнить, что при любых личностных деформациях выгорание наступает быстрее. Так, например, неумение планировать свое время приводит к переутомлению. А утомление в свою очередь — к усталости и более быстрому выгоранию. Если человек нетерпелив, он, не сможет помогать во всю силу своей души, его энергия быстро иссякнет. Если он горд, то будет стремиться к результату, которого не может достичь, и в скорости сгорит, как спичка. У каждого свои недостатки, но они не должны быть основанием не помогать ближнему, правильнее расценивать их как возможность осознать свое несовершенство, чтобы изменить себя в лучшую сторону и обрести смирение.

- Может, есть какие-то правила, следуя которым человек и сострадать будет правильно, и себя не травмировать?

1. Не изображайте несуществующих чувств, будьте искренними.

Если человек демонстративно «выдавливает» из себя чувства, которых не испытывает, он производит впечатление неискреннего. Эта наигранность и лживость сразу же бросаются в глаза. На наигранные страдания уходит много сил, что приводит к выгоранию гораздо быстрее.

2. Не играйте постороннюю роль перед горюющим, будьте самим собой.

Если вас больше всего волнует поддержание своего благостного образа в глазах окружающих, то эмоционального и физического истощения не избежать. Внутренние ресурсы закончатся, а извне их взять будет негде.

3. Обращайте внимание на свое эмоциональное состояние, научитесь справляться с негативными эмоциями.

Каждый из нас при столкновении со смертью или с тяжелыми посторонними переживаниями не застрахован от негативных чувств, таких как злость, ярость, непрощение, непонимание. Их подавление также забирает массу душевной энергии и сил. С причинами возникновения отрицательных чувств, например, с агрессией, нужно разбираться с психологом. А что касается осуждения, грубости, непрощения, лучше об этих чувствах поговорить со священником, так как против человеческих страстей психология бессильна, зато сильна религия.

Ну и самим, конечно, придется научиться справляться с собственной агрессией, брезгливостью, раздражительностью, правильно эмоционально реагировать на возможную открытую провокацию и «выпады» со стороны горюющих, постараться их не замечать и не принимать на свой счет. Агрессия исходит зачастую не от человека, а от его состояния.

Одним словом, чтобы помощь скорбящему была эффективной, нужно самим властвовать над своими чувствами. Ведь тяжело спасать утопающего тому, кто не умеет плавать.

4. Стремитесь быть адекватными, не бойтесь собственного несовершенства и неидеальности.

Признайте, что возможности любого человека ограничены, и нельзя спасать любой ценой. Чтобы не «перегреваться» до выгорания, надо трезво смотреть на реальное положение дел, а именно: не считать себя за все ответственным, а принимать и разделять ограниченность бытия с другими людьми, понимая, что они тоже имеют свои несовершенства.

Помогайте спокойно и с любовью, а к периодическим неудачам относитесь как к части совей работы: на ошибках, которых порой не избежать, можно научиться и стать более компетентным.

И, бесспорно, надо оценивать свою помощь, признавать ее важность, видеть положительные качества, но почитать это все дарами Божиими, понимая, что через нас Спаситель подает помощь нуждающемуся.

5. Не делайте то, что не в силах. Не взваливайте на себя больше, чем можете снести.

Например, дочь помогает маме организовать поминки, старается, чтобы все было «как у людей», готовит до утра, вместо того чтобы разделить эти хлопоты с другими родственниками. В итоге к началу поминок она уже в таком состоянии, что ни молиться за отца, ни видеть гостей не может и не хочет. При этом ее распирает гордость, что ради мамы она «пожертвовала собой».

Такие бездумные «геройства» крайне быстро приводят к выгоранию. Не играйте роль «спасателя мира», иначе вас самих придется спасать.

6. При оказании помощи горюющему нужен не монолог, а диалог. Научитесь слушать нуждающихся в утешении.

В процессе помощи без обратной связи не обойтись, мы должны не только сами говорить, высказывая свою точку зрения, но уметь и слушать другого человека. Это необходимо, чтобы понять горюющего и по возможности помочь ему.

Очень важно вместе с ним найти смысл существования после потери, переосмыслить жизнь и выработать новую линию поведения. Но помочь ему в этом удастся только в том случае, если у нас самих есть не истинный смысл жизни, иначе наши попытки приведут к еще большей душевной травме.

7. Рассмотрите в горюющем личность, не навязывайте помощь грубо и настырно.

Всегда уважайте личность другого человека и старайтесь принять ее. Например, если горюющий не хочет разговаривать, не пытайтесь всеми силами его разговорить, не запрещайте ему плакать, если в этом есть потребность, иначе можете натолкнуться на агрессию и неприязненное отношение. Это не значит, что нужно равнодушно смотреть на отчаяние и страдания. Просто следует уважать самого человека, его желания, мнения. Грубо и насильно навязанная помощь никому не пойдет во благо.

Мир с другими людьми, любовь и терпение должны встать на место принуждения принять ваше мнение и вашу картину мира.

8. Оказывая помощь и поддержку, старайтесь сохранять добрые и созидательные отношения со всеми людьми, которые находятся вокруг вас и горюющего человека.

Важно сохранить климат не конкуренции (с друзьями, родственниками, знакомыми, другими близкими), а сотрудничества. Если создать вокруг себя атмосферу честности, ответственности, прощения, любви, строить добрые, гармоничные отношения с окружающими, то опасность выгорания значительно уменьшится, а эффективность поддержки намного возрастет.

9. Ясно и четко представляйте те цели и задачи, которые ставите перед собой. Бессистемность может приводить к выгоранию.

Самая эффективная помощь – осознанная, хорошо продуманная. Важно понимать не только механизм помощи, но и свое место в этом процессе, а так же методы, которые можно использовать для помощи. Для этого постарайтесь ответить на вопросы: «Что я делаю?», «Кто я такой?», «Зачем я помогаю?», «Как я могу помочь?», «Какую глобальную и какие промежуточные цели я ставлю перед собой?», «Как я узнаю, что эти цели выполнены?».

10. Заботьтесь о себе и снижайте уровня стресса.

Профилактика выгорания заключается в возможности отвлекаться от переживаний, связанных с помощью горюющему.

Епископ Пантелеймон (Шатов) рекомендует помогающим следующее: «Для того чтобы немного снизить ежедневное напряжение, можно взять за правило в течение дня дарить себе два-три занятия, которые выполняются с радостью, с любовью, с душой (прогуляться, покормить птиц, послушать музыку или спеть самому, почитать и т.д.). Кому-то может быть сначала нелегко определить то, что нравится. Конечно, в этот список подарков себе нельзя включать сигареты, алкоголь, экстремальные виды спорта, любые «острые ощущения», которые могут привести к возникновению зависимости. Но если все-таки удастся хоть иногда (а лучше каждый день) получать самому от себя такие подарки, то сил, радости и благодарности в жизни будет значительно больше».

11. Не рассчитывайте на быстрый результат.

Сострадающий должен понимать, что помощь горюющему — это долгий, трудный постепенный и сложный процесс. Поэтому не следует ожидать от своей поддержки и усилий молниеносного результата. Процесс помощи можно сравнить с долгим марафоном, а не забегом на стометровку, когда человек выкладывает все ресурсы за быстрый срок, после чего у него остается только отдышка, усталость и полное отсутствие сил на дальнейшее движение.

Бывает, что труда и усилий на помощь затрачено много, а соответствующего результата не видно. В таких случаях нужно иметь упование на Бога, верить, что Он всё устроит, и затраченные усилия не пропадут даром. Сказанные сейчас человеку слова могут откликнуться в его душе через года, но «посеянное зерно» непременно прорастет, главное, в это верить, надеяться и ждать. Ведь то добро, которое вы дарите горюющему, в любом случае не исчезнет, не пропадет, а сохранится и приумножится в этом мире.

12. Помните об очищении собственной души. Ибо помогать душе другого человека лучше, когда работаешь над своей. Ведь спасать тонущего не умея плавать опасно.

Именно об этом нам говорит один из современных* старцев Святой горы Афон:

«Мы в кипучей деятельности забываем свою душу, которая превращается в запущенное поле. Постарайся тщательным возделыванием очистить свою душу от страстей. Тогда то, что принесешь своему ближнему, принесешь не от своей пустоты, а от своей полноты.

© Memoriam.ru


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 29 май 2016, 00:06 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2013, 10:52
Сообщений: 3883
Благодарил (а): 1727 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.
Пункты репутации: 72
https://www.youtube.com/watch?v=FVYRFVbov54


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: пережить горе
СообщениеСообщение добавлено...: 30 май 2016, 20:05 
Не в сети
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 02 май 2013, 10:52
Сообщений: 3883
Благодарил (а): 1727 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.
Пункты репутации: 72
Я строю небесный дом для любимой…

АВТОР СТАТЬИ
Вознесенская Юлия Николаевна
писательница

…И вот она ушла далеко-далеко, в те края, где уже нет ни горя, ни слез, ни болезней. С больничной кровати она поднялась, легкая, помолодевшая, и, конечно, первое, что она ощутила – это полное и абсолютное отсутствие боли. Я почувствовал это, потому что держал ее за руку в ту таинственную минуту, которую мы на земле называем «смертью». На самом деле, как я теперь знаю, это что-то совсем-совсем другое.

Мы знали оба, что она уходит, что страшную болезнь победить невозможно. Мне хотелось убежать, спрятаться, сбежать от жены, чтобы где-то в стороне от ее мучительно тихой белой палаты, от капельниц, от деловитых сестер, от увядающих в вазах ненужных цветов, принесенных нашими друзьями и родственниками, от всего этого скорбного и мучительного ожидания неизбежной минуты расставания – уединиться и просто завыть, напиться, выкричать свой ужас, протест и горе. Но уйти из палаты было нельзя…

Как трудно любить, когда, кажется, совершенно нечем проявить, доказать, показать свою любовь! Не нужны уже ей были ни редкие дорогие лекарства, ни подкрепляющие деликатесы, ни ложные надежды. Ничего ей было не нужно – только моя любовь. Это я видел по ее гаснущим глазам – говорить она уже не могла, только чуть-чуть шевелила губами и иногда пыталась улыбнуться мне. Если я видел тень ее улыбки – я сразу же улыбался ей в ответ и говорил о своей любви.

Приходил священник, иеромонах отец Андрей из ближайшего к больнице монастыря. Он соборовал ее, ей стало чуть легче: видимо, боли перестали так мучить ее, она уже не смотрела на сестру, приходившую делать обезболивающие уколы, с таким напряженным ожиданием. Она даже сделала однажды знак – «Не надо укола!» – но сестра все равно ввела обезболивающее – по расписанию, у них свой порядок.Отец Андрей пришел еще раз, читал молитвы над женой, что-то ей говорил – напутствовал, наверное: я на это время вышел из палаты. Потом он позвал меня и причастил ее уже при мне. Она сразу же спокойно уснула. Мы вышли с батюшкой в коридор.

– Батюшка, хоть что-нибудь я могу сейчас для нее сделать? – спросил я.

– Можете. Молитесь.

– А еще?

– Окружите ее своей любовью, как облаком. Забудьте о себе, о своем горе – потом отгорюете, а сейчас думайте только о ней, поддерживайте ее. Помните, умирать – это непросто! Да укрепит вас Господь. – Он благословил меня и ушел.

После этого разговора я старался перестать думать о себе. Если подступали ужас, тоска, отчаянье – я обрывал свои мысли и глушил чувства батюшкиными словами: «Потом отгорюешь! Сейчас думай только о ней!».

Я старался чаще прикасаться к ней: отирал пот, смачивал водой ее постоянно пересыхающие губы и рот, что-то поправлял, и как можно чаще целовал ее легонько – ее лицо, лоб, бедную облысевшую головку, ее исхудавшие голубоватые руки… Мы много разговаривали. Вернее, говорил я один, а она слушала. Я вспоминал милые и смешные эпизоды из нашей жизни, вспоминал подробно, не торопясь, со всеми деталями. Я даже пел ей тихонько песенки, которые мы когда-то любили. А когда я уставал говорить, то ставил какой-нибудь диск с хорошей спокойной музыкой, с книгами. Ей нравилась запись пушкинской «Метели» в исполнении Юрского, с музыкой Свиридова. Мы ее слушали раз десять, не меньше.

Отец Андрей тоже оставил мне диск – монашеские песнопения о Божьей Матери. Сначала я боялся его ставить – вдруг она испугается, услышав монашеское пение, но однажды решил попробовать. Она слушала спокойно, лицо ее как-то посветлело, а когда пение кончилось, она посмотрела на меня выжидающе напряженно – и я понял, что она хочет услышать все с начала. Потом я купил еще несколько таких же дисков в монастыре, с другими песнопениями. А еще, запинаясь на незнакомых словах, я читал молитвы по молитвеннику, который мне оставил отец Андрей. Она их слушала с тем же просветленным лицом, что и монастырские песнопения, хотя ничего такого особенного в моем неумелом чтении не было. Но молитвы явно помогали – и ей, и мне.

Уходила она тихо, поздним вечером. Сначала, очень недолго, вдруг задышала трудно, с хрипом, а потом стала дышать уже тише и все реже, реже, реже… Я держал ее за руку и молчал. И вот, когда перерывы между вдохами стали совсем редкими, она вдруг выдохнула, а вдоха я уже не дождался. Все в ее лице остановилось, рот приоткрылся, и я понял, что душа ее покинула тело. Вдруг я ощутил в наступившей полной тишине какое-то смятение, что-то похожее на страх, и тут я нашел правильные слова – или кто-то мне их подсказал.

– Любимая моя, не бойся – я с тобой! – сказал я тихо. – Я знаю, что ты здесь, что ты слышишь меня. Я люблю тебя, милая моя, как любил – так и люблю! Я знаю, что это тело – не ты. Я любил его, я привык к нему, и я буду, конечно, плакать и горевать над ним, ты уж прости меня. Но я знаю, что настоящая ты – не бедное это тело, на которое мы с тобой сейчас смотрим. Не бойся ничего, только молись как умеешь. Просто говори: «Господи, помилуй!». И я тоже буду молиться о тебе, дорогая. Вот прямо сейчас и начну!

Отец Андрей заранее посоветовал мне купить «Псалтырь» на русском языке, церковно-славянского я тогда не знал, и велел сразу после «отшествия души», как он выразился, начать читать «Псалтырь» и читать по возможности до самых похорон. «Это очень важно, это будет огромная помощь ее душе!» – сказал он. Палата у нас была отдельная, заплачено за нее было вперед, и потому мне разрешили остаться с моей женой до утра, не увезли ее сразу. Я сидел и читал псалмы, и мне казалось, что она прильнула к моему плечу и внимательно слушает.

Предпохоронная суета и сами похороны заняли много времени, и я не знаю, что было бы со мной, если бы хоть какое-то свободное время у меня оставалось. Но у меня его совсем не было: я читал «Псалтырь» каждый свободный час, а когда выдавались только минуты свободные – читал молитвы. На отпевании и во время похорон я молился беспрерывно и… продолжал говорить ей о своей любви.

Поминки прошли очень спокойно и были недолгими. Когда моя и ее мать начали убирать стол после гостей, я сразу же принялся читать «Акафист за единоумершего» – как велел мне делать каждый вечер отец Андрей в течение сорока дней. Дочитав, со слезами, акафист, я, наконец, свалился и крепко уснул.

На следующий день я проснулся с ощущением пустоты во всем теле, в мозгу, в душе – и во всей моей жизни. «Вот оно, начинается…» – подумал я. Хотел ехать на кладбище, но по дороге раздумал и поехал в монастырь. На мое счастье

отец Андрей в этот день успел уже посетить больницу, мы с ним встретились и с полчаса ходили по монастырским дорожкам и разговаривали.

– Кончину вашей супруге Господь даровал христианскую, непостыдную, а болезнь, с кротостью переносимая, послужила ей к очищению от грехов. Будем надеяться, что она в Раю. Но кто из нас свят? Поэтому помните, что на вас лежит устроение вечной жизни вашей жены и там. Помогите ей сейчас обустроить свой вечный дом!

– Чем, как? Что я могу, батюшка? Это здесь я мог работать для нее, квартиру купил…

– Помогайте молитвой, милостыней и добрыми делами, творимыми во спасение ее души. Заказывайте сорокоусты, подавайте поминания в монастырях и церквах. Вы были хорошим мужем для вашей жены на земле, продолжайте же им быть и теперь, когда она ушла из этой временной жизни. Помните о том, что вы встретитесь в Вечности. И как же хорошо будет, когда ее душа приблизится к вашей душе, засияет от радости и скажет: «Спасибо за все, что ты для меня сделал не только на земле, но и здесь. Какой чудесный дом ты для меня построил своими молитвами и добрыми делами!».

Я думал весь этот день до самого вечера. Ходил по Москве, заходил в храмы, ставил свечки… Вечером я прочитал опять «Акафист за единоумершего» и решился: буду строить для нее дом, как сказал отец Андрей! И я начал строить небесный дом для моей любимой. Я объехал и обошел все монастыри Москвы и везде заказал годовые поминания об усопшей рабе Божией Анне. Нищим я подавал только мелочь – кто их разберет теперь, этих нищих… Зато когда видел по-настоящему бедную старушку в храме, то подходил к ней, давал уже приличные деньги и просил молиться за новопреставленную Анну. Я нашел людей, которые помогают онкологическим больным детям, и тоже начал участвовать в этом добром деле. А потом мне крупно повезло. Совершенно случайно я узнал адрес бедного прихода, строящего храм в деревне М-ке, под Тулой, и стал посылать туда деньги с просьбой молиться о моей жене, а летом, во время очередного отпуска, поехал туда и помогал стройке своими руками. И сорок дней я каждый вечер читал «Акафист за единоумершего», заменяя «его» на «ее» – хотяотец Андрей мне ничего об этом не сказал – так мне на сердце легло.

Иисусе, верни душе ее благодатныя силы первозданныя чистоты.

Иисусе, да умножатся во имя ее добрыя дела.

Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадою.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

Потом читал реже, обычно по субботам, а еще в годовщину нашей свадьбы и в ее день рожденья.

Прошел год. И выйдя из храма после панихиды в первую годовщину смерти, я шел в раздумье. Вот и год прошел… Жизнь незаметно стала входить в какую-то новую спокойную колею. И только тут я вспомнил, что собирался после смерти жены полностью отдаться своему горю, выплакаться-выкричаться-напиться, впасть, быть может, в какой-нибудь загул с тоски. А ведь ничего этого не было! Да я даже и не вспомнил ни разу о своем «отложенном отчаянье»… Горе было, но оно сливалось с молитвой, с постоянными мыслями о любимой, с заботами о ее посмертной судьбе, да и просто некогда мне было с ума сходить от горя – надо было ей помогать! У меня не было времени думать о себе, несчастном, что я продолжал весь этот год думать только о ней, о ее душе. Я спасал ее душу – а спас еще, сам того не ведая, и самого себя!

И я стал размышлять о том, в каком состоянии сейчас находится строительство небесного дома для моей любимой? Построил ли я только фундамент или он уже возведен под крышу? И я решил, что как бы ни сложилась в дальнейшем моя жизнь, я все равно эту стройку не брошу…

А на нашем храме в деревне М-ке уже возводится купола и скоро будут установлены кресты...



За это сообщение автора Гюль поблагодарил: iridim
Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 42


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Тех.поддержка форума
Top.Mail.Ru