ВОЗЬМИТЕ МОЦАРТА С САЛЬЕРИ...
роман
фантастика
Часть первая
МИР
Глава четвёртая
Моцарт с Временного Проезда
Вовик не пошёл в подвал, облокотился о перила загородки и провожал меня, медленно спускающегося по ступеням, странным взглядом, в котором смешались не только все цвета дамасского булата, но и — удивление, и снисходительность, интерес и… неверие…
— Моцарт… Моцарт… — недовольно ворчал я, толкая дверь. Не то, чтобы обидело меня это сравнение, но таким тоном он сказал… — Сам ты Моцарт! — оглянулся я, прежде чем шагнуть в глубину, и натолкнулся на это неверие в его глазах… замер.
— Да нет, — спокойно ответил он, не замечая моего замешательства. — Я, скорей всего — Сальери… Всё по полочками разложу, каждому фактику объяснение сыщу… Ты чего?! — наконец уловил моё состояние. — Обиделся, что ли?
— Скажи, только честно: — попросил я тихо, — ты… ты ничему не поверил? Считаешь меня какой-то галлюцинацией?
— «Слушай, чёрт, чертяка, чёртик, чёртушка…» — пропел Вовик с вопросительной интонацией… — Нет, брат Моцарт, тут ты глубоко ошибаешься! Во-первых: я хорошо контролирую себя, чтобы отличить явь от галюнов. Если ты, застав меня тогда со «смирновкой», сделал неправильные выводы — дело твоё. У меня был особенный день, когда напиться было вовсе не грех.
— И всё же… — я полностью повернулся к нему, опёрся спиной о косяк распахнутой двери, — всё же, ты не веришь…
— Чему?! — он оттолкнулся от перил, перехватил их ладонями, сокрушённо потряс головой. — Нет, Мир, ты невыносим! Мы ведь уже обо всём договорились… Или ты решил — я сплавляю тебя?! Решил — не верю в твоё возвращение?!
— Всему, что я рассказывал, не веришь, — упрямо настаивал я.
— Ну, какие, какие у тебя основания так говорить? — подался он вперёд, свешиваясь через перила ко мне.
— Слишком… — я с трудом находил словесное определение своему зародившемуся подозрению. — Слишком ты… ну, спокойно, что ли, всё воспринял… Будто с тобой каждый день подобные ситуации случаются: каждый день заявляются двойники и плетут сказочки о… не знаю даже, о чём.
Он откровенно расхохотался.
— Я же говорю — Моцарт! Не в состоянии дать определение тому, что сам же и говорил. Нет, Мир, ты — гениален! Ты можешь и в самом деле, совершенно случайно, создать телепортацию, но никогда не сумеешь объяснить принципов её действия. Вот, скажи, там, в подвале, сейчас светится твоя «Малышка». Почему она светится? Не иллюминировал же ты её…
Я оглянулся вниз, где сине-сиреневое свечение пугало своей сильно ослабевшей интенсивностью. Сердце дрогнуло: что-то не в порядке!
— Защитное поле это! — дерзко зыркнул вверх, в склонившееся надо мной лицо.
— Сиди! Ты его ставил, это защитное поле? Нет. Ты понятия не имеешь, откуда свечение берётся.
— А ты — тоже!
— Я, как раз, имею…
— Откуда?! Ты — не изобретатель! Ты… ты… мелкий ремонтёришка! Ты никогда не додумался бы до «Малышки»! — я оторвал спину от косяка, собрался подняться в комнату, чтобы сцепиться с этим зазнайкой в яростном споре, но он предостерегающе выставил ладонь:
— Не возвращайся: пути не будет!
— Иди ты… со своими суевериями! — я испуганно поглядел на «Малышку», так беспокоящую своим слабым мерцанием.
— Суеверие и твоё тоже, — серьёзно ответил Вовик. — Короче, Мир, не выдумывай. Я просто не могу, понимаешь, не могу принимать тебя как галлюцинацию. Мы встречаемся третий раз. Уже этого достаточно, чтобы убедиться в твоей реальности. Но, даже если бы ты мне с первого раза всё рассказал, всё равно: я же не троглодит какой-то… газеты, фантастику читаю, телевизор смотрю… Да и образование, понимаешь, высшее имею. По теме, кстати… С чего ты вообще вообразил, что я не верю?! — повторил он свой вопрос.
— Да у тебя это на роже написано! — буркнул я.
— Хм… — он озадачено потёр подбородок. — А тебе не кажется, что моя рожа может отражать эмоции и по другим поводам?
— Именно в этот момент? — съязвил я.
— Какая разница… — он покусал нижнюю губу. — Ну, хорошо, только чтобы ты успокоился… Три дня назад я отмечал годовщину потери любимой женщины…
— Она умерла? — посочувствовал я.
— Нет, — горькая улыбка тронула его губы. — Исчезла. Да, — предупредил Вовик мой удивлённый возглас, — исчезла у меня на глазах.
— Как…
— Не важно. Главное, что в беседе с тобой у меня зародилась, было, идея, как её найти, вернуть. Но… слишком маловероятно… Наверное, неверие в это и прочёл ты на… моей роже…
Я потупился, отступил к двери.
— Прости, Вов, — неловко бормотнул, — я не знал…
— Теперь будешь знать! Не только у тебя одного исчезновения бывают… В общем, иди, спокойно заряжай генератор, и я жду тебя с Ронни утром. Договорились?
Не дожидаясь, когда я уйду, он повернулся и вышел из комнаты. Я понуро поплёлся вниз, прижимая к груди подарок для Ронни — два пакета замороженной кильки. Ронни обалдеет! Мороженую смаковать долго, он это обожает.
Свечение «Малышки» едва пульсировало. Я непроизвольно потеребил крест под рубашкой. Господи, хоть бы пронесло! Что он преподнёс в этот раз, амулетик?! Почему сел генератор, если его мощности должно было хватить ещё на трое суток?! Объяснения этому феномену я, конечно же, не найду. Но не найдёт его и Вовик-Сальери хвалёный. Придумал же, тоже! Моцарты ему, да Сальери… Эр-рудит!
** * **
Панель «Малышки» открылась словно бы неохотно. Тревога всё более охватывала меня, заставляя непроизвольно лихорадочно вздрагивать. Плохо… плохо… плохо!.. во время перехода «Малышка» может выбрать остатки энергии. Если не хватит, чтобы открыть дверь… Мои зубы начали изучать «морзянку»… Но… Ведь прошло всего двенадцать часов… У генератора был пятидневный запас… Куда девалась энергия?! С трудом удерживая всё усиливающуюся дрожь, я неуверенно ткнул клавишу перехода. Лёгкий гул машины на мгновение усилился и стих. Медленно, очень медленно, иногда замирая на мгновение — и тогда сердце моё тоже замирало, охваченное ужасом абсолютной беспомощности, — и всё же, короткими толчками сдвигаясь ещё на несколько миллиметров, ещё на пару сантиметров… ползла вбок дверца затихшей «Малышки». Не одолев половины расстояния, застыла окончательно. Ф-ф-фу-у-у!.. Хватит, чтобы протиснуться…
Беспокойство постепенно переходило в просто-таки панический страх. Что могло произойти здесь за шесть секунд?! Плафоны, укреплённые на сводах подвала, отделанных серым пластиком, едва мерцали красноватыми нитями ламп, практически не освещая залитый цветным бетоном пол. Через распахнутую дверь подвала сверху падал сумеречный свет. Ронни не примчался с утробным воем на запах кильки, пакеты которой я прижал под мышкой, и они неприятно холодили мне бок, возобновляя противную лихорадочную дрожь.
— Ронни! — позвал я громко, почти на ощупь поднимаясь по ступеням. — Ронни, котик, смотри, что я принёс!
Тишина… Сердце моё гулко бухало где-то под горлом. Беда… беда… беда пришла в твой дом, Моцарт…
— Ронни! — отчаянно кричал я, врываясь бегом в комнату, на кухню…
«ЗИЛ» сиротливо белел пустым нутром. Я бросил на полку пакеты, захлопнул дверцу, не глядя, ткнул в розетку шнур. Довольное урчание донеслось из недр механического зверя.
— Ронни, где ты? — растерянно позвал я опять и обессиленно опустился на скамейку рядом с холодильником. Мой взгляд отрешённо скользил по обстановке кухни, ни на чём не задерживаясь. Но вот он наткнулся на часы, и я вздрогнул: электронный циферблат высвечивал 17:50! Не может быть! Я ушёл в 19:30… Неужели, прошли почти сутки?! Я подскочил к часам, нажал кнопку календаря… Протяжный стон вырвался из моих, плотно сжатых, губ: календарь показывал, что я отсутствовал почти трое суток…
Как же это могло произойти?! Ведь до сих пор всегда было одно и то же: шесть секунд! Какое-то время я отупело разглядывал зелёные светящиеся цифры. Потом рассмеялся: ведь часы могли испортиться! Бросил электронную вещицу на стол, бегом скатился по тёмной лестнице без перил, протиснулся в кабину «Малышки»… Её циферблат молча высвечивал мне ту же дату… Как же так, а, «Малышка»?.. Что случилось с тобой, верная, безотказная… Что случилось в этом, моём, диком в своей несуразности, мире?!
Медленно, задыхаясь, сотрясаясь в жутком ознобе, обхватив себя руками, поднялся я наверх, поплёлся в гостиную, упал на холодную кожаную обивку древнего дивана. Капли противного, липкого пота скатывались по вискам, щекотали шею… Я машинально отёр его рукой, зацепив цепь талисмана, подхватил её большим пальцем, вытащил из-за ворота крест. Он закачался, как обычно, бросая мягкие зелёные блики.
Я с ненавистью глядел на него. Тридцать лет я ношу его, не снимая. Тридцать лет он держит меня в своём жутком плену, искажая действительность, заставляя считаться с его неведомыми таинственными способностями и возможностями. Я не собирался доставать его из омута, хотел всего лишь выиграть спор… Почему же он вцепился в меня, заклятый?! Почему я не могу, не смею его не только снять, но и попытаться это сделать?! Что он такое — мой крест?! Каким образом он это делает — изменяет по своей прихоти течение времени, положение пространств… Может, он сейчас меня не домой отнёс, а забросил вовсе уж в неведомые дали? Я неосознанно, как в детстве, делал попытки сорвать талисман. Но неведомая сила не пускала длинную, свободную цепочку выше уровня моих глаз, руки наливались свинцовой тяжестью, отказываясь подниматься, цепь непонятным образом закручивалась, цепляясь за уши, за подбородок… тогда я лихорадочно начал её прокручивать вокруг шеи в поисках слабого звена, места спайки.
За тридцать лет я исследовал цепочку сотни тысяч раз. Её звенья имели форму тройных колец Мёбиуса: каждое звено — три кольца вместе. Ни единой спайки, ни единого разъёма, словно, кольцо за кольцом, она была отлита сверхискуснейшим мастером, сумевшим при этом одну из троек пропустить сквозь зауженный верхний конец кристалла, не делая в нём отверстия: металл составлял здесь с кристаллом единое целое. Соединение казалось таким тонким, хрупким, но, сколько бы ни дёргал я, что было силы, — лишь врезалась в шею цепочка, причиняя резкую боль, и ни малейшей трещины не появлялось на пирамидке оконечности креста.
Уже давно я отказался от идеи разбить драгоценность: никогда не попаду по нему ни молотком, ни камнем, не смогу зажать в тисках: словно мощный магнит, отбрасывает он в сторону любые, угрожающие его целостности, предметы. А тяжёлые слесарные тиски, в своё время, вывернул из стола, обрушив их мне на ноги…
Я знал, прекрасно знал, что все мои попытки бесполезны, что повлекут они за собой неизвестно какие ещё беды и изменения мира, но рвал и рвал ненавистную цепь, даже пытался разгрызть её зубами, но и скулы мои дёргались, едва не вывихиваясь, словно зубы сходились над невероятным магнитом… Всё моё существо было сейчас направлено на борьбу с талисманом. Сейчас я был абсолютно уверен: найду способ избавиться от него, воссоединюсь со своим вторым «я» — Вовиком, и — всё вернётся: нормальное видение жизни, нормальный мир… Только найти способ…
Я бросился на пол, пыхтя, приподнял тяжеленный диван, пропихнул свободный конец цепочки под его фигурную ножку, резко опустил, искренне подозревая, что может извернуться, выскользнуть из западни в последний миг. Но затея мне удалась: теперь я лежал, прикованный за шею к ножке дивана. Подумал: ведь и талисман надет на ножку, значит, должен отпустить… Но не тут-то было: я едва не свернул себе шею, пытаясь выскользнуть из обманчиво свободной золотой петли! Потерпев неудачу после нескольких попыток, я ещё долго лежал без движения, вконец обессиленный неравной борьбой. Злые слёзы скатывались из моих глаз, падали на пол… В глубине поддиванья пошевеливалось что-то белое, плоское… Ах, да, это же — «заключение»… Почему оно шевелится? Сквозняк? Я повернул голову в сторону двери. Окошко внизу её, проделанное мною специально для Ронни, было распахнуто, и с веранды, через незакрытую дверь со двора, врывался холодный, морозный ветер, заносил в комнату крупные, разлапистые снежинки, уже насыпав под окошком изрядный холмик.
Я поднатужился, вновь приподнял диван, цепь талисмана выскользнула из своего плена, и ножка с тяжёлым стуком упала на место. Поднявшись с пола, я, пошатываясь, подошёл к двери, распахнул её. Следы Ронни, уже сильно припорошённые снегом, вели вниз по ступеням, на которых виднелись отпечатки кроссовок. Кому это делать нечего — по морозу, по снегу в летних кроссовках шляться?! Кто это ко мне приходил? Совсем недавно… снег, первый, но обильный, идёт, похоже, уже второй день: вон, весь двор занесло…
Ронни… куда ушёл Ронни?.. Бедный кот: трое суток один, голодный… Я шагнул назад, в комнату, ударил по выключателю. Свет залил веранду, заметённую снегом, лестницу и часть двора. Следы Ронни вели вокруг дома. Несколько раз окликнув кота, я спустился во двор, пошёл по ровной цепочке характерно смазанных, из-за опушки подушечек, следов. Кот бежал вполне целеустремлённо, как на зов. Или что-то другое его манило. Обогнув дом, пройдя через запущенный мною сад, я отворил калитку, вышел на обрыв. Здесь присел, вглядываясь в смутно белеющую пелену нетронутого снега. Ронни не перепрыгивал калитку, а вышел из неё! Только теперь я обратил внимание, что рядом со следами кота тянутся ещё две цепочки следов уже знакомых кроссовок: туда и — обратно… Все три следа ведут к краю обрыва, к началу, непроходимой сейчас, давно мною заброшенной тропы. Согнувшись, чтобы не потерять в темноте следы, я дошёл до самого края и не сдержал удивлённого возгласа: вместо тропы вилась вниз удобная, вырубленная в грунте, с уложенными поверх земляных, ступенями из коротких жёрдочек. Вдоль всей лестницы тянулись с двух сторон удобные поручни из длинных жердин, прочно укреплённые на часто вбитых в землю столбиках.
В полной растерянности смотрел я на это, невесть откуда взявшееся сооружение. Правда, я уже года три не выходил на обрыв, с головой уйдя в работу над «Малышкой». Но кому понадобилось строить эту лестницу? Да и зачем?! Опять меня бросило в жар, забил озноб, заставив обхватить руками плечи. Я с удивлением заметил, что на мне — лёгкая летняя рубашка с закатанными выше локтя рукавами, уже изрядно промокшая под тяжёлыми, лохматыми снежинками, всё реже падающими с отчищающегося от туч неба. В прорехи облачности проглядывала почти полная луна, заливая сумрачным фосфорным светом крутой склон, запорошённую снегом лестницу, по ступеням которой вились три цепочки следов.
Ронни мчался вниз галопом. Человек в кроссовках поднимался спокойно, аккуратно ступая на каждую ступеньку. Вниз же вели торопливые прыжки через две-три ступени. Снег с поручней был сметён: он придерживался, спеша спуститься… Кто это был? Но Ронни… Зачем он побежал к омуту?! Правда, дальше ему и некуда: внизу лишь небольшой участок берега ограничивается с двух сторон отвесными кручами, опускающимися прямо в воду. Я позвал кота, зябко растирая оголённые руки. Он не отзывался. Не выдержав, я, как и неведомый обладатель кроссовок, ухватился за поручни и бегом припустил вниз по лестнице. Едва успел притормозить, когда перила кончились, по инерции пробежал ещё пару шагов, замер перед нависшим над тёмной пропастью омута стволом Корявой ивы. На нём, густо облепленном снегом, чётко отпечатались лапы вспрыгнувшего сюда кота. И — всё! Ни выше по стволу, ни следов соскока не было!
— Ронни! — заорал я, уже ни на что не надеясь, и вздрогнул, буквально сотрясся от прозвучавшего рядом тихого извиняющегося голоса.
— А он ушёл…
— Куда?! — я резко повернулся на голос, увидел стоящего рядом парня в кроссовках, джинсах и в лёгкой, но утеплённой мехом, куртке.
— Он, наверное, знал, куда… — замялся тот, — мне показалось, что знал… только боялся. И я… я помог ему…
Ничего не соображая, зверски дрожа и, одновременно обливаясь потом, смотрел я на незнакомца. Наконец, до меня дошёл смысл услышанного.
— Т-т-ты к-к-ку-у-да мое-ггго ккта ддел?! — выбил я одними зубами, угрожающе подступая к парню. Он неуверенно переступал зябнущими в лёгких кроссовках ногами:
— Извините… Я думал… он хотел… — несвязно пролепетал он и вдруг решительно взял меня за плечи, развернул к лестнице: — Вам нужно немедленно вернуться в дом!
— Ещё чего! — взбеленился я. — Ты… утопил его?!
Я шагнул к омуту, вглядываясь в его черноту. Вряд ли Ронни можно уже спасти… Но… ведь есть у меня и другая цель… последний способ! Да, иного нет… Только так…
Вырвавшись из слабых рук парня, я, не раздумывая, бросился в ледяную мглу…
Он оказался очень проворным: буквально на лету успел схватить меня за ногу и, едва я, с неимоверным шумом и плеском шмякнулся в воду, — выдернул из неё легко, как пять лет назад я выдернул из воронки Ронни. Не дожидаясь, пока приду в себя, парень рывком поставил меня на ноги, развернул к лестнице и, скомандовав: «Бегом!», подтолкнул снизу, опередил, схватил за руку, потащил вверх, без остановки, по лестнице, через лужайку, через сад… и оставил только в комнате, бросив на диван, мокрого, окоченевшего, дрожащего…
— Быстро раздевайтесь! — прикрикнул, и, как у себя дома, метнулся в спальню, спустя пару минут, вернулся, таща большое махровое полотенце и одеяло, сдёрнутое с постели.
Я, негнущимися пальцами, пытался расстегнуть ворот рубашки. Парень отбросил мою беспомощную руку, рывком, через голову содрал с меня рубашку, так же быстро стащил всё остальное, попросту отбрасывая на середину комнаты. Потом долго и тщательно растирал меня полотенцем, под конец, закутал в одеяло и скрылся за дверью комнаты, загремел чайником.
Я понемногу приходил в себя. Кто он такой?! Почему ведёт себя так уверенно? Словно всю жизнь прожил в этом доме: знает, где что… какого чёрта он вообще распоряжается?! Я нащупал на груди крест и застонал в бессильной ненависти. Молодой человек появился в дверях, держа в руках сухие тёплые вещи.
— Давайте, оденемся, — предложил, складывая на стуле рядом с диваном, на котором я возлежал запелёнутой мумией, чёрный свитер, шерстяные носки, нижнее бельё и тёплую куртку. Даже вязаную шапочку захватил!
— Убирайся! — процедил я с ненавистью, пытаясь выпутаться из одеяла.
— Не нужно злиться, — ответил он спокойно. — Сейчас согреется чай. Вам надо выпить горячего.
Я зло расхохотался:
— У меня заварки нет! Чаю он согреет…
— Нет?.. — он, похоже, растерялся. — А что у Вас есть? Может… водка…
— Килька у меня есть! Свежемороженая! Для Ронни… — прорычал я, наконец, выпростав руки. — Ты куда Ронни дел?! И вообще, брысь отсюда! — без всякой логики заключил я, не собираясь предстать перед непрошенным спасителем в чём мать родила, хоть за несколько минут до этого именно он раздел и растёр меня.
Пожав плечами, парень ушёл на кухню, предварительно захлопнув окошко внизу входной двери. Я, едва пересиливая дрожь, быстро оделся, натянул и куртку. Шапочку проигнорировал, хоть волосы оставались влажными. Крест я вытянул через высокий ворот свитера, и он сверкал во всей красе на чёрной поверхности.
Оглядев хаос в гостиной, я безнадёжно махнул рукой, не обращая внимания на своего незваного гостя, обшаривающего пустые полки кухонного шкафчика, прошёл в спальню, обул сапоги на высокой шнуровке, под куртку, поверх свитера, надел чёрную фланелевую рубашку, в силу въевшейся привычки, пряча амулет под её ворот.
Выйдя из спальни, обнаружил, что молодой человек стоит на ступенях, ведущих в подвал, заглядывает вниз, подсвечивая себе фонариком довольно оригинальной конструкции: словно круглое зеркальце, умещающееся в ладони, испускающее, однако, довольно мощный широкий луч.
— А ну, прочь оттуда! — рявкнул я, и он резко отшатнулся от двери. Однако, по ступеням поднялся спокойно. Спросил с интересом:
— Это у Вас там машина времени?
— Не твоё дело! — буркнул я, — хоть бы и она.
— А зачем она Вам? — меня поразила наивность его вопроса.
— А тебе, что, не надо? — спросил язвительно.
Он почему-то фыркнул:
— Конечно, нет! — ответил бесшабашно.
— Почему? — обиделся я за «Малышку».
— А я и без неё обхожусь, — в его голосе послышалась добродушная улыбка. — Это так просто: нашёл точку пересечений, и — иди, куда хочешь. В прошлое или в будущее. А то — вправо или влево… вверх или вниз…
— Ты глянь, ферзь какой! — ярость вновь закипала во мне, — просто ему… Ты ещё по диагонали сходи!..
— В следующий раз! — сверкнул он в улыбке зубами, словно загорелся. — А что, это — идея! Сейчас и пойду… — и, в самом деле, направился к выходу.
Я в два прыжка настиг его, схватил за плечо, резко развернул и, вглядываясь в сумерках в его открытое лицо, прошипел:
— Ну, нет, голубчик! Ты мне сперва за Ронни ответишь… — потянувшись к стене, щёлкнул выключателем, и…
Мы оторопело смотрели друг на друга, не отрывая широко распахнутых изумлённых глаз. Наконец, чуть придя в себя, дуэтом спросили:
— Кто ты?! … Кто Вы?!
Оба одновременно крепко растёрли лица ладонями, оба потрясли головами… И опять скрестили взгляды переменчивых, струящегося цвета, глаз. Только его взгляд продолжал излучать изумление, а мой наливался жгучей, выходящей из-под контроля, ненавистью.
— Так, кто ты такой? — свистящим шёпотом спросил я своего молодого двойника. Страшный озноб вновь затряс меня, заставив выпустить плечо парня, обхватить себя руками в попытке унять всё усиливающуюся дрожь.
Тот молчал.
— Г-г-г-вр-ри! — выстучал я зубами, — к-кт-т т-т-т-тк-й?!
— Владик… — растерянно произнёс он.
— Кто?! — я даже отступил на пару шагов, — ты сказал — Влад?! … Ты — Влад?!
— Да, а что? — не понял он. Он ещё не понял!
Он, ненависть к кому зрела во мне столько лет! Он — отнявший у меня маму!.. Он — отнявший у меня нормальный мир!.. Он — отнявший только что моего любимца, мою последнюю, единственную в этой проклятой жизни, радость — Ронни!.. Он ещё не понял, что сейчас… сейчас…
Наверное, лицо моё исказилось жуткой гримасой, потому что парень вдруг отпрянул, попятился в открытую дверь, не отводя от меня застывшего на непроницаемо-чёрном цвете, взгляда.
— Простите, — бормотал он, — Вам надо успокоиться… Вам надо лечь…
— Сейчас ты у меня ляжешь! — взревел я и, вытянув руки, ринулся к нему. Но он ускользнул от меня, уже распахивал дверь на веранду.
Я гнался за ним до самой лестницы на обрыве, рыча, шипя и воя, совсем как разъярённый Ронни.
Влад, почти не касаясь ступеней, на одних поручнях понёсся вниз, к омуту. Я, было, кинулся следом, но снизу ударил в лицо, ослепил невероятно мощный луч его странного фонарика.
— Остановитесь, прошу Вас! — крикнул он. — Остановитесь! — Я и так остановился, ослеплённый, ничего не видя… — Не сердитесь на меня! — увещевал голос внизу. — Ронни не утонул. Он ушёл, куда хотел. Я только помог ему…
Имя любимца вызвало во мне новую волну необузданной ярости, и я, не видя, начал осторожно спускаться по заснеженным скользким ступеням.
— Не надо, — просил Влад, — я сейчас уйду!
— Тебе некуда уходить! — захохотал я, продолжая спуск.
— Есть дорога! — возразил он. — Здесь дорога в любое пространство. Я уйду…
— Как ты вообще посмел сюда явиться?! — возмущённо орал я, спускаясь всё ниже.
Он не опускал фонаря, продолжая слепить меня. Но вдруг свет погас, что, однако, мне совсем не помогло: перед глазами мельтешили разноцветные пятна. Влад не подавал голоса, и я, спустившись с последней ступеньки, беспомощно топтался на месте, не решаясь идти в какую бы ни было сторону. Вдруг он ответил. Спокойно и немного грустно.
— Мама говорила, что в этом доме на Временном Проезде живёт её любимый человек… Поэтому я и… посмел.
— Как зовут твою мать? — повернул я лицо на голос.
— Вероника…
Послышался лёгкий скрип, шлепок, словно снежок упал в воду, и я, не видя, вдруг понял: его здесь больше нет! Медленно, вытянув руки, прошёл я пару шагов туда, откуда слышался голос Влада. Мои ладони наткнулись на мокрый шершавый, очищенный от снега, ствол ивы… Так я и стоял, пока не прекратили мелькать огненные круги перед глазами. Привыкнув, наконец, к темноте, я внимательно огляделся. У самого ствола в снегу темнела небольшая ямка округлой формы. Нагнувшись, я нашарил круглое зеркальце фонарика, повертел, не понимая, как его включить, машинально сжал в ладони, и внезапно тьму прорезал яркий широкий луч. Ага! Понятненько… Вот, сейчас мы и посмотрим, где здесь «дорога во все пространства»…
Но, естественно, никакой дороги я не обнаружил. Следы Влада обрывались здесь, у ивы, дальше этого пятачка снег был абсолютно не тронутый… В омут он, что ли, сиганул?! Но тогда бы звук был гораздо сильнее… Так, куда же он делся?! Чёрт! Да он же, пользуясь моей слепотой, просто потихонечку обошёл меня и удрал по лестнице! И я быстро заспешил вверх, подсвечивая себе фонариком. Так… в сторону от лестницы следы не ведут. Значит, он вернулся во двор…
В доме было пусто. Горел свет на веранде, на кухне… Посреди гостиной валялась куча моей мокрой одежды. На плите выкипал забытый чайник…
Я перекрыл газ и вернулся на веранду, осветил заснеженную, нетронутую дорожку до ворот… Куда же он делся?! Ха! Ушёл… он думает — ушёл… Наивный мальчик Влад, которому не нужна машина времени! Я спустился в подвал, включил генератор на подзарядку и спокойно отправился на кухню пить пустой кипяток.
Просто ему… Ты глянь, какой… Моцарт!.. Дом на Временном… на Временном! Он произнёс название с ударением на первом слоге! В доме на Временном проезде живёт любимый человек… Я горько усмехнулся. Это ты, Владик, любимый у мамы. Это тебе она посвящала всё своё время, покинув меня в жутком голографическом мире! Но ничего! Может, тебе, Моцарт с Временного Проезда, и не нужна машина времени… господи, столько лет работы, и — «Зачем она Вам?!.» Я знаю, для чего она может мне послужить… «Это так просто…» Да, Владечка, это так просто: играет мальчик на бережку у омута… приходит к мальчику нехороший человек из далёкого будущего… не будешь ты больше спрашивать: «зачем Вам машина времени?» Опасно маленьким мальчикам играть у коварных омутов… есть там дорога в иное пространство…
Я пил обжигающий кипяток, рисуя в воображении жуткие картинки страшной мести, идиотски подхихикивая, бормоча что-то неразборчивое… После третьего стакана, наконец, оставила меня непрекращающаяся противная дрожь, приятное тепло разлилось по всем жилочкам, и я, склонив голову на лежащий на столе локоть, заснул внезапно и крепко.
Во сне я, переносясь через время, гонялся по разным пространствам за мальчиком в кроссовках, по имени Влад. Я почти настигал его, но он снова и снова ускользал, исчезал из виду, только голос его, немного виноватый, звучал: «Извините, здесь — дорога в иное пространство…» Я мчался к «Малышке», переносился в иное пространство, вновь настигал весело смеющегося мальчика. «Это так просто!» — кричал он мне, в который раз исчезая. Но вот, наконец, я настиг его где-то в одном из бесчисленных, пересечённых нами, пространств, прижал к иве… Его лицо жалко скривилось, он попытался вновь ускользнуть, но сорвался с дерева, начал падать в омут, не отрывая от меня умоляющего, испуганного взгляда. И я не выдержал, протянул ему руку — спасти. Но воронка, закрутившись, утягивала его всё глубже и глубже… Я свешивался со ствола дерева, но никак не мог дотянуться до его вскинутой вверх руки. И тогда я сорвал с шеи золотую цепь, и он успел ухватиться за неё, но зато я, потеряв равновесие, упал в невероятно широкую воронку омута, цепь стремилась вернуться на своё место — мне на шею, а я боялся потерять в мутном потоке Влада, захватил его голову, прижал к себе испуганно закостеневшее тело, и амулет, вернувшись, объединил нас в своём плену, обвивая золотой цепью наши шеи…
Но из омута мы уже выбраться не могли: воронка утягивала всё глубже и глубже, куда-то под землю… нас несло по тёмному руслу быстрым течением, и крест, словно держась наплаву, устремлялся перед нами вперёд, вперёд, увлекая своих пленников цепью к чему-то огромному…
Резкий продолжительный звонок, донёсшийся из подвала, оборвал мой сон. Я вскинулся, ошалело огляделся, растерянно потирая затёкшее плечо. За окнами был уже день. Трезвонил внизу зарядившийся генератор. Мне надо идти…
Я точно помнил: надо идти на тридцать лет назад… Именно тогда мама начала уходить к Владу, оставляя меня одинокого, больного странной, неведомой болезнью.
Я спустился в подвал, где ярко и весело светили жёлтые плафоны, дверца «Малышки» уже отъехала до конца. Я вошёл в камеру, набрал дату… привычно поглядел на лестницу, на которой уже никогда не будет сидеть, поджидая меня, Ронни… непроизвольно всхлипнул и вдавил клавишу перехода.
Через несколько мгновений дверца «Малышки» открылась, и моим глазам предстало тёмное помещение, пропахшее пылью, холодным запустением. Мерцающий сине-сиреневый свет «Малышки» высвечивал подножие лестницы, ступени которой были покрыты многолетним нетронутым слоем пыли, сумрачные своды подвала, как в сказке про Кощея, украшенные плотными лохмотьями паутины, небольшой штабелёк пустых ящиков…
Пол подвала находился сантиметров на двадцать ниже пола машины. Я, забыв об этом, сделал шаг и, не найдя опоры под ногами, кубарем покатился по каменным пыльным плитам, сильно зашиб инстинктивно выставленный вперёд локоть о первую ступень лестницы, громко чертыхнулся, вздрогнув от внезапного гулкого эха. Поднявшись, порадовался, что ногу, если и подвернул, то незначительно: боль, появившаяся в лодыжке, была не острая, так, чуть-чуть заныло, и ступать можно вполне нормально.
Тщательно отряхнувшись от пыли, я, чуть прихрамывая, вернулся к «Малышке», сел на её пороге, как на низкой скамеечке и задумался. Куда я попал на этот раз? Оглянувшись на циферблат, тихонько присвистнул: набранная мной дата, вполне уверенно наращивая цифры, стремилась в будущее. Наконец, мелькание чисел остановилось, и теперь на меня невозмутимо смотрели с двух экранов — исходного и заказного — идентичные цифры сегодняшнего дня, настоящего времени… Но подвал оставался пустым, заброшенным, запылённым. Не было и намёка, что сейчас засияют на стенах плафоны, поднимется уровень бетонного пола…
— Что ж ты творишь, а, «Малышка»? — укоризненно спросил я, похлопав машину по светящейся обшивке. — Куда ты меня занесла? Я ж совсем в другое время собирался… Али в альтруистки подалась? Заповеди соблюдаешь свято? «Не убий…»
Впрочем, может, она и права… Ведь кого я убивать-то собирался?! Только теперь, когда прошла идиотская лихорадка, изводившая меня последние часы, я сообразил, что гостю моему потустороннему было от силы лет девятнадцать-двадцать. А у меня от горя и ненависти совсем мозги, видно, расплавились: вообразил, что он — именно тот Влад… Но… какое совпадение имён… Однако, при этом, Влад как появился неведомо откуда, так и исчез… Может, он вообще мне привиделся? Мало ли какие глюки бредовые могут быть… Я ещё перед тем и крест потрепал изрядно… Он и не такие сюрпризики от «обиды» подбрасывать умеет…
Пыль, поднятая моим падением и отряхиванием, наконец, сделал своё дело: потянуло на отчаянное чихание. Сунув руку в карман куртки за платком, я нащупал там что-то круглое, твёрдое. Вытащил и некоторое время с недоумением разглядывал непонятный предмет, позабыв про чихание. Похоже на зеркальце, но гладкая поверхность не отражает, имеет странную структуру. Впечатление, что смотришь в середину невероятно длинной, до бесконечности, трубки из очень толстого, чуть волнистого стекла. А вещица при этом — плоская, миллиметра три толщиной. Я прикинул её на ладони, потом чуть сжал пальцы, и внезапно мощный широкий луч прорезал темноту подвала. Господи! Да это же фонарик Влада! Он потерял его там, около ивы! Значит, не привиделся Моцарт с Временного Проезда?! Я опять оглянулся на циферблаты «Малышки». Прошло восемь минут… экраны исходного и заказного времени оставались в незыблемой идентичности. Медленно оседали последние растревоженные пылинки, высверкивая в луче фонарика. Ну, что ж, Мир… Убийца ты, как выходит, хреновый… Похоже, предстоит встреча с Владиком сегодняшним, дабы в мирной беседе выяснить: а почему, собственно, мальчику «не нужна машина времени» и… с какой стати его мама Вероника заявляет, что «в этом доме на Временном Проезде живёт её любимый человек»? Не было у меня, кроме мамы, никаких любимых Вероник! Была Верка — мышка, да и ту оттолкнул идиотской забавой, насмеялся… потерял, не сумев понять — люблю, или нет… Ну, что ж, пойдём, разберёмся…
Я спрятал фонарик в карман, начал медленно подниматься по ступеням. Дверь, слава богу, была лишь прикрыта и подалась, со скрипом, туго, словно десять лет ею не пользовались.
Осторожно преодолев последние четыре ступени, я огляделся. Справа, как и у меня, как и у Вовика, находилась кухня. Разница только, что была она супермодернизирована. Но как-то аляповато: у одной стены стояли, как и у нас, старые шкафчик с сервантом, посередине, ближе к окну, — тот же овальный обеденный стол, в центре которого красовался на вязаной салфетке тот же пузан-самовар. Но без электрошнура, как у Вовика. Зато у другой стены, вместо холодильника, печки и мойки, высился какой-то белоснежный параллелепипед непонятного назначения. При этом, на скамье у погребца была сложена идеально чистая кухонная утварь: кастрюли, сковородки, вёдра, чайники. Сложена так, что сразу было видно: ею, как и подвалом, не пользовались долгие годы.
Слева была библиотека. Книжные шкафы и полки занимали все стены. Два журнальных столика завалены высокими стопками всевозможных журналов и газет. Под окном красовался знаменитый садовый набор мебели. Стулья были чуть отодвинуты, на столике стояла маленькая, синего стекла, вазочка, а в ней — одинокая, сумрачно поникшая, золотистого оттенка роза, по всей вероятности — искусственная, но очень искусная: даже отсюда виделись замершие на лепестках, на кончиках листьев поблёскивающие сухие капли. Красиво, но печально. Золотая роза явно плачет о невозвратном. Символика-с.
Дверь в гостиную была распахнута на обе створки, и оттуда падал неяркий свет. Наконец, я сообразил, что за окнами — темнота. В то же время, часы мои и «Малышки» показывают позднее утро. Такого, как говорится, в моей практике ещё не было! Похоже, предстоит нечто уж вовсе из ряда вон… Да, ладно! Я готов даже к встрече с настоящим самим собой!
Готов-то, готов, но шаги мои, до распахнутого гостеприимно проёма дверей, мало отличались от неслышных шагов пушистых лап Ронни. На пороге я замер. Здесь, в этой комнате, были все элементы моей гостиной. И диван знакомо стоял в простенке «садовых» окон, и торшер склонял над ним и над журнальным столиком со стоящими в том же положении двумя низкими креслами, три свои плафона-колокольчика: розовый, лиловый и жёлтый.
Книжные полки висели над письменным столом, и между ними — тремя колокольчиками поменьше — бра, испускающее тройной мягкий свет. Внизу входной двери — закрытое окошко… Оба окна этой стороны выходят на застеклённую, как у меня, веранду…
Всё остальное пространство вдоль стен было занято бесчисленными приборами. Это было царство электроники! Причём, знакомы мне оказались далеко не все приборы. Мне — электронщику! Компьютер с принтером, видеоцентр, факс, телетайп, обыкновенный телевизор… а это… похоже — видеофон? Но всё перечисленное — лишь единицы из обширного набора, заполняющего комнату.
И так чужеродно, так нелепо смотрелась на письменном столе, заваленном пачками бумаги и стопками разноцветных папок, обшарпанная портативная пишущая машинка. Даже несмотря на то, что была она электрическая, но не имела лапок бумагодержателя, отчего заправленный в каретку лист загнулся назад и вниз.
Не менее нелепо выглядела и такая же старенькая, безрычажная инвалидная коляска у стола. Сидящий в ней человек склонился к машинке и, придерживая пальцами левой руки загнувшийся лист, перечитывал напечатанное. Правая его рука машинально прочёсывала пальцами откинутую вбок и назад прядь длинноватых чуть волнистых волос…
Это что-то новенькое…
Я пожал плечами, засунул руки в карманы распахнутой куртки и медленно двинулся к нему.
Человек в инвалидной коляске легко оттолкнулся от стола и повернул ко мне совершенно спокойное лицо. Ни тени испуга, ни следа изумления не было в его усталых, чуть прищуренных глазах цвета дамасского булата. Я встречаюсь с этим устало-режущим взглядом по несколько раз на дню, глядя в зеркало.
Человек в инвалидной коляске у стола был я…
Ещё один я…
Преодолев некоторое замешательство и изумление, я спросил глуховато:
— Ты, что ли, — я?
Он молча кивнул.
— Но… почему? — я быстро шагнул и прикоснулся к коляске. — Почему — так? Ведь ты — совсем другой… А где Барс? — вдруг подумал, что и здесь может оказаться свой обормот Барс, любящий рвать чужие штаны…