Форум "В Керчи"
https://xn--b1agjg5a5b.xn--p1ai/

о культурном достоянии России
https://xn--b1agjg5a5b.xn--p1ai/viewtopic.php?f=55&t=3312
Страница 1 из 2

Автор:  РЫЖАЯ [ 29 май 2016, 11:55 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

«Случились вместе два астронома в пиру»

Изображение

Портрет Михаила Васильевича Ломоносова,
1758.
Преннер фон Георг Каспар


Короткое (12 строк) стихотворение Ломоносова современники восприняли как «рифмованный анекдот», в рамках юмора того времени. Как «стихотворный анекдот» произведение известно и сейчас.

Парадокс в том, что для самого автора это было важное и серьёзное произведение — он пытался найти лёгкую форму знакомства читателей с устройством Вселенной.

Ломоносов придавал огромное значение своему литературному эксперименту, так как это был ещё один метод борьбы за грамотность населения. Поэтому он «перекрещивал» поэтические работы с научными трудами и богословскими произведениями.

Впоследствии именно «малые формы» оказались самыми востребованными из всей его многочисленной поэзии — они попадали в различные сборники. В этом смысле эксперимент Ломоносова в литературе удался точно так же, как в химии или физике.

Михаил Ломоносов

* * *
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

Конец мая или июнь 1761

Автор:  РЫЖАЯ [ 03 июн 2016, 20:37 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»

Изображение

Айвазовский Иван Константинович.
«Девятый вал»
1850
Холст, масло. 221 x 332 см
Государственный Русский музей

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ
«Девятый вал»
__________________

В основе «Девятого вала» Айвазовского лежит известная, но так до конца и не раскрытая загадка природы. Ещё древние мореплаватели рассказывали, что во время шторма одна из попеременно образующихся волн достигает аномальной высоты и мощности, становясь смертельно опасной для любого судна.

Реалистичность сюжета «Девятого вала» подкреплена собственным опытом художника: за шесть лет до написания полотна он пережил страшную бурю в Бискайском заливе. Шторм, в который попал корабль, был настолько сильным, что судно сочли утонувшим — в европейских и петербургских газетах появились ложные сообщения о смерти уже известного молодого художника.

Картина «Девятый вал» стала самым знаменитым морским пейзажем Айвазовского и настолько впечатлила зрителей, что была сразу же приобретена императором Николаем I.

Автор:  РЫЖАЯ [ 03 июн 2016, 20:39 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

Тропинин Василий Андреевич.
«Кружевница»
1823г.
Холст, масло 80 x 64
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Изображение



Картина крепостного крестьянина Тропинина «Кружевница» стала известной благодаря счастливому стечению обстоятельств.

В подарок на Пасху Тропинин, который 47 лет был крепостным крестьянином, от своего хозяина графа Моркова получил вольную.

Он тут же отправился в Петербург с целью исполнить свою давнюю мечту — получить диплом Академии художеств, где ранее обучался искусству рисования.

Среди других представленных им перед комиссией картин была и «Кружевница».

Эта поездка изменила всю жизнь бывшего крепостного. Уже через год художнику присвоили звание академика, а в 1843 году его избрали почётным членом Московского художественного общества.

Сама же картина была явлением нового жанра портретной живописи, изображающего обыкновенные радости жизни, и открыла для общества художника Тропинина. Особенно отмечалось, как автору успешно удалось запечатлеть характер склонившейся над работой простой девушки.

Автор:  РЫЖАЯ [ 03 июн 2016, 22:18 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

«Повесть временных лет»

Изображение

Произведение, считающееся классическим в ряду древних летописей, скорее можно рассматривать как едва ли не первый в русской традиции труд настоящего историка. «Повесть….» — не летопись, записанная с чьего-то рассказа, а собранные воедино сведения из множества первоисточников и других летописей.

Чтобы рассказать, «откуду есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть», автор собрал или изучил договоры, послания, завещания князей, исторические повести и жития святых.

Правда, кто именно был этим «первым профессиональным историком», до сих пор не известно. Долгое время считалось, что «Повесть…» создал монах Нестор. Но позже было установлено, что летописные своды «Древнейший», «Свод Никона», «Начальный свод» существовали задолго до него.

На сегодняшний день у исследователей нет однозначного ответа на вопрос о первоначальном составе и объёме «Повести». Однако даже в том виде, в котором произведение дошло на наших дней, оно является уникальным и важнейшим историко-литературным документом.

14-й лист Радзивилловской летописи(список XV века, описывающий поход Вещего Олега на Царьград)

Автор:  РЫЖАЯ [ 03 июн 2016, 22:48 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
«Памятник»

Изображение

Портрет Гавриила Романовича Державина,
1811.
Владимир Боровиковский


Этим произведением Державин фактически перевернул представление общества о поэтах, из разряда «скоморохов» перевёл их в разряд мастеров серьёзного жанра. В XVIII веке было широко распространено представление о поэте-шуте, который вынужден сносить капризы и насмешки двора.

Стихотворение Державина, написанное в 1795 году, стало первым произведением в русской литературе, где главным героем выступил поэт-творец, обладающий чувством собственного достоинства.

Автор «Памятника» выступает в защиту поэта и говорит о необходимости признания права на свободу творчества. Позднее история о нерукотворном творении воплотилась в творчестве современников писателя: Капниста и Ломоносова. Эта тема надолго пережила эпоху и самого Державина – к ней возвращались Пушкин, Маяковский, Ахматова.


ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так!— весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795

Автор:  РЫЖАЯ [ 03 июн 2016, 22:50 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ
«Чёрный квадрат»

Изображение


Казимир Малевич в значительной мере сам способствовал возникновению культа своей картины и созданию мифов о ней. Сначала он сдвинул назад дату написания картины на два года, написав на обратной стороне холста «1913».

На деле же художник завершил «Квадрат» летом 1915, незадолго до того, как представил вместе с ним новое направление в абстракционизме. Затем формально сменил название — в каталоге выставки, где состоялась премьера работы Малевича, «Чёрный квадрат» значился как «Четырёхугольник».

К началу 20-х годов о работе Малевича говорили уже во всём мире, тогда же и началась история множественных трактовок и разгадок тайны «квадрата Малевича».

Самой смелой из них можно назвать такую версию: известное полотно не что иное, как маскировка неудавшейся картины, замазанной чёрной краской. На самом же деле эта картина представляет супрематизм — направление авангардистского искусства, которое выражается в комбинациях разноцветных геометрических фигур.


Чёрный супрематический квадрат, 1915. Холст, Масло. 79,5 × 79,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Автор:  putnik [ 04 июн 2016, 13:16 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

А мне нравится такая версия "Чёрного квадрата":

Казимир Малевич через П.Д. Успенского узнал о теории английского теософа К.Брэгтона о человеке-кубе, где метафизическая сущность человека описывалась как куб.
Этот куб двигался из тонких миров и попадал в плотный мир, теряя измерения, превращался в квадрат.
К.Малевич назвал свой "Черный квадрат" АБСОЛЮТНЫМ НИЧТО-"Царственным младенцем".

Автор:  РЫЖАЯ [ 05 июн 2016, 10:36 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ
«Грачи прилетели»

Изображение


История создания самой известной картины Саврасова «Грачи прилетели» до сих пор остаётся невыясненной: мнения исследователей по поводу места её написания расходятся.

Несмотря на подпись автора о том, что натурой для этой работы служило село Молвитино Костромской губернии, существует гипотеза о создании первого этюда в Ярославле.

Также есть предположение, что Саврасов писал картину по памяти и окончательно завершил её, уже находясь в Москве. Но в то же время биографы художника утверждают, что пейзаж был исполнен в один день.

«Грачи прилетели» была высоко оценена современниками: картину сразу же приобрёл Павел Третьяков. Но картина пользовалась таким успехом, что автору было заказано большое количество её реплик.

В них Саврасов иногда вносил изменения — все картины сразу же разошлись по различным коллекциям.

Автор:  РЫЖАЯ [ 05 июн 2016, 10:38 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ
«Путешествие из Петербурга в Москву»

Изображение

Портрет Александра Николаевича Радищева.
Не позднее 1790. Холст, масло. 61 x 49.
Неизвестный художник.
Саратовский художественный музей


«Бунтовщик — хуже Пугачёва!», — заявила Екатерина II после того, как прочла повесть Радищева, и поспешила приговорить его к смертной казни.

Однако «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена десятилетней ссылкой в острог, а сам роман оставался под запретом ещё 100 лет.

Даже появление повести на свет походило на детектив. Во времена Екатерины II цензура была строже, чем у её предшественников, но Радищеву всё равно удалось обойти закон и напечатать «Путешествие….» в домашней типографии.

Заголовком к каждой главе он сделал один из городов, где останавливался во время поездки. В итоге цензор не увидел, что форма путевых записок была лишь способом изложения мыслей, за которые Радищев позже отправился в ссылку.

Удивительно, но даже эпиграф

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»,

символизирующий самодержавно-крепостнический строй, государственного служащего не насторожил.

Автор:  РЫЖАЯ [ 05 июн 2016, 10:40 ]
Заголовок сообщения:  о культурном достоянии России

ВАСИЛИЙ ЖУКОВСКИЙ
«Светлана»
_________________________






До публикации баллады Жуковского именем Светлана девочек никто не называл.

Оно было придумано незадолго до известной баллады писателем Востоковым для одной из своих поэм.

Произведение Жуковского настолько полюбилось читателям, что Светлана перешла со страниц книги в народ — и это единственный в своём роде случай, когда вымышленное литературное имя прижилось в сознании людей и теперь ничем не отличается от обычных русских имён.

Публикация «Светланы» подарила миру не только новое имя, но и многие художественные произведения.

Под впечатлением от баллады были написаны известные картины Брюллова «Гадающая Светлана» и Новоскольцева «Светлана».

В рядах тех, кто также высоко оценил творчество писателя, был Пушкин: в «Евгении Онегине» и «Капитанской дочке» не раз можно встретить цитаты из баллады Жуковского.
__________________

Гадающая Светлана 1836г, холст, масло, 94 х 81 см. Карл Брюллов. Хдожественный музей, Нижний Новгород

Изображение

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/