Кто всхлипывает тут?
Слеза мужская Здесь может прозвучать кощунством:
Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая.
Аджимушкайские каменоломни - место открытой и подземной разработки камня-ракушечника для строительных целей. Первый поселок камнерезов появился здесь еще в 30-х гг. XIX в. Само название "Аджимушкай" (Аджи-Мушкай) переводится как "седой, старый камень" По преданиям, разработка камня в этих местах велась еще с античных времен. В результате длительных разработок камня, к 40-м годам ХХ в. в районе поселка Аджимушкай сложился сложный лабиринт подземелий, состоявший из Малых и Больших Аджимушкайских каменоломен, не связанных между собой. Общая площадь обеих систем подземных штолен составляет примерно 170 га. Малые каменоломни - двухъярусные, глубиной до 30 м. Большие (Центральные) - одноярусные, глубиной до 14-16 м.
С этими каменоломнями, находящимися в 5 км. от центра города, связаны многие знаменательные события героической истории Керчи. С февраля по май 1919 г. в катакомбах базировался партизанский отряд численностью до 500 человек. Под руководством большевистского военно-революционного штаба он боролся за Советскую власть в Керчи и ее окрестностях.
В годы Великой Отечественной войны Малые каменоломни вновь стали местом базирования партизан. В конце 1941 г., в период первой оккупации города, здесь под командованием М. А. Майорова (комиссар С. И. Черкез, начштаба Н. И. Бантыш) действовал отряд имени В. И. Ленина, сформированный из рабочих и служащих завода имени Войкова, а осенью 1943 г. - отряды, созданные молодежью города.
8 мая 1942 г., когда гитлеровцы развернули мощное наступление на позиции войск Крымского фронта, к Керчи отходили измотанные непрерывными боями, ожесточенными бомбежками части. Потеряв танки, артиллерию, израсходовав боеприпасы, советские войска начали эвакуацию на Таманский полуостров. Она завершилась в ночь с 19 на 20 мая.
16-17 мая большой сводный отряд под командованием полковника П. М. Ягунова, состоявший из остатков частей различных родов войск, оказался в окружении в районе Аджимушкая. Не получив приказа на отход, отряд продолжал мужественно сражаться с гитлеровцами. Аджимушкайские каменоломни, куда советским воинам удалось пробиться, стал их последним оборонительным рубежом. В Больших (Центральных) каменоломнях были сформированы четыре стрелковых батальона, штаб, политотдел, основу которых составил резерв командно-политического состава. Возглавили подземный гарнизон полковник П. М. Ягунов и старший батальонный комиссар И. П. Парахин. Начальником штаба был старший лейтенант П. Е. Сидоров.
Кроме бойцов и командиров Красной Армии, в Центральных каменоломнях скопилось большое количество гражданского населения, укрывавшегося здесь в период оборонительных боев в районе Керчи.
Гарнизон Малых каменоломен, ядром которого стали бойцы 1-го запасного стрелкового полка, состоял из четырех стрелковых батальонов. Командовал этим гарнизоном подполковник С. А. Ермаков, а затем старший лейтенант М. Г. Поважный.
Уже 20 мая начались активные боевые действия, ночные вылазки, в которых фашисты несли ощутимые потери. Существование двух гарнизонов представляло для них постоянную угрозу. Убедившись, что советские воины не собираются слагать оружие, гитлеровские палачи пустили в ход средство, запрещенное международной конвенцией как преступное. С 24 мая они стали нагнетать в катакомбы отравляющие газы.
В это страшное, полное трагизма время начальник главной радиостанции старший лейтенант Ф. Ф. Казначеев передал в эфир сообщение полковника П. М. Ягунова: "Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!..".
От первых газовых атак гарнизон понес огромные потери. Но не отчаяние и страх владели теми, кто остался жив, а ненависть к врагу. Спешно сооружались перегородки на путях движения газа, строились примитивные газоубежища.
Среди документов, обнаруженных в Аджимушкайских каменоломнях, есть поистине потрясающие свидетельства человеческого мужества. "К большевикам и ко всем народам СССР. Я не большой важности человек. Я только коммунист-большевик и гражданин СССР. И если я умру, так пусть помнят и никогда не забывают дети, братья, сестры и родные, что эта смерть была борьбой за коммунизм, за дело рабочих и крестьян... Война жестока и еще не кончилась. А все-таки мы победим..."'. Эту записку написал младший политрук С. Т. Чебаненко, написал во время жесточайших испытаний, выпавших на долю защитников подземного гарнизона. В его партбилете, обнаруженном в кармане истлевшей гимнастерки, и нашли ее в начале 1944 г.
Гитлеровцы окружили каменоломни густой сетью проволочных заграждений, взрывали выходы, засыпали их землей, производили мощные взрывы на поверхности катакомб. Сотни людей погибли под завалами, и поныне остающимися безымянными подземными могилами. Истощались запасы продовольствия и боеприпасов. С первых же дней защитники подземного гарнизона ощущали острый недостаток воды: добыть ее можно было лишь в двух наружных колодцах, которые фашисты днем и ночью держали под прицельным огнем. Чтобы окончательно лишить осажденных источников воды, оккупанты забросали один из колодцев трупами погибших, другой - обломками автомашин, каменными глыбами. К счастью, их заклинило, поэтому дно и часть ствола были свободны. В течение нескольких дней специальная команда, задыхаясь от едкой пыли и копоти светильников, пробивала подземный ход к колодцу. Воду из него брали, пока фашисты не взорвали колодец. Сознавая, насколько ненадежен источник, находящийся вне катакомб, бойцы подземного гарнизона с огромными усилиями пробили два колодца в скальной породе под землей. Один из них сохранился до наших дней.
Испытывая невероятные трудности и лишения, герои каменоломен не просто жили, существовали - они боролись. Аджимушкайцы приковали к себе значительные силы врага: полки 46-й и 132-й пехотных дивизий, боевую группу полковника Корнэ.
В ночь на 9 июля советские воины провели одну из наиболее крупных боевых вылазок, в ходе ее они уничтожили вражеский гарнизон в поселке Аджимушкай. Утром погиб организатор обороны полковник П. М. Ягунов. Сменивший его подполковник Г. М. Бурмин поклялся продолжать борьбу. Мужество и героизм проявляли в этой борьбе майор А. П. Панов, капитан В. М. Левицкий, старшие лейтенанты Г. И. Бармет, Н. Н. Белов, лейтенанты Г. А. Гунашев, Н. А. Ефремов, боец В. Д. Немцов, сотни других советских воинов.
В середине июля аджимушкайцы стали умирать от голода; они гибли под обвалами и обстрелами, от болезней и ран. В подземелье в двух братских могилах покоятся останки около 3000 безвестных героев, которые до конца остались верны воинской присяге, воинскому долгу.
В конце октября 1942 г., после 170-дневной обороны, оставшиеся в живых немногочисленные защитники подземной крепости дали в каменоломне свой последний бой. Они вывели из строя 20 солдат противника. Герои были схвачены гитлеровскими палачами; одних расстреляли, других отправили в концентрационные лагеря.
Пять с половиной месяцев держались бойцы подземного гарнизона. Аджимушкайская оборона вошла в историю Великой Отечественной войны "как одна из наиболее героических и вместе с тем трагических ее страниц. Керченский Брест, непокоренная крепость на крымской земле - так назвали впоследствии люди легендарный Аджимушкай за его бессмертный подвиг".
В память о славных защитниках Аджимушкая в 1982 г. сооружен мемориальный комплекс, главной составной частью которого является действующий подземный музей. На 12-метровых пилонах, установленных у входа в каменоломни, высечены рельефные многофигурные композиции, изображающие эпизоды героической борьбы солдат подземного гарнизона. Авторы памятника - скульпторы Б. Е. Климушко и Е. Е. Горбань, архитектор С. Н. Миргородский.
Малые Аджимушкайские каменоломни.
Сделали небольшую вылазку в Малые Аджимушкайские.
По местности очень хорошо видно,что там шли ожесточённые бои.Воронки,провалы,скалы,побитые пулями и осколками.
Памятник партизанам.