Думала город,древний ,перелопатила инет.но информации не нашла.Хорошо,что добрый человек Танюша,подсказала ,что это::Ацангуары
Ацангуары (абх. «ограды карликов») или древние пастушеские постройки.
Замечательный русский учёный Н.М.Альбов, исходивший вдоль и поперёк горы Западного Кавказа, в 1893 году первым обратил внимание на древние каменные сооружения под названием «ацангуары» (ограды карликов), находимые в зоне альпийских лугов. Как установлено, ацангуары фиксируются повсюду, где существуют благоприятные условия для выпаса скота. Непременными условиями для сооружения ацангуар была близость воды и, в меньшей степени леса, а также наличие осыпей и других источников строительного камня.
Ацангуары
Основой каждого из ацангуарных комплексов является жилое сооружение - «дом пастуха», представляющий собой обычно прямоугольное помещение с полезной площадью от 8 до 20-25 кв. м, со стенами толщиной до 1,5-2 м при высоте (современное состояние) до 1,2-1,5 м, вход обязательно узкий (до 0,4-0,5 м). «Дом пастуха» может стоять одиноко, но чаще его окружают различные служебные пристройки для хранения продуктов, утвари и содержания молодняка, и загоны, часто занимающие обширную площадь (до 1500-2000 кв.м). В отдельных случаях ацангуары образуют целый посёлок - «город карликов», включающий до 15-20 жилых помещений.
При постройке жилых помещений применялась панцирная кладка насухо: крупные обломки шли в облицовку, более мелкие - в забутовку. Изнутри стены обычно делались ровными, снаружи они заметно расширялись к цоколю. Такой же кладкой оформлялись наличники дверей, где камни отличаются большими размерами, а иногда применяются вертикально поставленные плиты. Фундаменты в ацангуарах отсутствуют, кладка стен начинается от поверхности почвы. Крыша видимо делалась из дерева или шкур.
Стены хозяйственных построек имеют ту же структуру, но они тоньше и ниже, сложены из более мелкого камня. Ограды для скота возводились обычно из крупных обломков камня в один, реже в два ряда. Пространство между глыбами заполнялось мелким обломочным материалом. Ширина оград обычно достигала 0,5-1 м, высота до 1 метра. В ориентировке как жилых, так и служебных построек никаких закономерностей, кроме учёта локальных особенностей, не наблюдается.
Трудно сказать, что было главным занятием древних скотоводов - козоводство или овцеводство. Не исключается, что в эпоху наиболее интенсивного строительства ацангуар основным хозяйственным занятием их создателей было овцеводство. Низкие ограды не могли бы удержать коз. Ацангуары, видимо, строились для овец, ибо овцы преодолеть их почти не могли. Кроме того, пастухи коз, чтобы иметь возможность кипятить молоко, должны были устраивать стоянки в таких местах, где имеется растительность, пригодная для использования в качестве дров, а ацангуары обычно находятся вдали от леса, в пустынных высокогорных местах, где пасутся в основном только овцы.
Следы хозяйственно-бытовой деятельности древних скотоводов-культурные остатки, как правило, встречаются в жилых сооружениях у стен, в углах, в щелях между камнями и на площадке перед фасадом.
Среди обломков керамической посуды большинство составляют крупные (высота до 40 см, диаметр тулова до 35 см) корчаги и горшки, изготовленные из тёмно-коричневой, хорошо промешанной, часто мажущейся жирной глины с обильной примесью толчёного известняка и других компонентов, выгоравших при обжиге, что придавало изделию пористость и лёгкость. Последнее обстоятельство способствовало повышенной испаряемости содержимого сосудов и, следовательно, его охлаждение, что в условиях высокогорного пастушеского хозяйства было особенно ценно для хранения молочных продуктов. Костный материал из ацангуар, согласно определению профессора Н.И.Бурчак-Абрамовича, в массе представляет овец и коз и, гораздо реже, коров и лошадей.
Таким образом, весь археологический материал, добытый в результате, хотя выборочной и ограниченной, но систематической шурфовки ацангуар, должен быть связан с пастушеским хозяйством и датируется пока лишь ранним средневековьем (в рамках VI-X вв.). Широкое распространение пастушеских построек в субальпийской и альпийской зоне Абхазии и в прилегающих районах Западного Кавказа свидетельствует о существовавшем здесь в тот период развитом скотоводческом хозяйстве, которому под силу было повсеместное освоение высокогорных пастбищ, где возводились капитальные долговременные жилища и ограды.
Как показывают материалы из ацангуар Абхазии, а также из раннесредневековых горных укреплений (Псху, Ачипсе, Пслух и др.), переломный этап утверждения определённой специализации хозяйства совпадал с возникновением и развитием первого местного государственного образования - раннефеодального Абхазского царства (VIII-X вв.), созданного на базе более ранних древнеабхазских политических образований - Абасгии, Апсилии и Санигии. К заключительной стадии существования последних (VI-VIII вв.) должны, по-видимому, относиться наиболее ранние ацангуары. Следовательно, строителями и пользователями ацангуар были абасги и ближайшие родственные им апсилы и саниги, и их потомки, населявшие прилегающие к горам низины и долины в рассматриваемый (VI-X вв.) период.
Интересно, что в этот же период перегон скота на горные пастбища получил широкую практику в Византии, где крестьяне на несколько месяцев покидали свои хозяйства и уходили с козами и овцами в горы. Можно предполагать поэтому, что наряду с другими чертами (крепостное и храмовое строительство, вооружение, украшения, ряд форм керамических изделий и т.д.) и сам уклад абхазской деревни в момент её вступления в раннефеодальную стадию развития имел много общего с соседней Византией.
В XI-XII вв. в силу каких-то социально-экономических сдвигов и возможного изменения климата альпийская зона Абхазии пустеет. Во всяком случае в ацангуарах не обнаружены следы жизнедеятельности пастухов ни в этот, ни в более поздний период (вплоть до конца XIX в.) периоды. Материалы, выявленные в некоторых ацангуарах, свидетельствуют о том, что уже в XI-XV вв. в народе представление об ацангуарах, как о жилищах пастухов, было в основном изжито. В это время отдельные ацангуары, расположенные у перевалов и вершин, превратились в места для жертвоприношений горным духам.