В Германию мы поехали благодаря испанцам. Дело в том, что многие страны Шенгенского соглашения визы российским гражданам выдают строго со дня приезда по день отъезда в соответствии с датам предъявляемых в консульство билетов. А вот испанцы не мелочатся и щедро выдают визу на полгода. В результате, посетив по первой Испанию, потом, в течение этого полугода, можешь отправляться в пределах Шенгена куда угодно, тебя обязаны пустить, таковы условия соглашения. Этим мы и решили воспользоваться. В Испании мы были в январе, а теперь выбрали Германию. Потому, что как раз про нее известно, что визу туда получать особенно хлопотно и нудно.
Но наличие визы, послужило, конечно, лишь поводом. На самом деле в Германию мы отправились, потому что интересно было увидеть эту страну, вызывающую к себе довольно противоречивые чувства. На отношении к немцам не может не сказываться Великая война и то, что они в те годы учинили. Умом понимаешь, что сменились поколения и нынешние немцы ни в чем перед нами не виноваты, а все равно в глубине души след неприязни гнездится. Кстати будет сказать: сколько ни доводилось общаться с ветеранами, которые воевали, а потом и служили в Германии, ни разу не слышал от них плохих отзывов о немцах. Отношение к ним спокойное и уважительное, видимо на наших людей производили впечатление сильные стороны немецкого характера: трудолюбие, дисциплина, аккуратность, основательность во всем. То, чего нам слишком часто не хватает.
Германия — она ведь большая, для сравнительно короткой поездки надо было определиться с приоритетами и уяснить маршрут. Выбрали мы восток и запад: Берлин и Кёльн плюс окрестности того и другого города, рассчитывая увидеть разную Германию.
Авиабилетами, бронированием гостиниц, билетами на поезда по Германии занимались сами, все это доступно для пытливого ума. В очередной раз подивились: насколько это недорого — слетать в Европу. Вот гостиницы в Германии не дешевые, но оптимальный вариант можно найти, в этом смысле хорошо проявил себя booking.com, сайт бронирования гостиниц. Внутреннее ж\д сообщение тоже недешево, но и здесь есть свои тонкости. Например, по Германии экономней всего ездить в выходные. По одному «билету выходного дня» целая компания до пяти человек может ездить в субботу или воскресенье по всей Германии на электричках и городском транспорте с неограниченным числом пересадок, и стоит такой билет 40 евро.
В общем, если во все это вникнуть, то приемлемые решения находятся. Единственно, надо хотя бы немного дружить с языком, даже не обязательно с немецким, поскольку транспортные немецкие сайты имеют англоязычную версию, а вот по-русски информацию они не дают. Также нам немало помогали советами сведущие люди на форуме Винского.
Ну что ж, теперь о том, где побывали и что видели.
Берлин.
Устроен он довольно необычно: хотя со времени падения Берлинской стены прошло уже более 20 лет, город по прежнему состоит как бы из двух раздельных частей. Причем это обусловлено даже географически: между центральными частями бывшего гэдээровского Берлина и Берлина Западного раскинулся огромный парк Тиргартен, который их и разделяет. В других частях города Восток и Запад смыкаются, ведь стена в свое время раскроила их по живому, но смысловые городские центры — разнесены. Если попытаться самым общим образом охарактеризовать восточную и западную части Берлина, то можно сказать так: Запад уютнее и благоустроеннее, но Восток — интереснее.
Что характерно для в Берлина в целом, так это очень плотная и сложная транспортная сеть. Много линий метро и электричек, которые в Берлине тоже важный городской транспорт, чтобы попасть из одной части города в другую, надо сделать, как правило, несколько пересадок и при этом не запутаться с направлениями.. А еще есть автобусы и двухэтажные автобусы, которые почему-то выделены в отдельную категорию транспорта, есть трамвай. Поначалу задача передвижения по городу выглядит ребусом, но потом осваиваешься. Благо что у дотошных немцев всюду развешаны указатели, расписания и информационные стенды.
Берлинский хауптбанхоф, то бишь главный ж/д вокзал, один из крупнейших в Европе. Он же и важный пересадочный узел городских электричек. Отсюда минут 10 пешком до Рейхстага.Визуальный образ Берлина — это прежде всего Рейхстаг и Бранденбургские ворота. Они находятся вблизи друг друга и все годы, пока Берлин был разделен, стена проходила прямо между ними. Рейхстаг оказался в Западном Берлине, здание было приведено в порядок и как-то использовалось. После объединения Германии здание Рейхстага, который, впрочем, теперь называется Бундестагом, было реконструировано и снова стало символом германской государственности, здесь заседает парламент. Самое интересное в Рейхстаге (так его называть привычнее) даже не само здание, а его купол. В это диковинное хайтек-сооружение можно попасть по предварительной записи на соответствующем сайте. Узнав об этом, мы записались заранее, выбрав день и время посещения, благодаря чему там и побывали. Взяли Рейхстаг.
Википедия сообщает, что где-то частично сохранены надписи, сделанные в 45-м советскими солдатами, но я этих надписей не видел. Впрочем, по зданию и вокруг не пошмыгаешь, всюду охрана.В куполе Рейхстага.
Бранденбургские ворота при разделе города получили прописку в Восточном Берлине, прямо у стены, но и социалистических немцев к ним не подпускали, выстроив для этого еще одну дополнительную стенку. Площадь перед воротами сейчас представляет собой туристическую тусовку, место работы разнообразных ряженых, самое популярное место съемки «на память из Берлина».
При желании могут проставить в паспорте гэдээровские штампы о пересечении границы. От Бранденбургских ворот на восток идет некогда главный парадный бульвар, а фактически проспект, Берлина — Унтер ден Линден, т. е. «под липами». Липы есть и сейчас, но они какие-то мелкие, уюта, тени и прохлады не дают. Вообще Унтер ден Линден впечатления не производит. Когда-то она вся была обставлена роскошными зданиями, но после боев за Берлин от центральной части города остались руины. Некоторые строения восстанавливались, а многие были снесены до основания и их место заняли безликие коробки, на которые только и были способны немцы по своей послевоенной бедности. Таким образом исторические здания на Унтер ден Линден имеются лишь вкраплениями. Эта особенность распространяется на весь Берлин, и Западный тоже, но там новая застройка все-таки поинтереснее.
Как известно, после войны Берлин был поделен на зоны оккупации. В дальнейшем американская, британская и французская зоны образовали Западный Берлин, а столицей ГДР стала самая большая, советская зона. Именно в Восточном Берлине сосредоточены главные берлинские достопримечательности и исторические памятники. Их в Берлине сохранилось не так уж мало, еще с тех времен, когда Берлин был столицей Пруссии. Но по правде говоря, особого интереса они не вызвали. Как будто видится в этих дворцах и особняках прусская тяжеловесность, педантизм и старательное копирование чужих образцов. Возможно, что это я нафантазировал, однако Берлин куда интереснее своей современной историей и ее воплощениями. О чем несколько позже.