Фольклор пещерников Спелеология - наука о пещерах, название которой происходит от латинского слова "спелеос" - пещера. Спелеотуристы (пещерники) появились еще в прошлом веке, а в послевоенное время, с 1950-х годов, возникло сразу несколько спелеоклубов в разных городах Разного рода маргинальные личности, убегавшие от трудностей реальной жизни, всевозможные психи и чудики среди спелеологов встречались куда реже, чем среди любых других групп туристов.
если предположить, что в пещерах могут обитать какие-то существа, имеет смысл все-таки подумать: а какой образ жизни может вести такое существо? Как оно может выглядеть? Чем может питаться?
…От пугания новичков спелеологи получают больше садистского удовольствия, чем другие туристы.
В целом же более серьезный пещерный фольклор, выходящий за пределы пугания, имеет несколько основных сюжетов:
1. Оскаленные страшные рожи, которые внезапно возникают прямо на стенах пещер. Трещинки вдруг складываются вместе, натеки и выпуклости стен приобретают другую форму - и перед одиноким спелеологом вдруг возникает огромное, от метра до трех высотой, получеловеческое лицо. Происходит это мгновенно, и сама неожиданность пугает. А лицо иногда ведет себя довольно агрессивно, вплоть до открывания огромной пасти, усаженной коническими зубами, и попыток схватить человека.
Другой вариант - когда из стены вырастает голова неведомого зверя или морда монстра и тоже пытается схватить проходящего.
Сами спелеологи чаще всего относятся к таким явлениям, как к галлюцинациям. Нередки рассказы о том, как кто-то один видит "рожу" и шарахается от нее или вступает с монстром в диалог, к удивлению остальных: они ничего не видели.
Но и такие истории, даже с откровенным галлюцинаторским подтекстом, обычно производят впечатление.
2. Очень своеобразен эффект, который спелеологи назвали не менее своеобразно: "дядя Вася в медных триконях". Эффект состоит в том, что во вполне определенном пещерном коридоре раздается знакомый звук: лязгает металлическая амуниция, стучат по каменному полу трикони, подбитые медными шипами. Незнакомец приближается, звуки позволяют даже знать, где именно бронзовый карабин чиркнул о скалу, на каком расстоянии он идет. Но не видно абсолютно ничего. Невидимка проходит буквально мимо стоящих людей, чуть ли не проходит сквозь них, и удаляется. При этом иногда слышен звук стесненного дыхания, иногда - нет. Постепенно шаги и звон амуниции удаляются, затихают в темных коридорах.
Легче всего сказать, что такого не бывает, но автор лично слышал "дядю Васю". Надо сказать, что появляется "дядя Вася" нерегулярно, предсказать его появление невозможно. Ходят слушать "дядю Васю" всегда по нескольку человек, и стоять в полуосвещенном коридоре, курить и слушать удивительные звуки даже в компании жутко, но в несравненно большей степени - интересно.
3. Третья группа сюжетов касается существ, обитающих в глубине пещер. Традиции пугания требуют как можно меньшей определенности - тогда бывает страшнее. Фантазия у пещерников богатая. Но имеет смысл учитывать только такие сюжеты, когда эти существа описываются очень определенно и несколькими свидетелями сразу. Таких сюжетов известно два.
Это "субурханчики", или "вихорьки", которые летают по потолку и стенам, обдавая лица идущих потоком движущегося воздуха. Движение "субурханчика" сопровождается частым мелким постукиванием по камню - впечатление такое, словно скал касаются маленькие коготки. Так что "субурханчик" не летит, а именно бежит по потолку, но тоже остается невидимым. Вреда от них не бывает, может быть, потому, что задержать "субурханчика", поставив на его пути руку или какой-то предмет, никто пока не попытался.
Другие истории рассказывают про нечто бесформенное, покрытое белой шерстью, обитающее в самых глубоких частях некоторых пещер. Про "это" (что характерно, существо не имеет названия) мне рассказывали в Орешной и в Боградской пещерах. Для Караульных пещер, например, эта история совершенно нехарактерна.
Видевшие "это" всегда находились на большой глубине и пребывали в пещере уже долго, порядка суток, а порой и нескольких. Большинство фиксировали только сам факт внезапного появления и мгновенного исчезновения "этого". В некоторых вариантах рассказов существо стоит на задних лапах и сложением напоминает небольшого медведя. У "этого" есть голова, похожая на собачью, с очень сильно вытянутой мордой и без глаз (по близкой версии почти без глаз). Наблюдать "его" можно буквально долю секунды. "Оно" никогда не издает никаких звуков и не пытается приблизиться к людям.
На вопросы о том, не пробовали ли "его" ловить, рассказчики только ухмылялись и отводили глаза.
4. "Черный спелеолог" во многом аналог "черного альпиниста", который погибает примерно так же: заблудившись в пещере, умирает от голода и холода. Называют его, впрочем, и "белым", логично объясняя, что в пещере черного спелеолога все равно не увидишь. Но происхождение и поведение "черного" и "белого" совершенно одинаковы.
Похоже, что сначала был заимствован у альпинистов именно "черный спелеолог", а уж потом он вполне логично "побелел": на его "белизне" гораздо больше настаивает молодое поколение спелеологов - те, кому до 35. Более старшие сомневаются в его цвете и достаточно часто произносят привычное: "черный".
_________________ Какой-нибудь предок мой был — скрипач, Наездник и вор при этом. Не потому ли мой нрав бродяч И волосы пахнут ветром!
|