Къыдырлез – праздник плодородия
Къыдырлез - праздник крымских татар, который отмечается ими еще с язычества. Он делит год на две половины. Считается, что именно с Къыдырлеза начинается лето и длится до дня Касыма - 8 ноября (обе даты совпадают с христианским календарем - днем Св. Георгия и Св. Димитрия). Праздник этот всегда приходится на пору цветения деревьев, с этого времени в Крыму начинался отгон скота на яйлу и найм работников для полевых работ.
Само слово "къыдырлез" состоит из имен двух святых. Къыдыр, одетый в зеленые одежды, обходящий земной шар справа налево, встречается с Ильясом, защищающим человека на воде (поэтому у южнобережных татар существовал обычай именно в этот день выносить лодки к морю). В день 6 мая святые сходятся друг с другом.
Подготовка к празднику начинается за 3 дня до него с уборки дома, двора. Затем молодые посещают стариков, ходят в гости, чтобы попросить друг у друга прощение за нанесенные обиды.
Вечером за селом разводят костры, через которые прыгают дети. В домах в посуду с водой обязательно ставят травы и цветы. Девушки гадают о будущем, бросая в чаши с водой свои украшения.
Основные обряды соблюдаются в сам день Къыдырлеза. Целыми селами люди выходят к лесу, полям, к святым местам, туда, где есть родники, чтобы очистить их и очиститься самим. Поведение у родника - это тоже целый обряд: сначала нужно "открыть глаза" роднику, т.е. расчистить его, потом прочесть над ним молитву, омыть лицо и только затем можно из него пить.
Особое место на этом празднике отводится женщине, ведь она продолжательница рода, носительница животворящей силы природы. В этот день девушки качаются на качелях, а женщины скатываются с пригорка, делясь с землей своей женской силой и получая от природы дар материнства. С этой же целью скатывают с горы хлебцы (къалакъай). Есть поверье: если къалакъай упадет верхней стороной - быть году урожайным, нижней частью - к неурожаю.
Песни и обрядовые танцы длятся весь день, но нельзя забывать и о могилах предков, которых также чтят в этот день.
Где тут всадник
Скорее всего так называли место для перегона скота, т.к. "
с этого времени в Крыму начинался отгон скота на яйлу и найм работников для полевых работ", что дословно хорошо встраивается в формулировку Мул и Пешком
А легенду со всадником подтянули под праздник (св. Георгия) уже в 19м веке, особенно это было полезно для работы монастыря