К 200-летнему юбилею Еникальского маяка
21 августа 2020 исполнилось 200 лет Еникальскому маяку, расположенному на самой восточной оконечности Крымского полуострова - мысе Фонарь.
Боспор Киммерийский (современный Керченский пролив) с древних времен использовался в качестве судоходного морского пути, поэтому первые сведения об огне, зажигаемом на мысе Фонарь для облегчения плавания кораблей, относятся к военному укреплению Парфениум, построенному греками - колонистами на мысе Фонарь и упоминаемому еще в 350 г. до н.э.
Первый каменный маяк на мысе Фонарь, как полагают ученые археологи, появился в период правления царя Понтийского царства Митридата VI Евпатора (132 - 63 гг. до н.э.).
В XVIII веке вслед за заключением Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774 г.) и присоединением Крыма (1783 г.) к России последовало бурное развитие военного и торгового судоходства в Черном, Азовском морях и Керченском проливе, однако маяков, обеспечивающих безопасность прибрежного мореплавания на указанных акваториях, у России не было до начала XIX.
Лишь в 1816 году, благодаря энергии и настойчивости директора маяков Балтийского моря Л.В. Спафарьева и по его проекту, на Херсонесском и Тарханкутском мысах поднялись первые на Черном море маяки. На очереди были Еникальский и Инкерманские створные маяки.
Однако капитальный каменный маяк на мысе Фонарь был построен в 1820 году на средства таможенных сборов, добровольных взносов керченского купечества и керченской городской казны. Изначально маяк находился в ведении Гражданского ведомства и содержался на средства местного купечества, лишь в 1829 году его передали в ведение Гидрографической части Николаевского порта. Свое название маяк получил от расположенной неподалеку крепости Ени-Кале.
Бывший начальник Керченской таможни, комиссар по медицинской части Еникальской крепости во время чумы 1812 года, выдающийся археолог-исследователь Боспорского царства Поль Дюбрюкс в 20-30 годах XIX века производил обширные раскопки древнего Парфениума и был свидетелем строительства маяка, сообщает об этом в своем 2-х томном собрании сочинений: «Маяк, воздвигнутый в 1821 году - это круглая башня о семи саженей высоты и трех в диаметре; он расположен в четырех верстах севернее Еникале, у входа в пролив, левее мыса - на самом возвышенном месте горы, примерно на двести саженей от берега Азовского моря; имеет четыре этажа, кроме подвала внизу. На первом этаже квартируют солдаты, несущие стражу, на втором смотритель или надзиратель; внутрь проникают по узкой лестнице. Над четвертым этажом из досок устроен барабан или фонарь; три больших окна выходят на Азовское море. Источник света, состоящей из девяти ламп, виден с моря за тридцать или тридцать пять верст; однако смотритель заверял меня, что этот источник очень слаб и, что он должен бы иметь тринадцать ламп, в остальном это очень прочная и складная конструкция».
Первое официальное упоминание о маяке имеется в «Описании маяков и знаков Черного и Азовского морей», издания 1851 года: «маяк каменный, белый, построен в 1820 году при входе из Азовского моря в Керченский Пролив, на возвышенности мыса Фонаря, в 300 саженях от ближайшего берега Азовского моря и в 2 ½ милях на NO 44º (37º) от Крепости Еникале. Освещается 12-ю лампами, с рефлекторами. Огонь постоянный, обыкновенного цвета, возвышенный от поверхности моря на 403 ½ фута, освещает горизонт от NNW, чрез N, О, до SWtS½W на 21 милю. Высота здания с фонарем: от основания... 71½ фут от поверхности моря 412½ фут Широта 45°23'12''N, долгота 6°20'7''О-я. Маячный городок окружен каменной оградой, в маячном городке расположены здания: помещение для смотрителя и для нижних чинов, магазины, сарай, кладовая. В длинном флигеле помещается смотритель, 6 человек маячной прислуги и кладовые. В северо-восточном углу ограды находится сарай. Провизией и топливом маячная прислуга снабжается от Керченского адмиралтейства, которое находится в 14 верстах. Пресная вода в 3½ верстах, привозится на волах. Огонь белый вертящийся, высота огня 68 фут. Период огня 1 минута».
Указанные выше разные даты рождения Еникальского маяка объясняются просто: Поль Дюбрюкс считает с момента начала регулярного освещения, а гидрографы с момента завершения строительства башни.
Со временем деревянное фонарное сооружение пришло в полную негодность и 1835 году его заменили на чугунное с медным куполом. В металлические рамы установили полированные стекла, число фотофоров, как сказано в описании 1851 года, увеличили до двенадцати. После этих усовершенствований маяк добросовестно прослужил четверть века.
В 1859 году в Англии на заводе братьев Чане были заказаны фонарные сооружения и светооптические аппараты для Одесского и Еникальского маяков. В ноябре 1860г. аппаратуру доставили в Одессу и Керчь, и на маяке началась серьезная модернизация. Отслуживший свое рефлекторный осветительный аппарат, заменили перворазрядным френелевским аппаратом, отказались и от сурепного масла в лампах Арганда. Их заменили новыми керосино-фитильными горелками, создававшими яркое сильное пламя.
Изменилась и характеристика маяка, он теперь стал проблесковым, вертящимся. Чтобы обеспечить такую характеристику, оптический аппарат установили на кольцевой поплавок, опущенный в металлическую ванну с ртутью. Аппарат был огромным, занимал площадь большой комнаты, и стоил около 200 тысяч золотых рублей.
Переоборудование заняло почти два года, поэтому на время работ, рядом с башней на специальных козлах установили старый аппарат, который и светил по ночам морякам. Освещение новым осветительным аппаратом маяк начал 13 октября 1861 года. При благоприятных условиях его огонь открывался за 30 миль, что значительно повысило безопасность плавания в этом районе.
Для работы с новым оборудованием все маячные служащие прошли специальный курс обучения. Вахты стали более напряженными, а ответственность обслуживающего персонала возросла многократно. Все служащие каждый год проходили переаттестацию. Им продлевали контракт лишь после успешно сданных квалификационных испытаний.
В марте 1880 года после суровой зимы и сильных дождей смотритель маяка обнаружил, что башня с восточной стороны осела почти на 2 вершка (около 9см) и опасно наклонилась. Причиной этого явился размыв грунта под фундаментом башни. По приказанию командующего Черноморским флотом адмирала М.П. Манганари были проведены работы по осушению подвала маяка и осмотру конструкции. В результате осмотра трещин в стенах и сводах маяка выявлено не было, и было принято решение о проведении работ по выпрямлению башни. Перед выполнением работ дорогостоящая оптика, вращательный механизм были демонтированы, из ванны вращательного аппарата была слита ртуть.
Чтобы не создавать аварийных ситуаций на море, рядом была построена временная деревянная башня, в вершине которой установили старый рефлекторный аппарат.
Около года стояла наклонной башня маяка, напоминая известную Пизанскую. В начале 1881 года «башня маяка приведена в прежнее вертикальное положение осадкой другого бока её противоположного осевшему, фундамент башни упрочен и сделан отвод воды для предупреждения в будущем повторения наклона башни». В результате проведенных работ высота башни маяка уменьшилась на 40 сантиметров.
В 1898 году на маяке заменили устаревший к тому времени источник света на новую керосинокалильную горелку. При значительно меньшем расходе керосина он обеспечивал большую яркость огня.
В 1911 году, для повышения безопасности мореплавания в северной части Керченского пролива и в районе мыса Ахиллеон, характеристику маячного огня изменили. Теперь он стал двухцветным, секторным проблесковым. Белый огонь стал светить в секторах от 339,5º до 54º и от 129,5º до 219,5º, а красный - от 54º до 129,5º. Северная граница красного огня проходила по отмели мыса Ахиллеон вдоль изобаты 30 фут (около 9 метров), а южная граница указывала на близость четвертого колена Керчь-Еникальского канала. Белый огонь, видимый за 27 миль, как и прежде, предупреждал мореплавателей об опасностях мыса Фонарь.
Еникальский маяк без потерь пережил бурные события начала XX века, сохранился как сам маяк, так и установленная на нем аппаратура.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов маяк оказался в зоне ожесточенных боев. По указанию командования Черноморского флота в 1941 году служащими во главе со смотрителем маяка Михаилом Николаевичем Егоровым была срочно демонтирована и отправлена на Таманский берег светооптическая аппаратура.
После успешно проведенной Керченско-Феодосийской десантной операции, на Еникальский маяк высадился начальник манипуляторного поста А.П. Филимонов с моряками-манипуляторщиками и служащими маяка, которые обеспечивали безопасность плавания советских кораблей и судов.
18 мая 1942 года немецко-фашистские захватчики вновь овладели Керчью. В тот же день гитлеровцы атаковали маяк. Личный состав мангруппы Еникальского маяка отражал атаки танков и пехоты противника, однако, когда танки со свастикой вплотную приблизились к маяку, его защитники, поняв, что им не удержаться, вызвали огонь на себя.
Огнем батареи с Косы Чушка фашистские танки были уничтожены, не дав врагу овладеть важным плацдармом, но при этом маяк и прилегающие к нему помещения были разрушены, многие защитники маяка погибли, а раненного Александра Филимонова вместе с оставшимися в живых маячниками ворвавшиеся на маяк фашисты взяли в плен.
Судьба пощадила отважных защитников маяка, во время переправки пленных в Симферополь Филимонову и Егорову удалось бежать. После освобождения Керчи Филимонов поселился в поселке Подмаячный, недалеко от места тех памятных боев. Жив остался и смотритель маяка Михаил Николаевич Егоров. Встретились ветераны в 1953 году на праздновании открытия нового возрожденного из руин маяка.
В начале ноября 1943 года, одновременно с высадкой десанта на Эльтиген, на берег мыса Фонарь высадились советские войска. Сразу после освобождения маяка для гидрографического обеспечения кораблей Черноморского флота на развалинах маячной башни установили временный фонарь, а в 1946 году была построена двадцатиметровая ажурная деревянная башня с фонарным сооружением и возвращенным после эвакуации светооптическим аппаратом.
Учитывая особую важность для судоходства Еникальского маяка, в 1946 году его восстановление включили в план первоочередных работ. К началу 1951 года была подготовлена техническая документация, необходимая для строительства маяка, а в августе того же года на мысе Фонарь начались строительные работы.
Работы по строительству маяка были окончены в 1953 году. К этому времени были построены маячная башня, здание служб, жилой дом, маячно-техническое здание, в котором были установлены дизель-электрические агрегаты и стационарная аккумуляторная батарея, введены в действие радиомаяк (упразднен в 2000 году) и наутофон (упразднен в 1989 году).
В 1957 году светооптический аппарат заменили новым аппаратом ЭМ-35/2 с электрическим приводным механизмом. В 1961 году к маяку была построена ЛЭП и произведено подключение к внешней сети.
В 1965 году был установлен новый вращающийся аппарат ЭМВ-3. Огонь маяка стал групповым-проблесковым (проблеск - 0,3 с; темнота - 2,6 с; проблеск - 0,3 с; темнота - 2,6 с; проблеск - 0,3 с; темнота -7,9 с). Дальность видимости составила: белый огонь - 28 миль, красный - 20 миль. Сектор освещения маяка остался прежним.
В 2001 году на Еникальском маяке была установлена и введена в эксплуатацию контрольно-корректирующая станция морской дифференциальной подсистемы спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS.
С 1 января 2011 года на маяке введена в эксплуатацию береговая радиостанция НАВТЕКС, предназначенная для передачи навигационных предупреждений судоводителям (прекратила действие в 2014 году).
В том же 2011 году вращающийся светооптический аппарат ЭМВ-3 был заменен на проблесковые светодиодные модули основной и резервный в оптической системе 500 мм. Был упразднен красный сектор освещения, в результате маяк стал светить белым огнем в секторе от 339,5° до 219,5°. Дальность видимости маяка сократилась до 17 миль. Характеристика огня осталась прежней групповой-проблесковой.
Что же касается людей, все эти годы работавших на маяке, то сведения о людях, обслуживающих Еникальский маяк со времени его основания и до 1940-х годов практически отсутствуют. В архивах города Керчи сохранились сведения за 1912 год о служителях маяков, расположенных на Керченском полуострове. В том числе смотрителем маяка Еникальский в то время был титулярный советник Александр Петрович Петров, проживающий на маяке (от Керчи 17 верст).
С начала Великой Отечественной войны до конца 1990-х годов смотрителями и начальниками Еникальского маяка в разные годы были Егоров М.Н., Игнатов С.К., Вальчук О.Г., Харланчук С.У., Ткаченко Ю.М., Мажуть А.К.
В настоящее время на Еникальском маяке работает коллектив в составе: начальник маяка Мындра Виталий Николаевич (возглавляет маяк с 1999 года), техник Семеняко Юрий Петрович, смотрители огня Мажуть Елена Александровна и Питенко Андрей Владимирович, которые обеспечивают бесперебойную работу маяка, проводят обслуживания технических средств маяка, маячных зданий и сооружений.
За прошедшее с момента основания Еникальского маяка время произошло множество исторических событий, огромное развитие, особенно в последние десятилетия, получили технические средства кораблевождения и системы обеспечения безопасности мореплавания, однако свет Еникальского маяка по-прежнему встречает и провожает мореплавателей, проходящих через Керченский пролив, и еще не скоро мыс Фонарь на севере Керченского пролива перестанет ассоциироваться, прежде всего, с расположенным на нем маяком.
Источник