В крепости Судака побывала неделю назад в третий раз.но не разу с экскурсоводом.там чуток услышу,там немножко..вот сегодня решила сама почитать..может быть кому-нибудь тоже это будет интересно.
История Судака в античные времена Все города в Восточном Крыму древние, с бурной историей, которая в большинстве случаев относительно подробно освещена со средневековых времен. Впрочем, памятники античности в этом районе тоже наличествуют, и посмотреть есть на что. Однако представляется, что здесь крепка связь именно с событиями средневековой истории. В Солхате — Старом Крыму — располагался центр Крымского улуса Золотой Орды. Кафа и Судак были крупными портами, принадлежавшими латинянам-генуэзцам. В ХIII-ХV веках эти города пережили пик своей известности и величия, отсвет былой славы греет их по сию пору.
Название «Судак» предположительно восходит к ираноязычному «сугда» — священный, чистый. Кроме того, известен один из аланских народов сугды, так что название местности и возникшего на ней города, вероятнее всего, связано с аланским населением, обосновавшимся здесь полторы тысячи лет назад.
Судак в особенности известен памятниками Средневековья. Такие ансамбли, как Судакская крепость, по масштабам, сохранности, архитектуре и планировке редки даже в Европе. Судакская крепость великолепна. Но генуэзцы здесь были далеко не первыми...
Археология в районе Судака богатейшая — есть признаки человеческого жилья всех эпох. Эти места обжиты человеком достаточно давно, со среднего палеолита, времени, когда человек был еще не вполне человеком. В районе Нового Света и в округе самого Судака известны стоянки новокаменного века — неолитического времени. Есть неолит и на территории Судакской крепости: во время раскопок здесь встречаются кремневые орудия. Таким образом, территория, которая пригодна для проживания в наше время, наверняка была благоприятной и в далеком прошлом. Ряд памятников эпохи камня находятся в восточной части Судакской долины.
В первом тысячелетии до нашей эры в горном Крыму проживал народ, известный по греческим источникам как тавры. Несколько памятников, принадлежавших этим аборигенам полуострова, известны в округе Судака.
Древнегреческие авторы, рассказывая о таврах, наделяли их отвратительным нравом, приписывали им занятия пиратством, кровавые жертвоприношения, ненависть к любым чужеземцам. Любить греков-колонистов у тавров действительно особых оснований не было. В остальном археологические исследования рисуют картину жизни вполне мирного пастушеско-земледельческого народца, относительно немногочисленного и обладающего весьма немудреной материальной культурой. Самые выразительные памятники, оставшиеся от тавров, — их погребальные сооружения, каменные ящики из громадных грубо отесанных плит. Таковые сохранились к востоку от Судака, в Капсельской долине.
История Судака - КутлакЕсли говорить о государственной истории, то начать надо с Боспорского царства.
Центр Боспорского царства Пантикапей, современная Керчь. Оно занимало территорию азиатского и европейского Боспора (Керченского пролива), под властью боспорских государей находился целый ряд городских центров на Керченском полуострове. Несколько позже ему подчинились Феодосия и города на азиатском берегу Керченского пролива. Где проходила западная граница боспорских владений — дело темное. Ряд исследователей склоняются к тому, что граница владений Херсонеса и Боспора проходила чуть западнее современной Ялты, в районе Ореанды. Один из переводов слова «ореан- да», («ургенда») — «граница». Судя по монетным находкам, до II-III веков н. э. к востоку явно преобладал Боспор. Известны три клада боспорских монет и из судакской округи.
Итак, территория, где сейчас находится Судак, входила в западные провинции Боспорского царства. Судака как городского поселения тогда еще не было, зато к западу от него стояла боспорская цитадель, так называемое Кутлакское укрепление. Кутлак — это старое название села Веселое (действительно веселое «наливайное» село к западу от Судака). В древности в этом районе располагался порт Афинеон. На сегодняшний день Кутлакская бухта и укрепление в устье одноименной долины - наиболее вероятное место его локализации.
Кутлакское укрепление представляет собой отменно сохранившуюся позднеантичную крепость I века до н. э. Возможно, она была построена в годы правления боспорского государя Асандра, уделившего много внимания укреплению границ своей державы. Она прослужила около 60 лет и позже была покинута гарнизоном. Укрепление имеет регулярную планировку, его даже называют местным «Пентагоном»: пятиугольник с мощными прямоугольными башнями по углам. Местами стены сохранились до четырех-пяти метров в высоту, исследованы колодец, остатки казармы, ворота...
Фортификация столь правильна и совершенна, что на эти стены можно было бы и в новое время пушки закатывать. Для памятника античности крепость сохранилась великолепно. Нечто подобное можно встретить лишь в крупных центрах античного мира. Однако по сравнению с огромной Судакской крепостью Кутлакское укрепление выглядит, конечно, скромно — оно очень маленькое.
Весьма неординарный памятник, датируемый первыми веками нашей эры, — святилище, исследованное археологами на склоне горы Таракташ. Примечательно, что для отправления культа местные жители использовали не открытую площадку — капище, а стационарные постройки, храмами их назвать язык не поворачивается, но всё же. Видимо, здешние аборигены были не чужды влияний античной цивилизации. Однако к исходу IV века культовый комплекс мирно забросили.
История Судака - Византийское времяОб истории Судака как крепости и городского центра принято говорить с ранневизантийского времени, хотя существует основанное на средневековом источнике мнение о том, что Судак был заложен в начале III века н. э. как один из опорных пунктов именно Боспорского царства. Археологическими данными это не подтверждено. Самые ранние находки датируются VI-VII веками, временем активизации Византии, которая стремилась контролировать побережье Крыма. Судак возник как одна из приморских крепостей на путях средневековой навигации.
Первоначально город был расположен не на северном склоне, как мы его видим сейчас, а в лощине за крепостью: между крепостной скалой и горой Палвани-Оба, на месте современных санатория «Сокол» и пляжа. Здесь располагались раннесредневековые кварталы.
На этом месте можно осмотреть остатки мощного приморского укрепления. Это была громадная, 15 х 15 метров, башня с цистерной для воды, выстроенная на скале и оштукатуренная изнутри цемянкои — известковым раствором с добавкой дробленой керамики. Башня, видимо, входила в систему ранневизантийских укреплений, прикрывая порт.
Порт, надо сказать, был не очень удобен: тесная, достаточно скалистая бухта... Тем не менее византийцы выбрали именно эту бухточку, к западу от крепости. На территории порта встречаются интересные подводные находки. Часто попадаются свинцовые печати от византийских документов, возможно, из размытого здания архива. Сами документы давно погибли, а свинцовые печати все еще существуют, хотя многие из них сильно окатаны прибоем. Подводные археологические изыскания последних лет открыли целый ряд интересных памятников на местах крушений средневековых судов в Судакской и Новосветовской бухтах.
Судак - история завоеваний
История Судака - Европейцы и Золотая ОрдаIII-ХIV века — время усиления влияния латинян на берегах Черного моря, торгового соперничества между морскими республиками Генуя и Венеция. На их фоне присутствие представителей других итальянских приморских городов — Пизы, Амальфи и других было малозаметным. Сначала в Судаке утвердились венецианцы, и город стал одним из пунктов именно венецианского влияния в Крыму. Генуэзцы здесь обосновались несколько позже. При этом интересно заметить, что, хотя Судак и принадлежал к ордынским владениям, это не мешало активной экономической, культурной и административной экспансии Венеции. Монголо-татары, вопреки разным предрассудкам, были очень терпимым народом. На всей территории своей огромной державы они жили сами и стремились не мешать жить другим. Они никогда никого поголовно не обращали в ислам, в свою веру, не навязывали свою идеологию... В то же время они покровительствовали городам, приветствовали ремесла и торговлю, от которой Орда получала немалую прибыль.
Судак оказался на территории, благоприятной для торговых контактов с Европой, со Средиземноморьем, с одной стороны, и с евразийскими степями и Русью – с другой. Самыми активными представителями европейской торговли были венецианцы и генуэзцы. Естественно, татарская администрация была заинтересована в их торговом присутствии на своей земле. Тем не менее, пока Золотая Орда была мощным государством, европейскому купечеству в Крыму разгуляться особо не давали и держали латинян на коротком поводке. В назидание татары даже пару раз жгли их столицу Кафу (Феодосию) и периодически грозили вовсе разогнать пронырливых итальянцев и ликвидировать все их заведения. Когда же Золотая Орда пришла в упадок, южные берега Крыма стали сферой европейского влияния.
История Судака - сельджуки и татарыВ начале XIII века влияние Византии в Крыму ослабло, и на Судак совершили набег малоазийские сельджуки под предводительством Иконийского султаната Алаэддина-кей-Кобада. Сельджуки переправились через море, взяли Судак, который оставался привлекательным торговым центром, и некоторое время его контролировали. Но сельджуки в Крыму не удержались. Некоторые авторы связывают строительство мечети Падишах-Джами, которая стоит на территории Генуэзской крепости, со временем набега сельджуков, хотя другие опровергают это мнение, считая, что оно связано с периодом Золотой Орды и временами хана Узбека (40-е годы XIV века).
Судак считается первым из крымских городов, пострадавших от татарского набега. В 1223 году татары вошли в Крым и разорили Судак. Сохранился любопытнейший документ XIII века, так называемый Судакский синаксарь — сборник кратко изложенных житий святых. Он был обнаружен более столетия назад в греческом монастыре на острове Халки в Мраморном море. Синаксарь интересен не только своим религиозным содержанием, но и массой грекоязычных заметок, которые заносились па его поля на протяжении полутораста лет священниками одной из судакских церквей. Очень интересно, что на страницах сборника упоминается немало христианского люда, даже священнослужителей, с вполне тюркскими именами, крещеных тюрок, кипчаков, куманов, позднее татар. Именно среди заметок в синаксаре приведена дата вторжения монголо-татар — 1223 год.
Первое татарское разорение Судака стало началом непростых отношений представителей золотоордынской администрации и жителей города. Проблемы обострились, когда татары при хане Узбеке стали мусульманами. В это время произошло несколько неприятных для Судака событий. Население несколько раз изгонялось из города. Были срыты, как центр потенциального сопротивления, византийские укрепления Судака. Период наивысшего процветания закончился.
История Судака - Хазарщина На рубеже VIII-IX веков Судак стал центром хазарских владений в Крыму и местом пребывания здешнего наместника тудуна. Считается, что тудун имел в Судаке свою резиденцию. Однако ряд авторитетных исследователей сомневаются в полном подчинении Судака хазарам. По всей видимости, жесткой границы между византийскими и хазарскими владениями в Крыму не было. Административное управление совместно осуществляли представители византийской императорской администрации и наместники хазарского кагана.
Интересны остатки «судакского зольника». Это было святилище, где незнатные подданные каганата, в отличие от своей верхушки, принявшей иудаизм, продолжали отправлять свои древние языческие культы. По мнению отдельных авторов, находки из расположенных поблизости склепов некрополя этого периода демонстрируют жутковатые подробности практикуемой хазарами погребальной обрядности.
В этот период город очень сильно разросся. Начиналось стено- и домостроительство на северных склонах — на территории, которую ныне занимают генуэзские укрепления. Уже в тс времена Судак представлял собой крупный торговый центр, который интенсивно развивался. Он был одним из городов на трассе Великого шелкового пути. Здесь торговали всеми товарами, характерными для Причерноморья. Предметы роскоши, шелк, пряности и наркотики были, безусловно, дорогими штучными товарами из Азии, а вот работорговля, торговля мехами и медами из Руси, местными товарами сельского хозяйства и морских промыслов процветали. Более того, в Судакской бухте находят свинцовые пломбы, которыми якобы маркировались связки собольих, беличьих да бобровых шкур, — сорока. Сорок — старинная русская единица счета, применявшаяся (до начала XIX века) главным образом в меховой торговле (например, два сорока соболей — это 80 шкурок).
Пиком расцвета Судака как самостоятельного торгового центра и одного из звеньев Великого торгового пути между Востоком и Западом, Севером и Югом был XII век. Тогда в Судаке было около шести тысяч жителей, что очень немало для Средних веков. Население города было смешанным, этакий «Вавилончик» на черноморском берегу: греки, рядом с ними выходцы с Северного Кавказа и с противоположного берега Черного моря, осевшие здесь потомки нескольких волн тюрок-степняков, многочисленная армянская община, нередки здесь были и славянские гости.
Кроме того, Судак был религиозным центром. Существовала целая судакская епархия. Вокруг города известны несколько средневековых монастырей и остатки многочисленных церквей. Один монастырь с крупным храмом-базиликой находился к западу от города, в сторону Нового Света, в урочище Димитраки. Еще ближе к Новому Свету сохранились уникальные для Восточного Крыма сооружения пещерного монастырского комплекса. На
склоне горы Перчем раскопан еще один монастырек интересной планировки. На горе Ай- Йори также находился средневековый монастырь, видимо, давший название горному массиву.
Обрел Судак и местного святого. Святитель Стефан Сурожский жил в VIII веке в эпоху иконоборчества в Византии и был одним из апологетов иконопочитания, жестоко за это пострадал, но был умучен не до конца и впоследствии возвращен в свою епархию, став одним из самых известных и чтимых местных святых.
Существует полулегендарное свидетельство о походе на Судак (Сурож) в IX веке русов во главе с новгородским князем Бравлином. Русы тогда успешно добрались до юга Крыма и разграбили Судак. Ворвавшись в город, хулиганы сразу же полезли грабить собор Святой Софии и добрались до мощей святого. Естественно, у Бравлина немедленно начались проблемы со здоровьем. Как обычно в таких случаях, помогли только глубокие извинения с последующим принятием крещения...
Дореволюционные здания Судака, экскурсия по старому Судаку
Облик города Судак
Надо полагать, что наиболее старое сооружение нынешнего Судака — это винный подвал бывшей Потемкинской экономии, сохранившийся на территории винного цеха № 2 на Феодосийском шоссе.
Если подвал действительно построен на рубеже 80-90-х годов XVIII века, вместе с остальным хозяйством светлейшего, то это старейший винный подвал во всем Крыму. Кстати, дегустационный зал завода «Судак» расположен здесь же. На восточной окраине города есть еще один старинный винодельческий комплекс — так называемые «французские подвалы». Построены они в XIX веке и названы так то ли по выдержке вин французских сортов, то ли в названии закрепилась память о бароне Александре Боде. В 20-30-х годах XIX века он занимал должность смотрителя (директора) Судакского казенного училища виноградарства и виноделия и весьма много сделал для успешной работы вверенного ему заведения.
Из примечательных зданий отметим Покровский храм, строившийся в 1819-1829 годах, этакий кусочек провинциальной России, перенесенный на юг Крыма. Единственный купол Покровского храма покоится па граненом барабане, вход оформлен традиционным для сельских и провинциальных церквушек портиком о четырех колоннах. Покровский храм в Судаке возводился на средства, собранные землевладельцами судакской округи. Значительные суммы на Покровский храм строительство и украшение пожертвовал граф И. П. Капнист, а завершению строительства колокольни в 1842 году финансово содействовал сам граф М.С. Воронцов генерал-губернатор Новороссии.
Покровский храм считается одним из старейших зданий Судака. Однако на улице Десантников сохранилась многократно перестроенная усадьба небезызвестного академика П. С. Паласса — первоисследователя новоприобретенных таврических земель. Этот небольшой одноэтажный дом был построен еще в конце XVIII века.
На улице Алуштинской стоит старинный двухэтажный дом под красной черепицей, в самом начале XIX века принадлежавший семейству выходцев из Лифляндии Гагсндорфов.
1835 году как приданое супруги усадьба перешла к другому известному ученому — профессору X. X. Стевену, ботанику, основателю Императорского Никитского ботанического сада.
К историческим зданиям причисляют старую земскую больницу по улице Гвардейской, построенную в 1891 году, особняк Функа на улице Ушакова, характерный образец дачи начала XX века (лет пять назад, к сожалению, дом горел и восстановлен не особенно тщательно), и бывшее здание Городской управы по улице Ленина, ныне в нем отдел культуры Судакского горисполкома. Весьма привлекательно солидное здание бывшей гостиницы «Гюль-Тепе», построенное в 1910 году и сохранившееся на территории военного санатория. Из четырех дореволюционных отелей Судака осталось только здание «Гюль-Тепе». Не сохранились и располагавшиеся поблизости дачи И. К. Айвазовского и А. А. Спендиарова, их местоположение отмечено бюстами живописца и композитора.
Пара не особенно примечательных особнячков начала прошлого века стоит па улице Гагарина, один из них (дом № 39) занят техническим училищем, второй (дом № 49) вроде как жилой. Век назад они были центром культурной и литературной жизни местечка. Принадлежали они семейству Герцыков, оставившему заметный след в отечественной культуре начала XX века. Вокруг литератора Аделаиды Герцык и ее супруга — издателя Дмитрия Жуковского собрался богемный кружок. Известно очень точное сравнение, что дом Герцыков для Судака был тем же, чем дом Волошина для Коктебеля. Кстати, сам М.А. Волошин неоднократно здесь гостевал. У Герцыков останавливались Марина и Анастасия Цветаевы, А.Н. Толстой, философ Н.А. Бердяев, поэт-символист В.И.Иванов, композитор А. А. Спендиаров. При доме Герцыков (дом № 49) сохранилась мастерская одного из «самых крымских» художников Л. Ф. Лагорио, состоявшего с ними в родстве.
Иванов Алексей Валерьевич