16 июня.
Утром, подорвавшись по звонку будильника и обратив заспанные очи на восток, понимаю, что рассвету – быть. А вот рассветная съемка – под вопросом: на место ночевки пришел чуть не ночью и с точкой съемки определиться не успел. Ну да ладно. Глотнув молока, хватаю фотик со штативом и ныряю в предрассветную свежесть. Вернее в сырость: вся трава покрыта густой росой. Долго выбирать точку некогда, и наметив примерный путь подъема, я штурмую ближайший скальник на востоке. Попрыгав по камням меж колючих кустов, иногда с элементами свободного лазания, выбираюсь на большую и ровную, как стол площадку. Линия горизонта на 10-15 градусов покрыта сплошной серой облачной полосой, и это не радует. Ну ладно, будем снимать, что дают. Торопиться снова некуда: полоска туч у горизонта надежно прячет первые лучи и стирает рассветные краски. Не торопясь расставляю штатив, прикручиваю к нему фотик и делаю первые кадры.
![Изображение](http://s7.postimg.org/8kkthc77b/DSC_5512_stitch.jpg) Что за черт – все смазано. Ветерок слабый и на источник шевеленок не тянет. Проверяю объектив – вроде не запотевший. Фокусируюсь в ручном режиме. Опять ближний фон смазан. Лезу в настройки… Йетицкая богомышь! В D7000 есть две пользовательские настройки. Одну я настроил на портретную съемку, другую на пейзаж. Вчера, щелкнув на прощание Сашу, не перевел фотик в пейзажный режим. Исправляю сейчас. А время, между тем бесповоротно профукано. В общем, получилось снять не рассвет, а раннее утро.
![Изображение](http://s30.postimg.org/guxfxht99/DSC_5540_stitch.jpg)
Утро туманное, утро сырое..
![Изображение](http://s23.postimg.org/xsjteklt3/DSC_5549_stitch.jpg)
Полазив по скалам и осмотревшись, понимаю, что для знакомства с Опуком столь малого времени абсолютно недостаточно.
![Изображение](http://s28.postimg.org/jfyic9gfd/DSC_5554_stitch.jpg)
Сейчас у меня обзорный забег по новой местности, впереди по плану длинный и непростой переход на Чауду. А на таинственный Опук надо будет обязательно вернуться для более близкого знакомства. Вернувшись в лагерь, быстро завтракаю и собираюсь. Тени на дневном переходе не предвидится, и до начала полуденного зноя я хочу пройти побольше, а затем переждать жару в палатке, на пляже. Сверху вижу дорогу, бегущую на запад мимо РЛС. Решаю не топтаться по заповедной (и клещеопасной) целине, а спуститься по наикратчайшему пути к дороге. Метров за сто до этой промежуточной цели меня учуял местный голосистый кабыздох. Пока дошел до дороги, на его лай вышел камуфлированный по пояс персонаж, то ли с мобилкой, то ли с рацией в руке. Пока я, шествуя с независимым видом, не скрылся из поля зрения, он рассматривал меня, сложив ладонь козырьком и разговаривая по переговорному устройству. Дорога, определенно прорубленная в скале, шла траверсом по склону, постепенно заворачивая на север. В точке, где я решил, что дальше нам с ней точно не по пути, на запад, к озеру сбегала едва наезженная колея. Как раз то, что надо.
![Изображение](http://s18.postimg.org/52nxipt2t/DSC_5569_stitch.jpg) С озером, кстати, тоже не повезло. Недавние дожди скрыли всю соль, и даже на знаменитый розовый цвет не было и намека. Моя новая дорожка вела прямиком на косу, отделявшую Кояш от моря. Не снимая рюкзака, делаю панораму озера (с излишним, как оказалось приближением) и топаю дальше.
![Изображение](http://s10.postimg.org/vylg1arid/DSC_5585_stitch.jpg)
В мыслях было желание убраться подальше от того звонильщика и ненужных, но возможных, разборок с егерями. Дорога идет по ракушечной пересыпи, шагать по ней тяжко – ноги вязнут по щиколотку.
![Изображение](http://s18.postimg.org/gdv6ktpbp/DSC_5593.jpg) Между дорогой и морем заросли чего-то, похожего на дикую капусту, навалы древесного и обычного, человеческого мусора. Поначалу решив, что эти следы матрасного отдыха, просто ужасаюсь. Но, присмотревшись к расположению этих завалов, понимаю, что вся эта дрянь выброшена морем. Когда понимаешь, что это лишь малая часть того, что выбрасывает в море человек, и начинаешь представлять масштабы загрязнения, становится грустно. Отшагав с километр прикидываю, что нахожусь в максимально приближенной к Скалам-Кораблям точке. Шелкаю их и решаю, что погони не будет, а по случаю удачного побега из заповедника надо искупаться.
![Изображение](http://s30.postimg.org/42n42slst/DSC_5611_stitch.jpg)
![Изображение](http://s3.postimg.org/8d53pckkf/DSC_5621.jpg) На море почти полный штиль. Вода, с легким изумрудным оттенком, хрустально чиста. Стоя по шею в воде, видишь не только ноги, а каждый ноготок на пальцах. О, это наслаждение – понудить одному на лучшем (из всех виденных) пляже в Крыму.
![Изображение](http://s8.postimg.org/wrcx2in5t/DSC_5597_stitch.jpg) Освежившись и допив молоко, двигаю дальше. Дорога за озером немного отходит от берега. Перепрыгнув через перекрывающий её свежий ров, читаю на аншлаге, что я только что покинул территорию заповедника. Все, теперь я точно неподсуден. - Ой ты степь широка-а-ая... - Ой ты степь привольна-а-ая… - лезет в голову мотив из какого-то старого фильма. Шаг-шаг-шаг, ноги сами несут вперед.
![Изображение](http://s23.postimg.org/b1t4b4uav/DSC_5631_stitch.jpg) Пройдя развалины (очевидно военного происхождения) и поднявшись на микрогорочку, вижу впереди начало перемычки Узун-Ларского озера. А метров за триста до него – стоящий на дороге «Жигуль». Подойдя ближе, замечаю торчащие из-под него ноги в камуфляжных штанах и стоящую рядом стереотрубу. Первая мысль – поломался автоматический мобиль у человека. - Бог в помощь! Помочь чем? Ноги дернулись и послышался глухой звук удара, похожий на стук головой о днище. Из-под машины вылез дядя, в черной футболке, с рацией, и с немного круглыми глазами. - Вы откуда?! - Сейчас – с Опука. А вообще – из Подмосковья. Решил вот посмотреть новые места, пройтись вдоль южного побережья до Чауды. Дальше, вроде, полигон – не подскажите, как там сейчас, можно пройти? - Нет! Сейчас начнутся полеты и учебные бомбометания, движение по перешейку запрещено. - О как. И до какого часа запрещено движение? - До пяти вечера точно. Сейчас идут учения, за озером КПП, Вас там не пропустят. - Разве что, по самому берегу можно будет пройти. – добавляет после небольшой паузы. - Ну, по берегу, так по берегу. Если я здесь, на пляже, палатку до вечера поставлю – не помешаю? - Да ставьте на здоровье. Девять утра. Становиться так рано в мои планы не входило, но с государевыми людьми спорить не хочу, да и к их деятельности отношусь с пониманием. Так же понимаю, что эта потеря времени выбьет меня из намеченного графика и будет стоить минимум литра воды.
![Изображение](http://s27.postimg.org/tzze28uun/DSC_5633_stitch1.jpg)
Про полудневку сказать особенно нечего. Купался, загорал, чиркал что-то в блокноте. Единственно, никогда мне не приходилось загорать в полукилометре от заходящих на цель штурмовиков. На горе, за Узун-Ларом, выложены белым огромные кресты – мишени. Сначала видишь самолет и пуск ракеты, а затем, с небольшим запозданием приходит звук. Палатка, накрытая спасодеялом, серебряной стороной вверх, была вызывающе заметна. Интересно, что думали пилоты, наблюдая её и загорающее рядом тело, почти прямо по своему курсу? Умаявшись валяться на пляже, в половине пятого я был уже собран и готов идти дальше. Вернувшись на дорогу, я заметил, что наблюдатель или корректировщик переехал метров на триста западнее, на саму перемычку, и тоже не торопясь собирает свое барахло. Наглость, как известно, второе счастье. Было жаль потерянного времени, и я решил попытаться его хоть как-то компенсировать. - Вы сейчас в часть? Я немного из графика выбился, не сможете, за пару сотен, подвезти в сторону Чауды, пока Вам по пути? Хотя бы до КПП? - Не знаю, сейчас проверяющий генерал на полигоне. Хотя, ладно. Поехали. По раскатанной военной техникой дороге катились на первой-второй передаче минут пятнадцать. Разговорились. Мне было узнать об изменениях в Крыму и отношении крымчан к переменам, моему новому знакомому – о пешем туризме и крымских горах, которых он почти и не знал. На вопрос о том, где бы и как бы мне пополнить запас воды, пообещал придумать что-нибудь. А пока, провел краткий инструктаж, перед первым КПП. - Спросят – кто, скажете – обеспечение полетов… - Может не надо рисковать? Подставлять Вас не хочу. - Да ладно, все нормально. На КПП боец вполне удовлетворился этой фразой и ворота открыл. Проехали большой полевой лагерь, со множеством армейских палаток БП -40, военной техники и личного состава. За ним начался асфальт. Мой провожатый свернул налево, к нескольким двух и трехэтажным зданиям, обнесенным забором. Метров за сто до проходной, остановившись у акации, попросил подождать его здесь, в теньке. Вернувшись минут через десять, протянул двухлитровую бутылку с водой. Вот это вообще хорошо, теперь у меня снова полные пять литров. На втором КПП вопросов никто не задавал. За несколько минут мы долетели до треугольной развязки перед бывшим Черноморским. - Ну все, мне туда. – мой новый знакомый махнул в сторону горы Дюрмен. – А Вам прямо, по дороге. Там будет еще одно КПП, но там уже ничего не спросят. - Спасибо Вам. Выручили очень здорово. – протягиваю три сотни. – Это плюс за воду и вообще, за беспокойство. Эх, вот повезло, так повезло – вместо шагомарша по солнышку матрасничал целый день, почти на халяву проехал более 10 километров и разжился водой. Не считая экскурсии по закрытой территории.
![Изображение](http://s1.postimg.org/73tw4myx7/DSC_5642_stitch.jpg) Гора Дюрмен. Картинка никакущая, выложил похвастаться, в каком ядреном месте был.
Настроение ставит высотные рекорды. Солнышко еще высоко, сил немеряно и есть надежда дошагать до Чауды, чтобы снять ныряющее в море солнышко. Под ногами – приличный асфальт, вокруг – прямо таки постапокалиптическое безлюдье. Что еще путешествующему интроверту надо? Я все ждал, когда покажется обещанное КПП, но ничего похожего не было видно. Пару раз мимо проезжали тентованные Камазы, но одинокий рюкзаконосец их экипажи не интересовал.
![Изображение](http://s8.postimg.org/xsvjalxoh/DSC_5647_stitch.jpg) Оставив по левую руку готовые декорации для съемок фильма о сталкерах, выхожу на перемычку высохшего озера Качик. Сейчас это место было просто ровной травянистой низиной, которую оживляли только несколько сотен чаек, прилетевших сюда, наверное, по старой памяти.
![Изображение](http://s29.postimg.org/hrxise9gj/DSC_5650_stitch.jpg)
![Изображение](http://s28.postimg.org/9usdc1p49/DSC_5658_stitch.jpg) Около перемычки на глаза попалась пара колодцев, с восьмиугольным навершием. В надвигавшихся сумерках и издалека принял их за что-то старинное, но подойдя ближе, понял, что колодцы современные, а навершия бетонные. Колодцы были пустыми, если не считать мусора на дне.
![Изображение](http://s9.postimg.org/5qovl9d2z/DSC_5656_stitch.jpg) На другом берегу залива виднелись строения, которые я принял за долгожданный контрольно-пропускной пункт. Но, вскоре понял, что снова ошибся. Классическая воинская часть, заброшенная и зарастающая шиповником и боярышником. Солнце клонилось к горизонту, а дорога уходила за горизонт. Хоть я и развил максимально возможную крейсерскую скорость, но на закат над морем все-таки опаздывал. Далеко впереди показалась очередная порция строений, а справа от них – маяк. В небе догорали последние краски уходящего дня. Так, теперь кажется строения жилые, некоторые окна светятся. Дорога делает крутой поворот вправо и упирается в закрытые ворота с якорями. Вот теперь все по-настоящему. Почти… ибо ворота закрыты наглухо, колючкой, ржавой цепью и замком, и никем не охраняются. Причем, закрыты с моей стороны. Несмотря на остервенелый лай местного двортерьера, выяснять причину нарушения спокойствия никто не спешит. Ладно, как говорил Глеб Жеглов – «у нищих слуг нету», открою себе сам. Точнее, перелезу рядом, сквозь дырку в заборе. Асфальт делает еще один поворот вправо, к самому маяку, и заканчивается. Влево, к обрывам над берегом, ведет едва различимая колея. На путеводную нить она не тянет, поэтому иду к маяку и обхожу его с северо-востока. Навстречу, как мне кажется, прямо от Дюрмена, катит машина. Кажется, встречи с аборигенами не избежать. Ну, что же, посмотрим, «кому какое что». А пока я выхожу к крутоватому спуску, внизу которого обитатели маячного хозяйства устроили что-то вроде лодочной станции. Вставать около маяка, в степи – не хочется, а внизу не видно ровного места под палатку. Темнеет окончательно. Подъезжает машина. Это оказывается не Уазик с патрулем, а мирный Форд Фокус, с молодой парой из подмосковной Балашихи. Надо же, земляки… и где – на богом и людьми забытой Чауде. Оказывается территория мыса Чауда открыта для гражданских лиц и сюда ведет грунтовка, начинающаяся где-то около Яркого. У парня здесь работает дед (правда я не понял , родной или он так называет какого-то старого знакомого), к которому он постоянно приезжает на рыбалку. Теперь вот приехал с женой, показать ей свои места. Ребята удивлены, увидев пешехода в этих краях. Как сказал парень, я вообще первый, кого он здесь увидел. Ну а нам, кабанам что? Лишний повод для гордости – подумалось, но не сказалось. Ребята спрашивают, ел ли я сегодня (неужели я так плохо выгляжу в темноте? ) и предлагают поужинать с ними. Благодарю и отказываюсь. Но, вот если у них есть запас воды, то за литрушку буду им крайне признателен. У меня в планах дойти вдоль берега поближе к Южному, найти спуск и заночевать у воды. То, что идти и искать спуск придется в темноте, не особенно смущает. Что-то я разошелся… расходился сегодня. Запас воды у ребят есть, я дозаправляю пустую бутылку (литр высосал за время тринадцатикилометрового перехода от Дюрмена к Чауде) и снова получаю полный пятилитровый боекомплект. Везет мне на хороших людей в этом походе. Желаем друг-другу удачи и я ухожу в ночь. Наконец-то налобный Лед Лензер начинает отрабатывать по полной отданные за него две с половиной тысячи. Ночью ходить, в общем-то легко и приятно. И дышится легко, и жара не сушит. Яркие звезды освещают путь и уносят мысли далеко за галактические горизонты, от концепции современного естесствознания до прочитанной давным-давно фантастики. Чувствую, что начинаю понимать воспетого на «Чарующем Крыме» легендарного ночнохода Костю Чвилева и не менее легендарную на «мангупском» форуме Юлю – Скарабинго, любительницу походить ночью. Единственно, надо не забывать осматриваться каждые метров тридцать- сорок и стряхивать клещей. Их не просто много, их тьма. Если задеваешь пучок травы, склонившийся над дорогой, то на девяносто процентов цепляешь «пассажира». Обойдя глубокую балку, вдающююся от берега глубоко в степь, я, выбрав наезженную грунтовку влево, вскоре вышел к береговым обрывам. Судя по шуму волн и далеким отблескам воды в лучах фонаря, переведенного на максимально дальний свет, высота обрывов была метров под пятьдесят. Возможности для спуска не находилось абсолютно. Постепенно накрывала общая сильная усталость, и вперед гнало только нежелание делить место ночлега с кровожадными икзодусами. Я успел отшагать километров шесть от маяка, когда впереди забелело какое-то строение, а от дороги к нему отпочковалась хорошо наезженная колея. Перед домиком была свежевыкошенная площадка, от которой в сторону моря шла тропинка. Неужели спуск? Фигу. Метров через двадцать уткнулся в табличку «осторожно ОБРЫВ». Посветив вниз, увидел замусоренный склон градусов за семьдесят. Кажется, здесь местные обитатели решают вопрос утилизации бытовых отходов. Возвращаюсь к площадке. А ну их всех, ночевать буду здесь. Устал. Всякие вопросы будем решать по мере поступления. А поступят они только завтра. Быстро ставлю палатку, накидываю тент, осматриваюсь на предмет наличия кровососов, зажевываю кусок сыровяленой колбасы (не отого, что хочется, а оттого, что надо – сказывается сильная усталость), запиваю сырой водой и отрубаюсь. Если считать от Опука, то прошел я сегодня под тридцатку.
|