Единственным хорошо сохранившимся архитектурным сооружением на территории крепости является купольное здание, которое в настоящее время реставрировано как мечеть. В архитектурных особенностях здания есть много неясного, загадочного, что вызывает споры о его первоначальном назначении и времени создания*.
информация* "Загадки" мечети рассматриваются в рукописях О. Домбровского ("Средневековое купольное здание в Судакской крепости") и С. Хмельницкого ("Соображения касательно "Храма с аркадой"), которые использованы нами при характеристике здания, за что авторы выражают свою признательность обоим искусствоведам.
Стены мечети при помощи гофрированных "парусов" переходят в сферический купол без барабана. Такие сферические купола с "парусами" типичны для зодчества османской Турции, испытавшего сильное влияние византийской архитектуры.
Сложенная из серого известняка мечеть в плане имеет форму прямоугольника со сторонами 14,3 и 13,9 м. К подкупольному пространству здания примыкает удлиняющий две его стороны внутренний притвор. От квадратного в плане помещения притвор отделен тремя стрельчатыми арками. Арки опираются на столбы с капителями, украшенными сталактитовым резным орнаментом. У северо-восточного угла притвора располагался вход в когда-то бывший здесь минарет. Такие встроенные в угол внутренние минареты не характерны для турецкой архитектуры.
С восточной стороны здания располагалась открытая галерея – портик. Впоследствии часть этой галереи была превращена в закрытое помещение. Арочным оформлением мечети объясняется еще одно ее название – "Храм с аркадой". Аркада, как полагает архитектор С. Хмельницкий, не была равночленной. За левым столбом входа виден другой, пониже. Над ним просматривается основание арки. Таким образом, можно предположить, что арка входных сеней опиралась на более высокие столбы и, следовательно, аркада была неравновысокой.
В южной стене мечети находится мусульманская культовая ниша – михраб. В михрабе и в расположении входа в мечеть выявляется ряд архитектурных несоответствий, на что указывают и О. Домбровский и С. Хмельницкий. Неясно, например, почему высота михраба снаружи намного превышает его внутреннюю высоту, почему без видимой конструктивной необходимости он выдвинут вперед, чем вызваны противоречия в его архитектурном оформлении и т. д.
Над михрабом на каменной плите высечена генуэзская надпись. В свое время исследователь В. Н. Юргевич перевел ее так: "Во имя Христа, аминь. 1423 года, в четвертый день января эту постройку велел сделать... консул Талано Кристиано Мондиано". Позже, в другой статье В. Юргевич предпринял попытку пересмотреть это прочтение надписи: "...пользуясь ныне лучшим освещением, я нашел, что в первом чтении было неверно... Надпись переводится: "Во имя Христа, аминь... года в день 4 января эту постройку соорудил господин Р. Каталано, да хранит его Христос". Полустертая дата надписи определялась исследователями также по-разному: и 1373, и 1423, и 1473 г. При столь значительных разночтениях надпись нуждается в дальнейшем изучении.
Вызывает споры и фрагмент фрески, сохранившийся на западной пилястре (выступ в стене в виде части колонны) внутренней аркады здания. Этот фрагмент росписи обнажился в результате отслаивания штукатурки в 1958 г. На светлосером фоне вырисовывается фигура в красноватом облачении с покрытой головой. По мнению О. Домбровского, это мужская фигура, изображающая святого с нимбом над головой. Так как нижняя часть лица не сохранилась, то высказывается и другое предположение о том, что на фреске изображена женщина*.
информация* К сожалению, другие остатки фресковой живописи, имевшейся в капеллах Консульского замка и Дозорной башни, а также в храме Двенадцати апостолов, к настоящему времени исчезли из-за многолетней запущенности памятников Судакской крепости.
Наиболее важные архитектурные узлы здания – своды, колонны, углы и наличники окон – выполнены из цельных тщательно обработанных блоков. Капители колонн, наличники дверей и окна, сталактитовое навершие михраба украшены резным орнаментом. Орнамент интерьера чаще всего в литературе определяется как сельджукский, однако есть мнение, что его не следует обязательно связывать с пребыванием в Суроже турок-сельджуков в 20-е годы XIII в. Этот стиль вообще характерен для архитектуры и орнаментики ряда средневековых памятников Крыма, которые по своему местоположению исключают присутствие там сельджуков. С. Хмельницкий полагает, что орнаментика мечети выдержана частично в стиле турецкой архитектуры XV-XVI вв., а частично – армянской, с неясной датировкой. Как бы то ни было, в орнаментах чувствуется местная традиция резьбы по камню.
Здание, безусловно, неоднократно перестраивалось в течение своего длительного существования. Характер кладки, ровная отеска, разные растворы указывают по крайней мере на четыре строительных периода в истории мечети.
Существует три точки зрения по вопросу о первоначальном назначении купольного здания. Начиная с А. Л. Бертье-Делагарда, ряд ученых придерживается той точки зрения, что здание строилось как мечеть. По сообщению М. А. Фронджуло, проведенные им раскопки у основания стен здания и вблизи него подтвердили это предположение. Время возведения мечети указывается разное: 20-е годы XIII в., начало второй половины XIV в. и даже более позднее.
Имеется мнение, что вначале здание представляло собой православный храм, который только позже, после захвата Судака турками-сельджуками был перестроен в мечеть. И наконец, О. Домбровский утверждает, что здание было построено генуэзцами в XV в. как консульская присутственная зала, ибо замок консула представлял военную цитадель и не имел помещений для парадных приемов.
Источник